Бюджетирование – это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности организации по центрам ответственности или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные. В бюджетах отражаются цели и задачи организации.
В процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по движению заданных финансовых показателей в результате:
– образования, распределения и использования хозяйственных средств организации на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации;
– формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов.
В общем виде бюджетирование в организации имеет следующие основные цели:
– прогнозирование финансовых результатов хозяйственной деятельности, финансовой состоятельности отдельных видов деятельности, установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов;
– определение наиболее предпочтительных для дальнейшего развития организации бизнес-проектов, экономическое обоснование бизнес-проектов, а также решений об уровнях их финансирования из внутренних и внешних источников;
– анализ эффективности работы различных структурных подразделений, контроль за правильностью решений, применяемых руководителями структурных единиц.
Бюджет организации (генеральный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и описывает в структурированной форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде. Он включает два основных блока: систему операционных бюджетов (плановые сметы основных бизнес-процессов) и систему финансовых бюджетов. Соответственно, процесс бюджетирования может быть условно разбит на две составные части, каждая из которых является законченным этапом планирования: подготовку операционных бюджетов и подготовку финансовых бюджетов.
Система операционных бюджетов включает в себя бюджет продаж, бюджет запасов готовой продукции, бюджет производства, бюджет прямых материальных, бюджет прямых производственных затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет себестоимости проданной продукции, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов. Операционные расходы консолидируются и образуют систему финансовых бюджетов, включающую прогноз прибылей и убытков (бюджет доходов и расходов), бюджет движения денежных средств, прогнозный бухгалтерский баланс.
Бюджетирование обеспечивает лучшую координацию хозяйственной деятельности, повышает управляемость и адаптивность организации к бюджетированию во внутренней и внешней среде, снижает возможность злоупотреблений и ошибок в управлении, обеспечивает взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности, формирует единое ведение планов и возникающих в процессе их осуществления проблем всеми работниками, обеспечивает более ответственный подход специалистов к принятию решений, лучшую мотивацию их деятельности и ее оценку.
В последние годы наличие процедуры бюджетирования уже становится нормой для многих российских организаций. Однако, на сегодняшний день, примерно в половине организаций система бюджетирования неэффективна. Неэффективной считается такая система краткосрочного планирования, в которой отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20-30%. Подобная ситуация представляет собой серьезную проблему, так как бюджет организации является основной для принятия оперативных управленческих решений. Невыполнение бюджета может означать срыв всех планов организации: производства, продаж, выплаты заработной платы, налогов и т.д. В конечном счете это приводит к срыву стратегии развития организации.
Проблемам бюджетирования посвящены работы таких отечественных авторов, как В.Е. Хруцкий, К.В. Щиборщ, В.Н. Самочкин, Ю.Б. Прнин, Т.М. Мезенцева, К.С. Саенко, А.В. Поляк и многих других.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение основ бюджетирования на лесозаготовительном предприятии, исследование методики формирования бюджетов и путей совершенствования механизма бюджетирования.
Для достижения поставленных целей определены следующие основные задачи:
– рассмотреть методику бюджетирования;
– исследовать состояние нормативной базы и практики бюджетирования на лесозаготовительных предприятиях;
– обобщить и проанализировать опыт бюджетирования предприятий, описанный в литературе;
– определить место бюджетирования в системе управления предприятием;
– рассмотреть основные направления совершенствования механизма бюджетирования на лесозаготовительном предприятии.
Объектом исследования является система бюджетирования лесозаготовительного предприятия.
Предметом исследования является методика составления бюджетов на лесозаготовительном предприятии.
Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют:
– Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости лесопродукции, отчеты о научно-исследовательских работах ученых и авторских коллективов, сборники научных трудов ученых и практиков;
– работы отечественных и зарубежных авторов в области теории и практики бюджетирования на предприятии.
Информационную базу исследования составляют данные лесозаготовительных предприятий Республики Коми.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В главах основной части курсовой работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показывать умение студента сжать, логично и аргументировано излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.
Курсовая работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «Заключение». Как и всякое заключение, эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.
Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие появляются новые научные задачи в связи с проведением исследования.
Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня исследования, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации ее автора.
В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в рукописи исследования. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, которые фактически не были использованы.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождать текст основной части работы, помещают в приложении.
По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные приложения из инструкций и правил, ранее не опубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст таблицы, графики, карты.
Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки.
5. Разработка рабочего плана
Для разработки рабочего плана курсовой работы студент должен четко представлять структуру курсовой работы.
Это тем более важно, так как структура курсовой работы, независимо от дисциплины и темы, остается неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание, углубляется исследование проблемы за счет привлечения большего количества первоисточников и литературы.
Разработка темы курсовой работы начинается с планирования. Правильно составленный план позволяет студенту продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и предоставить ее в установленные сроки.
Рабочий план составляется студентом на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность «не потеряться» в обилии фактов, идей, авторов.
Рабочий план составляется в произвольной форме. В нем приводятся конкретные этапы по написанию курсовой работы и сроки их реализации в соответствии с учебным планом. Согласование рабочего плана осуществляется с руководителем курсовой работы.
Примерный план выполнения курсовой работы приведен в таблице.
Таблица 25
№ п/п | Наименование этапа | Срок выполнения |
Сбор необходимой литературы | 1 – 2 неделя семестра | |
Подготовка библиографического списка | 3-я неделя семестра | |
Изучение и анализ источников и литературы, подготовка обзора источников и литературы | 4 – 6 неделя семестра | |
Формулирование основных теоретических положений и изложение основной части курсовой работы | 7 – 9 неделя семестра | |
Подготовка введения | 10-я неделя семестра | |
Подготовка заключения | 11-я неделя семестра | |
Оформление курсовой работы и приложений | 12 – 14 неделя семестра | |
Представление чистого варианта курсовой работы и получение допуска к защите | 15 – 16 неделя семестра |
Принципы рубрикации текста
Под рубрикацией текста понимается его членение на логически самостоятельные составные части. Поскольку курсовая работа представляет собой подчиненное единой цели сочинение, ее рубрикация тоже должна служить оптимальному раскрытию темы. Выделение структурных элементов составляет существенный момент рубрикации.
Если введение и заключение обычно бывают цельными, то основная часть, в свою очередь, подвергается более дробной рубрикации на главы и параграфы. Она осуществляется посредством нумерации и заголовков.
Заголовки глав и параграфов задают общую перспективу изложения на данном отрезке текста. При рецензировании студенческой работы правильности членения на главы и параграфы и выбора их названий придается большое значение. Каждый заголовок должен строго соответствовать содержанию следующего за ним текста. При этом необходимо, чтобы каждая глава по содержанию представляла собой как бы сумму смысловых содержаний своих параграфов. Если название главы предполагает более широкое содержание, чем вся совокупность ее параграфов, то что-то в заявленной теме остается упущенным, нераскрытым. Если же содержание параграфов в сумме оказывается богаче, чем предполагало название главы, это означает, что глава содержит лишнее, выходящее за пределы ее плана параграфы.
Названия глав и параграфов не следует делать ни слишком многословными, длинными, ни чересчур краткими. Длинные заголовки, занимающие несколько строк, выглядят громоздкими и с трудом воспринимаются. Тем более, что названия глав и параграфов набираются более крупными буквами и размещаются посередине страницы. Слишком короткие названия, особенно состоящие из одного слова, нехороши тем, что теряют всякую конкретность и воспринимаются как предельно общие. Поэтому они в любом случае оказываются по смыслу шире соответствующего им содержания. В заголовок не следует включать узкоспециальные термины, сокращения, аббревиатуры, формулы.
Рубрикация текста на уровне глав и параграфов выражается также в их нумерации. Все структурные единицы нумеруются арабскими цифрами, причем номера наиболее крупных частей состоят из одной цифры, номера второй ступени деления – из двух цифр, номера третьей ступени – из трех и т.д.
Помимо выделения частей текста, имеющих названия и номера, существует и более дробная рубрикация без использования номеров и названий. Это деление текста на абзацы, т.е. периодическое логически обусловленное отделение фрагментов написанного друг от друга отступом вправо в начале первой строки фрагмента. Абзацы позволяют сделать излагаемые мысли более рельефными, облегчают восприятие текста при чтении и его осмыслении.
Желательно, чтобы объем абзацев был средним. Редкость отступов делает текст монотонным, а чрезмерная частота мешает читателю сосредоточиться на мысли автора.
Между абзацами непременно должна существовать логическая связь, объединяющая их в цельное повествование. Для того, чтобы сделать эту связь более явной, необходимо усиливать рубрикацию использованием специальных вводных слов и оборотов в начале первого предложения абзаца. Такие слова и обороты дают возможность подчеркнуть, как именно связаны предыдущий и последующий абзац: является ли последующий выводом из предыдущего, или обобщением нескольких предыдущих абзацев, или возражением на содержащиеся в них аргументы.
7. Общие требования к изложению и стилю текста
При написании курсовой работы очень важно не только то, как студент раскроет тему, какие использует источники, но и язык, стиль, общая манера подачи содержания.
Прежде всего, нужно иметь в виду, то курсовая работа относится к строго определенному жанру: это научное произведение. Поэтому она должна соответствовать требованиям этого жанра и писаться в стилистике научного текста. Письменная научная речь строится согласно определенным правилам – так называемым правилам академического этикета – и сложившейся в ученом сообществе традиции публично излагать свои мысли с опорой на привлекаемые для их обоснования концепции. Эти неписанные правила и традиции направлены на то, чтобы обеспечить взаимно уважительный тон научной полемики, соблюдение авторских прав, корректность в изложении концепций, содержащихся в используемых источниках, отсутствие смысловых искажений, искусственных натяжек и фальсификаций.
Особенностью современного научного текста является исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного лица – «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа – «мы». Образуются конструкции «мы полагаем», «по нашему мнению».
Такое словоупотребление, во-первых, придает тексту видимость большей объективности. Во-вторых, когда авторство выражается местоимением «мы», создается впечатление, что за автором как единичным субъектом стоит группа людей – научна школа, направление, единомышленники. Это отражает современную ситуацию в науке характеризующуюся нарастающими тенденциями к интеграции, коллегиальности в творчестве.
Тем не менее, текст не должен сплошь пестреть словом «мы». Для стилистического разнообразия стоит прибегать и к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста.
В процессе подготовки курсовой работы в качестве примера можно порекомендовать использовать следующие функционально-синтаксические и специальные лексические средства:
– средства, указывающие на последовательность изложения: в начале; прежде всего; затем; во-первых (во-вторых и т.д.); в последствии; после;
– средства, указывающие на противопоставление отдельных тезисов изложения: однако; в то же время; между тем; тогда как; тем не менее;
– средства, указывающие на наличие причинно-следственных отношений: следовательно; поэтому; потому что; благодаря; сообразуясь с; вследствие;
– средства, отражающие переход изложения от одной мысли к другой: прежде чем; обратимся к; рассмотрим; как; остановимся на; подчеркнем следующее;
– средства, подытоживающие изложение или часть изложения: итак; таким образом; значит; в заключении отметим; на основе сказанного; следовательно.
Кроме того, в качестве рассматриваемых средств в ряде случаев могут выступать местоимения, прилагательные и причастия, как-то: данный; этот; эти; такая; названные; упомянутые; указанные.
Несколько слов об общих стилистических «запретах», о которых необходимо помнить при подготовке текстов курсовых работ. В содержании курсовой работы, как правило, не допускается применять:
– обороты разговорной речи, произвольные словообразования, в том числе профессионализмы;
– различные научные термины, близкие по своему значению для обозначения одного и того же понятия;
– иностранные слова и термины – при наличии русскоязычных аналогов;
– сокращения обозначений единиц физических величин – при их употреблении без цифр (кроме единиц физических величин в головах и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы);
– математически знак «минус» (-) перед отрицательными значениями величин, упоминаемыми по тексту;
– математические знаки без цифр, в том числе и при упоминании по тексту.
Обложка и титульный лист
Курсовая работа должна быть сброшюрована в обложку скоросшивателя.
Титульный лист – первый лист курсовой работы оформляется машинописным способом на листе формата А4 (210 × 297 мм) по установленной форме
Реквизиты титульного листа содержат:
– полное наименование высшего учебного заведения (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сыктывкарский государственный университет");
– наименование кафедры (кафедра «Бухгалтерского учета и аудита»);
– вид документа (курсовая работа);
– наименование дисциплины, по которой выполняется курсовая работа (Бухгалтерский управленческий учет);
– наименование темы курсовой работы;
– инициалы, фамилия студента, курс и факультет, на котором он обучается;
– ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия руководителя;
– название города, год.
При оформлении титульного листа перенос слов и исправления не допускаются.
Подготовка к защите: устное выступление, презентация
Курсовая работа в завершенном виде в соответствии с графиком представления письменных работ сдается студентом на кафедру. Студент заочной формы обучения представляет курсовую работу на факультет, где она регистрируется, и после этого передается на кафедру для проверки руководителем. После проверки курсовой работы и подготовки на нее рецензии преподаватель возвращает работу на кафедру, где студент имеет возможность ознакомиться с замечаниями, указанными в рецензии.
При подготовке курсовой работы к защите студент может подготовить ее компьютерную презентацию с помощью соответствующей системы MS Power Point.
Создание презентации предусматривает несколько этапов:
1. Оформление титульного слайда. Этот слайд должен содержать название темы доклада.
2. Оформление слайда-содержания. Этот слайд должен содержать план доклада, причем каждый пункт плана – это гиперссылка на какой-либо слайд по данной теме или даже на внешний файл.
3. Оформление последовательности слайдов. Последовательность слайдов. Раскрывающих какую-либо тему, должна иметь:
а) меню-содержание по данной теме;
б) средства навигации, которые включают кнопки листания вперед-назад и кнопку возврата на главное меню или меню по данной теме;
в) гиперссылки, организующие какие-либо действия – вызовы других программ или переходы на другие слайды, например структурные схемы, графики, иллюстрации и т.д.
4. Текстовый материал на слайде следует подавать порционно, в той последовательности, в какой предусмотрено сценарием. При этом необходимо учитывать, что текст, остающийся на слайде должен содержать основные положения или определения излагаемого материала.
5. Оформление слайда с психической точки зрения должно быть таким, чтобы не перегружать аудиторию изобилием звука, анимационных эффектов и чрезмерной яркостью и многообразием цветовой гаммы. Как правило, анимационные эффекты (реже звук) используются для акцентирования внимания аудитории на каком-либо определении или особенностях излагаемого материала, а также для эстетического оформления материала.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 244.