Внутренняя политика Ивана Грозного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После смерти Василия III (1533) великим князем стал его трехлетний сын Иван IV (1530-1584). Но фактически власть оказалась в руках Елены Глинской — матери Ивана. В период ее правления был начат ряд реформ, направленных на укрепление великокняжеской власти. Было запрещено покупать землю у служилых людей, усилен контроль над ростом монастырского землевладения, приняты меры по сокращению податного и судебного иммунитета церкви. Проведенная в 1535 г. денежная реформа устраняла разнобой между московской и новгородской денежными системами. В эти годы была предпринята попытка изменить управление на местах: из среды служилых людей избирались губные старосты, им в помощь из числа черносошных крестьян избирались целовальники. В ведении губных старост находились вопросы судопроизводства по наиболее важным вопросам, и прежде всего о «разбое» и «татьбе». После смерти Елены Глинской в 1538 г. началась борьба за власть боярских группировок: Глинских, Вольских, Шуйских, Воронцовых. Одни из бояр (Глинские, Вольские) проводили политику ограничения власти наместников и волостелей, другие (Шуйские), наоборот, выступали за усиление позиций феодальной аристократии. К власти приходила то одна, то другая группировка. В годы боярского правления (1538— 1547) были увеличены поборы с населения, бегство крестьян и горожан на окраины приняло массовый характер. Расхищалась казна, раздавались земли, разбои и расправы стали обычным делом.(3)

Ожесточенная борьба бояр за власть, проходившая на глазах малолетнего Ивана IV, оказала негативное влияние на формирование его характера. Царевич был свидетелем неправого суда и казней, видел алчность и интриги бояр, их глумление над памятью его родителей. Наделенный от природы блестящими способностями, любознательный и начитанный, молодой царь отличался большой впечатлительностью, неуравновешенностью, легко переходил от радости к гневу, от буйного веселья к глубокой депрессии. Постоянно наблюдая сцены дикого произвола, насилия, предательства, он исподволь привыкал к ним, в его характере формируются пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Уже в 13 лет Иван вынес свой первый смертный приговор князю Андрею Шуйскому.

Распри вельмож, разгул и притеснения бояр-кормленщиков, усиление набегов со стороны Казанского и Крымского ханств вызвали недовольство многих слоев населения. С надеждой они смотрели на Ивана IV. В 1547 г., когда Ивану было 16 лет, митрополит Макарий венчал его на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Следует отметить, что до этого царями на Руси называли императоров Византии и ханов Золотой Орды. Провозглашение Ивана IV царем имело большое историческое значение:

- во-первых, оно уравнивало по чину Ивана IV с восточными соседями астраханским и казанским ханами — наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси;

- во-вторых, превращение Руси в Российское государство как бы предопределяло ее значение как «третьего Рима» — центра православия после падения «второго Рима» — Византии;

- в-третьих, царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей: датского, английского, французского, польского, шведского и др.;

- в-четвертых, провозглашение Ивана IV царем резко возвысило его над другими русскими князьями; отныне он почитался как «великий государь»;

- в-пятых, ритуал венчания Ивана IV на царство имел значение и для православной церкви. Укрепляя единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога на земле, церковь защищала и свои собственные интересы, ибо царская власть брала на себя заботу о сохранении прав и привилегий церкви.(2)

Бурные события 1547 года обусловили необходимость глубоких государственных преобразований. Вскоре вокруг молодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников, князь Андрей Михайлович Курбский, впоследствии назвал по польскому образцу "Избранной радой". Во главе этого кружка служилых людей и придворных встали костромской дворянин из богатого, но незнатного рода Алексей Федорович Адашев и протопоп Благовещенского собора Кремля Сильвестр. К ним примыкали знатные князья A. M. Курбский, Н.И. Одоевский, М.И. Воротынский и др. В состав Рады входил и первый начальник Посольского приказа думный дьяк И.М. Висковатый. Активно поддерживал деятельность этого кружка митрополит Макарий. Не являясь формально государственным учреждением, Избранная рада была, по сути, правительством России и в течение 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя целостную программу крупных реформ. По своему содержанию эти преобразования совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, которые были написаны в 1549 г. талантливым публицистом дворянином И.С. Пересветовым. Он выступал за решительное укрепление основ Российского государства в интересах консолидирующегося служилого дворянства.

В русле централизации находился и новый Судебник, который был принят в 1550 году. Он базировался на Судебнике 1497 года, сохранил Юрьев день, но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян и разрешал обращать холопов в крестьян, ограничил права наместников, ужесточил наказания за разбой, вводил статьи о наказании за взяточничество. В Судебник были также внесены изменения и дополнения, связанные с усилением центральной власти - контроль наместников, взимание единой государственной пошлины, право сбора торговых пошлин (тамги) переходило к царской администрации. Новым кодексом законов запрещался перевод в холопы детей боярских (мелкопоместных дворян на службе князей и бояр) и ограничивался приток посадских людей во владения монастырей. Последняя мера указывала на стремление государства не допустить убыли налогоплательщиков, поскольку духовенство было освобождено от государевых налогов. Податное население должно было нести тягло - совокупность натуральных и денежных повинностей. В XVI веке установилась единая для всего государства мера взимания налогов - "соха" (земельная единица, зависевшая от положения владельца и качества земель в среднем от 400 до 600 десятин (гектаров)), для чего регулярно производилась опись городских и сельских земель, находившихся в хозяйственном обороте - "сошное письмо".

Важным этапом в эволюции государственно-политического развития России стая первый сословно-представительный законосовещательный институт - Земский собор, созванный в Москве в феврале 1549 года. Он состоял из Боярской думы, "Освященного собора" из числа высших иерархов Русской православной церкви и представителей различных слоев землевладельцев (помещиков). В работе Собора, однако, не участвовали выборные от социальных низов (податных сословий). Созыв Земского собора явился вехой в формировании сословно-представителъной монархии и способствовал укреплению царской власти. Именно Собор 1549 года поддержал решение правительства о подготовке нового Судебника. Сохранились данные о том, что Соборы созывались в 1566, 1575, 1576, 1579, 1580, 1584 и вначале 1598 гг., однако регулярно действующим "парламентским" органом, ограничивающим самодержавие в России, ни в XVI веке, ни позже они так и не стали. В эпоху правления Ивана Грозного продолжала существовать и Боярская дума на правах совещательного органа при царе. Количество членов Думы (включая не только бояр, но и окольничих) не превышало 24 человек. В XVI веке в число думных бояр начинают жаловать представителей княжеских родов. Помимо этого в заседаниях Думы стали принимать участие думные дворяне и думные дьяки.

На основе решений Земского собора в 50-х годах XVI в. были проведены следующие реформы:

> военная;
> государственного управления
> церковная;
> опричнина.

1. В целях укрепления вооруженных сил Российской державы в 1550 года правительством Избранной рады начали осуществляться военные реформы. Так, было отменено местничество (порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности воевод) на время походов. В соответствии с указом Ивана IV от 1 октября 1550 года в Московском уезде была "испомещена" "избранная тысяча" - 1078 провинциальных дворян, "лутчих слуг", которые должны были составить ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти.

Наконец, был определен единый порядок прохождения воинской службы: "по отечеству" (по происхождению) и "поприбору" (по набору). Службу "по отечеству" проходили дворяне и дети боярские. Их военно-административные обязанности регулировались изданным в 1556 году"Уложением о службе" (первым воинским уставом), переходили по наследству и налагались с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. Эта категория служилых людей формально обеспечивалась окладом от 150 до 450 десятин земли "в трех полях" и от 4 до 7 руб. в год. Фактически же у государства не было ни таких денег, ни столько свободных земель. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина "конно и оружно", а в случае недодачи налагался штраф, поощрялись перевыполнившие эту норму.

С 1550 года формируется постоянное стрелецкое войско,имевшее как огнестрельное (пищали), так и холодное (бердыши и сабли) оружие. Сначала в стрельцы набрали 3 тыс. человек, которые были сведены в 6"приказов" (полков). К концу XVI века в стрелецком войске насчитывалось уже до 25 тыс. человек. Они являлись наиболее мощной боевой силой русской армии. К "приборным людям" относились также казаки, воротники, казенные кузнецы и другие категории. Неся службу по городам и на границах, "приборные люди" селились отдельными слободами, получая за службу коллективные земельные "дачи", а также, крайне редко, хлебное и денежное жалованье. Помимо этого им разрешалось вести мелкую торговлю и заниматься промыслами.

В военную службу нанимались и иностранцы - служилые иноземцы(в основном, поляки и немцы), число которых в русской армии к концу XVI в. составляло около 2,5 тыс. человек.

2. Правительство Избранной рады уделяло большое внимание укреплению государственного аппарата как центрального, так и местного звена. Вплоть до эпохи Ивана Грозного существовало лишь два общегосударственных центральных учреждения: Дворец,ведавший великокняжескими землями, и Казна (Казенный двор) - не только главный финансовый орган, но и государственная канцелярия, в которой трудились дьяки, ведшие разрядные, поместные, ямские, разбойные и другие дела. В 1550-е годы оформляется приказная система. Число приказов-центральных государственных учреждений, выросших из дьяческих "изб", - постоянно растет в связи с усложнением функций управления (к концу XVI века насчитывалось уже до 30 приказов).

Важнейшими учреждениями общегосударственной компетенции являлись Посольский приказ,отвечавший за внешнюю политику России, Разрядный приказ-главное военное ведомство, занимавшееся сбором дворянского ополчения, распределением вооруженных сил по всей территории страны, назначением воевод, и, наконец, Поместный приказ,в функции которого входили учет и описание земель, а также населения, проживавшего в частных владениях. Разбором жалоб и подготовкой решений по ним царской власти занимался Челобитный приказ.Особое учреждение по борьбе с "лихими людьми" представлял Разбойный приказ. Финансовые поступления налогов в государственную казну были главной заботой Приказа Большого прихода. В компетенцию особого Земского приказа входилоуправление внутренней жизнью и обеспечение общественного порядка в столице.

Появляются также и приказы, ведающие делами отдельных территорий, например, Приказ Казанского дворца-по управлению присоединенным Казанским ханством, из которого позже выделился Сибирский приказ.

Приказные учреждения одновременно являлись и судебными инстанциями в рамках своей сферы деятельности. При Иване Грозном судебные дела дворян входили в компетенцию царской власти. Растет и бюрократический аппарат приказной администрации. Во главе приказа стоял судья,как правило, боярин, окольничий или дьяк, которому подчинялись подьячиеи другие канцелярские служащие.

В 1552 годусоздается Дворовая тетрадь-список членов Государева двора(около 4 тыс. человек) из числа которых назначались высшие должностные лица государства: военачальники, городские воеводы, дипломаты и другие важнейшие "государевы слуги".

Подверглась реформированию и система местного управления.В середине XVI столетия отменяются "кормления", упраздняются должности наместников и волостелей. Властные полномочия и судебные функции на местах переходят в руки назначаемых правительством воевод, атакже выборным из детей боярских - губным старостам. Врайонах, где проживало черносошное (государственное) крестьянство, например, в Поморье на севере России, из его среды выбирали "судеек" и других должностных лиц местной администрации.

Государственно-административные реформы середины XVI в. значительно укрепили центральную власть, вооруженные силы, и систему государственного управления. Но ряд других мер правительства зачастую принимал уродливые формы массовых репрессий, свойственных правлению Ивана IV.

3. Царская власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преобразований. По инициативе царя и митрополита в январе - мае 1551 годасобрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавого по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. Собор закрепил унификацию общерусского пантеона святых, единого культа и обрядов, были установлены общие правила - каноны - для церковной живописи. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников, выступил против распутства, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь, возлагалось устройство школ для мирян. Еще при Иване III и Василии III остро стоял вопрос о церковном землевладении. Ряд священнослужителей, духовным предтечей которых был Нил Сорский, выступали за отказ монастырей от крупного землевладения и строгий аскетизм (отсюда их название - нестяжатели). Против этого боролась другая группа церковных деятелей, главой которых был игумен Иосиф Волоцкий, считавших, что только богатая церковь может выполнять в государстве свою высокую миссию. В правление Василия III иосифляне (стяжатели) одержали верх.

В ходе Стоглавого собора вопрос о монастырских землях был поднят вновь. Было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар можно было осуществить только после доклада царю.

В середине XVI в. религиозное брожение не прекращалось, несмотря на казнь "жидовствующих", и вылилось в ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Дворянский сын Матвей Башкин отрицал церковные обряды, иконы, а принцип христианского равенства довел до равенства социального: "изодрал" кабалы своих холопов, освободив их таким образом. В 1553 году за эти идеи он был осужден церковным Собором и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Если среди "жидовствующих" еретиков было много высокопоставленных и образованных людей (дьяк Федор Курицын и его брат Иван), а в сочувствии им обвиняли даже Елену Волошанку и самого Ивана III, то у беглого холопа Феодосия Косого оказалось много приверженцев среди простого люда. Это самая радикальная из известных на Руси ересей, лежащая в русле реформационного течения. Ф. Косой никогда не записывал своего "рабьего учения", он проповедовал его только устно. О содержании учения Ф. Косого известно из произведений его ярых противников. Неизвестно и происхождение Феодосия. В то время в холопах мог оказаться человек и из дворянского сословия. Косой отрицал божественную сущность Христа, таинства и возможность воскресения из мертвых, объявлял неправедной всякую власть, проповедуя любовь к ближнему. Есть данные, что феодосиане имели свои общины, построенные на раннехристианских коммунистических принципах. Около 1555 года Феодосию, арестованному незадолго до этого, удалось бежать в Великое княжество Литовское, где он продолжал проповедовать свое учение, приобретая новых сторонников. Не прекратилась деятельность его сподвижников и на территории Московии.

4. Правительство Избранной рады просуществовало до 1560 года. Важным поводом, вызвавшим его падение, были разногласия с семьей умершей в этот период первой жены царя Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. Они касались направлений внешней политики. Адашев настаивал на борьбе против Крымского ханства. У царя складывалось мнение о необходимости движения к Балтике. Главной причиной, однако, являлась проблема выбора основных путей политического развития России. Лидеры Избранной рады были сторонниками постепенных реформ, ведущих к упрочению централизации. Иван Грозный предпочел путь террора, способствовавший быстрому усилению его самовластия. Руководители Рады протопоп Сильвестр и царский любимец А.Ф. Адашев оказались в опале и умерли в ссылке. В 1564 году один из бывших участников Избранной рады, князь Андрей Курбский, командовавший русскими войсками в Ливонии, перешел на сторону поляков, опасаясь за свою жизнь. Эта измена усилила подозрительность царя к своему окружению

3 декабря 1564 года Иван IV вместе со специально отобранными боярами и дворянами неожиданно покидает Москву и удаляется в свою загородную резиденцию - Александрову слободу, расположенную недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Это повергло простой московский люд в смятение. Никто не мог понять, почему царь так поступил. Вскоре, 3 января 1565 года, появились посланцы от Ивана IV и привезли в столицу две грамоты. В первой - на имя митрополита - царь обвинял церковных иерархов и всех бояр, дворян, воеводских и приказных людей в измене, а во второй адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется. Свое возвращение на престол Иван IV обусловил, правом казнить и миловать "изменников" по своему усмотрению. Московский посад вынудил бояр послать к царю делегацию и просить царя вернуться на его условиях.

Иван IV поделил все государство на две части: опричнину (от слова "опричь" - кроме), выделяемую лично ему в особый удел, и земщину. В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, северные промысловые районы Поморья, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне-помещики, вошедшие в особое опричное войско (Опричный двор), а бывшие владельцы имений - выселялись в земщину. Такой "перебор людишек" еще более усиливал зависимость служилых людей от верховной власти. В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: Дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.

Средства на содержание опричного войска - этой лейб-гвардии великого государя - собирались с земской части государства. На "прокорм" опричников (их количество первоначально составляло 1 тыс. человек, а позже выросло до 5 тыс.) Иван Грозный потребовал огромную сумму в 100 тыс. руб., равную по стоимости 2 млн. четвертей ржи или тысячи сел с деревнями. От опричников требовалось лишь одно: беспрекословное выполнение приказов царя при полной личной преданности. Взамен опричники получали неограниченные возможности грабить, бесчинствовать и обогащаться за счет открытого разбоя. Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шапки. Страна погрузилась в атмосферу террора.

Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грозной и незнатный дворянин Г.Л. Скуратов-Вельский, по прозвищу Малюта Скуратов, ведавший казнями и пытками. Тогда же выдвинулся и боярин Борис Годунов, в 1570 году женившийся на дочери Малюты Скуратова.

28 июля 1568 г. под влиянием митрополита Филиппа, происходившего из старинного рода бояр Колычевых, верхи московского посада подали царю челобитье с просьбой отменить опричнину. Затем началось восстание посадских людей. Иван IV укрылся в Александровой слободе. Собрав там опричное войско, он продиктовал свои условия. В сентябре был казнен один из виднейших деятелей боярской оппозиции боярин И.П. Федоров, а митрополит Филипп лишен сана и сослан в тверской Отрочь монастырь.

Конец опричнине помог положить, как ни парадоксально, крымский хан Девлет-Гирей, прорвавшийся к Москве летом 1571 г. по вине опричного войска, не оказавшего ему сопротивления. Хан не стал осаждать город, но сумел поджечь его. Москва выгорела дотла, тела сгоревших и задохнувшихся убирали почти два месяца. Иван Грозный понял: над государством нависла смертельная опасность. Объединенные земско-опричные войска под командованием князя М.И. Воротынского разбили войска крымского хана. Страна была спасена. Опричнина была отменена в 1572 году, земли объединили вновь. Даже само упоминание слова "опричнина" было запрещено.

Опричнина ухудшила экономическое и политическое положение России: разоренные деревни и города, разбегающиеся крестьяне. Дополнительные тяготы принесло поражение в Ливонской войне и татарские набеги.(3)




Дата: 2016-10-02, просмотров: 193.