ПОТРЕБНОСТИ И БЛАГА
Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. Решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах:
– потребности общества безграничны;
– ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.
Отмеченное противоречие разрешается путем выбора.
Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.
Потребности разделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание, жилье), и вторичные, к которым относится все остальное. К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с товарами удовлетворяют наши потребности. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие – в ограниченном. Последние называются экономическими благами.
Под экономическими ресурсами (факторами производства) понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг, т.е. благ. Материальные ресурсы: земля – все естественные ресурсы; капитал – все произведенные средства, используемые в производстве товаров и услуг, доставка их конечному потребителю. Людские ресурсы: труд – все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве благ; предпринимательские способности – особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.
В результате безграничности потребностей и ограниченности ресурсов, обществу приходится решать, какие товары производить, а от каких в определенных условиях придется отказаться. Проблема эффективности – основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов, с тем, чтобы достичь максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества. В каждый данный момент времени количество любых ресурсов представляет собой фиксированную величину. Применение практически всех, в особенности первичных ресурсов (труда, земли, капитала), в какой-либо одной отрасли исключает возможность их применения в какой-либо другой.
Общие, средние и предельные издержки
В теории издержек важное значение имеет их классификация на постоянные, переменные, валовые, средние и предельные. Постоянные издержки не зависят от объема производства и реализации продукции. Они включают, например, плату за аренду и содержание помещений, амортизацию, проценты за кредит, накладные расходы и т.д. Постоянные расходы обозначаются «FC» (англ. fixed costs). К переменным издержкам относятся те, которые увеличиваются или уменьшаются вместе с объемом выпуска продукции, а именно: расходы на сырье, материалы, оплату труда производственных рабочих и другие изменяющиеся затраты. В теории издержек они имеют символ «VC» (англ. variable costs). Сумма постоянных и переменных расходов составляет валовые, или общие, издержки, обозначаемые как «ТС» (англ. total costs). Средние издержки представляют собой затраты, приходящиеся на единицу изготовляемой продукции, - «АС» (англ. average costs). Под предельными издержками «МС» (англ. marginal costs) понимается сумма увеличения расходов, связанная с выпуском дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска. При увеличении или сокращении объема производства важно знать средние затраты, приходящиеся на дополнительный выпуск продукции, и сравнить их с фактически сложившимися средними величинами. Это позволяет определить оптимальный объем продукции с точки зрения минимизации затрат. Предельные издержки рассчитываются на каждую последующую единицу изделий посредством вычитания из суммы валовых издержек их предшествующего значения.
15. Кривая долгосрочных средних издержек. Положительные и отрицательные эффекты масштабов и производства.
Ценовая дискриминация
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ценова́я дискримина́ция или ценова́я дифференциа́ция — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками[1].
Регулируемая монополия
Монополия регулируемая — естественная монополия, деятельность которой находится под государственным контролем. Правительство определяет географическую среду деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контро-лирует цены, которые он может назначать. Цель регулирования — защита экономических интересов потребителей, которые должны получать выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, т. е. от снижения издержек на единицу продукции. Регулирование цены может одновременно снизить ее уровень, сократить экономические прибыли и обеспечить рост объемов производства. Конкретный уровень цены определяется с учетом дилеммы регулирования, т. е. предполагает выбор между ее общественно-оптимальной ве-личиной и величиной, обеспечивающей справедливую прибыль.
Кривая Лоренца
Люди различаются по своему положению в обществе – значит, доходы их различны. Чтобы отследить характер распределения доходов в обществе, используют различные методы:
Рис. 33.1. Кривая Лоренца
OABCD – линия гипотетического абсолютного равенства в распределении дохода;
OA1B1C1D – кривая Лоренца.
На осях графика по процентным группам откладываются доход и численность населения. Если замкнуть систему – 100 % дохода и 100 % населения, то получится квадрат, в котором луч OABCD описывает ситуацию абсолютного равенства, т. е. 25, 50, 75 и 100 % населения получают соответственно 25, 50, 75 и 100 % доходов. Кривая Лоренца строится как линия фактического отклонения от идеального распределения. Чем больше она расходится с лучом идеального распределения, тем сильнее неравенство людей проявляется в доходах.
Уровень жизни населения
Уровень жизни – количество товаров и услуг, которое человек может себе позволить для удовлетворения своих материальных потребностей. С течением времени уровень жизни населения повышается. Его можно охарактеризовать различными количественными и качественными показателями: общим потреблением благ на душу населения, уровнем реальных доходов, структурой потребления, обеспеченностью жильем, медицинским обслуживанием, уровнем образования и др. ООН разработал специальную систему показателей, сведенных в двенадцать групп, по которым можно сравнивать уровень жизни в различных странах.
Расчет ВНП по доходам.
При расчете ВНП по доходам суммируются все виды факторных доходов (зарплата, рента, %), а также 2 компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии).
Существует связь между показателями ВНП и ВВП:
ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.
Чистые факторные доходы из-за рубежа – это разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.
Если ВНП превышает ВВП, значит, жители данной страны получают за границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.
По способу получения дохода в составе ВНП выделяют следующие виды факторных доходов:
§ компенсации за труд работающим по найму (зарплата, премии);
§ доходы собственников;
§ рентные доходы;
§ прибыль корпораций (остающаяся после оплаты труда и % за кредит; в ней выделяют дивиденды акционеров, нераспределенную прибыль и налог на прибыль);
§ чистый % (разница между процентными платежами фирм другим секторам экономики и процентными платежами, полученными фирмами от др. секторов – домохозяйств и государства).
Из трех методов чаще используются производственный и метод конечного использования.
Виды безработицы
Выделяют следующие виды безработицы:
Естественный уровень безработицы — экономическая гипотеза, согласно которой для общеэкономического равновесия, сложившегося при определённой реальной заработной плате, существует определённая неполная занятость населения, которая является результатом недостатка информации, барьерами мобильности, демографических изменений и других следствий несовершенности рынка. По этим причинам невозможно понизить уровень безработицы до нуля, а лишь снизить его до метки, определяемой несовершенностью рынка. Таким образом, оказать влияние на уровень с такой безработицей в узких временных рамках невозможно. Поможет лишь медленное воздействие с помощью методов регуляторной или структурной политики. К примеру:
Согласно теории М. Фридмана естественная безработица специфична для каждой экономики в соответствии с макроэкономическим равновесием, при котором ожидаемый уровень инфляции равен действительному её уровню. Попыткой описать зависимость уровней инфляции и безработицы является Кривая Филлипса. Однако существование прямой зависимости в широких временных рамках между этими величинами Фридманом и Филлипсом отрицается. По их утверждению уровень инфляции зависит главным образом от денежной массы, а уровень безработицы в свою очередь стремится к уровню естественной безработицы.
Причины инфляции
Выделяют две основные причины инфляции: 1) увеличение совокупного спроса и 2) сокращение совокупного предложения. В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек.
• Если причиной инфляции служит рост совокупного спроса, то такой тип называется инфляцией спроса
• Если инфляция вызвана сокращением совокупного предложения (что происходит в результате увеличения издержек), то такой тип инфляции называется инфляцией издержек (cost-push inflation). Инфляция издержек ведет к уже известной нам ситуации стагфляции - одновременному спаду производства и росту уровня цен
Измерение уровня инфляции
Индекс потребительских цен (ИПЦ) показывает изменение цен на потребительские товары и услуги, такие как, например, газ, продукты питания, одежда и автомобили.
Индексы промышленных цен, или индексы цен производителей (ИЦП), — это группа индексов, отражающая уровень цен, устанавливаемых отечественными производителями и продавцами товаров и услуг.
Сопоставление уровня цен обычно производится на годовой или квартальной основе, и значение индекса отражает рост цен в текущем году или квартале по сравнению с предыдущим.
Изменения уровня цен, о которых сигнализируют ИЦП, в конечном итоге находят свое отражение в изменении потребительских цен, хотя бывают периоды, когда торговцы и I производители не могут себе позволить повысить цены, что-j бы не вызвать отток покупателей и, следовательно, уменьшение спроса.
Ваша брокерская компания почти гарантированно проинформирует вас по запросу о возможности приобретения муниципальных и корпоративных облигаций с плавающей купонной ставкой, привязанной к ИГЩ или другим инфляционным индикаторам, — чем выше уровень инфляции, тем больший купон по ним выплачивается, при этом пересмотр величины ставки обычно производится с полугодовым или годовым интервалом.
Ассортимент таких кредитных инструментов варьируется от долгосрочных облигаций — купонная ставка по ним корректируется через более длительные промежутки времени — до сверхкраткосрочных нот, ставка по которым пересматривается еженедельно или ежемесячно и продажа которых может осуществляться инвесторами через небольшие регулярные интервалы времени. Рейтинг таких нот зачастую не самый высокий, однако они довольно надежны, а доходность по ним нередко выше, чем на денежном рынке. Некоторые из них выпускаются муниципалитетами или правительственными агентствами, и, следовательно, доход по ним не облагается налогом.
40 Инфляция спроса, механизм ее действия
Первая (инфляция спроса) (demand-pull inflation) имеет место в томслучае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реальногообъема товаров и услуг.Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупнымспросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способнапроизводить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этотизбыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что всеимеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточныйспрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции ивызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют однойфразой. "Слишком много денег охотится за слишком малым количествомтоваров."Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики: MSхV=PхQ Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая даетстоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика функционируеттаким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возростаниепредложения денег(MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. Сдругой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q,так и из-за роста общего уровня цен P. Однако увеличение объемапроизводства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющейзамедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что ивызывает инфляцию спроса. С учетом занятости можно выделить три ступени развития этихпроцессов. В первый объем национального продукта и занятость так низки, чтос повышением совокупного спроса безработица снизится, объем производстваувеличится, а уровень цен возрастет незначительно. Это объясняется тем, чтоесть огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов,которые можно ввести в действие при существующих на них ценах. По мере приближения к полной занятости (вторая ступень) придальнейшем увеличении спроса уровень цен начинает ощутимо повышаться, чтосвязано с исчезновением в некоторых отраслях промышленностипроизводственных мощностей и невозможности дальнейшего увеличенияпредложения на увеличение спроса. Когда общие расходы достигают третьей ступени, полная занятостьраспространяется на все секторы экономики. Реальный объем национальногопродукта достигает своего максимума, и дальнейшее увеличение спросаполностью ведет к инфляции. Здесь инфляция спроса достигает наибольшейсилы: рост расходов населения, предприятий и государства на потреблениесмещает кривую совокупного спроса все выше вверх, растут цены, предложениеже остается постоянным.Остается отметить, что инфляция спроса известна уже давно, причины имеханизм ее достаточно просты, поэтому при своевременном принятииантиинфляционных мер, борьба не составляет большого труда. 41 Инфляция предложения, механизм ее действия.
Второй вид - инфляция предложения (cost-push inflation) илипроизводителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек источникаинфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальнойзаработной платы или цен на сырье и энергию. Первый объясняется силойпрофсоюзов, возрастающей с полной занятостью, и психологиейпредпринимателей, выбирающих в период подъема некоторое повышение зарплатыи себестоимости продукции. Второй обычно связан с воздействием экзогенныхфакторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефтив 70-х годах, связанным с деятельностью ОПЕК. В результате инфляцияиздержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намереныпредложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево.В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опятьвосстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены можетвызвать инфляционную спираль "цены - зарплата". Инфляция производителей гораздо сложнее инфляции спроса, т.к.правительство в данном случае встает перед дилеммой: либо увеличить спросдля стимулирования производства, что чревато еще большим обострениеминфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокомуспаду, который может вернуть к прежнему уровню, но это обернется дляэкономики значительной потерей реального выпуска.Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практикаценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье,действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др. Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост центакими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицупродукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данномобъеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затратына ресурсы на количество произведенной продукции, то есть: общие затраты.издержки на единицу продукции = кол-во единиц продукции Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли иобъем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровнецен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всейэкономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровеньцен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены,как это происходит при инфляции спроса.
42 Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса.
Совокупный спрос — — это модель, представленная в виде кривой, которая показывает реальный объем национального производства, потребителяемый внутри страны при любом уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.
Кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо, т.е. так же, как кривая спроса на отдельный товар. Причины такого отклонения различны. Прежнее объяснение связано с эффектами дохода и замещения: когда цена на отдельный товар падает, то (постоянный) денежный доход потребителя дает ему возможность приобрести большее количество товара (эффект:дохода). Более того, когда цена падает, потребитель готов приобрести большее количество данного товара, потому что он становится относительно дешевле, чем другие товары (эффект замещения). Но этих объяснений мало, когда мы имеем дело с совокупностями. Характер кривой совокупного спроса определяется прежде всего тремя факторами: 1) эффектом процентной ставки; 2) эффектом богатства, или реальных кассовых остатков; 3) эффектом импортных закупок.. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, т.е. быстро реагируют на изменения процентной ставки. Фирма, которая рассчитывает получить 10% прибыли на приобретенные инвестиционные товары, будет считать эту покупку выгодной, если процентная ставка составит, например, 7% . Но покупка не принесет выгоды и поэтому не состоится, если процентная ставка возрастет, скажем, до 12% . Из-за повышения процентной ставки потребители тоже примут решение не покупать дома или автомобили. Итак: 1) повышение процентной ставки приводит к сокращению некоторых расходов предприятий и потребителей; 2) более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта. Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков предполагает, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов, в частности активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся. Эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги при повышении уровня цен. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе.
Неценовые факторы совокупного спроса
Изменения в уровне цен приводят к следующим изменениям в реальном объеме национального производства: повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства, и наоборот, уменьшение уровня цен вызовет увеличение объема производства. Однако если одно или несколько «прочих условий» меняются, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти «прочие условия» называются неценовыми факторами совокупного спроса. Чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска, следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен,от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса.
К неценовым факторам совокупного спроса, смещающим кривую совокупного спроса, относятся:
Изменение в потребительских расходах:
а) благосостояние потребителя,
б) ожидания потребителя,
в) задолженность потребителя,
г) налоги.
Изменения в инвестиционных расходах:
а) процентные ставки,
б) ожидаемые прибыли от инвестиций
Изменение неценовых факторов смещает кривую совокупного спроса или влево, или вправо
Изменения совокупного спроса Изменение одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса приводит к изменению совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса показано как смещение кривой AD вправо, от AD1 к AD2, а уменьшение совокупного спроса как смещение от AD1 к AD3.
43 Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Эффект хроповика.
Совокупное предложение — это модель, представленная в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной.
Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:
кейнсианский (горизонтальный) отрезок,
классический (вертикальный) отрезок,
промежуточный (отклоняющийся вверх) (рис.3).
Кейнсианский отрезок означает, что экономика испытывает спад производства; здесь невозможно стимулирование производства за счет роста цен. Классический отрезок означает, что в экономике достигнута полная занятость и соответственно полный объем производства; рост уровня цен не может обеспечить увеличение предложения товаров и услуг. Промежуточный отрезок, расположенный между горизонтальными и вертикальными отрезками означает, что переход от депрессивной экономики к растущей происходит за счет роста цен.Кроме изменений в реальном объеме национального производства, есть и другие факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Когда один или несколько факторов изменяются, то происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Это значит, что кривая совокупного предложения смещается. Точнее говоря, уменьшение издержек на единицу продукции такого типа смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево. Когда издержки на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, кроме изменений в объеме национального производства, все фирмы, вместе взятые, изменяют объем национального производства, который они производят при данном уровне цен.
ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА- эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению совокупного уровня цен, особенно в краткосрочном периоде. Цены сохраняются стабильными. Эффект впервые описан в книге экономиста Роберта Хиггса. Название происходит от названия устройства в механике, не позволяющего колесу проворачиваться в обратную сторону.Экономический смысл эффекта состоит в том, что изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть имеет место негибкость цен в сторону понижения. Причинами возникновения эффекта могут быть монополизм на рынках, государственная политика регулирования цен в странах с централизованной экономикой, в странах с развитой рыночной экономикой - действия профсоюзов, препятствующих снижению номинальной заработной платы.
44 Функции денег, предложение денег.
Функции денег в рыночной экономике
Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег. Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.
Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия для их уравнивания. Все товары выступают продуктами общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро, золото), сами обладающие стоимостью, могут стать мерой стоимости этих товаров. Причем измерение стоимости товаров деньгами происходит идеально, т.е. у владельца товара не обязательно должны быть наличные деньги.Итак, деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнородных благ и ресурсов. Подобно тому как измеряют дистанцию в метрах и километрах или вес в граммах и килограммах и сравнивают их, так же соизмеряют и стоимость благ и услуг в денежном выражении. Это имеет неоспоримые преимущества. Благодаря денежной системе нет необходимости выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он мог бы быть обменен. Использование денег в качестве общего эквивалента означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов.В современном мире ценность различных благ выражается в однородных денежных единицах - рублях, долларах и т.д., достаточно легко переводимых (конвертируемых) друг в друга. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой.Она определяется общественно необходимыми затратами труда на производство и реализацию товара. В основе цен и их движения лежит закон стоимости. Цена товара формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары она зависит от стоимости товара и стоимости денег. При несоответствии спроса и предложения на рынке цена товара неизбежно отклоняется от его стоимости. Отклонение цен вверх и вниз от стоимости товаропроизводителя свидетельствует о том, каких товаров произведено недостаточно, а каких - в избытке.Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу, т.е. выразить их в одинаковых денежных единицах. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество денежного металла, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех других товаров.При золотом обращении масштаб цен предполагал установление денежной единицы, приравненной к определенному количеству золота. В XX в. наблюдается снижение покупательной способности денег, что выразилось в уменьшении количества золота в денежной единице.
Функция денег как средства обращения
Деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обращения (или обмена) деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. Деньги, повсеместно и легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное социальное изобретение, которое позволяет платить владельцам ресурсов и производителям "товаром" (деньгами), который может быть использован для покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке. Предоставляя удобный способ обмена товарами, деньги дают обществу возможность воспользоваться плодами региональной специализации и разделения труда между людьми. В отличие от первой функции, где товары идеально оцениваются в деньгах до начала их обращения, деньги при обращении товаров должны присутствовать реально. Особенностью денег как средства обращения является их реальное присутствие в обращении и мимолетность их участия в обмене. В связи с этим функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги - бумажные и кредитные. В настоящее время господствующее положение заняли так называемые кредитные деньги: векселя, банкноты, чеки, банковские кредитные карточки.
Функция денег как средства платежа
Эта функция возникла в связи с развитием кредитных отношений в капиталистическом хозяйстве. Деньги как средство платежа используются при продаже товаров в кредит, необходимость которой связана с неодинаковыми условиями производства и реализации товаров, разной продолжительностью их производства и обращения, сезонным характером производства, а также при выплате заработной платы рабочим ^ служащим.Ускорению платежей, сокращению издержек обращения и повышению рентабельности предприятий способствует введение в платежный оборот электронных денег. Эта система особенно быстрыми темпами внедрялась в механизм платежных отношений в США с 70-х годов. Основными ее элементами являются автоматизированные расчетные палаты, система автоматизированного кассира и система терминалов, установленных в пункте покупки. На базе электронных денег возникли кредитные карточки. Они способствуют сокращению платежей наличными деньгами, служат средством расчетов, замещающим наличные деньги и чеки. Значение кредитных карточек заключается в том, что их применение сужает сферу использования наличных денег, является мощным стимулом в реализации товаров и устранении кризисных явлений в экономике.
Функции денег как средства накопления и сбережения
Деньги, обеспечивая их владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. Получая деньги в оплату за свою продукцию, экономический субъект создает некий "запас чистой ценности". Этот запас может быть краткосрочным (если индивид потратит деньги тут же, приобретя другой товар), а может быть и долгосрочным (если индивид сбережет деньги для совершения покупок или оплаты долгов в будущем).Деньги выполняют функцию средства сбережения, поэтому они позволяю Дата: 2016-10-02, просмотров: 196. |