Содержание
1. Место дисциплины в учебном процессе……………………………4
2.Цели и задачи дисциплины…………………………………………..4
3. Требования по уровню освоения содержания дисциплины ……….4
4. Связь с другими дисциплинами……………………………………..5
5. Объем дисциплины и виды учебной практики……………………..5
6. Содержание дисциплины……………………………………………6
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………17
7.1. Рекомендуемая литература……………………………………..17
7.2.Методические указания студентам по изучению данной дисциплины……………………………………………………………17
8. Организация итоговой аттестации…………………………………21
8.1. Перечень вопросов к экзамену ……………………………22
9. Методические рекомендации преподавателям по организации
изучения дисциплины…………………………………………………24
1. Место дисциплины в учебном процессе
Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области экономического анализа по вопросам:
-обоснования основных направлений анализа, последовательности и взаимосвязи их проведения;
-использования экономического анализа как метода обоснования бизнес-плана;
-анализа технико-организационного уровня производства и обоснования тенденций его развития;
-анализа результатов деятельности организации;
-анализа и оценки производственного потенциала организации и его использования;
-оценки финансового состояния организации.
2. Цель и задачи дисциплины
Целью дисциплины «Теория экономического анализа» является раскрытие сущности экономического анализа как основного метода исследования экономических явлений, метода обоснования экономических решений на всех уровнях руководства экономикой, освоение новых методов экономического анализа, представление о взаимосвязи экономического анализа с другими экономическими науками.
Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области бухгалтерского экономического анализа по вопросам:
- использование методов и приемов экономического анализа в исследовании экономических процессов и явлений;
-взаимосвязи экономического анализа с другими экономическими науками;
-предмета экономического анализа;
-основных методик экономического анализа;
-использование анализа как информационно –образующего процесса:
- применения основных методов экономического анализа при обосновании управленческих решений;
- освоение рейтинговых методик анализа.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- предмет экономического анализа;
- основные методы экономического анализа;
- направления, виды экономического анализа и области их применения;
- методики экономического анализа, включая их целевую направленность, последовательность анализа, систему методов, формирование итоговых документов;
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
- обосновать направления анализа, выбрать его целевую направленность и основные факторы для изучения явления и процесса;
- применять методы экономического анализа к изучению экономических явлений и процессов;
- формировать системно-ориентированную информационную базу;
- сформулировать предложения по оценке и вероятностным вариантам изменения изучаемого процесса.
4. Связь с другими дисциплинами
Программа дисциплины «Теория экономического анализа» предполагает знание студентами таких дисциплин, как «Экономика предприятия», «Статистика», «Бухгалтерский учет», «Финансы предприятий», и знания, полученные студентами при изучении данной дисциплины, должны использоваться в курсах «Финансовый менеджмент» «Аудит».
Изучение дисциплины включает лекционный курс, семинарские занятия и выполнение самостоятельных контрольных работ по отдельным направлениям экономического анализа.
5. Объем дисциплины и виды учебной практики
Очное обучение
Вид учебной работы | Всего часов | Распределение по семестрам |
6 сем. | ||
1. Общая трудоемкость дисциплины | ||
2. Аудиторные занятия в том числе: | ||
2.1 Лекции | ||
2.2 Семинарские занятия | ||
2.3 Практические занятия | - | - |
3. Самостоятельная работа | ||
4. Курсовая работа | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Вид итогового контроля | экзамен | экзамен |
Заочное обучение
Вид учебной работы | Всего часов | Распределение по семестрам |
8 сем. | ||
1. Общая трудоемкость дисциплины | ||
2. Аудиторные занятия в том числе: | ||
2.1 Лекции | ||
2.2 Семинарские занятия | ||
2.3 Практические занятия | - | - |
3. Самостоятельная работа | ||
4. Курсовая работа | ||
Другие виды самостоятельной работы | - | - |
Вид итогового контроля | экзамен | экзамен |
6. Содержание дисциплины.
6.1 Разделы дисциплины и виды занятий
№ пп | Раздел дисциплины | Очное обучение | Заочное обучение | ||||
Л | ПЗ | СРС | Л | ПЗ | СРС | ||
Научные основы экономического анализа | - | - | |||||
Методология и методика экономического анализа | |||||||
Организация экономического анализа | |||||||
Информационная база экономического анализа | 0,5 | - | |||||
Типология видов экономического анализа | 0,5 | - | |||||
Экономико-математические методы экономического анализа | 0,5 | - | |||||
Применение экономико-математических методов в анализе | - | ||||||
Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности | - | - | |||||
Методика анализа основных показателей производственно-финансовой деятельности | 0,5 | ||||||
Современные концепции экономического анализа | - | - | - | ||||
Особенности анализа в организациях разных отраслей производства, форм собственности и организационно- правовых форм | - | - | |||||
Итого: |
6.2. Содержание разделов (тем) дисциплины.
Самостоятельная работа (очная форма - 4 час, заочная – 6 час.)
1. Экономический анализ как система знаний: предмет, объект, задачи науки.
2. История развития бухгалтерского учета и экономического анализа.
3. Характеристика основных исторических периодов.
4. Особенности развития экономического анализа в России.
5. Сравнительная характеристика этапов развития и сущности экономического анализа в различных странах.
Самостоятельная работа (очная форма - 4 час, заочная – 8 час.)
1. Характеристика динамического метода, методов индукции и дедукции, методов абстракции и моделирования в экономическом анализе.
2. Статистические методы и их характеристика.
3. Системный подход в экономическом анализе.
4. Характеристика этапов системного анализа.
Самостоятельная работа (очная форма - 4 час., заочная – 8 час.)
1. Организация аналитической работы.
2. Этапы аналитической работы анализа и их характеристика.
3. Автоматизация аналитической работы.
4. Обзор программных продуктов, применяемых в экономическом анализе
Самостоятельное изучение тем (очная форма - 4 час., заочная – 6 час.)
1. Источники экономической информации.
2. Подготовка исходных данных и приведение показателей в сопоставимый вид.
3. Законодательно – нормативная база анализа.
4. Правовые аспекты экономического анализа.
5. Состав и структура бухгалтерской отчетности, общие и специализированные формы для сельскохозяйственных предприятий.
6. О совершенствовании форм отчетности.
Самостоятельное изучение тем (очная форма – 4 час., заочная – 6 час)
1. Современные направления в совершенствовании методик экономического анализа.
2. Российский и зарубежный опыт.
3. Сметное планирование (бюджетирование) как инструмент экономического анализа.
4. Бизнес – планирование и экономический анализ.
Тема 6. Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности.
Классификация экономико-математических методов анализа хозяйственной деятельности.
Экономико-математическое моделирование как способ изучения хозяйственной деятельности. Стохастическое моделирование и анализ факторных систем хозяйственной деятельности.
Детерминированное моделирование и анализ факторных систем хозяйственной деятельности.
Методы анализа количественного влияния факторов на изменение результативного показателя. Дифференцирование, индексный метод, метод цепных подстановок, интегральный метод факторного анализа. Математические методы комплексной оценки хозяйственной деятельности. Рейтинговые методы анализа.
Самостоятельная работа (очная форма – 6 час., заочная - 8 час.)
1. Общая характеристика экономико – математических методов анализа.
2. Методы стохастического факторного анализа.
3. Методы структурного анализа.
4. Эвристические методы анализа.
5. Функционально – стоимостной анализ: сущность, этапы и особенности применения.
Самостоятельное изучение тем (очная форма - 6 час., заочная - 8 час.)
1.Методы математической статистики
2.Эконометрические методы.
3.Методы математического программирования.
4. Методы исследования операций
Самостоятельное изучение тем (очная форма – 6 час., заочная – 8 час.)
1. Сущность и понятие системы комплексного экономического анализа.
2. Понятие «фактор» и его характеристика.
3. Классификация факторов.
4. Понятие и виды резервов.
5. Источники и условия мобилизации резервов.
6. Принципы и методы выявления резервов.
7. Организация мобилизации резервов производства.
Самостоятельное изучение тем (очная форма - 6 час., заочная – 8 час.)
1. Система показателей в экономическом анализе.
2. Показатели финансовых результатов деятельности предприятия.
3. Показатели, характеризующие экономическое состояние предприятия (специализация, концентрация, качество продукции, производственные мощности).
4. Показатели использования ресурсов предприятия.
5. Показатели эффективности производства.
Самостоятельное изучение (очная форма – 4 час., заочная - 8 час.)
1. Понятие комплексности экономического анализа и этапы комплексного анализа.
2. Концепция анализа технико – организационного уровня производства.
3. Концепция и методология анализа использования производственных ресурсов.
4. Концепция и методология анализа финансового состояния предприятия.
5. Оценка интенсификации и эффективности производства.
6. Система «директ - костинг» и ее применение в экономическом анализе.
Самостоятельная работа (очная форма – 4 час., заочная - 10 час.)
1. Маркетинговый анализ, его особенности и направления.
2. Деловая активность предприятия и доходность капитала как концепция наращивания капитала.
3. Концепция предпринимательского риска, показатели и методы оценки.
4. Концепция денежных потоков, методы контроля и анализа.
5. Концепция экономического роста, его факторы и ограничения.
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины
Наименование | Назначение (виды занятий, № раздела) |
1. Методическое указание к семинарским и практическим занятиям и самостоятельной работе студентов очного обучения / Никитина А.А. – 2013 г.- 28 с. 2. Методические указания к семинарским и практическим занятиям и задания к самостоятельной работе студентов заочного обучения / Никитина А.А. – 2013 г.- 32 с. | Семинарские и практические занятия, самостоятельная работа по всем разделам |
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1 .Рекомендуемая литература.
а) основной список
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: «Финансы и статистика», 2006.- 414 с.
2. Завьялова А.Н. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 224 с.
3. Теория экономического анализа: Учебное пособие / Е.Б. Герасимова, В.И. Бариленко, Т.В. Петрусевич. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2012. - 368 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). ISBN 978-5-91134-671-3. - Режим доступа: http://znanium.com
4. Любушин, Н. П. Экономический анализ [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит» / Н. П. Любушин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 575 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-01745-7. - Режим доступа: http://znanium.com
5. Любушин, Н. П. Экономический анализ. Контрольно-тестирующий комплекс [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит» / Н. П. Любушин, Н. Э. Бабичева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 159 с. - ISBN 978-5-238-01242-1. - Режим доступа: http://znanium.com
6. Любушин, Н. П. Экономический анализ [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080105 «Финансы и кредит» / Н. П. Любушин. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 423 с. - ISBN 5-238-01126-1. - Режим доступа: http://znanium.com
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК, Минск «Экоперспектива», 2007. - 730 с.
б) дополнительный список
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 560 с.
9. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Экономический анализ: ситуации тесты, примеры, задачи. –М.: Финансы и статистика, 2001. – 656с.
10. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Инфра. – 2000. – 128 с.
11. Экономический анализ. Под ред. Гиляровской А.В. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 347 с.
12. Зимин Н.Е. Технико-экономический анализ деятельности предприятий АПК. – М.: Колос, 2007. – 256 с.
13. Любушин Н.Т. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: «Юнити», 2000.- 450 с.
14. Басовский Л.Е. , Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Инфра – М, 2004. – 366 с.
7.2.Методические указания студентам по изучению дисциплины
Методика изучения дисциплины «Теория экономического анализа» предполагает активную работу на семинарских занятиях в рамках учебного процесса, а также самостоятельную работу студентов.
Семинарские занятия.
Семинар – особая форма учебных - теоретических занятий, которая служит дополнением к лекционному курсу и составляют важную часть теоретической и профессиональной подготовки студентов. Семинары способствуют выработке у студентов самостоятельной активности, умения работать с литературой, творчески мыслить.
Семинар посвящается детальному изучению отдельной темы и проводится в каждой студенческой группе отдельно.
Цель семинарских занятий – формирование профессиональных и учебных знаний у студентов, необходимых в последующей учебной деятельности по общеобразовательным и специальным дисциплинам.
Семинарские занятия направлены на:
- обобщение, систематизацию и углубление полученных теоретических знаний по отдельным тема дисциплины;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
-выработку при решении поставленных задач таких качеств, как самостоятельность, ответственность, творческая инициатива.
Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарских занятий и литературой, рекомендуемой для изучения темы.
Главным источником знаний на семинаре являются учебники, учебная, справочная, периодическая литература, а также лекционные конспекты, составленные студентами в ходе объяснения темы.
При подготовке к семинарскому занятию студенту необходимо изучить рекомендуемую литературу, делая при этом конспект прочитанного или выписки, необходимые для обсуждения на семинаре.
Основная форма работы на семинаре – коллективное обсуждение ключевых вопросов по предложенным темам. Семинарское занятие проводится в аудитории.
Участие студентов в обсуждении вопросов на семинарских занятиях оценивается по пятибалльной системе. Оценки выставляются в журнал учебных занятий.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа – это планируемая учебная и научная работа студента, выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим руководством, но без его непосредственного участия
Цели самостоятельной работы:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию, специальную литературу.
- развитие познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности , ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей, к саморазвитию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
Видами самостоятельной работы по дисциплине «Теория экономического анализа» является самостоятельное изучение предлагаемых тем в форме конспектирования и выполнения курсовой работы студентами очной формы обучения.
При составлении конспекта можно воспользоваться следующими рекомендациями:
- читая изучаемый материал впервые, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяя главные мысли, выводы;
- составляя план конспекта, сформулируйте его пункты ,подпункты, определив, что именно необходимо раскрыть в каждом из них.;
- наиболее важные положения изучаемого материала ( тезисы) кратко и последовательно излагайте своими словами или приводите виде цитат;
- включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их доводы, примеры (кратко);
- для наглядности конспекта применяйте разнообразные способы выделения, подчеркивании ручками разного цвета.
Для облегчения работы студента темы для самостоятельного изучения предлагаются с планом. Если в ходе работы студент найдет материал, выходящий за рамки предложного плана, но отражающий сущность изучаемой темы, то план может быть дополнен.
Конспектирование осуществляется в тетради, которая проверяется преподавателем после изучения каждого раздела дисциплины. Вопросы для самостоятельного изучения включаются в перечень экзаменационных вопросов.
Формами контроля результатов самостоятельной работы является проверка конспектов тем, которая осуществляется после изучения каждого раздела дисциплины.
Тематика курсовых работ
1 Анализ производства и реализации продукции на примере промышленного предприятия
2. Анализ основных фондов предприятия на примере промышленного предприятия.
3. Анализ основных фондов предприятия на примере торгового предприятия.
4. Анализ основных фондов предприятия на примере строительной организации.
5. Анализ трудовых ресурсов на примере промышленного предприятия.
6. Анализ трудовых ресурсов на примере торгового предприятия.
7. Анализ трудовых ресурсов на примере строительной организации.
8. Анализ финансовых ресурсов на примере промышленного предприятия.
9.Анализ финансовых ресурсов на примере торгового предприятия.
10. Анализ финансовых ресурсов на примере строительной организации.
11. Анализ финансового состояния промышленного предприятия.
12. Анализ финансового состояния строительной организации.
13. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности строительной организации.
14 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности торгового предприятия.
15 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности промышленного предприятия.
16. Анализ себестоимости продукции промышленного предприятия.
17. Анализ производственных запасов промышленного предприятия.
18 . Анализ производственных запасов торгового предприятия
19. Анализ производственных запасов строительной организации
20. Анализ использования прибыли промышленного предприятия.
21. Анализ использования прибыли торгового предприятия.
22. Анализ использования прибыли строительной организации.
23. Анализ фонда оплаты труда промышленного предприятия.
24. Анализ фонда оплаты труда торгового предприятия.
25. Анализ фонда оплаты труда строительной организации.
26. Анализ производительности труда промышленного предприятия.
27. Анализ производительности труда торгового предприятия.
28. Анализ производительности труда строительной организации.
29. Анализ денежных потоков.
30. Анализ оборота ресурсов предприятия.
3.2 Требования по содержанию и оформлению курсовой работы
Определив тему курсовой работы, необходимо составить план ее выполнения. Курсовая работа должна состоять из следующих разделов:
Введение
1 Теоретические основы анализа (по теме исследования)
2 Аналитическая часть (по названию темы курсовой работы)
2.1 Анализ состояния проблемы (по теме)
2.2 Анализ влияния основных факторов на изучаемую проблему
2.3 Пути и резервы повышения эффективности
Заключение
Библиографический список
Во введении (объемом 2-3 стр.) изучая труды ведущих ученых-экономистов, решений и постановлений правительства и законов Российской Федерации и Республики Башкортостан необходимо изложить актуальность темы, ее научно-проблемное значение в условиях рыночной экономики. Здесь же излагается цель, задачи и методика выполнения курсовой работы.
В разделе 1 излагаются точки зрения ученых-экономистов, опубликованных в печати наиболее значимых работ (научных трудов, монографий, брошюр, статей и т.д.), излагая свои мнения по обсуждаемым вопросам. Студент может полемизировать с авторами работ, ссылаясь на труды других авторитетных исследователей или на свои экспериментальные данные. Здесь целесообразно осветить историю изучаемого вопроса, разработанность проблемы, данные науки, передового опыта, как в стране, так и за рубежом, а также показать роль и значение дальнейшего его изучения и исследования. Рассмотрев и сопоставив взгляды на проблему различных авторов, студент формулирует и дает обоснование своих взглядов по обсуждаемым в них вопросам.
В разделе 2.1 следует изучить динамику и современное состояние проблемы в данном объекте исследования.
Для обоснования выводов, данные по объекту исследования, должны быть сопоставлены с соответствующими показателями передового хозяйства организации, со средними данными по району. Анализ отчетных материалов должны быть выполнены в сопоставлении с соответствующими показателями плана социально-экономического развития организации.
В разделе 2.2 применяя приемы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, индексного анализа и др. следует определить влияние основных факторов на изучаемую проблему, раскрыть характер и причины их изменения. При этом особое внимание следует уделить изучению и изложению деятельности внутрихозяйственных подразделений и передового опыта.
В разделе 2.3 следует определить пути и подсчитать резервы по изучаемым вопросам и проблемам, широко используя наряду с расчетно-конструктивными, балансовыми методами и экономико-математические методы, программные продукты «Project – Expert 6», «Audit Expert» и др. Изложение раздела 2 в целом должно составлять объем 2-25 страниц.
В заключении (объемом 2-3 стр.) излагаются основные выводы, сформулированные в ходе исследования и конкретные предложения, подтвержденные расчетами.
Библиографический список должен включать 15-20 наименований отечественных и зарубежных публикаций.
Общий объем курсовой работы должен составлять 30-50 страниц машинописного текста.
В качестве источников цифровых данных следует использовать годовые отчеты, планы социально-экономического развития организации и его внутрихозяйственных подразделений, данные бухгалтерского учета и статистической отчетности, нормативные материалы, разработанные в данном предприятии.
3.3 Порядок оформления курсовой работы
Курсовая работа оформляется в виде рукописи, выполненной на стандартных листках размером 210х297 мм, написанных без сокращения слов, проиллюстрированных таблицами, в соответствии с требованиями стандарта организации.
Текст размещают на одной стороне листа оставляя поля: слева - 30 мм, справа - 10 мм, сверху - 20 мм и снизу – 20 мм. Наименование глав и разделов курсовой работы записывают в виде заголовок прописными буквами. Переносы слов в заголовках не допускается, точку в конце заголовка не ставят. Расстояние между заголовком и последующим текстом оставляет 15 мм. Каждую главу рекомендуется начинать с новой страницы.
Все страницы курсовой работы последовательно нумеруют арабскими цифрами, указывая их в правом верхнем углу листа. Нумерации страниц должна быть сквозная от титульного листа до последнего приложения, включая таблицы и иллюстрации, расположенные на отдельных страницах.
На титульном листе (первой странице) указывают тему курсовой работы и название сельскохозяйственного организации, также района и республики, где оно расположено. На втором листе (странице) приводят индивидуальное задание на разработку курсовой работы. На третьем листе (странице) приводят оглавление курсовой работы: введение, наименование разделов и подразделов в соответствии с методическими указаниями по каждой теме курсовой работы, заключение, библиографический список с проставленными страницами. Наименование разделов и их подразделов в содержании курсовой работы должны точно повторять перечень вопросов, предусмотренных оглавлением работы. На последней странице студент ставит свою подпись и дату окончания выполнения работы.
По результатам обработки цифровых данных составляются таблицы, каждая из которых должна иметь название, соответствующее ее содержанию. Справа от названия таблицы, пишут слово «Таблица» и порядковый номер. При этом знак «№» не ставится. Примечания к таблице размещают непосредственно под ней. Нумеруют таблицы в пределах каждого раздела двумя арабскими цифрами (аналогично нумерации подразделов), первая показывает номер раздела, вторая – номер таблицы. Допускается также сквозная последовательность нумерации в пределах всей курсовой работы до приложений, которые нумеруется отдельно. Таблицы, как правило, не должны быть громоздкими, так как это затрудняет анализ приведенных в таблице данных. При большом количестве цифровых данных по какому-то вопросу целесообразно составить 2-3 таблицы и проанализировать их. Единицы измерения необходимо указывать в соответствии с государственными стандартами и другими общепринятыми правилами. Например, принято называть вес массой, привес животного - приростом живой массы. Единицы измерения массы обозначают сокращенно так: грамм - г, килограмм - кг, тонна - т; единицы времени: секунда - с, минута - мин, час - ч; единицы длины: миллиметр - мм, сантиметр - см, метр - м, километр - км; единицы площади: квадратный метр – м2, гектар - га; единицы объема: кубический метр – м3; скорости: метр в секунду - м/с, километр в час - км/ч; затрат труда: человеко-час – чел-ч; человеко-день - чел.-дн. После таких сокращений точку не ставят. Денежные единицы измерения обозначают с точкой: коп., руб.
Дробные числа в таблицах приводят в графах в виде десятичных дробей, причем числовые значения в пределах одной графы должны иметь одинаковое количество десятичных знаков.
Сокращение слов в заголовках разделов, подразделов, таблиц, приложений, а также в тексте курсовой работы возможно лишь в том случае, когда установлено соответствующим стандартом, например: и так далее - и т. д.; год /годы/ - г. /гг./; тысячи, миллионы, миллиарды - тыс., млн., млрд. В курсовой работе можно использовать и узкоспециализированные сокращения. В таких случаях необходимо один раз детально расшифровать, а в последующем их не повторять. Например, НПО (научно-производственное объединение).
Каждое приложение в курсовой работе имеет тематический заголовок, а выше его, в правом углу, указывают «Приложение А», «Приложение Б» и т.п.
Библиографический список располагают и нумеруют в следующей последовательности: законодательные материалы Правительства Российской Федерации и Республики Башкортостан, тематические сборники документов их правительств, выступления государственных деятелей, далее в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавиям книг, изданных под общей редакцией, названиям документов, опубликованных без указания авторов, и отчетов о научно-исследовательской работе. Сведения о литературных источниках должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги (брошюры), место издательства, год выпуска и страницы, на которых расположен использованный материал.
При включении в библиографический список статей из периодических изданий (журнала, сборника трудов и т.д.) приводят следующие данные; фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания, год выпуска, том и номер издания, страницы, на которых помещена статья.
В тексте курсовой работы следует делать ссылки на работы, из которых заимствован материал или цитаты (после нее указывают в квадратных скобках номер, под которым эта работа приведена в библиографический список и страница, на которую сделана ссылка).
Законченная курсовая работа представляется для проверки не позднее, чем за две недели до защиты. После проверки преподавателем работа возвращается студенту вместе с рецензией (заключением) на нее. Студент обязан учесть все замечания и предложения преподавателя, изложенные в рецензии и доработать до защиты. При низком качестве выполненной работы и небрежном оформлении курсовая работа возвращается студенту на доработку с отметкой в рецензии и на обложке «К защите не допускается». В этом случае она дорабатывается студентом с учетом замечаний и предложений рецензента и представляется на повторную проверку.
Защита курсовой работы проводится в сроки, определяемые индивидуальным графиком, работа оценивается по пяти бальной системе, причем критерием для оценки является полнота, содержание и обоснованность заключения, подтвержденных расчетами и их защита.
Вопросы к экзамену
1. Экономический анализ, его сущность, понятие и направления.
2. Место и роль экономического анализа.
3. Этапы развития экономического анализа и его современный уровень.
4. Предмет экономического анализа, условия, определившие его выделение в самостоятельную отрасль знаний.
5. Связь экономического анализа с другими науками.
6. Цели и задачи экономического анализа.
7. Характеристика содержания экономического анализа, исходя из конкретных производственных задач.
8. Общее понятие и принципы метода любой науки.
9. Определение метода экономического анализа.
10. Особенности метода экономического анализа, его характерные черты.
11. Система показателей и факторов, используемых в экономическом анализе.
12. Понятие методики экономического анализа, ее особенности и взаимосвязь с методом экономического анализа.
13. Приемы, используемые для качественной характеристики и общей оценки объекта.
14. Приемы, используемые для измерения влияния факторов на результативный показатель.
15. Приемы обобщающей оценки результатов аналитического исследования.
16. Классификация экономико-математических методов и основные направления их использования в экономическом анализе.
17. Понятие и классификация эвристических методов.
18. Методы ненаправленного упорядоченного поиска решений.
19. Методы направленного поиска решений.
20. Понятие резервов повышения эффективности производства.
21. Классификация хозяйственных резервов.
22. Принципы системы поиска хозяйственных резервов.
23. Методы определения величины хозяйственных резервов.
24. Текущий анализ.
25. Оперативный анализ.
26. Перспективный анализ.
27. Функционально-стоимостной анализ.
28. Прием сравнения.
29. Прием группировки.
30. Прием детализации.
31. Прием оценки соотношений пропорций роста.
32. Графический способ представления информации.
33. Способ табличного отражения аналитических данных.
34. Функциональная (детерминированная) зависимость.
35. Вероятностная (стохастическая) зависимость.
36. Недостатки использования детерминированных зависимостей.
37. Виды детерминированной формы связи.
38. Балансовый прием.
39. Прием цепных подстановок.
40. Прием абсолютных разностей.
41. Прием относительных разностей.
42. Интегральный метод.
43. Прием долевого участия.
44. Приемы детерминированной обобщающей оценки.
45. Метод сумм.
46. Метод суммы мест.
47. Метод расстояний.
48. Методы стохастической комплексной оценки.
49. Методы математической статистики и математического программирования.
50. Концепция предпринимательского риска
51. Концепция анализа денежных потоков
52. Концепция маржинального анализа
53. Источники экономической информации
54. Организация экономического анализа: этапы работы, законодательно – нормативная база и оформление результатов анализа.
55. Функционально стоимостной анализ: сущность, приемы и этапы.
56. Концепция и методология анализа финансового состояния.
57. Эффект – затраты как комплексный метод оценки и обоснования управленческих решений.
58. Современные программные продукты, используемые для целей экономического анализа.
59. Концепция анализа технико – организационного уровня производства.
60. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.
9. Методические рекомендации преподавателям по организации изучения дисциплины
Преподаватель должен строить свою профессиональную деятельность в ВУЗе с учетом психогигиены труда; построить отношения преподаватель - студент с учетом своеобразия личности студента; повышать свой профессионализм. Преподаватель при первом знакомстве со студентами должен учитывать, что профессиональные и нравственные черты личности лектора, которые должны включать в себя следующее:
- знание предмета преподавания, учитывать междисциплинарные связи в лекции, что может заинтересовать и расширить знания и мировоззрение студентов; например, при подаче теоретических знаний пр
Дата: 2016-10-02, просмотров: 175.