Экономические функции государства и особенности его функционирования в условиях транзитной экономики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:

· повышение благосостояния и качества жизни населения;

· обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;

· развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;

· улучшение экологической ситуации в регионах.

К важнейшим экономическим функциям государства относятся:

· формирование эффективной экономической политики государства,

· регулирование кредитно-денежной системы страны;

· защита и охрана всех видов собственности;

· формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;

· помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедно­сти в социальное бедствие и причину политических конфликтов;

· регулирование трудовых отношений в стране;

· охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;

· контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в международных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую эконо­мику;

· регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;

· сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.

 

 

14. Необходимость и обоснование структурной политики государства.

Структурная политика (СП) - это совокупность мер государства, оказывающих воздействие на структуру, пропорции экономики. В широком смысле – воздействие на отраслевые и территориальные пропорции, в узком плане – воздействие государства на отраслевые и межотраслевые пропорции.

СП как самостоятельный вид государственной политики, начинает осуществляться с 1960-х г.г. в развитых странах.

Цели СП:

- стимулирование НТП;

- повышение конкурентоспособности на мировом рынке;

- решение определенных социальных проблем, связанных со структурными изменениями в экономике (в депрессивных регионах и т.п.).

Факторы, определяющие необходимость политики (активизирующие) роль государства:

- необходимость ускорения научно-технического прогресса в целом и в отраслях, определяющих национальную безопасность страны;

- обеспечение конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке;

- необходимость выхода из структурных кризисов (энергетический, продовольст-й и т.п.);

- необходимость выхода из экстремальных экономических событий.

 

15. Формирование и методы осуществления государственной политики в регионального развития (областей, городов, районов).

Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

Методы проведения региональной политики:

— выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;

— «реанимация» депрессивных районов;

— «стимулирующая» политика;

— «компенсирующая» политика.

Элементы региональной политики: Налоговая ,Бюджетная политика ,Ценовая политика, Инвестиционная политика ,Структурная политика ,Социальная политика, Институциональная политика. К основным инструментам, которые оформляются документально, регламентирующим территориальное развитие экономики, относятся: генеральная схема развития и размещения производительных сил страны; схемы размещения и развития отдельных отраслей, схемы районной планировки.

Объекты государственного регулирования. Субъекты государственного регулирования, их социально- экономические и хозяйственные интересы.

Субъектами государственного регулирования являются:

носители;

выразители;

исполнители хозяйственных интересов.

К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам.

Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.

К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк.

Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем. Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 244.