Правление Екатерины продолжалось 34 года(1762-1796). Современники называли этот период "золотым веком Екатерины Великой", "эпохой просвещенного абсолютизма". Екатерина хотела претворить в жизнь идеал "философа на троне", кот. Был весьма распространен во второй половине XVIII в. и который предполагал обеспечение блага народа с помощью мудрых законов, изданных монархом. Внешне Екатерина старалась соответствовать этому образцу и даже вела переписку с рядом французских просветителей, отдавая предпочтение Вальтеру и Дидро. Однако это не мешало проводить ей политику усиления крепостного гнёта. Политика "просвещенного абсолютизма" была консервативной в политическом и социальном плане. Она предполагала создание абсолютистского гос-ва с сословной структурой и прочной правовой основой в виде сис-мы законов. Эта политика была направлена на укрепление феодально-крепостнических отношений, прав дворянства как особо привилегированного сословия - регулирование взаимоотношений между подчиненными гос-ву сословиями. Стать на путь "просвещенного абсолютизма" Екатерину II толкнуло обострение социальных противоречий в стране, вызванное разложением крепостнической сис-мы, развитием буржуазных отношений, а т.ж. неуверенность дворянства в своих силах, позиции которого в сложившихся соц.-экон. условиях было сильно поколеблено. Вся деятельность самодержавия в этот период в первую очередь была направлена к тому, чтобы преодолеть грядущие крестьянские выступления.Реформы: сенат был разделен на 6 частей, ликвидировано гетманство на Левобережной Украине (укрепление самодержавия). Для создания нового свода законов была создана Уложенная комиссия, в неё избирались 564 делегата всех сословий по всей России для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех подданных закона. В теч. 2-х лет(1764-1765) Е II работавла над созданием "наказа", своего рода руководства для депутатов. "Наказ " раздали депутатам Улож. Ком. Кот. Созвали в 1767г. Улож. Ком. , не выполнив своей задачи, не создав нового общего закона, под предлогом войны с Турцией была распущена в 1769 г. , а упразднена в 1774 г. вольное экономическое общ-во - публикация статистико-географич. Исследований, открытие музея общ-ва, первые сельхоз. выставки(1750 и 1760). Жалованная грамота дворянству 1785 г. - свод привилегий оформленным законадательным актом Е II. Жалованная грамота городам 1785 - горожане делились на 6 разрядов с различными правами и обязанностями. Управление городом производила дума сост. из 6 человек различных сословий.
13. Церковная реформа.Дейтельность патриарха Никона. Патриарх НиконОн родился в 1605 г. в крестьянской среде, при помощи своей грамотности стал сельским священником, но по обстоятельствам жизни рано вступил в монашест- во, закалил себя суровым образом жизни в северных монастырях и способностью силь- но влиять на людей приобрел неограниченное доверие царя, довольно быстро достиг сана митрополита новгородского и, наконец, в 47 лет стал всероссийским патриархом.Из русских людей XVII в. Никон был самым крупным и своеобразным деятелем. В спокойное время в ежедневном обиходе он был тяжел, капризен, вспыльчив и влас-толюбив, больше всего самолюбив. Но это едва ли были его настоящие, коренные свой- ства. Он умел производить громадное нравственное впечатление, а самолюбивые люди на это неспособны. За ожесточение в борьбе его считали злым; но его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагам, если замечал в них желание пойти ему навстречу. С упрямыми врагами Никон был жесток. Но он забывал все при виде людских слез страданий; благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него не столько долгом пастырского служения, сколько безотчетным влечением доб- рой природы. По своим умственным и нравственным силам он был большой делец, желавший и способный делать большие дела, но только большие. Церковная реформа.Ее проведение началось весной 165З г., почти сразу же после принятия царем и боярской думой окончательного решения о включении Украины в состав Российского государства. Это совпадение не было случайным. Первым шагом стало единоличное распоряжение патриарха, затронувшее два обряда, поклоны и перстосложение при крестном знамении. В памяти от 14 марта 1653 г., разосланной по церквам, было сказано, что впредь верующим «не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы всея творити поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились» (вместо двух). При этом в памяти не содержалось никакого обоснования необходимости данной перемены в обрядах. К тому же предписание патриарха не было подкреплено авторитетом церковного собора. Такое начало реформы нельзя назвать удачным. Ведь это решение затронуло наиболее привычные обряды, которые духовенство и верующие считали показателем истинности своей веры. Поэтому неудивительно, что изменение поклонов и перстосложения вызвало недовольство верующих. Последующие решения Никона были более обдуманными и подкреплялись авторитетом церковного собора и иерархов греческой церкви, что придало этим начинаниям видимость решений всей русской церкви, которые поддержала «вселенская» (то есть константинопольская) православная церковь. Такой характер имели, в частности, решения о порядке исправлений в церковных чинах и обрядах, утвержденные весной 1654 г. церковным собором.Перемены в обрядах были осуществлены на основе современных Никону греческих книг и практики константинопольской церкви, сведения о которой реформатор получал главным образом от антиохийского патриарха Макария. Решения об изменениях обрядового характера были утверждены церковными соборами, созванными в марте 1655 г. и в апреле 1656 г. Эти решения ликвидировали различие в церковно-обрядовой практике между русской и константинопольской церквами. Большинство перемен касалось оформления церковной службы и действий священно- и церковнослужителей во время богослужения. Всех верующих затронула замена двоеперстия на троеперстие при совершении крестного знамения, «трисоставного» (восьмиконечного) креста на двоечастный (четырехконечный), хождения во время обряда крещения по солнцу («посолонь») на хождение против солнца и некоторые другие перемены в обрядах.Существенное значение для служителей церкви и верующих имело также исключение из служб, в основном из литургии, архиерейской молитвы, отпуста (молитва при окончании службы) и некоторых ектений (моление за кого-либо, чаще всего – заздравное моление за царя и членов его семьи). Это повлекло за собой значительное сокращение объема текста, укорочение церковной службы и способство- вало утверждению «единогласия».В 1653 - 1656 гг. проводилось также исправление богослужебных книг. Так, были изменены и сокращены чины миропомазания и крещения, покаяния, елеосвящения и брака. Больше всего изменений оказалось в литургии. В результате, когда Никон заменил старые книги и обряды новыми, получилось как бы введение «новой веры». Большинство духовенства отнеслось к новоисправленным книгам отрицательно. К тому же среди приходского духовенства и монахов было много малограмотных, которым приходилось переучиваться с голоса, что было для них очень трудным делом. В таком же положении оказалось большинство городского духовенства, и даже монастыри. Никон отстаивал принцип независимости церкви от государственной власти. Он пытался добиться полного невмешательства царя и бояр во внутрицерковные дела, а самому иметь власть, равную царской. Это, естественно, не могло остаться незамеченным. И окончательная размолвка Никона с царем произошла, конечно, не из-за происшествия на царском обеде. Настоящей причиной явилось его чрезмерно усилившееся влияние и постоянное вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства. Началась долголетняя борьба самодержавия за полное подчинение церкви государству. Следующим важным этапом в ней стало упразднение самого патриаршества в первой четверти XVIII века.
14. Государственное устройство и церковь в период петровских преобразований.
В первой четверти 18 века в России утвердился абсолютизм. Признаки: 1). Утверждение неограниченной власти монарха. 1721- Петр 1- император; Россия- империя. 2). Отмирание сословно-представительных органов. 3). Создание регулярной армии. 4). Управление страной при помощи бюрократической системы. 5). Церковь подчинена государству. 6). Утверждение сословного слоя. Причины утверждения абсолютизма: [1]. На Западе: Равновесие между феодальной аристократией и буржуазией. [2]. В России: а). Утверждение абсолютизма. б). Требовалось удержать огромные массы крестьян в повиновении. в). Нерешённость внешних политических задач (Выход к незамерзающим морям, сопротивление иностранной агрессии).После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Петр1 не стал вюбирать нового. В 1722 г. для управления церковью создан Святейшей Синод (назначался царём, действия- по церковному регламенту). Церковь- подчинена гос-ву, ограничена и законсервирована. Влияние церкви пониж. , но повыш. бюрократизация церкви и пониж. авторитет. При Петре1 исчезла Боярская дума (последний сословный орган). Петр1 перестал пополнять думу и обращаться к ней. Реформы в управлении проводились по европейскому типу. Но демократизм и индивидуализм Зап. Европы не интересовали Петра1. Он создавал аппарат, выжимающий макс. силы из этого общ-ва. 1711 г. создан Сенат (Высший правительственный орган, заменяющий царя при его отсутствии. Члены назначаются царем. Первоначально- 9 человек. Задачи: Законотворчество, финансовый и административный контроль. 1722 г. должность генерал-прокурор при Сенате. Явный надзор за законностью действий чиновников и аппаратов. 1718 г. Коллегии- органы центрального управления. Изначально 9 коллегий. Новое административное деление страны- 8 губерний. Губернии←провинции←уезды. Реформы привели к централизации и бюрократизации. Для контроля за госуд. бюрократией издается Регламент. Реформы Петра1 в области госуд. управления привели к окончательному утверждению абсолютизма. Многие считают что Петр 1 внедрил насильно культуру Запада в Россию, что бы найти ответ на этот вопрос давайте посмотрим на скачок России на международной арене.
16)Век просвещения. создание русской науки М.В. Ломоносов (1711-1765) ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 — начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово "свет", от которого происходит термин "просвещение" , восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689-1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694-1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713-1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751-1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д’Аламбер (1717-1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы — ученые, писатели, инженеры.Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Период позднего Просвещения (конец 18 — нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646-1716) и И.Кант (1724-1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724-1804), ставший основателем немецкой классической философии.На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие "разум". Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707-1778). В математике И.Ньютон (1642-1727) и Г.В.Лейбниц (1646-1716) Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743-1794). Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. ЛОМОНОСОВ, МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик. Родился 8 (19) ноября 1711 в д.Денисовка (ныне с.Ломоносово) близ Холмогор Архангельской губ. в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: Арифметику Магницкого, Славянскую грамматику Смотрицкого и Псалтирь рифмотворную Симеона Полоцкого. В декабре 1730 ушел с рыбным обозом в Москву.В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года — в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты. Ломоносов прислал в Россию Письмо о правилах российского стихотворства с приложенной к нему одой На взятие Хотина, в которой практически подтверждал провозглашенные в Письме правила русского силлабо-тонического стихосложения. Последовательно и смело развивал идеи, впервые высказанные В.К.Тредиаковским, и утверждал силлабо-тоническую систему как "природную" для русского языка. Его великим практическим открытием в этой области явился сжатый и энергичный ямбический стих, с помощью которого он превратил свой любимый поэтический жанр — оду — в "урок царям", трибуну общественного мнения.В 1741 Ломоносов вернулся в Россию. В 1742 был назначен адъюнктом Физического класса, а в 1745 — профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против "неприятелей наук российских" из числа иностранцев. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. В 1748 он создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. В 1741-1761 в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты.В 1742 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, "открытый для всех лиц, способных к наукам", а не только для дворян. Ломоносов выступил организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии России. В 1758 ему было поручено "смотрение" за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при Академии наук.Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии Письмо о правилах российского стихотворства (1739, опубликовано в 1778), где он обосновывает применимость к русскому языку силлабо-тонического стихосложения.Главным сочинением Ломоносова по языку была Российская грамматика, написанная в 1755 и выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность грамматика русского языка, созданная в России. Ломоносов создает получившую широкую известность концепцию "трех штилей" русского языка,.Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен писаться в определенном "штиле": "высокий штиль" "потребен" для героических поэм, од, "прозаичных речей о важных материях"; средний — для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы и др.; низкий — для комедий, эпиграмм, песен, "писаний обыкновенных дел". "Штили" упорядочивались прежде всего в области лексики, в зависимости от соотношения нейтральных (общих для русского и церковнославянского языков), церковнославянских и русских просторечных слов. "Высокий штиль" характеризуется сочетанием славянизмов с нейтральными словами, "средний штиль" строится на основе нейтральной лексики с добавлением некоторого количество славянизмов и просторечных слов, "низкий штиль" комбинирует нейтральные и просторечные слова. Один из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения.Умер Ломоносов в Петербурге 4 (15) апреля 1765.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 231.