ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В ГЕРМАНИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внутренние предпосылки промышленного переворота в Германии формировались в течение длительного периода первоначального накопления капитала в условиях господства феодального режима на протяжении XVI–XVII веков.

Решающим фактором, по мнению О.Д. Кузнецовой и И.Н. Шапкина, ускорившим формирование предпосылок промышленного переворота в Германии, явилось завоевание французской армией немецких земель и установление протектората Наполеона на территориях, вошедших в Рейнский союз [4, с. 81]. В этих областях были проведены радикальные антифеодальные реформы в экономике, административной и судебной сферах [4, с. 81].

В Пруссии, возглавившей национально-освободительную борьбу немецких государств против наполеоновского завоевания, также встала необходимость проведения реформ в хозяйственной и общественной жизни. При проведении реформ правительство преследовало политические цели – привлечение народных масс, в основном крестьянства, на свою сторону.

Самой острой в этот период была проблема освобождения крестьян, поэтому наибольшее значение в преобразованиях имела аграрная реформа [6, с. 42].

В областях, включенных в состав Французской империи и Рейнского союза, было введено французское гражданское право, отменялось крепостное право, сеньориальные платежи и повинности подлежали выкупу.

Наиболее радикальные преобразования были осуществлены в Баварии, где принятые в 1808 году законы отменили крепостное право и привилегии дворян на занятие высших должностей и сбор налогов. В большинстве государств Рейнского союза крестьянские повинности феодального характера заменялись денежным оброком. В целом аграрные преобразования осуществлялись медленно, непоследовательно, носили компромиссный характер. Законодательство, уточнявшее порядок выкупа повинностей, появилось только в 30-е годы XIX века [6, с. 43].

В Пруссии аграрные реформы были начаты в 1807 г. правительством барона Штейна и завершились после революции 1848 г. Эдикт от 9 октября 1807 г. уничтожил личную зависимость крестьян от помещиков, но сохранил прочие повинности для всех категорий крестьян. Эдикт решил вопрос, имевший важнейшее значение для создания условий формирования рынка земли. Теперь разрешался свободный переход земли от одного лица к другому, уничтожались различия между землями, принадлежавшими дворянам и представителям других сословий.

Следующим шагом реформы стал Указ от 14 сентября 1811 г. о регулировании земельно-тягловых отношений крестьян и помещиков, прекращении арендного землепользования и закреплении права собственности на землю за крестьянами, о ликвидации барщины и оброчных платежей. Практическая реализация намеченных в указе мероприятий началась в 1816 г. Однако уже в 1820 г. был принят новый указ, закрепивший право собственности на землю только за зажиточными (лошадными) крестьянами, причем за это право они должны были либо заплатить выкуп, равнявшийся 25-кратной годовой ренте, либо уступить помещику от 1/3 до 1/2 своего земельного участка [4, с. 82].

Все малоимущие крестьяне не получали земли, превратившись в батраков. После революции 1848 г. правительство пошло на определенные уступки крестьянам, не забывая и о соблюдении интересов помещиков. По закону 1850 г. крестьянин становился собственником участка земли, который он обрабатывал. Однако барщина и другие повинности сохранялись в полном объеме и подлежали выкупу. Повинности и платежи в пользу помещика оценивались очень высоко и переводились в денежную ренту, которую крестьяне обязаны были платить ежегодно. Рента, согласно закону, должна была быть обязательно выкуплена в течение нескольких десятков лет.

Посредником между помещиком и крестьянином стал специально учрежденный Рентный банк, имевший отделения в каждом округе. Банк выдавал помещику 4%-ные свидетельства на сумму капитализированной ренты из расчета 5% годовых [4, с. 83].

Помещик имел право ежегодно предъявить к оплате в любой частный банк соответствующий купон. С крестьянина же банк взыскивал ежемесячно 1/12, часть годовой ренты, которую он должен был платить 41 год и 1 месяц, если годовая рента была капитализирована из расчета 4% годовых, и 56 лет и 1 месяц, если рента была капитализирована из расчета 5% годовых. Ежемесячные взносы собирались сборщиком податей как уплата, приравненная по своему значению к государственному налогу. Крестьянин мог сразу уплатить всю сумму долга деньгами или частью земли. Таким образом, те крестьяне, у которых помещик еще не успел забрать всю землю путем сгона с земли, закабалялись рентными платежами [4, с. 83].

В районах Германии, где действовало французское гражданское право, в результате аграрных преобразований большинство крепостных превратилось в крестьян-собственников.

Несмотря на компромиссный характер, аграрные антифеодальные реформы, проводившиеся в Германии в первой половине XIX в., сыграли значительную роль в формировании капиталистических отношений [4, с. 84]. Освобождение крестьян от крепостной зависимости создавало условия для организации рынка рабочей силы; лишение дворянства монополии на землю открывало возможность ее свободной купли-продажи; средства, полученные помещиками (и частично государством) от выкупных операций, стали важнейшим источником накопления, способствовали формированию рынка капиталов; реформы создавали условия для развития предпринимательства в аграрном секторе экономики – помещики становились крупными предпринимателями не только в сельскохозяйственном производстве, но и в сфере переработки сельскохозяйственного сырья; из среды крестьян стал выделяться класс капиталистических фермеров (гроссбауэров), появился слой посредников, обслуживающий усложнившиеся нужды сельскохозяйственного производства.

Необходимой предпосылкой промышленного переворота являлись реформы в промышленности и торговле, поскольку их реализация создавала определенные условия для свободы предпринимательства в этих отраслях экономики.

До середины XIX в. в большинстве немецких земель сохранялась цеховая ремесленная система. Официальная отмена цеховых привилегий и цехового права сдерживалась государством, стремившимся взять в свои руки регулирование промышленного производства, наладить контроль за деятельностью предприятий. Например, в горной промышленности государственные чиновники не только выдавали разрешение на производство работ, но и определяли уровень технического оснащения производства, объем добычи, цены, сбыт, отношения с рабочими [2, с. 65].

На германских территориях, находившихся под протекторатом Наполеона, свобода предпринимательской деятельности была установлена в 1808–1810 годах.

В Пруссии в 1806 г. были сделаны только первые шаги в этом направлении, выразившиеся в отмене цеховых запретов в ряде отраслей. В 1808 г. в «Деловой инструкции» были обнародованы основные принципы будущей реформы в промышленности: охрана и рост народного благосостояния возможны только при свободе промышленной деятельности, как в добыче и переработке сырья, так и в его распределении и сбыте.

В 1810 г. в Пруссии был принят указ, законодательно установивший принципы свободы предпринимательства: право на промышленную деятельность получал любой желающий, заплативший промысловый налог. Выдача промыслового свидетельства была беспрепятственной для всех, за исключением лиц, которым подобная деятельность была запрещена судом. Цехи оставались в качестве свободных союзов. Правовые различия между городом и деревней в области промышленности были уничтожены [4, с. 85].

В 1815 г., после Венского конгресса, Пруссия уступила часть своей территории другим государствам, но в ее состав вошли новые провинции. Промышленное законодательство потеряло свою однородность: на Рейне действовало французское хозяйственное право, в Саксонии сохранялся цеховой строй. Новый закон о промысловом обложении (1820) не устранил этих противоречий. В 1835 г. был поставлен вопрос о пересмотре и создании единого для Пруссии промыслового закона.

Необходимым условием становления рыночных отношений являлось преодоление феодальной раздробленности Германии, насчитывавшей к началу XIX в. около 300 самостоятельных государств. Господство Наполеона на немецких землях уничтожило самостоятельность большого числа мелких государственных образований. Однако и после Венского конгресса 1815 г. Германия не стала единым государством. Она являлась формальным объединением 38 самостоятельных государств (Германский союз). Крупнейшими государствами союза были Австрия и Пруссия.

Германский союз номинально являлся крупнейшим государственным образованием Западной Европы. Он представлял собой конфедерацию независимых государств, между которыми отсутствовали прочные связи; не существовало единого законодательства, общей армии, общих финансов, общего дипломатического представительства. Таким образом, создание единого германского государства по-прежнему оставалось насущной задачей.

Межгосударственные таможни сдерживали развитие внутригерманской торговли; по-прежнему внешнеторговые связи развивались активнее. Поэтому таможенное объединение германских земель стало первоочередной задачей.

Прусский таможенный закон 1818 г. уничтожил внутренние границы между отдельными провинциями, входившими в ее состав, отменил всякие запреты и ограничения во внутренней торговле. Закон впервые создал в Германии крупную хозяйственную область, занимавшую площадь в 5 тыс. кв. км с населением 10,5 млн. человек [4, с. 85].

Другой серьезной преградой являлось отсутствие удобных и развитых путей сообщения. Но их создание имело смысл только после ликвидации ограничений для свободного перемещения грузов и пассажиров. Не случайно первая железная дорога была открыта в 1835 г. (через два года после заключения таможенного союза). В 1848 г. протяженность прусских железнодорожных линий составляла 2363 км. Первый немецкий локомотив был построен в 1838 г. под Дрезденом. По протяженности железных дорог Германия к середине XIX в. занимала одно из первых мест в мире. На ее территории находилось 16% тогдашней мировой сети. Быстрыми темпами строились шоссейные дороги. Успешно шло развитие водного транспорта. В 1831 г. немецкие государства заключили Рейнскую судоходную конвенцию, освободившую судоходство по Рейну от цеховых ограничений [4, с. 85].

В 1816–1823 гг. на реках Германии появились первые пароходы, но экономическое значение они приобрели только с началом массовых перевозок.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что к середине XIX века в Германии сложились предпосылки для прохождения стадии промышленного переворота и дальнейшей индустриализации экономики страны.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 195.