Экономический рост есть составляющая экономического развития. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях или ухудшения условий жизни. Такой рост или неустойчив, или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом.
Под экономическим ростомпонимается долговременное устойчивое увеличение масштабов экономики, то есть процесс поступательного возрастания ВНП, ВВП или НД - как абсолютно, так и на душу населения. Он выражается непосредственно в количественном увеличении ВВП и его составляющих. Соответственно, для измерения экономического роста используются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу населения.
Основными факторами, которые могли бы обеспечить потенциальный рост, являются:
• увеличение ресурсов- природных ресурсов , а также труда и капитала;
• увеличение эффективности, с которой используется эти ресурсы посредством технологического прогресса, повышения квалификации рабочей силы или улучшения организации производства.
Третий фактор - технологический прогресс. Наконец, сама продуктивность может быть вызвана размером экономики или поведением экономических агентов.
Планирование государственных расходов и их оптимизация. Система государственного бюджета и проблема совершенствования межбюджетных отношений.
Бюджетная политика — регулирование уровня государственных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень экономической активности, поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики.
Бюджетная политика — это политика государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов. Государственный бюджет есть концентрированное выражение экономической политики.
Бюджетная система — совокупность бюджетов всех уровней государственной власти, порядок их разработки, методы формирования доходной части, порядок формирования расходной части. Главным принципом формирования государственного бюджета в рыночных условиях является подход к его построению на основе категории общественных благ, которые предоставляются государством налогоплательщикам.
Основу бюджетной системы страны формируют государственный бюджет и консолидированный бюджет.
Государственный бюджет — годовая роспись доходов и расходов правительства. Это важнейшее средство государственных органов по проведению активной экономической политики.
Консолидированный бюджет - годовая роспись всех государственных доходов и расходов, включая как государственный уровень, так и уровень субъектов РК, а также муниципальных образований. Он отражает возможности и направления воздействия федерального правительства и администрации субъектов РК при проведении экономической политики в стране.
Структура государственного бюджета отражает структуру бюджетных доходов и бюджетных расходов.
Бюджетные доходы - поступления в государственную казну. Они формируются за счет налоговых и неналоговых бюджетных поступлений. Налоговые поступления - различные виды обязательных налогов и сборов с населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления в бюджет - поступления от использования государственной собственности и государственного имущества, от внешнеэкономической деятельности, от приватизации государственного имущества, от государственных займов и пр.
Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые и нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на погашение государственного долга и пр. функции бюджетных расходов.
K основным функциям бюджетных расходов относятся: политические, социальные и хозяйственные.
Политические функции состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают в себя такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность, поддержка СМИ и пр.
Социальные функции состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных доходных групп, поддержке отраслям, оказывающим социальные услуги (здравоохранению, образованию, культуре и пр.).
Экономические функции состоят в:
• формировании конкурентной рыночной среды в экономике страны посредством проведения антимонопольных мероприятий, поддержки малого и венчурного предпринимательства;
• структурной перестройке экономики путем поддержки отдельных отраслей, имеющих наиболее важное значение;
• содействии выходу отечественных производителей на внешний рынок;
• выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.
51.Концепция активного государственного регулирования.Согласно концепциинеобходимо не уменьшать роль и влияние государства в процессе рыночных преобразований, а, наоборот, усиливать это влияние. Приоритетной становится государственная политика активной структурной перестройки и стимулирования производства. При этом предлагается в первую очередь использовать рычаги бюджетного, налогового и денежно-кредитного регулирования. Целенаправленное же сдерживание падения реальных доходов населения должно не только не допустить социальной и экономической деградации значительной части трудящихся, но и обеспечить потребительский спрос. В налоговой сфере предлагается постепенный перенос центра тяжести с производства на сферу обращения. Считается необходимым ввести жесткий контроль за ценами на продукцию естественных монополий, установить пределы повышения цен для посредников, осуществлять прогрессивное налогообложение доходов, идущих не на инвестиции, и т.д.Предлагается практика выделения и активной поддержки тех секторов экономики, которые могли бы послужить “локомотивами” вывода экономики из кризиса и (или) основой прогрессивных структурных сдвигов в будущем. Во внешнеэкономической сфере центральной определяется задача защиты отечественных производителей и повышения их конкурентоспособности на мировых рынках.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 198.