Становление госрегулирования переходной экономики рассматривается во взаимодействии внешних и внутренних факторов. Главную роль играют внешние, ибо они определяют процесс трансформации национальной экономики в рыночную.
Внутренние факторы, хотя и являются пока производными от внешних, но играют все большую роль в экономических преобразованиях:
- политическая стабильность, не исключающая борьбы политических сил в цивилизованных формах;
- правовая демократизация, хотя и сопровождающаяся ростом преступности;
- крепнущая государственность, далеко не преодолевшая, правда, тормозящую силу тоталитарной бюрократии;
- жизненная сила народа и неиссякаемость его творческих возможностей;
- ускоряющаяся приватизация при ограниченной эффективности послеприватизационного развития многих предприятий.
Формы государственного регулирования переходной экономики:
- правовые (исходные и традиционные) госрегулирования, определенные новой казахстанской государственностью. Отражая демократическое разделение властей, они обеспечивают политико-правовой приоритет рыночных реформ, содействуют развитию переходной экономики, служат юридической базой формирования и развития всех форм госрегулирования. Их реализация на первых порах характеризовалась инертностью и даже бездействием законодательной и судебной форм госрегулирования.
- институциональные формы госрегулирования, вытесняющие институты административно-командной системы и утверждающие институты переходной экономики. Их действенность пока оставляет желать лучшего, но их число растет и результаты множатся. Это ограничиваемая государственная собственность, ее разновидности, рынок, конкуренция и рыночная регуляция.
- функциональные (целевые) формы госрегулирования, посредством которых административно-командная система трансформируется в переходную экономику. При этом используются кейнсианские методы антикризисного регулирования, монетаристские методы антиинфляционной кредитно-денежной и антидефицитной финансовой политики, но также и административные методы в промышленной, аграрной и структурной политике, в области формирования инфраструктуры национального рынка, в экспортной и импортозамещающей политике.
Подсистема целей госрегулирования переходной экономики:
На макроуровне:
- ускорение рыночных преобразований;
- умеренная инфляция и денежная реформа, стабилизирующая национальную валюту и финансы;
- подготовка налогового кодекса;
- формирование широкого слоя предпринимателей:
- распространение рыночного мышления и рыночного поведения населения;
- выход из трансформационного спада, переход к оживлению, подъему и экономической стабилизации.
На микроуровне:
- ускорение приватизации средних и крупных государственных предприятий;
- повышение эффективности их постприватизационной деятельности;
- государственное стимулирование предпринимательства и особенно малого бизнеса;
- активизация местных администраций и органов самоуправления в реформировании экономики;
- усиление социальной защиты трудовых коллективов.
На глобальном уровне:
- расширение экспортного потенциала;
- защита национального товаропроизводителя;
- устойчивый рост внешнеторгового оборота и активное сальдо внешней торговли;
- конвертируемость тенге; полномасштабное включение национальной экономики в мировой рынок.
Институциональная подсистема госрегулирования органически увязывает его объекты целями и механизмами их достижения. Среди основных объектов – общее и частное разделение труда, рынок, частная собственность и госсектор, банки и денежное обращение, финансы и бюджет, социальная сфера.
37) Негосударственные субъекты регулирования экономики: институты гражданского общества. Профессиональные объединения и союзы, ассоциации и т.п.
Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся не коммерчески направленных ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса
Условия существования гражданского общества
наличие в обществе частной собственности на средства производства;
развитая демократия;
правовая защищённость граждан;
определённый уровень гражданской культуры;
высокий образовательный уровень и высокая гражданская активность населения;
наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
самоуправление;
конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
сильная социальная политика государства;
многоукладная экономика;
большой удельный вес в обществе среднего класса.
Ассоциация (союз)
Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в ассоциации или союзы рассматриваются, как объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя созданы они могут быть как коммерческими, так, некоммерческими юридическими лицами. Закон исключает лишь одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих, некоммерческих организаций.
Такие объединения юридических лиц могут создаваться исключительно на добровольной основе, не вправе осуществлять какие-либо функции управления организациями, находящимися в их составе. Цели их создания - координация деятельности участников, представление, защита общих интересов - исключают необходимость постоянного участия в предпринимательстве. Для ведения предпринимательской деятельности ассоциация или союз вправе создать хозяйственное общество (в том числе в форме "компании одного лица") либо участвовать в нем. Однако полученные от такой деятельности доходы не могут распределяться между участниками объединения, должны идти на нужды объединения в целом. Если же участники возлагают на ассоциацию (союз) ведение какой-либо предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, участниками которого становятся ее члены [3].
38) Основные показатели развития здравоохранения, образования, культуры и методика их обоснования.
Здравоохранение
Одной из основных причин, обусловивших крайне неблагоприятные тенденции в сфере здоровья населения Казахстана в последнее десятилетие, называется рост смертности от болезней сердечно-сосудистой системы (49,8% от общего числа умерших в 1999 году и 51,7% в 2007 году); травмы и отравления (13,3 и 14,2%); онкологические заболевания (13,3 и 11,5%). В результате низкая продолжительность жизни составляет 61 год (107 место в Глобальном индексе конкурентоспособности).
Динамика показателей, характеризующих состояние здоровья населения, показывает все еще высокую динамику больных с впервые установленным диагнозом на 100 000 населения. За 2003-2007 годы практически во всем показателям происходит рост или же нет изменений.
Попытки реформирования системы управления отраслью предпринимались неоднократно. Казахстан на своем 18-летнем пути независимости попеременно пробовал различные модели и схемы построения системы медицинского обслуживания: 1991-1994 годы - развитие советской модели здравоохранения; 1995-1997 годы - внедрение бюджетно-страховой модели здравоохранения; 1998-2002 годы - программное финансирование на бюджетной основе и сейчас она представляет собой смесь этих трех систем.
Существуют следующие проблемы, сопровождающих проведение реформ в здравоохранении:
.Декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, их несбалансированность с имеющимися финансовыми ресурсами при росте соплатежей населения, что приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи для значительной части населения.
Образование
100 % руководителей организаций образования прошли повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента;в 90 % организаций среднего образования используется система электронного обучения; в 2020 году будет обеспечен 100 % охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением; осуществлен полный переход на 12-летнююмодель обучения; количество школ в рамках проекта "Назарбае Интеллектуальные школы" во всех регионах Казахстана - 20;доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам, - 70 %; результаты учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях: международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) - 40-45 место, оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) - 10-12 место, международное исследование "Изучение качества чтения и понимание текста" (PIRLS) - 10-15 место; доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества - 70 %; доля выпускников ТиПО, прошедших оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации с первого раза, от
общего числа принявших участие - 80 %;доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по государственному заказу (далее - госзаказ) - 80 %; доля колледжей, прошедших процедуру национальной институциональной аккредитации- 30 % доля выпускников вузов, прошедшую независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего количества принявших участие - 80 %;80 % выпускников вузов, обучившихся погосзаказу, трудоустроены по специальности первый год после окончания вуза;количество вузов Казахстана, отмеченных рейтинге лучших мировых университетов - 2; доля вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию
по международным стандартам, - 65 %;доля вузов, прошедших независимуюнациональную специализированную аккредитацию по международным стандартам, - 30 %;
Дата: 2016-10-02, просмотров: 313.