Деятельность участкового уполномоченного полиции, связанная с рассмотрением обращений граждан. Прием населения в участковом пункте полиции.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конституция Российской Федерации, как основной закон государства, выделяет для человека особое место в системе конституционные отношений. Защита прав и свобод человека и гражданина является основным принципом, действующим в государстве и обществе в настоящее время.

Особую значимость подчеркнул и Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей пред-

выборной статье «Демократия и качество государства»: «Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи». А что есть «обратная связь»

на практике? Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля».

Институт права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления является ключевым в реализации гражданином своих конституционных прав. Стоит отметить тот факт, что институт права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления претерпели серьезные изменения1.

Участковыми уполномоченными полиции в целом по России в год рассматривается более десяти миллионов обращений граждан, раскрывается каждое четвертое преступление. За 2015 год службой участковых уполномоченных полиции МВД России пресечено более трех миллионов административных правонарушений, в том числе разыскано около 8,5 тысяч лиц, скрывающих от органов дознания, следствия и суда2. Данная статистика указывает на особую важность работы участковых уполномоченных полиции по рассмотрению поступающих к ним обращений граждан в рамках деятельности полиции в целом.

Осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений — одна из основных форм работы участкового уполномоченного полиции на закрепленном административном участке.

Основными задачами участкового уполномоченного полиции при работе с обращениями граждан являются:

• обеспечение своевременного рассмотрения в полном объеме устных и письменных обращений граждан;

• принятие по ним решений в соответствии с законодательством российской Федерации;

• направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Участковый уполномоченный полиции осуществляет прием граждан, рассматривает их обращения, проявляя внимательное, вежливое, тактичное и корректное отношение к гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства. Для каждого сотрудника полиции, в том числе для участкового уполномоченного, важно осуществлять

прием граждан таким образом, чтобы обращающиеся граждане чувствовали уважительное к себе отношение, доброжелательность и заинтересованность сотрудника полиции в разрешении его проблемы. Для этого, осуществляя прием граждан участковый уполномоченный полиции не должен отвлекаться на посторонние вопросы, решение своих проблем или разговоры с сослуживцами, также не следует необоснованно перебивать гражданина или повышать на него голос. В настоящее время особую значимость при оценке деятельности полиции населением имеет не только профессионализм сотрудников полиции, но и культура поведения сотрудников, поэтому просто необходимо, чтобы участковый уполномоченный полиции, был вежлив и тактичен, объективно относился к обращениям и заявлениям граждан, проявлял особое внимание к детям, женщинам и пожилым людям.

Участковый уполномоченный полиции не должен выражать свое негативное отношение к обращениям граждан, каким бы назойливым и упрямым ни был посетитель. Важно помнить, что нетактичное поведение участкового уполномоченного полиции при осуществлении приема граждан может привести к снижению его авторитета среди населения административного участка.

Стоит отметить, что участковый уполномоченный полиции, как сотрудник органов внутренних дел обязан принять заявление по любому вопросу, находящемуся в компетенции правоохранительных органов. Непосредственно к компетенции участкового уполномоченного полиции относится множество вопросов, которые условно можно разделить на несколько групп:

• семейно-бытовые вопросы: семейные скандалы, конфликты, возникающие между соседями;

• вопросы, связанные с экологической обстановкой на административном участке — парковка автотранспорта в неположенных местах, на газонах, свалка мусора, плохая уборка территории от снега;

• вопросы, связанные с паспортно-визовым пребыванием лица на административном участке — наличие документов, удостоверяющих личность, разрешений на работу у иностранных

граждан. Стоит подчеркнуть, что проверять соблюдение паспортно-визового режима участковый уполномоченный компетентен только в жилом секторе, то есть непосредственно в домах, квартирах, подъездах и дворах;

• проведение проверок по обращениям, содержащим факту нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации (оскорбление, побои, мелкое хулиганство, кражи и мошенничества).

Участковый уполномоченный полиции, осуществляющий прием граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своих полномочий вправе принять одно из следующих решений:

• удовлетворить просьбу, при этом сообщив гражданину порядок и сроки принятия решения по обращению;

• отказать в удовлетворении просьбы, при этом разъяснив гражданину причины отказа и порядок обжалования принятого решения;

• принять письменное заявление от гражданина, если его обращение требует дополнительной проверки, при этом разъяснив гражданину причины, по которым обращение не может быть разрешено в процессе личного приема, указав порядок и срок рассмотрения обращения.

• по вопросам, не входящим в компетенцию органов внутренних дел, участковый уполномоченный должен разъяснить инстанцию (организацию или учреждение), в которую следует обратиться гражданину, при необходимости участковый уполномоченный оказывает необходимое содействие.

Полученную в ходе проведения личного приема граждан информацию, представляющую оперативный или профилактический интерес, участковый уполномоченный полиции обязан доложить рапортом начальнику территориального органа МВД России.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации при получении обращений непосредственно от граждан участковый уполномоченный полиции осуществляет регистрацию поступивших обращений в журнале учета приема граждан, их обращений и заявлений, который находится в участковом пункте полиции.

Участковому уполномоченному полиции, как должностному лицу исполнительного органа власти, при рассмотрении и разрешении обращений граждан запрещается:

• преследование гражданина в связи с его обращением в полицию с критикой на работу указанного органа, либо с целью защиты и восстановления его нарушенных прав и законных интересов;

• разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина без его на то согласия.

При этом, не является разглашением сведений направление запросов в органы государственной власти или органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит обязанность разрешения вопросов, поставленных в обращении гражданина.

Гражданин, чьи права при рассмотрении и разрешении обращения были нарушены, имеет право на возмещение компенсацию морального вреда и возмещению причиненных убытков по решению суда. Так, если в ходе проверки по обращению будет установлен факт нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, упущения или злоупотребления в деятельности органов внутренних дел, а также необоснованность принятого решения, то в заключение указываются меры, принятые к сотрудникам полиции, допустившим указанные нарушения4.

Таким образом, необходимо отметить, что работа с обращениями граждан является одним из приоритетных направлений деятельности участкового уполномоченного полиции. Как известно, в настоящее время одним из критериев оценки работы полиции в целом выступает общественное мнение и авторитет сотрудников полиции среди населения. Работа участкового уполномоченного полиции с обращениями граждан, отвечающая не только требованиям законодательства Российской Федерации, но и морально — этическим требованиям, предполагающим вежливое и доброжелательное отношение к гражданам, стремление оказать содействие в разрешение проблем, способствует формированию

положительного имиджа сотрудника полиции. Немаловажную роль в эффективной деятельности участкового уполномоченного полиции в рассмотрении и разрешении обращений граждан играет организация проведения приема граждан, включающая в себя разработку графика, учитывающего особенности административного участка, оснащенность участкового пункта полиции необходимой для граждан информацией. Стоит подчеркнуть, что своевременное реагирование на обращения граждан во многом может способствовать улучшению оперативной обстановки в целом на административном участке.

Участковый уполномоченный полиции, как известно, сотрудник органов внутренних дел наиболее близкий к народу, поэтому его подход к работе должен быть чуть шире, чем просто профессиональный. Как показывает практика, именно такой подход дает положительные результаты, укрепляя взаимодействие населения и участкового уполномоченного полиции.

Эффективное осуществление участковым уполномоченным полиции своих полномочий в рамках данного направления, оказание помощи гражданам в реализации их законных прав и интересов, а порой и просто консультативная помощь со стороны сотрудника, благоприятствует формированию доверительного отношения со стороны населения к полиции в целом.

В настоящее время одним из критериев оценки работы полиции в целом выступает общественное мнение и авторитет сотрудников полиции среди населения. Работа участкового уполномоченного полиции с обращениями граждан, отвечающая не только требованиям законодательства Российской Федерации, но и морально — этическим требованиям, предполагающим вежливое и доброжелательное отношение к гражданам, стремление оказать содействие в разрешение проблем, способствует формированию положительного имиджа сотрудника полиции. Немаловажную роль в эффективной деятельности участкового уполномоченного полиции в рассмотрении и разрешении обращений граждан играет организация проведения приема граждан, включающая в себя разработку графика, учитывающего особенности административного участка, оснащенность участкового

пункта полиции необходимой для граждан информацией. Стоит подчеркнуть, что своевременное реагирование на обращения граждан во многом может способствовать улучшению оперативной обстановки в целом на административном участке. Законодательством Российской Федерации, регламентирующим обращения граждан, закреплены различные сроки рассмотрения обращений граждан с возможностью их продления, при наличии достаточных оснований. Участковый уполномоченный полиции, осуществляя свою работу с обращениями граждан, рассматривает по существу такие виды обращений, как предложение, заявление, жалоба и ответ на запрос. Также особое внимание стоит уделить деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению сообщений о преступлениях и административных правонарушениях в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Итогом рассмотрения обращений граждан по существу является подготовка заключения, в котором анализируются собранные материалы и направление ответа инициатору, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоит подчеркнуть, что своевременность, полнота и объективность рассмотрения обращений граждан участковым уполномоченным полиции, является предметом контроля со стороны, как непосредственных руководителей, так и проверяющих лиц5.

1 Беляков П.А. Защита прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления // «Законность», 2014, № 4.

2 Участковый в каждый дом: памятка [Электронный ресурс] // https://mvd.ru

3 Алгоритм действий участкового уполномоченного полиции при осуществлении приема граждан и рассмотрении их обращений / ВНИИ МВД России, ГУОООП МВД России // Профессионал, 2014, № 2. С. 38—41.

4 Ольшевская А.В., Курбатова О.В. Рассмотрение органами Внутренних Дел обращений граждан и сообщений в СМИ // Административное право и процесс, 2013, № 10.

5 Волков СЮ., Зайцев И.А. Совершенствование служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Административное право и процесс, 2013, № 12.

 



 



Дата: 2019-11-01, просмотров: 211.