Россия во Второй мировой войне. Совецкое общество в годы Великой Отечественной Войны.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Советское общество в годы ВОВ.Мобилизация усилий для обеспечения победы в ВОВ велась и в области экономики, социальной политики, идеологии. Главный лозунг «Все для фронта, все для победы» сыграл важное значение в мобилизации сил народа, имел конкретное и практическое значение.Экономика. Два периода. Первый-22 июня 1941г- к. 1942г- перестройка экономики на военный лад. Второй- 1943-1945г- возрастающее военно- промышл. пр-во, достижение эконом. превосходства над Герм., восстановл. нар. хоз-ва. С первых дней войны: план произ-ва всех видов вооруж-ии и боеприпасов, жесткая система централиз. управления промышл., трансп, и с/х. Развернулась широкая борьба по эвакуации промышлен. предпр. и людских ресурсов в восточные районы страны. В 1941-1942г- эвакуир. около 2000 предпр. и 11 млн. чел.. Одновременно налаживалась работа по скорейшему пуску эвак. заводов. Начался массовый выпуск новых видов оружия. В 1942г- объем валовой продукции промышл. увелич. в 1,5 раза по сравнению с 1941г. Ускорилась работа по расширению посевных площадей с Сибири, Казахст., Средн. Азии. К к.1942г перестройка экономики на обслуживание нужд войны была завершена.На втором этапе(1943-1945г)- СССР достиг решающего превосходства над Герм. в эконом. развитии. Введено в строй 7500 крупных предпр.. Объем промышл. произв. вырос на 38%. В 1943г- выпущено 30000 самолетов, 24000 танков, 130000 орудии. Продолжалось совершенств. боевой техники: стрелк. оружия, новых истребителей(Ла-5, Як-9), тяж. бомбандировщ.(Ант-42). В августе 1943г- постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «о неотложных мерах по восстановлению хоз-ва в регионах, освоб. от немецкой оккупации»- на его основе началось восстановление разруш. промышл. и с/х. В 1944-1945г- был достигнут наивысший подъем военного производства и полное превосх. над Герм. Валовой объем продукции превысил довоенный уровень, а военный- возрос в 3 раза. Особое значение имело увелич. сельскохоз. произ-ва.Социальная политика. На фронт были мобилизованы многие миллионы советских людей. В 1942г- введена трудовая мобил. всего городск. и сельск. населения, ужесточены меры по укрепл. трудовой дисциплины. Расширена сеть фабрично-заводских училищ, через кот. прошло 2 млн. чел. С осени 1941г карточная система. Расширены возможности колхозного рынка. Обязательное всеобщее обучение военному делу (10 млн. чел.).Идеология. Укрепление патриотизма и межнац. единства народов СССР. Пропаганда- в основе призыв к единству всех стран в борьбе против фашизма. Примирение и сближение советск. власти с русской православной церковью, кот. 22 июня 1941г- благословила народ «на защиту священных рубежей Родины».Наука. Большой вклад в обеспечение победы над врагом внесли ученые. Они разрабатывали технологию изготовления новых твердых сплавов и сталей, необх. танковой промышл., вели исследования в области радиоволн, способствуя созданию радиолокаторов. Общенациональный подьем и достигнутое в основном социальное согласие явились одним из важнейших факторов, обеспечивших победу Советского союза в Великой Отечественной Войне.Цена. «Огромную цену заплатил русский народ за победу в ВОВ»(Черчиль). Всего во II МВ погибло: более 50 млн. чел., искалечено: более 100 млн.. Самые большие потери у СССР: 27 млн., в т.ч. 18 млн. уничтожено в концлагерях(за первые 1/2 года войны немцы захв. в плен 3,9 млн. чел., из кот. осталось в живых только 1,1 млн.. Всего к 1 мая 44г- из 5,7 млн. пленных- 2,5 млн. умерли, 1 млн. расстрелян при попытке к бегству, 1млн.-уничт. в гестапо). Герм.-13 млн., Польша- 6 , Китай- 5, Япония- 2,5 , Югославия- 1,7 , Франция- 0,6 , Англия- 0,37 , США- 0,3. Потери нашей армии при освоб. 11 европ. стран исчисляется около 1 млн. чел.Были разрушены тысячи городов, только в нашей стране 65 тыс. сел и деревень. Материальн. ущерб оценив. в сотни триллионов $. Военные действия на террит. СССР нанесли огромный ущерб народному хоз-ву: страна потеряла более 30% национ. богатсв.Уроки. 1)- тяжесть войны ложиться всегда на плечи народа. 2)- любую войну легче начать, чем закончить 3)- войну можно остановить только общими усилиями.Разрушено 1510 городов, более 70 тыс. сел и деревень, 31850 заводов и фабрик, взорвана ДнепроГЭС, взорвано и затоплено 1135 шахт, разорено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС, угнано и уничтожено более 7 млн. лошадей, 47 млн. мелкого скота, 17 млн. коров. Без крова осталось 25 млн. чел.РОЛЬ РОССИИ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.С 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. советско-германский фронт был главным фронтом второй мировой войны. На советско-германском фронте были сосредоточены небывалые в истории войн силы и средства. Общее количество их доходило до 12,8 млн. человек, 163 тыс. орудий и минометов, 20 тыс. танков и САУ (штурмовых орудий), 18,8 тыс. боевых самолетов. Этот фронт приковывал подавляющую часть вооруженных сил Германии и ее европейских союзников, поглощал их основные материальные ресурсы и людские резервы, оказывал тем самым решающее влияние на обстановку и развитие событий на других фронтах мировой войны. Здесь одновременно действовало от 190 до 270 наиболее боеспособных дивизий противника. Даже после открытия второго фронта в Европе против Красной Армии сражалось от 195 до 240 дивизий, а на Западном фронте — только 56—75 дивизий. Кроме того, на советско-германском фронте действовали значительные силы союзников Германии, например: в июне 1941 г. — 29 дивизий и 16 отдельных бригад, в ноябре 1942 г. — соответственно 66 и 13, в июле 1943 г. — 32 и 8, в июле 1944 г. — 51 и 9, в феврале 1945 г. — 16 дивизий и одна бригада. Советским войскам всегда противостояли главные силы фашистской Германии и ее европейских союзников, в то время как англо-американским войскам противостояло фашистских войск во много раз меньше. В целом в ходе войны на советско-германском фронте вели военные действия 56—76% общей численности сухопутных войск Германии. Против советских войск активно использовалось до 87% наиболее подготовленных немецких солдат и офицеров, применялось огромное количество наиболее совершенных образцов немецкой военной техники; до 81% орудий и минометов, до 67% танков и штурмовых орудий, до 60% боевых самолетов. Приковывая главные силы Германии и ее союзников, отвлекая их от других военно-политических объектов, Советский Союз кардинально способствовал облегчению положения союзников и успехам на всех остальных фронтах. Военные действия на советско-германском фронте отличал небывалый пространственный размах

 

 

16)Оттепель: реформы Н.С.Хрущева.Социально – экономическое развитие СССР в 60 -80 е годы 20 века.Противореч-я в соц-экон. разв-и сов. общ-ва (1964-85 гг.).Смена партийно-пол рук-ва в окт.1964 г. означ и смену пол курса. С устранением Хр-ва мн из его начинаний были осуждены. По ряду направлений нач-сь движ-е вспять. Консервация пол режима не могла не привести к застою во всех сферах жизни. Эк. разв-е стр-ы треб. max быстрой разраб-ки и внедрения в пр-во достиж-й науки и техн., новейш. технологий. Однако это было невозм. при сохр-и отжившего мех-ма и парт-гос сис-мы управления эк-кой. После хрущевской “оттепели” застой наст. и в разв-и дух. сферы.Аграр. реф-ма 1965 г. и её рез-ты. Провалы в развит-и эк-ки стр-ы в нач.60-х породили сомнения в эф-ти административного диктата. Было решено провести эк реф-му. В целом она не отвергала директивную модель эк-ки, а лишь внедряла в нее нек мех-мы саморегуляции, матер заинтерес-ти произ-ля в рез-тах труда. В марте 1965 г. было объявлено о реф-ме в с/х. Намечались меры по реш-ю соц. проблем села, частич использ-ю эк. стимулов к труду, были ослаблены и репрес. меры за ведение личн подсобного хоз-ва => оживление хоз деят-ти сов. деревни. Однако вл-ть по-прежнему делала гл. акцент на повыш-е роли Мин-ва с/х в планировании и рук-ве агр. сектором, а также на увел-е капиталовложений и списание долгов колхозам. Огр средства, напр-ся на разв-е с/х, использовались крайне неэффек-но (строит-во гигиант. комплексов, дорогостоящ. технику). Введение стабильн. денеж. окладов в колхозах (по сути важн соц. достиж-е того времени) обернулось ростом иждивенческих настроений. К нач. 80-х колхозы и совхозы в целом оказ-сь убыточными. Страна оказ-сь самым кр. импортером зерна и продуктов питания.РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАКрупным успехом внутренней политики 50-х годов явилось доведенное до конца преобразование советской юстиции Были приняты законы об отмене лишения избирательных прав по суду, об уголовной ответственности за воинские преступления и другие законодательные акты. Из перечня наказаний исключались «объявление врагом народа» и временное удаление за предел СССР. В соответствии с УК РСФСР 1690г. количество статей об ответственности за политические преступления снизилось с 17 до 10, в том числе « расстрельных » статей - с 12 до 7. Максимальный срок лишения свободы сократился с 25 до 15 лет с последующей 5-летней ссылкой. Отменялась смертная казнь для лиц до 16 лет, вводились исключительные меры принудительного воспитательного воздействия в отношении подростков до 14 лет, устанавливался особый список правонарушений 14-16-летних, за которые они могли подвергнуться уголовному наказанию- заключению в специальные колонии. Трудовые коллективы и общественные организации получили право ходатайствовать об условном осуждении и передаче правонарушителя на перевоспитание. Законодательная реформа переплеталась с преобразованием в социальной сфере. Государство сначала значительно сократило подписку на займы, а потом и вовсе отказалось от них, подняло зарплату низкооплачиваемых работников, повысило размер необлагаемого налогом минимума зарплаты , значительно увеличило пенсии по инвалидности и старости. Рабочий день вновь сократился до 6-7 часов, подросткам устанавливался 6-часовой рабочий день. Было отменено уголовное преследование за аборты. С 1958г. казна перестала брать с одиноких женщин за бездетность. Президиум Верховного Совета СССР отменил взимание налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, имевших детей. В мае 1960г. принимается закон об отмене с 1 октября 1962г. всех налогов с зарплаты рабочих, служащих, С конца 50-х годов началась продажа товаров длительного пользования в кредит. В июле-ноябре 1964г. был принят комплекс мер по пенсионному обеспечению колхозников. Символично, что июльское представление проекта закона « О пенсиях и пособиях членам колхозов» было последним выступлением Н.Хрущева на сессии Верховного Совета. Другое решение законодателей повышало зарплату работников, занятых непосредственным обслуживанием населения на 21%, в том числе просвещенцам- на 25%, медикам- на 23% и т.д. Одновременно предусматривалось завершить повсеместное введение минимальной заработной платы до уровня, близкого к прожиточному минимуму.1 Реф-мы в пром-ти. В сент.1965 г. парт рук-во объявило о реф-ме в пр-ти. Несмотря на то, что она не покущалсь на основы директивной эк-ки, это была наиболее радикальная реф-ма за все годы сов вл-ти. Гл. её положением стали изм-е условий планирования и усил-е эк. стимулирования. Д/этого разрешалось оставлять в распоряжении предпр-й часть доходов. Вместо совнархозов было восстановлено управление пр-тью ч-з отраслевые мин-ва. Расширение прав мин-в входило в явное противоречие с тезисом реф-мы о самост-ти предприятий. При всей своей огранич-ти реф-ма дала немалый эк рез-т: в1966-70 гг. вырос в 1,5 р. объем пром произ-ва, построено ок. 1900 кр. предпр-й. Однако уже к концу 60-х реф-ма пошла на убыль. Рук-во стр-ы объясн. все объективными причинами (напр., неблагопр демогр ситуацией), но гл. фактором было то, что директив. модель эк-ки, отвергая все новое, исчерпала свой ресурс. В 1979 г. пр-во предпр. Еще 1попытку оживить эк-ку за счет совершенств-ния устаревшего хоз мех-ма и повыш-я роли партийного рук-ва, он реанимировать эк-ку эти усилия уже не могли.РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯСложившаяся в 30-е годы образовательная система нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий , переменам в социально-гуманитарной сфере. По определению известного педагога В.А.Сухомлинского , средняя школа « вместо того чтобы быть единой и разнообразной , стала единой и однообразной». Первые попытки политехнизации школы в 1954 и 1955гг. не увенчались успехом.. Наконец, в 1958г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Согласно закону , осуществление всеобщего среднего образования( одиннадцатилетнего ) оставалось важнейшей задачей , но средняя школа приобрела « политехнический профиль ». Была ликвидирована система «трудовых резервов» ,т.е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после 7-го классаС самого начала осуществления реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовленной к реализации задач производственного обучения. В абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер. К осени 1963г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал общества снизился. С осени 1963г. средняя школа вновь стала десятилетней.Научно-техн прогресс. В нач.70-х Запад вступил в стадию постиндустр. Развития. В СССР о науч-техн прогрессе тоже заговорили. Но несмотря на уникальные разработки сов ученых в фундаментальной науке, в практ жизни он не ощущался. В рез-те к сер.80-х гг. СССР вновь (как в 20-е гг.) оказ-ся перед угрозой стадиального отставания от стран Зап. Избежать этого при сохр-нии сущ. эк. сис-мы было невозм-но.Соц пол-ка. Реш-е эк задач на экстенсив. основе предопр-ло и слабость соц программ. Соц сфера финансир-сь искл-но по остаточному принципу. Значит-но были урезаны расходы на здравоохр-е. Рост населения и падение темпов с/х произ-ва привели к обостр-ю продовольств проблемы (уже в 70-е гг. в нек. обл-х начала вводиться карточная сис-ма распред-я продуктов). Все это показ., что удержать статус вел державы в условиях нарастающ. предкризис. тенденций станов-сь возм-но только за счет относит. усиления эксплуатации труд-ся, сокращ-я соц программ, беспощадной эксплуатации прир среды.

Хрущёвская оттепель — период в истории СССР и большинства стран социалистического лагеря (всех, кроме Кубы, Северной Кореи, Албании, Китая), наступивший после смерти Иосифа Сталина и характеризованный смягчением государственной политики и большей свободой в культуре и искусстве

С укреплением у власти Хрущёва оттепель стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. На XX съезде КПСС в 1956 году Никита Хрущёв произнёс речь, в которой были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР провозглашён курс «мирного сосуществования» с капиталистическим миром. Также Хрущёв начал сближение с Югославией. В целом, курс Хрущёва был поддержан в верхах партии и соответствовал её интересам, так как ранее даже самые видные партийные функционеры в случае впадения в опалу были вынуждены бояться за свою жизнь. Другим мотивом были огромные административные и военные издержки, которых требовал тоталитарный контроль сталинского типа над странами социалистического лагеря.

 

 

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 192.