Екатерининская эпоха: просвещенный абсолютизм и его противоречия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правление Екатерины продолжалось 34 года(1762-1796). Современники называли этот период "золотым веком Екатерины Великой", "эпохой просвещенного абсолютизма". Екатерина хотела претворить в жизнь идеал "философа на троне", кот. Был весьма распространен во второй половине XVIII в. и который предполагал обеспечение блага народа с помощью мудрых законов, изданных монархом. Внешне Екатерина старалась соответствовать этому образцу и даже вела переписку с рядом французских просветителей, отдавая предпочтение Вальтеру и Дидро. Однако это не мешало проводить ей политику усиления крепостного гнёта. Политика "просвещенного абсолютизма" была консервативной в политическом и социальном плане. Она предполагала создание абсолютистского гос-ва с сословной структурой и прочной правовой основой в виде сис-мы законов. Эта политика была направлена на укрепление феодально-крепостнических отношений, прав дворянства как особо привилегированного сословия - регулирование взаимоотношений между подчиненными гос-ву сословиями. Стать на путь "просвещенного абсолютизма" Екатерину II толкнуло обострение социальных противоречий в стране, вызванное разложением крепостнической сис-мы, развитием буржуазных отношений, а т.ж. неуверенность дворянства в своих силах, позиции которого в сложившихся соц.-экон. условиях было сильно поколеблено. Вся деятельность самодержавия в этот период в первую очередь была направлена к тому, чтобы преодолеть грядущие крестьянские выступления.Реформы: сенат был разделен на 6 частей, ликвидировано гетманство на Левобережной Украине (укрепление самодержавия). Для создания нового свода законов была создана Уложенная комиссия, в неё избирались 564 делегата всех сословий по всей России для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех подданных закона. В теч. 2-х лет(1764-1765) Е II работавла над созданием "наказа", своего рода руководства для депутатов. "Наказ " раздали депутатам Улож. Ком. Кот. Созвали в 1767г. Улож. Ком. , не выполнив своей задачи, не создав нового общего закона, под предлогом войны с Турцией была распущена в 1769 г. , а упразднена в 1774 г. вольное экономическое общ-во - публикация статистико-географич. Исследований, открытие музея общ-ва, первые сельхоз. выставки(1750 и 1760). Жалованная грамота дворянству 1785 г. - свод привилегий оформленным законадательным актом Е II. Жалованная грамота городам 1785 - горожане делились на 6 разрядов с различными правами и обязанностями. Управление городом производила дума сост. из 6 человек различных сословий.

 

13. Церковная реформа.Дейтельность патриарха Никона. Патриарх НиконОн родился в 1605 г. в крестьянской среде, при помощи своей грамотности стал сельским священником, но по обстоятельствам жизни рано вступил в монашест- во, закалил себя суровым образом жизни в северных монастырях и способностью силь- но влиять на людей приобрел неограниченное доверие царя, довольно быстро достиг сана митрополита новгородского и, наконец, в 47 лет стал всероссийским патриархом.Из русских людей XVII в. Никон был самым крупным и своеобразным деятелем. В спокойное время в ежедневном обиходе он был тяжел, капризен, вспыльчив и влас-толюбив, больше всего самолюбив. Но это едва ли были его настоящие, коренные свой- ства. Он умел производить громадное нравственное впечатление, а самолюбивые люди на это неспособны. За ожесточение в борьбе его считали злым; но его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагам, если замечал в них желание пойти ему навстречу. С упрямыми врагами Никон был жесток. Но он забывал все при виде людских слез страданий; благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него не столько долгом пастырского служения, сколько безотчетным влечением доб- рой природы. По своим умственным и нравственным силам он был большой делец, желавший и способный делать большие дела, но только большие. Церковная реформа.Ее проведение началось весной 165З г., почти сразу же после принятия царем и боярской думой окончательного решения о включении Украины в состав Российского государства. Это совпадение не было случайным. Первым шагом стало единоличное распоряжение патриарха, затронувшее два обряда, поклоны и перстосложение при крестном знамении. В памяти от 14 марта 1653 г., разосланной по церквам, было сказано, что впредь верующим «не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы всея творити поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились» (вместо двух). При этом в памяти не содержалось никакого обоснования необходимости данной перемены в обрядах. К тому же предписание патриарха не было подкреплено авторитетом церковного собора. Такое начало реформы нельзя назвать удачным. Ведь это решение затронуло наиболее привычные обряды, которые духовенство и верующие считали показателем истинности своей веры. Поэтому неудивительно, что изменение поклонов и перстосложения вызвало недовольство верующих. Последующие решения Никона были более обдуман­ными и подкреплялись авторитетом церковного собора и иерархов греческой церкви, что придало этим начи­наниям видимость решений всей русской церкви, кото­рые поддержала «вселенская» (то есть константинополь­ская) православная церковь. Такой характер имели, в частности, решения о порядке исправлений в церковных чинах и обрядах, утвержденные весной 1654 г. церков­ным собором.Перемены в обрядах были осуществлены на основе современных Никону греческих книг и практики кон­стантинопольской церкви, сведения о которой реформа­тор получал главным образом от антиохийского пат­риарха Макария. Решения об изменениях обрядового характера были утверждены церковными соборами, соз­ванными в марте 1655 г. и в апреле 1656 г. Эти решения ликвидировали различие в церковно-обрядовой практи­ке между русской и константинопольской церквами. Большинство перемен касалось оформления церковной службы и действий священно- и церковнослужителей во время богослужения. Всех верующих затронула замена двоеперстия на троеперстие при совершении крестного знамения, «трисоставного» (восьмиконечного) креста на двоечастный (четырехконечный), хождения во время об­ряда крещения по солнцу («посолонь») на хождение против солнца и некоторые другие перемены в обрядах.Существенное значение для служителей церкви и верую­щих имело также исключение из служб, в основном из литургии, архиерейской молитвы, отпуста (молитва при окончании службы) и некоторых ектений (моление за кого-либо, чаще всего – заздравное моление за царя и членов его семьи). Это повлекло за собой значительное сокраще­ние объема текста, уко­рочение церковной службы и способство- вало утвержде­нию «единогласия».В 1653 - 1656 гг. проводилось также исправление бо­гослужебных книг. Так, были изменены и сокращены чины миропомазания и крещения, покаяния, елеосвящения и брака. Больше всего изменений оказалось в литургии. В результате, когда Никон заменил старые книги и обряды новыми, получилось как бы введение «новой веры». Большинство духовенства отнеслось к новоисправленным книгам отрицательно. К тому же среди приходского духовенства и монахов было много малограмотных, которым приходилось переучиваться с голоса, что было для них очень трудным делом. В таком же положении оказалось большинство городского духовенства, и даже монастыри. Никон отстаивал принцип независимости церкви от государственной власти. Он пытался добиться полного невмешательства царя и бояр во внутрицерковные дела, а самому иметь власть, равную царской. Это, естественно, не могло остаться незамеченным. И окончательная размолвка Никона с царем произошла, конечно, не из-за происшествия на царском обеде. Настоящей причиной явилось его чрезмерно усилившееся влияние и постоянное вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства. Началась долголетняя борьба самодержавия за полное подчинение церкви государству. Следующим важным этапом в ней стало упразднение самого патриаршества в первой четверти XVIII века.

14. Государственное устройство и церковь в период петровских преобразований.

В первой четверти 18 века в России утвердился абсолютизм. Признаки: 1). Утверждение неограниченной власти монарха. 1721- Петр 1- император; Россия- империя. 2). Отмирание сословно-представительных органов. 3). Создание регулярной армии. 4). Управление страной при помощи бюрократической системы. 5). Церковь подчинена государству. 6). Утверждение сословного слоя. Причины утверждения абсолютизма: [1]. На Западе: Равновесие между феодальной аристократией и буржуазией. [2]. В России: а). Утверждение абсолютизма. б). Требовалось удержать огромные массы крестьян в повиновении. в). Нерешённость внешних политических задач (Выход к незамерзающим морям, сопротивление иностранной агрессии).После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Петр1 не стал вюбирать нового. В 1722 г. для управления церковью создан Святейшей Синод (назначался царём, действия- по церковному регламенту). Церковь- подчинена гос-ву, ограничена и законсервирована. Влияние церкви пониж. , но повыш. бюрократизация церкви и пониж. авторитет. При Петре1 исчезла Боярская дума (последний сословный орган). Петр1 перестал пополнять думу и обращаться к ней. Реформы в управлении проводились по европейскому типу. Но демократизм и индивидуализм Зап. Европы не интересовали Петра1. Он создавал аппарат, выжимающий макс. силы из этого общ-ва. 1711 г. создан Сенат (Высший правительственный орган, заменяющий царя при его отсутствии. Члены назначаются царем. Первоначально- 9 человек. Задачи: Законотворчество, финансовый и административный контроль. 1722 г. должность генерал-прокурор при Сенате. Явный надзор за законностью действий чиновников и аппаратов. 1718 г. Коллегии- органы центрального управления. Изначально 9 коллегий. Новое административное деление страны- 8 губерний. Губернии←провинции←уезды. Реформы привели к централизации и бюрократизации. Для контроля за госуд. бюрократией издается Регламент. Реформы Петра1 в области госуд. управления привели к окончательному утверждению абсолютизма. Многие считают что Петр 1 внедрил насильно культуру Запада в Россию, что бы найти ответ на этот вопрос давайте посмотрим на скачок России на международной арене.

 

16)Век просвещения. создание русской науки М.В. Ломоносов (1711-1765) ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 — начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово "свет", от которого происходит термин "просвещение" , восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689-1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694-1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713-1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751-1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д’Аламбер (1717-1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы — ученые, писатели, инженеры.Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Период позднего Просвещения (конец 18 — нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646-1716) и И.Кант (1724-1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724-1804), ставший основателем немецкой классической философии.На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие "разум". Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707-1778). В математике И.Ньютон (1642-1727) и Г.В.Лейбниц (1646-1716) Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743-1794). Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. ЛОМОНОСОВ, МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик. Родился 8 (19) ноября 1711 в д.Денисовка (ныне с.Ломоносово) близ Холмогор Архангельской губ. в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: Арифметику Магницкого, Славянскую грамматику Смотрицкого и Псалтирь рифмотворную Симеона Полоцкого. В декабре 1730 ушел с рыбным обозом в Москву.В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года — в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты. Ломоносов прислал в Россию Письмо о правилах российского стихотворства с приложенной к нему одой На взятие Хотина, в которой практически подтверждал провозглашенные в Письме правила русского силлабо-тонического стихосложения. Последовательно и смело развивал идеи, впервые высказанные В.К.Тредиаковским, и утверждал силлабо-тоническую систему как "природную" для русского языка. Его великим практическим открытием в этой области явился сжатый и энергичный ямбический стих, с помощью которого он превратил свой любимый поэтический жанр — оду — в "урок царям", трибуну общественного мнения.В 1741 Ломоносов вернулся в Россию. В 1742 был назначен адъюнктом Физического класса, а в 1745 — профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против "неприятелей наук российских" из числа иностранцев. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. В 1748 он создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. В 1741-1761 в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты.В 1742 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, "открытый для всех лиц, способных к наукам", а не только для дворян. Ломоносов выступил организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии России. В 1758 ему было поручено "смотрение" за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при Академии наук.Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии Письмо о правилах российского стихотворства (1739, опубликовано в 1778), где он обосновывает применимость к русскому языку силлабо-тонического стихосложения.Главным сочинением Ломоносова по языку была Российская грамматика, написанная в 1755 и выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность грамматика русского языка, созданная в России. Ломоносов создает получившую широкую известность концепцию "трех штилей" русского языка,.Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен писаться в определенном "штиле": "высокий штиль" "потребен" для героических поэм, од, "прозаичных речей о важных материях"; средний — для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы и др.; низкий — для комедий, эпиграмм, песен, "писаний обыкновенных дел". "Штили" упорядочивались прежде всего в области лексики, в зависимости от соотношения нейтральных (общих для русского и церковнославянского языков), церковнославянских и русских просторечных слов. "Высокий штиль" характеризуется сочетанием славянизмов с нейтральными словами, "средний штиль" строится на основе нейтральной лексики с добавлением некоторого количество славянизмов и просторечных слов, "низкий штиль" комбинирует нейтральные и просторечные слова. Один из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения.Умер Ломоносов в Петербурге 4 (15) апреля 1765.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 238.