ПОТРЕБНОСТИ И БЛАГА
Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. Решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах:
– потребности общества безграничны;
– ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.
Отмеченное противоречие разрешается путем выбора.
Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.
Потребности разделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание, жилье), и вторичные, к которым относится все остальное. К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с товарами удовлетворяют наши потребности. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие – в ограниченном. Последние называются экономическими благами.
Под экономическими ресурсами (факторами производства) понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг, т.е. благ. Материальные ресурсы: земля – все естественные ресурсы; капитал – все произведенные средства, используемые в производстве товаров и услуг, доставка их конечному потребителю. Людские ресурсы: труд – все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве благ; предпринимательские способности – особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.
В результате безграничности потребностей и ограниченности ресурсов, обществу приходится решать, какие товары производить, а от каких в определенных условиях придется отказаться. Проблема эффективности – основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов, с тем, чтобы достичь максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества. В каждый данный момент времени количество любых ресурсов представляет собой фиксированную величину. Применение практически всех, в особенности первичных ресурсов (труда, земли, капитала), в какой-либо одной отрасли исключает возможность их применения в какой-либо другой.
Общие, средние и предельные издержки
В теории издержек важное значение имеет их классификация на постоянные, переменные, валовые, средние и предельные. Постоянные издержки не зависят от объема производства и реализации продукции. Они включают, например, плату за аренду и содержание помещений, амортизацию, проценты за кредит, накладные расходы и т.д. Постоянные расходы обозначаются «FC» (англ. fixed costs). К переменным издержкам относятся те, которые увеличиваются или уменьшаются вместе с объемом выпуска продукции, а именно: расходы на сырье, материалы, оплату труда производственных рабочих и другие изменяющиеся затраты. В теории издержек они имеют символ «VC» (англ. variable costs). Сумма постоянных и переменных расходов составляет валовые, или общие, издержки, обозначаемые как «ТС» (англ. total costs). Средние издержки представляют собой затраты, приходящиеся на единицу изготовляемой продукции, - «АС» (англ. average costs). Под предельными издержками «МС» (англ. marginal costs) понимается сумма увеличения расходов, связанная с выпуском дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска. При увеличении или сокращении объема производства важно знать средние затраты, приходящиеся на дополнительный выпуск продукции, и сравнить их с фактически сложившимися средними величинами. Это позволяет определить оптимальный объем продукции с точки зрения минимизации затрат. Предельные издержки рассчитываются на каждую последующую единицу изделий посредством вычитания из суммы валовых издержек их предшествующего значения.
15. Кривая долгосрочных средних издержек. Положительные и отрицательные эффекты масштабов и производства.
Ценовая дискриминация
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ценова́я дискримина́ция или ценова́я дифференциа́ция — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками[1].
Регулируемая монополия
Монополия регулируемая — естественная монополия, деятельность которой находится под государственным контролем. Правительство определяет географическую среду деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контро-лирует цены, которые он может назначать. Цель регулирования — защита экономических интересов потребителей, которые должны получать выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, т. е. от снижения издержек на единицу продукции. Регулирование цены может одновременно снизить ее уровень, сократить экономические прибыли и обеспечить рост объемов производства. Конкретный уровень цены определяется с учетом дилеммы регулирования, т. е. предполагает выбор между ее общественно-оптимальной ве-личиной и величиной, обеспечивающей справедливую прибыль.
Кривая Лоренца
Люди различаются по своему положению в обществе – значит, доходы их различны. Чтобы отследить характер распределения доходов в обществе, используют различные методы:
Рис. 33.1. Кривая Лоренца
OABCD – линия гипотетического абсолютного равенства в распределении дохода;
OA1B1C1D – кривая Лоренца.
На осях графика по процентным группам откладываются доход и численность населения. Если замкнуть систему – 100 % дохода и 100 % населения, то получится квадрат, в котором луч OABCD описывает ситуацию абсолютного равенства, т. е. 25, 50, 75 и 100 % населения получают соответственно 25, 50, 75 и 100 % доходов. Кривая Лоренца строится как линия фактического отклонения от идеального распределения. Чем больше она расходится с лучом идеального распределения, тем сильнее неравенство людей проявляется в доходах.
Уровень жизни населения
Уровень жизни – количество товаров и услуг, которое человек может себе позволить для удовлетворения своих материальных потребностей. С течением времени уровень жизни населения повышается. Его можно охарактеризовать различными количественными и качественными показателями: общим потреблением благ на душу населения, уровнем реальных доходов, структурой потребления, обеспеченностью жильем, медицинским обслуживанием, уровнем образования и др. ООН разработал специальную систему показателей, сведенных в двенадцать групп, по которым можно сравнивать уровень жизни в различных странах.
Расчет ВНП по доходам.
При расчете ВНП по доходам суммируются все виды факторных доходов (зарплата, рента, %), а также 2 компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии).
Существует связь между показателями ВНП и ВВП:
ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.
Чистые факторные доходы из-за рубежа – это разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.
Если ВНП превышает ВВП, значит, жители данной страны получают за границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.
По способу получения дохода в составе ВНП выделяют следующие виды факторных доходов:
§ компенсации за труд работающим по найму (зарплата, премии);
§ доходы собственников;
§ рентные доходы;
§ прибыль корпораций (остающаяся после оплаты труда и % за кредит; в ней выделяют дивиденды акционеров, нераспределенную прибыль и налог на прибыль);
§ чистый % (разница между процентными платежами фирм другим секторам экономики и процентными платежами, полученными фирмами от др. секторов – домохозяйств и государства).
Из трех методов чаще используются производственный и метод конечного использования.
Виды безработицы
Выделяют следующие виды безработицы:
Естественный уровень безработицы — экономическая гипотеза, согласно которой для общеэкономического равновесия, сложившегося при определённой реальной заработной плате, существует определённая неполная занятость населения, которая является результатом недостатка информации, барьерами мобильности, демографических изменений и других следствий несовершенности рынка. По этим причинам невозможно понизить уровень безработицы до нуля, а лишь снизить его до метки, определяемой несовершенностью рынка. Таким образом, оказать влияние на уровень с такой безработицей в узких временных рамках невозможно. Поможет лишь медленное воздействие с помощью методов регуляторной или структурной политики. К примеру:
Согласно теории М. Фридмана естественная безработица специфична для каждой экономики в соответствии с макроэкономическим равновесием, при котором ожидаемый уровень инфляции равен действительному её уровню. Попыткой описать зависимость уровней инфляции и безработицы является Кривая Филлипса. Однако существование прямой зависимости в широких временных рамках между этими величинами Фридманом и Филлипсом отрицается. По их утверждению уровень инфляции зависит главным образом от денежной массы, а уровень безработицы в свою очередь стремится к уровню естественной безработицы.
Причины инфляции
Выделяют две основные причины инфляции: 1) увеличение совокупного спроса и 2) сокращение совокупного предложения. В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек.
• Если причиной инфляции служит рост совокупного спроса, то такой тип называется инфляцией спроса
• Если инфляция вызвана сокращением совокупного предложения (что происходит в результате увеличения издержек), то такой тип инфляции называется инфляцией издержек (cost-push inflation). Инфляция издержек ведет к уже известной нам ситуации стагфляции - одновременному спаду производства и росту уровня цен
Измерение уровня инфляции
Индекс потребительских цен (ИПЦ) показывает изменение цен на потребительские товары и услуги, такие как, например, газ, продукты питания, одежда и автомобили.
Индексы промышленных цен, или индексы цен производителей (ИЦП), — это группа индексов, отражающая уровень цен, устанавливаемых отечественными производителями и продавцами товаров и услуг.
Сопоставление уровня цен обычно производится на годовой или квартальной основе, и значение индекса отражает рост цен в текущем году или квартале по сравнению с предыдущим.
Изменения уровня цен, о которых сигнализируют ИЦП, в конечном итоге находят свое отражение в изменении потребительских цен, хотя бывают периоды, когда торговцы и I производители не могут себе позволить повысить цены, что-j бы не вызвать отток покупателей и, следовательно, уменьшение спроса.
Ваша брокерская компания почти гарантированно проинформирует вас по запросу о возможности приобретения муниципальных и корпоративных облигаций с плавающей купонной ставкой, привязанной к ИГЩ или другим инфляционным индикаторам, — чем выше уровень инфляции, тем больший купон по ним выплачивается, при этом пересмотр величины ставки обычно производится с полугодовым или годовым интервалом.
Ассортимент таких кредитных инструментов варьируется от долгосрочных облигаций — купонная ставка по ним корректируется через более длительные промежутки времени — до сверхкраткосрочных нот, ставка по которым пересматривается еженедельно или ежемесячно и продажа которых может осуществляться инвесторами через небольшие регулярные интервалы времени. Рейтинг таких нот зачастую не самый высокий, однако они довольно надежны, а доходность по ним нередко выше, чем на денежном рынке. Некоторые из них выпускаются муниципалитетами или правительственными агентствами, и, следовательно, доход по ним не облагается налогом.
40 Инфляция спроса, механизм ее действия
Первая (инфляция спроса) (demand-pull inflation) имеет место в томслучае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реальногообъема товаров и услуг.Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупнымспросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способнапроизводить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этотизбыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что всеимеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточныйспрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции ивызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют однойфразой. "Слишком много денег охотится за слишком малым количествомтоваров."Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики: MSхV=PхQ Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая даетстоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика функционируеттаким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возростаниепредложения денег(MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. Сдругой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q,так и из-за роста общего уровня цен P. Однако увеличение объемапроизводства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющейзамедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что ивызывает инфляцию спроса. С учетом занятости можно выделить три ступени развития этихпроцессов. В первый объем национального продукта и занятость так низки, чтос повышением совокупного спроса безработица снизится, объем производстваувеличится, а уровень цен возрастет незначительно. Это объясняется тем, чтоесть огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов,которые можно ввести в действие при существующих на них ценах. По мере приближения к полной занятости (вторая ступень) придальнейшем увеличении спроса уровень цен начинает ощутимо повышаться, чтосвязано с исчезновением в некоторых отраслях промышленностипроизводственных мощностей и невозможности дальнейшего увеличенияпредложения на увеличение спроса. Когда общие расходы достигают третьей ступени, полная занятостьраспространяется на все секторы экономики. Реальный объем национальногопродукта достигает своего максимума, и дальнейшее увеличение спросаполностью ведет к инфляции. Здесь инфляция спроса достигает наибольшейсилы: рост расходов населения, предприятий и государства на потреблениесмещает кривую совокупного спроса все выше вверх, растут цены, предложениеже остается постоянным.Остается отметить, что инфляция спроса известна уже давно, причины имеханизм ее достаточно просты, поэтому при своевременном принятииантиинфляционных мер, борьба не составляет большого труда. 41 Инфляция предложения, механизм ее действия.
Второй вид - инфляция предложения (cost-push inflation) илипроизводителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек источникаинфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальнойзаработной платы или цен на сырье и энергию. Первый объясняется силойпрофсоюзов, возрастающей с полной занятостью, и психологиейпредпринимателей, выбирающих в период подъема некоторое повышение зарплатыи себестоимости продукции. Второй обычно связан с воздействием экзогенныхфакторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефтив 70-х годах, связанным с деятельностью ОПЕК. В результате инфляцияиздержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намереныпредложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево.В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опятьвосстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены можетвызвать инфляционную спираль "цены - зарплата". Инфляция производителей гораздо сложнее инфляции спроса, т.к.правительство в данном случае встает перед дилеммой: либо увеличить спросдля стимулирования производства, что чревато еще большим обострениеминфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокомуспаду, который может вернуть к прежнему уровню, но это обернется дляэкономики значительной потерей реального выпуска.Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практикаценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье,действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др. Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост центакими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицупродукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данномобъеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затратына ресурсы на количество произведенной продукции, то есть: общие затраты.издержки на единицу продукции = кол-во единиц продукции Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли иобъем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровнецен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всейэкономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровеньцен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены,как это происходит при инфляции спроса.
42 Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса.
Совокупный спрос — — это модель, представленная в виде кривой, которая показывает реальный объем национального производства, потребителяемый внутри страны при любом уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.
![]() ![]() ![]() Дата: 2016-10-02, просмотров: 215. |