Переходная экономика: сущность, основные характеристики и роль государства в трансформационном процессе. Общеэкономические и макроэкономические тенденции переходного периода и выбор их вектора.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Становление госрегулирования переходной экономики рассматривается во взаимодействии внешних и внутренних факторов. Главную роль играют внешние, ибо они опре­деляют процесс трансформации национальной экономики в рыночную.

Внутренние факторы, хотя и являются пока производными от внешних, но играют все большую роль в экономических преобразованиях:

- политическая стабильность, не исклю­чающая борьбы политических сил в цивилизованных формах;

- правовая демократизация, хотя и сопровождающаяся ростом преступности;

- крепнущая государственность, далеко не преодолев­шая, правда, тормозящую силу тоталитарной бюрократии;

- жизненная сила народа и неиссякае­мость его творческих возможностей;

- ускоряющаяся приватизация при ограниченной эффектив­ности послеприватизационного развития многих предприятий.

Формы государственного регулирования переходной экономики:

- правовые (исходные и традиционные) госрегулирования, опреде­ленные новой казахстанской государственностью. Отражая демократическое разделение вла­стей, они обеспечивают политико-правовой приоритет рыночных реформ, содействуют разви­тию переходной экономики, служат юридической базой формирования и развития всех форм госрегулирования. Их реализация на первых порах характеризовалась инертностью и даже без­действием законодательной и судебной форм госрегулирования.

- институциональные формы госрегулирования, вытесняющие институты адми­нистративно-командной системы и утверждающие институты переходной экономики. Их дейст­венность пока оставляет желать лучшего, но их число растет и результаты множатся. Это огра­ничиваемая государственная собственность, ее разновидности, рынок, конкуренция и рыночная регуляция.

- функциональные (целевые) формы госрегулирования, посредством которых административно-ко­манд­ная система трансформируется в переходную экономику. При этом ис­пользуются кейнсианские методы антикризисного регулирования, монетаристские методы анти­инфляционной кредитно-денежной и антидефицитной финансовой политики, но также и адми­нистративные методы в промышленной, аграрной и структурной политике, в области формиро­вания инфраструктуры национального рынка, в экспортной и импортозамещающей политике.

Подсистема целей госрегулирования переходной экономики:

На макроуровне:

- ускорение рыноч­ных преобразований;

- умеренная инфляция и денежная реформа, стабилизирующая националь­ную валюту и финансы;

- подготовка налогового кодекса;

- формирование широкого слоя предпри­нимателей:

- распространение рыночного мышления и рыночного поведения населения;

- выход из трансформационного спада, переход к оживлению, подъему и экономической стабилизации.

На микроуровне:

- ускорение приватизации средних и крупных государственных предпри­ятий;

- повышение эффективности их постприватизационной деятельности;

- государственное сти­мулирование предпринимательства и особенно малого бизнеса;

- активизация местных админист­раций и органов самоуправления в реформировании экономики;

- усиление социальной защиты трудовых коллективов.

На глобальном уровне:

- расширение экспортного потенциала;

- защита национального товаропроизводителя;

- устойчивый рост внешнеторгового оборота и активное сальдо внешней торговли;

- конвертируемость тенге; полномасштабное включение национальной экономики в мировой рынок.

Институциональная подсистема госрегулирования органически увязывает его объекты целями и механизмами их достижения. Среди основных объектов – общее и частное разделение труда, рынок, частная собственность и госсектор, банки и денежное обращение, финансы и бюджет, социальная сфера.

 

37) Негосударственные субъекты регулирования экономики: институты гражданского общества. Профессиональные объединения и союзы, ассоциации и т.п.

 

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся не коммерчески направленных ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса

Условия существования гражданского общества

наличие в обществе частной собственности на средства производства;

развитая демократия;

правовая защищённость граждан;

определённый уровень гражданской культуры;

высокий образовательный уровень и высокая гражданская активность населения;

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

самоуправление;

конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

сильная социальная политика государства;

многоукладная экономика;

большой удельный вес в обществе среднего класса.

 

Ассоциация (союз)

Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в ассоциации или союзы рассматриваются, как объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя созданы они могут быть как коммерческими, так, некоммерческими юридическими лицами. Закон исключает лишь одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих, некоммерческих организаций.

Такие объединения юридических лиц могут создаваться исключительно на добровольной основе, не вправе осуществлять какие-либо функции управления организациями, находящимися в их составе. Цели их создания - координация деятельности участников, представление, защита общих интересов - исключают необходимость постоянного участия в предпринимательстве. Для ведения предпринимательской деятельности ассоциация или союз вправе создать хозяйственное общество (в том числе в форме "компании одного лица") либо участвовать в нем. Однако полученные от такой деятельности доходы не могут распределяться между участниками объединения, должны идти на нужды объединения в целом. Если же участники возлагают на ассоциацию (союз) ведение какой-либо предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, участниками которого становятся ее члены [3].

38) Основные показатели развития здравоохранения, образования, культуры и методика их обоснования.

Здравоохранение

Одной из основных причин, обусловивших крайне неблагоприятные тенденции в сфере здоровья населения Казахстана в последнее десятилетие, называется рост смертности от болезней сердечно-сосудистой системы (49,8% от общего числа умерших в 1999 году и 51,7% в 2007 году); травмы и отравления (13,3 и 14,2%); онкологические заболевания (13,3 и 11,5%). В результате низкая продолжительность жизни составляет 61 год (107 место в Глобальном индексе конкурентоспособности).

Динамика показателей, характеризующих состояние здоровья населения, показывает все еще высокую динамику больных с впервые установленным диагнозом на 100 000 населения. За 2003-2007 годы практически во всем показателям происходит рост или же нет изменений.

Попытки реформирования системы управления отраслью предпринимались неоднократно. Казахстан на своем 18-летнем пути независимости попеременно пробовал различные модели и схемы построения системы медицинского обслуживания: 1991-1994 годы - развитие советской модели здравоохранения; 1995-1997 годы - внедрение бюджетно-страховой модели здравоохранения; 1998-2002 годы - программное финансирование на бюджетной основе и сейчас она представляет собой смесь этих трех систем.

Существуют следующие проблемы, сопровождающих проведение реформ в здравоохранении:

.Декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, их несбалансированность с имеющимися финансовыми ресурсами при росте соплатежей населения, что приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи для значительной части населения.

Образование

100 % руководителей организаций образования прошли повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента;в 90 % организаций среднего образования используется система электронного обучения; в 2020 году будет обеспечен 100 % охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением; осуществлен полный переход на 12-летнююмодель обучения; количество школ в рамках проекта "Назарбае Интеллектуальные школы" во всех регионах Казахстана - 20;доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам, - 70 %; результаты учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях: международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) - 40-45 место, оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) - 10-12 место, международное исследование "Изучение качества чтения и понимание текста" (PIRLS) - 10-15 место; доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества - 70 %; доля выпускников ТиПО, прошедших оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации с первого раза, от
общего числа принявших участие - 80 %;доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по государственному заказу (далее - госзаказ) - 80 %; доля колледжей, прошедших процедуру национальной институциональной аккредитации- 30 % доля выпускников вузов, прошедшую независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего количества принявших участие - 80 %;80 % выпускников вузов, обучившихся погосзаказу, трудоустроены по специальности первый год после окончания вуза;количество вузов Казахстана, отмеченных рейтинге лучших мировых университетов - 2; доля вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию
по международным стандартам, - 65 %;доля вузов, прошедших независимуюнациональную специализированную аккредитацию по международным стандартам, - 30 %;

 



Дата: 2016-10-02, просмотров: 313.