Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:
· повышение благосостояния и качества жизни населения;
· обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;
· развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;
· улучшение экологической ситуации в регионах.
К важнейшим экономическим функциям государства относятся:
· формирование эффективной экономической политики государства,
· регулирование кредитно-денежной системы страны;
· защита и охрана всех видов собственности;
· формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;
· помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедности в социальное бедствие и причину политических конфликтов;
· регулирование трудовых отношений в стране;
· охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;
· контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в международных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую экономику;
· регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;
· сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.
14. Необходимость и обоснование структурной политики государства.
Структурная политика (СП) - это совокупность мер государства, оказывающих воздействие на структуру, пропорции экономики. В широком смысле – воздействие на отраслевые и территориальные пропорции, в узком плане – воздействие государства на отраслевые и межотраслевые пропорции.
СП как самостоятельный вид государственной политики, начинает осуществляться с 1960-х г.г. в развитых странах.
Цели СП:
- стимулирование НТП;
- повышение конкурентоспособности на мировом рынке;
- решение определенных социальных проблем, связанных со структурными изменениями в экономике (в депрессивных регионах и т.п.).
Факторы, определяющие необходимость политики (активизирующие) роль государства:
- необходимость ускорения научно-технического прогресса в целом и в отраслях, определяющих национальную безопасность страны;
- обеспечение конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке;
- необходимость выхода из структурных кризисов (энергетический, продовольст-й и т.п.);
- необходимость выхода из экстремальных экономических событий.
15. Формирование и методы осуществления государственной политики в регионального развития (областей, городов, районов).
Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.
Методы проведения региональной политики:
— выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;
— «реанимация» депрессивных районов;
— «стимулирующая» политика;
— «компенсирующая» политика.
Элементы региональной политики: Налоговая ,Бюджетная политика ,Ценовая политика, Инвестиционная политика ,Структурная политика ,Социальная политика, Институциональная политика. К основным инструментам, которые оформляются документально, регламентирующим территориальное развитие экономики, относятся: генеральная схема развития и размещения производительных сил страны; схемы размещения и развития отдельных отраслей, схемы районной планировки.
Объекты государственного регулирования. Субъекты государственного регулирования, их социально- экономические и хозяйственные интересы.
Субъектами государственного регулирования являются:
носители;
выразители;
исполнители хозяйственных интересов.
К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам.
Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.
К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк.
Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем. Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 244.