Сущность, значение и правила построения отчетности по центрам ответственности (сегментам). Принципы построения сегментарной отчетности. Нефинансовые критерии оценки деятельности центров ответственности.
Изучив данную тему, студент должен:
знать правила формирования отчетности по центрам ответственности, показатели отчетности, принципы построения;
уметь построить отчетные формы, выбрать показатели, характеризующие деятельность центров ответственности.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная литература:
Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. Рек. МО РФ / М.А. Вахрушина. 6-е изд. доп. и пер. М.: ОМЕГА-Л. 2007. 570 с.
Дополнительная литература:
Волкова О.Н.Управленческий учет. Учебник. О.Н.Волкова. М.: ТК Велби Проспект, 2005. 468с.
Николаева О.Е. Управленческий учет: базовый курс: учебник / О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова. Изд. 5-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. 320 с.
Практические занятия по теме 9 предусматривают решение следующих задач:
Задача 1
На основании исходных данных рассчитать показатели, необходимые для получения скорректированного бюджета на фактический объем реализации. Составить гибкий бюджет организации и проанализировать полученные результаты деятельности. Гибкий бюжет составить в виде таблицы 1.1.
Таблица 1.1.
№п\п | Показатели | Главный операционный бюджет | Фактически полученные показатели отчетного периода | Главный бюджет, скорректированный на фактически полученные показатели | Отклонения от скорректированного главного бюжета |
Объем реализации, ед. | |||||
Выручка от продаж | |||||
Производственные затраты | |||||
Маржинальный доход (стр.2-стр.3) | |||||
Общехозяйственные расхоы | |||||
Коммерческие расходы | |||||
Операционная прибыль |
Исходные данные: главным бюджетом ООО «Экспедитор» на объем реализации 100 000 ед. были запланированы следующие показатели:
- выручка от продаж – 60 000 тыс. руб.,
- производственные затраты – 46 000 тыс. руб.,
- общехозяйственные расходы – 7 000 тыс. руб.,
- коммерческие расходы – 1 200 тыс. руб.
По итогам отчетного года, зафиксированы следующие результаты деятельности ООО «Экспедитор»:
- объем реализации – 70 000 тыс. ед.,
- выручка от продаж – 39 000 тыс. руб.,
- производственные затраты – 30 000 тыс. руб.,
- общехозяйственные расходы – 7 000 тыс. руб,
- коммерческие расходы – 900 тыс. руб.
Задача 2
На основании исходных данных рассчитать скорректированный бюджет ООО «Вымпел», оформить его в виде таблицы 1.1. и проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Исходные данные: ООО «Вымпел» планировало иметь годовую выручку от продажи одной партии размером 50 000 единиц, в сумме 75 000 тыс. руб. при величине производственных затрат в размере 45 000 тыс. руб., расходов на управление – 7 000 тыс. руб., расходов на рекламу – 2 500 тыс. руб. Фактически в отчетном году было реализовано лишь 40 000 единиц продукции по цене на 10% выше, чем планировалось. Производственные расходы отчетного периода были выше запланированных на 5%, расходы на управление и рекламу полностью соответствовали запланированным показателям.
Задача 3
На основании исходных данных составить бюджет движения денежных средств ООО «Омега» на второй квартал 200_ года (с ежемесячным разнесением затрат) в виде таблицы 1.2 и провести его анализ.
Таблица 1.2
Апрель | Май | Июнь | Итого I квартал | |
Начальное сальдо | ||||
Поступления средств | ||||
- от клиентов | ||||
- от продажи активов | ||||
- займы | ||||
Итого поступлений: | ||||
Выплаты средств | ||||
- расходные материалы | ||||
- заработная плата | ||||
- общехозяйственные расходы | ||||
- коммерческие расходы | ||||
- расходы по процентам | ||||
- возврат кредитов | ||||
- оплата налогов | ||||
- прочие выплаты | ||||
Итого выплат: | ||||
Разница между поступлениями и выплатами | ||||
Конечное сальдо |
Исходные данные
ООО «Омега» оказывает услуги по переводу текстов с иностранных языков.
В ходе самостоятельной работы по теме 9 необходимо ответить на вопросы:
1. В чем заключается сущность построения отчетности по центрам ответственности (сегментам)?
2. Каково значение построения отчетности по центрам ответственности (сегментам)?
3. Правила построения отчетности по центрам ответственности (сегментам).
4. Каковы принципы построения сегментарной отчетности?
5. Перечислите основные критерии оценки деятельности центров ответственности.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
Базовый учебник: Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. Рек. МО РФ / М.А.Вахрушина. 6-е изд., доп. и пер. — М.: ОМЕГА-Л, 2007 .570 с.
Дополнительная литература:
КАРТА
ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ
Дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет»
По направлению (специальности) БУА И А
Факультет Финансово-экономический
Форма обучения ДО,ОЗО
Блок дисциплин СД Ф
Число студентов | Список литературы | Кол-во экземп. | Кол-во экземп. На 1 студента |
6-ДО21(8) 6-ОЗО16(7) 5-ОЗО 9(9) | Основная литература: Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. Рек. МО РФ / М.А.Вахрушина. 6-е изд., доп. и пер. — М.: ОМЕГА-Л, 2007 .570 с. Дополнительная литература: Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. Рек. МО РФ / М.А.Вахрушина. 3-е изд., доп. и пер. — М.: ОМЕГА-Л, 2004 .572с. Волкова О.Н.Управленческий учет. Учебник. О.Н.Волкова. М.:ТК Велби Проспект, 2005. 468с. Николаева О.Е. Управленческий учет: базовый курс: учебник / О. Е. Николаева, Т. В. Шишкова. Изд. 5-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. 320 с. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. М:ФиС,2004.352с. Кукукина И.Г. Управленческий учет: Уч. пос. М:ФиС,2004.400с. Рек. УМО. Практикум по управленческому учету и контроллингу. Рек. УМО. М:ФиС,2004.160с. Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование, 2005. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 351с. Рек МО РФ (диск КонсультантПлюс №10) | 25 заказан Эл | 0.7 |
Составитель, преподаватель
Зав кафедрой
Дата составления карты «_____»_____________2008г.
СОГЛАСОВАНО:
Представитель библиотеки СыктГУ
«_____»______________2008г.
Контроль знаний
По дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» текущая успеваемость студентов контролируется опросом текущего материала, решением задач.
Промежуточный контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса, и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные педагогом вопросы и написанием курсовой работы.
Итоговая успеваемость студентов определяется на экзамене.
Примерный перечень экзаменационных вопросов
по дисциплине "Бухгалтерский управленческий учет"
1. Сущность управленческого учета. Значение управленческого учета. Предмет и объекты управленческого учета.
2. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета: сходства и различия.
3. Функции управленческого учета. Нормативное регулирование управленческого учета.
4. Системы управленческого учета. Процесс принятия решения и роль бухгалтера в управлении.
5. Методы и способы управленческого учета. Управленческий учет в информационной системе предприятия.
6. Понятие затрат в управленческом учете. Место возникновения затрат, носитель затрат, объект затрат, объект калькулирования.
7. Классификация затрат для определения себестоимости выпущенной продукции и полученной прибыли.
8. Классификация затрат для принятия управленческих решений.
9. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.
10. Понятие центра ответственности. Типы центров ответственности.
11. Сущность и задачи калькулирования себестоимости. Связь калькулирования себестоимости с учетом производственных затрат.
12. Состав и виды себестоимости. Роль калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в управлении производством.
13. Калькуляционные единицы. Типы производства и их влияние на организацию аналитического учета затрат.
14. Понятие метода учета затрат и калькулирования себестоимости. Сущность простого метода учета затрат и калькулирования себестоимости.
15. Сущность попередельного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
16. Сущность позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
17. Калькуляционные расчеты.
18. Определение себестоимости продукции по полной номенклатуре калькуляционных статей затрат (традиционный для российской учетной практики вариант).
19. Калькулирование себестоимости продукции по переменным издержкам. Исчисление маржинального дохода. Порядок списания постоянных расходов.
20. Принципы нормативного учета затрат. Отличие нормативного учета от системы «Стандарт-костинг».
21. Понятие о нормативных издержках. Нормирование затрат.
22. Организация учета изменений норм при использовании нормативного метода учета.
23. Организация учета отклонений от норм затрат при использовании нормативного метода учета.
24. Сущность системы учета затрат «Стандарт-костинг», её отличие от нормативного учета.
25. Сущность системы «Директ-костинг».
26. Этапы принятия управленческих решений. Определение точки безубыточности производства.
27. Определение структуры выпуска продукции с учетом лимитирующего фактора.
28. Планирование ассортимента продукции, подлежащей выпуску и продаже.
29. Принятие решений по привлечению дополнительных заказов.
30. Принятие решений по ценообразованию в управленческом учёте.
31. Сущность трансфертных цен, методы определения трансфертных цен.
32. Предпосылки организации управленческого учета и анализ действующей практики управленческого учета на предприятии.
33. Организационно-методологические модели управленческого учета. Формирование системы показателей для управления предприятием.
34. Разработка учетной политики управленческого учета. Разработка базовых форм управленческой отчетности.
35. Разработка концепции и выбор программы для автоматизации управленческого учета. Разработка системы контроля и анализа данных управленческого учета.
Тестовые задания для самоконроля знаний
1. Управленческий учет отличается от финансового учета тем, что служит:
а) инструментом помощи руководителю в принятии решений по управлению затратами и прибылью;
б) средством составления финансовых отчетов для внешних пользователей.
2. Пользователи аналитических данных управленческого учета отличаются тем, что:
а) составляют большую и неизвестную группу лиц, заинтересованных в информации о деятельности организации;
б) составляют относительно малую и известную группу лиц, имеющих доступ к внутрифирменной информации.
3. Источниками информации управленческого учета в отличие от финансового учета могут быть:
а) любые источники информации, полезные для целей управления;
б) только правила бухгалтерского учета.
4. Основным объектом управленческого учета в отличие от объекта финансового учета является:
а) хозяйственная единица в целом;
б) каждое подразделение хозяйственной единицы.
5. Какую систему бухгалтерского учета использует управленческий учет, в отличие от финансового учета:
а) любую систему, обеспечивающую положительный результат;
б) только систему двойной записи.
6. Какие измерители применяет управленческий учет в отличие от финансового учета:
а) денежные единицы по курсу, действующему на момент возникновения факта хозяйственной деятельности;
б) любые подходящие стоимостные или натуральные единицы.
7. Задачи управленческого учета состоят в том, чтобы:
а) определить, в какой информации нуждается руководитель;
б) выяснить, где информация для целей управления может быть получена;
в) определить, в какой информации нуждается руководитель, где эта информация может быть получена, и каким образом она будет использоваться для целей планирования, контроля и принятия решений.
8. К задачам управленческого учета относятся:
а) выявить, измерить и собрать информацию для целей управления;
б) подготовить, пояснить и передать информацию руководителю;
в) выявить, измерить и собрать, а также подготовить, пояснить и передать информацию руководителю.
9. Для решения задач управленческого учета выполняются следующие функции:
а) регистрируются затраты и предоставляются аналитические отчеты;
б) оцениваются затраты по носителям и местам их возникновения;
в) осуществляется управление себестоимостью для принятия решений по цене, ассортименту и технологии производства;
г) анализируются затраты и финансовые результаты принятия решений в краткосрочном и долгосрочном периодах;
д) верно только а) и б);
е) верно а), б), в) и г).
10. Управленческий учет придерживается следующих принципов:
а) применять любую систему учета, дающую полезный результат;
б) полагать непрерывность функционирования организации в долгосрочном периоде;
в) обеспечить свободу выбора методов оценки информации и форм ее предоставления аналитиком;
г) концентрировать внимание аналитика на деятельности подразделений (сегментов) организации;
д) соблюдать коммерческую тайну в оценке результатов для принятия решений;
е) верно только а) и г);
ж) верно а), б), в), г) и д).
11. Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений состоит в следующем:
а) проводить анализ учетно-калькуляционной деятельности;
б) предоставлять руководителю аналитические отчеты о финансовых результатах деятельности подразделений (сегментов) организации;
в) оказывать помощь руководителю в планировании и контроле, выявлении резервов экономии затрат;
г) верно только б) и в);
д) верно а), б) и в).
12. Этические стандарты бухгалтера по управленческому учету включают:
а) своевременное изучение и использование законодательно-нормативных документов по учету и отчетности;
б) активное участие в совершенствовании системы управленческого учета;
в) соблюдение коммерческой тайны;
г) контроль норм и нормативов, оперативный анализ отклонений и своевременное обеспечение руководителя результатами анализа;
д) проведение разъяснительной работы или учебы по анализу отклонений затрат и их влиянию на финансовые результаты;
е) верно только б), в) и г);
ж) верно а), б), в), г) и д).
13.Нормативный учет служит эффективным инструментом та, планирования и контроля затрат потому, что:
а) нормы и нормативы «построены» на поддержании конкурентоспособности ;
б) нормы и нормативы стимулируют совершенствование бухгалтерского учета, планирования и контроля затрат;
в) нормы и нормативы усложняют планирование;
г) верно только а) и б);
д) верно а), б) и в).
14. Нормативными называются такие затраты, которые:
а) должны быть понесены в ходе обычной деятельности при фактически сложившихся условиях;
б) должны быть рассчитаны с помощью научно-обоснованных норм расходов материалов, труда, проектируемых ставок общепроизводственных расходов и закупочных цен.
15. Создание системы «стандарт-кост» имеет целью:
а) усилить контроль затрат за счет сравнения фактических затрат с нормативными затратами;
б) использовать статичные бюджеты.
16. Система «стандарт-кост» выявляет:
а) сколько продукция, работа или услуга должны стоить (нормативные затраты);
б) сколько продукция, работа или услуга стоят на самом деле (фактические затраты);
в) отклонение фактических затрат от нормативных затрат;
г) верно а), б) и в).
д) верно только а).
17. Верно ли утверждение, что нормативные затраты позволяют руководителю работать в режиме «принципа исключений»:
а) верно, потому что они концентрируют внимание только на тех отклонениях, которые превысили допустимый уровень;
б) не верно, потому что важны все отклонения.
18. Для определения нормативных затрат необходимо обосновать:
а) оптимальное количество расходуемых ресурсов;
б) минимально возможные цены приобретения;
в) планируемые ставки (коэффициенты) общепроизводственных расходов;
г) верно только а) и б);
д) верно а), б) и в).
19. Организация системы нормативных затрат предполагает:
а) планирование затрат на основе прогрессивных норм и нормативов;
б) документирование затрат с разрешением на использование ресурсов согласно утвержденным нормам и нормативам;
в) отражение на счетах бухгалтерского учета нормативных затрат и отклонений;
г) верно а), б) и в);
д) верно только б) и в).
20. Верно ли утверждение, что система «стандарт-кост» наиболее эффективна при использовании гибких бюджетов:
а) да;
б) нет.
21. Преимущества использования системы «стандарт-кост» состоят в том, что она:
а) позволяет вычислить себестоимость и объем товарно-материальных запасов на основе стандартов по иене и количеству;
б) сокращает время на составление аналитических отчетов и принятие решений по отклонениям;
в) дает возможность выявить отклонения по каждому счету-фактуре и собрать информацию для ценообразования и составления бюджетов;
г) работает с системой «директ-костинг» на основе переменных затрат;
д) верно а), б), в) и в).
е) верно только а) и б).
22. Нормативные калькуляции себестоимости используются в следующих целях:
а) исчисления фактической себестоимости с помощью индексов изменения норм и отклонений от норм, выявленных за отчетный период;
б) контроля снижения норм и нормативов путем сравнения нормативных калькуляций на разные даты;
в) планирования себестоимости продукции, работ, услуг;
г) верно только а) и б);
д) верно а), б) и в).
23. Среди принципов нормативного подхода к калькулированию себестоимости можно выделить:
а) раздельный учет по нормативам и отклонениям от них;
б) наличие нормативных калькуляций;
в) верно только б);
г) верно а) и б).
24. Какой вариант нормативного учета затрат может выбрать организация:
а) «Фактические затраты = Нормативные затраты ± Отклонения»;
б) «Фактические затраты — Нормативные затраты = ± Отклонения»;
в) верно только б);
г) верно а) или б).
25. Какой вариант нормативного учета затрат может выбрать организация:
а) движение материальных ценностей (основные материалы, незавершенное производство, готовая продукция) на счетах бухгалтерского учета отражается по нормативной стоимости. Отклонения, выявляемые по мере их возникновения, накапливаются и в конце отчетного периода присоединяются к нормативным затратам;
б) ведение параллельного учета фактических и нормативных затрат. Данные о производственных затратах фиксируются в двух оценках: по фактически сложившимся затратам и по нормативной ставке на фактический объем производства;
в) верно только а);
г) верно а) или б).
26. Понятие «отклонение» означает:
а) отклонение в цене или количестве приобретаемых сырья и материалов от нормативных значений;
б) отклонение в расценках или количестве потраченного труда от нормативных значений;
в) отклонение в запланированной ставке общепроизводственных расходов или эффективности их использования;
г) верно только а) и б);
д) верно а), б) и в).
27. Понятие «отклонение в цене» означает:
а) отклонение от нормативной цены на материалы или нормативной расценки на труд;
б) отклонение в количестве использованных сырья и материалов.
28. Понятие «отклонение в количестве» означает:
а) отклонение от нормативной цены на материалы или нормативной расценки на труд;
б) отклонение в количестве использованных сырья и материалов.
29. Система «стандарт-кост», в отличие от отечественной системы нормативных затрат:
а) анализирует отклонения по прямым затратам на материалы, прямым затратам на труд и переменным общепроизводственным расходам;
б) использует гибкие бюджеты;
в) верно только 2;
г) верно 1 и 2.
30. Отклонение в цене для прямых затрат на материалы вычисляется по формуле:
в) «Фактическая цена × Фактическое количество — Нормативная цена × Фактическое количество»;
г) «Нормативная цена × Фактическое количество — Нормативная цена × Нормативное количество для фактической производительности».
31. Можно ли утверждать, что трансфертная цена, сформированная на договорной основе, отвечает специфическим условиям бизнеса: наличию недогруженных мощностей, взаимосвязи между подразделениями и др.?
в) да;
г) нет.
32. Какова роль гибкого бюджета при внедрении системы нормативного учета?
г) усиливает контроль затрат;
д) позволяет руководителю более оперативно принимать решения по возникающим отклонениям;
е) верно а) и б).
33. «Управленческий учет» - это:
г) процесс, происходящий внутри фирмы с использованием планирования и контроля ее деятельности;
д) процесс выявления, измерения, сбора, анализа, подготовки, интерпретации и передачи информации, необходимой руководителю при выполнении его функций;
е) верно а) и б).
34. Основные функции системы управления управленческого учета состоят в том, чтобы:
а) регистрировать затраты и предоставлять аналитические отчеты;
б) оценивать величину затрат по носителям (продуктам, работам и услугам), местам возникновения (цехам, службам, центрам ответственности);
в) управлять себестоимостью для принятия решений по цене, ассортименту и технологии производства;
г) анализировать финансовые результаты принятия решений в краткосрочном и долгосрочном периоде;
д) верно а), б), в) и г).
35. Чем отличаются продуктовые затраты от периодических?
а) продуктовые затраты списываются в себестоимость проданных товаров, а периодические — как текущие расходы за отчетный период;
б) продуктовые затраты участвуют не в запасах, а списываются на себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг, периодические затраты сразу выставляются против выручки как расходы за период.
36. Выберите основные признаки классификации систем управленческого учета:
а) форма связи управленческой и финансовой бухгалтерий (интегрированная или автономная);
б) полнота учитываемых затрат (с полным распределением затрат, по ограниченной себестоимости, по дифференциальным затратам);
в) оперативность учета затрат (по фактическим затратам, по нормативным или плановым затратам);
г) ответственность руководителя по местам возникновения затрат;
д) верно а), б), в) и г).
37. При каких условиях предпочтительнее использовать систему калькулирования по процессам?
а) многостадийная обработка массовой продукции;
б) при выпуске разнообразной продукции или вовлечении в различные виды деятельности.
38. Калькулирование в системе «директ-костинг» должно включать:
а) полное распределение затрат на единицу продукта;
б) распределение на единицу продукта только переменных затрат;
в) распределение на единицу продукта только производственных затрат.
39. Что скрывается за понятием «эквивалентная единица» в системе учета и калькулирования затрат по процессам?
а) условная единица измерения, несущая набор затрат, необходимых для одной законченной физической единицы;
б) условная единица измерения, участвующая в оценке незавершенного производства;
в) верно а) и б).
40. «Директ-костинг» как система калькулирования на основе переменных затрат отличается тем, что:
а) постоянные общепроизводственные расходы вместе с коммерческими и управленческими списываются как расходы за период;
б) калькулируется неполная (ограниченная) себестоимость.
41. В каком из методов калькулирования себестоимости операционная прибыль (прибыль от продаж) реагирует на изменения в объемах производства?
а) «директ-костинг»;
б) с полным распределением затрат;
в) реагируют оба метода.
42. Какую пользу имеет руководитель от сегментирования отчета о прибылях и убытках?
а) повышение ответственности, оценка результатов деятельности подразделения и руководителя;
б) «высвечивается» реальный вклад каждого сегмента в формирование желаемой прибыли;
в) верно а) и б).
43. Чем отличается центр затрат от центра прибыли?
а) руководитель центра затрат контролирует только затраты своего подразделения;
б) руководитель центра прибыли контролирует затраты и прибыль своего подразделения.
44. Верно ли утверждение, что рентабельность инвестиций -произведение рентабельности продаж на оборачиваемость инвестиций?
а) да;
б) нет.
45. Какой из методов калькулирования покажет более высокую прибыль, если объемы производства и продаж равны?
а) с полным распределением затрат;
б) «директ-костинг» на основе переменных затрат;
в) оба метода покажут одинаковую сумму прибыли.
46. Если постоянные общепроизводственные расходы высвобождаются из запасов при калькулировании с полным распределением затрат, то что можно сказать об уровне производства по отношению к продажам?
а) продажи опережают производство;
б) производство опережает продажи.
47. Чем отличается сегментная маржа от валовой маржи?
а) сегментная маржа — сумма, остающаяся от продаж (чистой выручки) после покрытия сегментом всех переменных и отслеживаемых в нем постоянных затрат;
б) валовая маржа — сумма, необходимая для покрытия постоянных затрат и получения желаемой прибыли.
48. Чем отличается центр инвестиций от центра прибыли?
а) руководитель центра прибыли контролирует затраты и прибыль, зарабатываемую подразделением;
б) руководитель центра инвестиций, кроме затрат и прибыли, несет ответственность за инвестиции в операционные активы своего подразделения.
49. Каким образом ускорить оборачиваемость операционных активов?
а) увеличить объем продаж;
б) снизить операционные расходы;
в) уменьшить операционные активы;
г) верно а), б), в).
50. Какие существуют ограничения по применению системы «директ-костин г»?
а) внешний отчет о прибылях и убытках составляется по методу с полным распределением затрат или «абсорпшен-костинг»;
б) «директ-костинг» нельзя использовать в налоговых целях.
51. Чем отличаются отслеживаемые затраты сегмента от общих затрат для сегмента?
а) отслеживаемые — постоянные затраты, которые связаны с конкретным сегментом;
б) общие затраты относятся ко всем сегментам фирмы.
52. Что понимается под трансфертной ценой?
в) внутренняя цена, по которой одно подразделение предприятия передает другому продукты или услуги;
г) оптовая цена предприятия.
53. Как отслеживаемые затраты в одном сегменте могут стать общими для другого сегмента?
а) по мере укрупнения сегментов;
б) по мере деления сегмента на другие, более мелкие сегменты.
54. В каком из методов калькулирования себестоимости операционная прибыль реагирует на изменение в объеме продаж?
а) «директ- костинг» на основе переменных затрат;
б) «абсорпшен-костинг»;
в) реагируют оба метода.
55. На что нацеливает оценка эффективности управления подразделением по остаточной прибыли?
в) приводит к сокращению инвестиций в операционные активы;
г) побуждает руководителя к новым целесообразным инвестициям в целях получения добавочной прибыли.
56. Что означает понятие «отклонение»?
д) отклонение в цене или количестве приобретаемых сырья и материалов от нормативных значений;
е) отклонение в расценках или количестве труда от нормативных величин;
ж) отклонение в установленных общепроизводственных расходах или эффективности их использования;
з) верно а), б), в).
57. Общие переменные затраты при росте (падении) количества продаж:
а) увеличиваются (уменьшаются);
б) остаются без изменений
58. Чем отличается система стандарт-кост от отечественной системы нормативного учета?
а) использует гибкие бюджеты;
б) анализирует отклонения по прямым материалам, прямому труду и переменным общепроизводственным расходам;
в) верно а) и б).
59. Общие постоянные затраты при росте (падении) количества продаж:
а) уменьшаются (увеличиваются);
б) остаются без изменений.
60. Если бизнес еще не достиг точки безубыточности, то валовой маржи недостаточно для того, чтобы:
а) покрыть все постоянные затраты;
б) покрыть часть постоянных затрат;
в) заработать всю желаемую прибыль;
г) заработать часть желаемой прибыли;
д) верно только а) и в) или б) и в);
61. Как объяснить понятие «безубыточность»?
а) граница бизнеса, при которой чистая выручка покрывает все затраты операционной (основной) деятельности;
б) состояние критической (мертвой) точки, в которой у бизнеса нет ни прибыли, ни убытков;
в) верно а) и б).
62. Какой метод калькулирования себестоимости дает более реалистичное представление о прибыли от продаж?
а) «абсорпшен-костинг»;
б) «директ-костинг» на основе переменных затрат.
63. На какой основе рекомендуется назначать трансфертную цену при эффективном конкурентном рынке?
г) на базе переменных затрат;
д) по рыночной цене;
е) по договорной цене.
64. Что означает понятие «фактор норм» в гибких бюджетах?
в) отклонение от нормативной цены на материалы или нормативной расценки на труд;
г) отклонение в количестве использованных материалов или труда.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»
Финансово-экономический факультет
Кафедра бухгалтерского учета и аудит
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ УЧЕТУ
Для студентов специальности 080109.65
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» всех форм обучения
Сыктывкар 2009
Составитель: к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Сластихина Л.В.
Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых работ по Бухгалтерскому управленческому учету рассмотрены и одобрены на заседании кафедры бухгалтерского учета и аудита «21» _января_ 2009 года.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Ученого Совета финансово-экономического факультета «22» _января__ 2009 года.
Методические рекомендации предназначены для студентов 3-го курса специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» всех форм обучения.
В них отражены цели и задачи и основные этапы подготовки курсовой работы, а также требования к ее структуре, содержанию и оформлению. В данной работе содержится также примерная тематика курсовых работ.
Введение
Курсовая работа по управленческому учету выполняется студентами специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в соответствии с учебным планом индивидуально в письменной виде под руководством преподавателя. Ее подготовка предполагает углубленное изучение вопросов относящихся к дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» и должна содержать элементы исследования. Выполнение курсовой работы направлено на формирование у студента способности самостоятельно мыслить, сопоставлять, анализировать факты, обобщать их, логически последовательно излагать материал.
Курсовая работа – это более сложный, по сравнению с контрольной работой и рефератом, вид работы. Тема курсовой работы раскрывается на основе изучения научной литературы – монографий, статей, научных отчетов и т.д. Подготовка курсовой работы производится в соответствии с планом, который воплощается в ее оглавлении. Она сопровождается сбором практического материала из различных источников, который обрабатывается на основе теоретических положений с использованием анализа. В курсовой работе обязательно должны быть сноски, ссылки на литературу, приведен библиографический список использованной литературы.
Материал излагается самостоятельно, не допускается его дословное заимствование из литературных источников.
Выполняя курсовую работу по управленческому учету, студент должен:
– выявить главную проблему по выбранной теме, требующую решения;
– четко сформулировать цель и задачи работы;
– определить предмет курсовой работы, источники информации, инструментарий для решения поставленных задач;
– логично излагать свои мысли делать выводы и формулировать предложения по решению выявленных проблем и устранению недостатко
Дата: 2016-09-30, просмотров: 406.