Формы коммуникационного действия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возможны три формы коммуникационного действия:

§ подражание;

§ диалог;

§ управление.

[править]Стороны общения

§ Коммуникативная. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

§ Интерактивная. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

§ Перцептивная. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять друг друга.

[править]В процедуре общения выделяют следующие этапы

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Установление контакта

7. Обмен мнениями, идеями, фактами

8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

Содержание общения может быть различным:

§ передача информации

§ восприятие друг друга

§ взаимооценка партнерами друг друга

§ взаимовлияние партнеров

§ взаимодействие партнеров

§ управление деятельностью и т.д.

 

29. Функции общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

§ коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

§ информационная (обмен информацией между людьми)

§ когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

§ эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

§ конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

§ креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

§ инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)

§ синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

§ самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

§ трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

§ экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

§ социального контроля (регламентации поведения и деятельности)

§ социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

 

30. Способы межличностного общения.

30. Восприятие и формирование образа партнера в общении. Психологи выделяют ряд факторов, определяющих, как формируется у человека образ другого человека. Главным среди них является личностные особенности того, кто воспринимает. Человек познает другого, как бы проецируя его через себя, накладывая уровень самооценки. Так, люди с положительной самооценкой, адаптированные к внешней сфере, более правильно судят о людях и не склонны проецировать свои недостатки на других. Человек с низкой самооценкой воспринимает у других неуверенное или негативное отношение к себе. Завышенная самооценка зачастую приводит к переоценке положительного к себе отношения. На восприятие другого человека существенно влияют также тип личности воспринимающего, срок общения, профессиональные и психологические особенности. Авторитарный человек, как правило, отличается слабым проникновением во внутренний мир другого человека, а конформная личность поддается влиянию чужого мнения. И слишком короткое, и чрезмерно длительное общение затрудняют объективность оценки. Адекватность оценки окружающих с возрастом увеличивается. Женщины в отличие от мужчин более глубоко воспринимают другого человека, но и более эмоционально, представляя скорее не объективную картину, а субъективное к ней отношение. Помимо личностных особенностей воспринимающего на процесс познания другого человека влияет ряд внешних факторов: -сложившееся общее положительное мнение окружающих о человеке может привести к положительной оценке даже его негативных поступков и наоборот; -более новая, последняя информация о знакомом человеке оказывается наиболее существенной и определяющей восприятие; -восприятие человека по профессиональной принадлежности. Психологические механизмы восприятия связаны и с возрастными, половыми, национальными, психологическими стереотипами. Люди худые воспринимаются зачастую как более резкие и категоричные, в отличие от людей полных; тонкие губы - признак злого, неуравновешенного характера, а массивный подбородок говорит об упорстве и твердости характера. Информацию о другом человеке дают и его жесты, позы, мимика. Психологи выделяют ряд характеристик людей по таким признакам. Так, прямолинейность, напряженность и монотонность движений, твердый взгляд, ясное и четкое произношение, однообразная манера произношения говорят о воле и дисциплине. Шаркающая походка, обвислые плечи, привычка морщить нос, неясное и нечеткое произношение - признак слабой воли. Хорошая осанка, свободно опущенные плечи, твердый взгляд, спокойные широкие движения характеризуют уверенность в себе. Переоценка себя, высокомерие внешне проявляются в оценивающем прямом взгляде, высокой посадке головы, полуприкрытых глазах, в расправленных назад плечах. Внешнее проявление твердости - откинутая назад голова, манера стоять, широко расставив ноги, привычка сидеть, положив ногу на ногу, нарочито расслабленный темп движений, манера держать руки за спиной, повышенная громкость голоса. Порядочность и осознание ответственности проявляются в прямом открытом взгляде, обращенном к собеседнику, богатой, доброжелательной мимике, ясной и понятной речи.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 220.