Доказательства эволюции органического мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Происхождение человека

Задание 1.

«Установите соответствие»:

 

Доказательства эволюции органического мира:

1)сравнительно-анатомические а) данные позволяющие воссоздать историю происхождения видов, установить степень родства между организмами
2) эмбриологические б) сходство гаметогенеза, наличие зиготы, сходство зародышей на ранних этапах эмбриогенеза
3) палеонтологические в) ископаемые переходные формы
г) гомологичные органы, рудименты и атавизмы, переходные формы
д) данные, позволяющие проследить историческое развитие живой природы на основе находок ископаемых форм в отложениях горных пород
е) данные, позволяющие установить связь между онтогенезом и филогенезом

 

Ответ:

 
 

 

 

Задание 2.

«Укажите последовательность этапов развития человека:

а) неоантропы,  

б) архантропы,   

в) палеоантропы,   

г) современные люди,   

д) австралопитеки

Ответ:

 

Задание 3.

«Укажите последовательность основных стадий эволюции человека от древних форм к современным»:

а) питекантроп

б) человек умелый

в) кроманьонец

г) австралопитек

д) неандерталец

Ответ:

 
 

Задание 4.

«Установите соответствие»:

Положение человека согласно современной классификации:

1) царство а) млекопитающие
2) подцарство б) хордовые
3)тип в) животные
4) подтип г) позвоночные
5) класс д) гоминиды
6) отряд е) человек разумный
7) семейство ж) приматы
8) род з) многоклеточные

Задание 5.

«Заполните таблицу»:

Признаки, по которым человек относится к типу Хордовые Признаки, по которым человек относится к подтипу Позвоночные Признаки, по которым человек относится к классу Млекопитающие Признаки, по которым человек относится к подклассу Плацентарные Признаки, по которым человек относится к отряду Приматы
         

Видовые признаки человека разумного, отличающие его других животных:

1.

 

2.

 

3.

 

 

 

Задание 6.

«Продолжите фразу»:

1) Происхождение человека, становление его как вида в процессе формирования общества, называется…

 
 

2) К биологическим факторам эволюции человека относят…

 
 

3) К социальным факторам эволюции человека относят…

 
 

4) Родство человека и животных подтверждается наличием у него …

 
 

5) Недоразвиты органы, практически утратившие свое значение в процессе эволюции называются…

 
 

6) признаки, появляющиеся у отдельных организмов данного вида, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции, называются…

 
 

7) К рудиментам человека можно отнести…

 
 

8) К атавизмам человека можно отнести…

 
 

 

 

Задание 7.

«Установите соответствие»:

Рудименты и атавизмы человека:

1) рудименты а) наличие хвоста
2) атавизмы б) копчик
в) червеобразный отросток (аппендикс)
г) наличие нескольких пар сосков
д) третье веко
е) сильно развитые клыки
ж) зубы мудрости
з) густой волосяной покров тела
и) мышцы, двигающие ушную раковину

 

 

Ответ:

 
 

Задание 8.

«Установите соответствие»:

Факторы антропогенеза:

1) биологические а) мутационный процесс
2) социальные б) трудовая деятельность
в) изоляция
г) популяционные волны
д) дрейф генов
е) общественный образ жизни
ж) естественный отбор
з) речь
и) мышление

Ответ:

 
 

Задание 9.

«Установите соответствие»:

  Расы:   Характерные признаки:
1) европеоидная а) черный цвет кожи, черные курчавые волосы, широкий плоский нос, темные глаза, толстые губы, средняя степень обволошенности тела
2) монголоидная б) узкое лицо, узкий выступающий нос, тонкие губы, мягкие прямые или волнистые волосы, цвет кожи от белого до смуглого, цвет глаз от светло-голубых до черных, относительно сильная обволошенность тела
3)негроидная в) плоский широкий нос, косой разрез глаз, жесткие черные прямые волосы, желтовато-смуглый цвет кожи, слабая обволошенность тела

 

Задание 10.

«Заполните таблицу»:

Расы человека

Морфологические признаки:

Цвет кожи Цвет и форма волос Цвет и разрез глаз Форма носа Форма губ Степень обволошенности тела 1) европеоидная               2) монголоидная               3)негроидная            

 

Тестовые задания:

 

Выберите правильные варианты ответов:

1. Доказательствами эволюции органического мира являются данные:

а) сравнительной анатомии, б) эмбриологии, в) палеонтологии, г) биогеографии

 

Выберите правильный вариант ответа:

2. Сравнительная анатомия изучает:

а) зародышевое развитие организмов, б) форму и строение отдельных органов и их эволюционные изменения в разных группах животных, в) функции отдельных органов, систем, тканей, клеток.

 

Выберите правильные варианты ответов:

3. Данными сравнительной анатомии, доказывающими эволюцию органического мира, являются:

а) клеточное строение организмов, б) общий план строения позвоночных, в) гомологичные органы, г) рудименты, д) атавизмы, е) переходные формы.

 

Выберите правильный вариант ответа:

4. Эмбриология – это наука, изучающая:

а) индивидуальное развитие организмов, б) зародышевое развитие организмов, в) историческое развитие организмов.

 

Выберите правильные варианты ответов:

5. К эмбриологическим доказательствам единства органического мира относятся:

а) сходство зародышей на ранних этапах эмбриогенеза, б) наличие в развитии одноклеточной стадии – зиготы, в) гомологичные органы, г) рудименты, д) связь между онтогенезом и филогенезом.

 

Выберите правильный вариант ответа:

6. На основе находок ископаемых форм в отложениях земных пластов можно проследить:

а) индивидуальное развитие организмов, б) зародышевое развитие организмов, в) историческое развитие организмов.

7. Конвергенцией называется:

а) расхождение признаков в процессе эволюции б) схождение признаков в процессе эволюции

в) объединение нескольких популяций в одну г) объединение нескольких популяций в одну

8. В результате конвергенции возникают:

а) гомологичные органы, б) аналогичные органы, в) рудиментарные органы.

 

9. Гомологичные органы у разных видов организмов – это:

а) органы, имеющие различное происхождение, но выполняющие сходные функции, б) органы, сходные по строению, но выполняющие различные функции, в) недоразвитые органы, утратившие в процессе эволюции свое значение.

 

Выберите правильные варианты ответов:

10. Примеры гомологичных органов у животных:

а) крыло бабочки и крыло птицы, б) крыло птицы, передняя лапа млекопитающих и рука человека, в) жабры ракообразных и рыб, г) роющий аппарат медведки и крота

 

Выберите правильный вариант ответа:

11. Примером гомологичных органов у растений являются колючки у:

а) кактуса и боярышника, б) розы и барбариса, в) барбариса и кактуса, г) кактуса и розы.


12. Глаза кальмара и рыбы – это пример:

а) рудиментарных органов, б) аналогичных органов, в) гомологичных органов.


13. Аналогичные органы у разных видов организмов – это:

а) органы, имеющие различное происхождение, но выполняющие сходные функции, б) органы, сходные по строению, но выполняющие различные функции, в) недоразвитые органы, утратившие в процессе эволюции свое значение.

 

14. Аналогичными органами являются: 

а) иголки кактуса и листья клена, б) жабры рака и жабры акулы, в) рука человека и крыло птицы.

 

15. Примером аналогичных органов у животных являются конечности:

а) крота и лошади, б) летучей мыши и кита, в) кита и обезьяны, г) лошади и собаки.

 

Выберите правильные варианты ответов:

16. Примером аналогичных органов у животных являются:

а) крыло птицы, передняя лапа млекопитающих и рука человека, б) крыло бабочки и крыло птицы, в) жабры ракообразных и рыб, г) роющий аппарат медведки и крота


Выберите правильный вариант ответа:

17. Дивергенцией называется:

а) схождение признаков у далеких по происхождению организмов, б) расхождение признаков в эволюционном процессе, в) выход группы организмов в новую адаптивную зону, в результате упрощения организации.


18. Какой из следующих факторов способствует конвергентной эволюции двух видов: в

а) дрейф генов, б) наличие сходных мутаций, в) воздействие отбора в сходном направлении.

 

19. Гомологичными органами являются:

а) лапа кошки и нога мухи б) глаз человека и глаз паука в) крыло бабочки и крыло летучей мыши г) чешуя рептилий и перья птиц

 

20. Рудиментарные органы – это:

а) недоразвитые органы, утратившие в процессе эволюции свое значение, б) органы, имеющие различное происхождение, но выполняющие сходные функции, в) органы, сходные по строению и происхождению, но выполняющие разные функции.

 

21. Тазовые кости в скелете змей и безногих ящериц являются:

а) рудиментами, б) атавизмами,   в) гомологичными органами, г) аналогичными органами.

 

Выберите правильные варианты ответов:

22. Рудиментарными признаками у животных являются:

а) глаза у крота, б) остатки тазовых костей у китообразных, в) трехпалость у лошадей,  

г) наличие хорды у зародышей млекопитающих.

 

Выберите правильный вариант ответа:

23. Развитые боковые пальцы в конечности современной лошади являются:

а) рудиментами, б) атавизмами, в) гомологичными органами, г) аналогичными органами.

 

Выберите правильные варианты ответов:

24. Рудиментарные признаки человека:

а) копчик, б) аппендикс, в) третье веко, г) наличие нескольких пар сосков, д) густой волосяной покров на всей поверхности тела.

 

Выберите правильный вариант ответа:

25. Атавизмы – это:

а) появление у организма признаков, которые существовали у отдаленных предков, но в процессе эволюции утратили свое значение, б) упрощенные недоразвитые структуры организма, утратившие свое значение в организме в процессе эволюции, в) нарушение эмбрионального развития организма.

 

Выберите правильные варианты ответов:

26. Атавистические признаки у человека – это:

а)густой волосяной покров, б)хвост, в)копчиковая кость, г)короткие мягкие волосы на теле.

 

27. Возникновение атавизмов объясняется тем, что:

а) гены, ответственные за данный признак, сохраняются в эволюции генотипа данного вида, но их действие при нормальном развитии блокируется другими генами, б) в онтогенезе отдельных особей по различным причинам эти гены могут активизироваться и признак проявляется вновь,  

в) они возникают как приспособление к изменяющимся условиям среды.

 

28. Ископаемые переходные формы, наличие которых является одним из доказательств эволюции органического мира: 

а) зверозубые рептилии, б) полуобезьяны, в) археоптерикс, г) псилофиты, д) низшие узконосые обезьяны.

Выберите правильный вариант ответа:

29. Антропогенез – это:

а) морфологическая эволюция человека, обусловленная его трудовой деятельностью,  

б) индивидуальное развитие человека, в) происхождение человека, становление его как вида в процессе формирования общества.

 

Выберите правильные варианты ответов:

30. Для человека характерны признаки типа Хордовых:

а) теплокровность, б) наличие позвоночного столба, в) развитие плода в теле матери, г) две пары конечностей.

 

31. О принадлежности человека к классу млекопитающих свидетельствует:

а) четырехкамерное сердце, б) наличие молочных желез, в) конечности хватательного типа,

г) сильно развитая кора головного мозга.

 

32. Доказательствами родства человека с обезьянами служат следующие факторы:

а) их скелет имеет сходное строение, б) многие белки человека и шимпанзе взаимозаменимы,

в) группы крови человека и обезьян сходны, г) для тех и других характерна двусторонняя симметрия.

 

33. К биологическим движущим силам антропогенеза относят:

а) наследственность, б) речь, в) изменчивость, г) воспитание

 

Выберите правильный вариант ответа:

34. Главный признак, впервые отделивший в ходе эволюции человека от других приматов:

а) прямохождение, б)трудовая деятельность, в)речь.


35. Кто из перечисленных ниже приматов наиболее близкий родственник человека:

а) мартышка, б) горилла, в) шимпанзе, г) орангутанг, д) гиббон.


36. Какой признак свидетельствует о биологическом единстве всех человеческих рас:

а) сходная норма реакции на условия среды, б) одинаковый набор хромосом, в) плодовитость потомства при смешанных браках.

Выберите правильные варианты ответов:

37. К древнейшим людям относят:

а) питекантропа, б) архантропа, в) синантропа, г) неандертальца, д) неоантропа


Выберите правильный вариант ответа:

38. Объем мозга кроманьонца составлял:

а) около 1400 см3, б) около 1600 см3, в) 800-1200 см3.


39. Первым ученым, отметившим сходство между человеком и животными, был:

а) К.Линней, б) Ж.Кювье, в) Ж.Б.Ламарк, г) Ч.Дарвин.

Выберите правильные варианты ответов:

40. Представители H.sapiens – это:

а) питекантроп, б) синантроп, в) неандерталец, г) кроманьонец.


41. Какие из признаков человека не наследуются:

а) речь, б) дыхание, в) мышление, г) коллективный труд, д) цветное зрение.


42. Чем человек отличается от человекообразных обезьян:

а) наличием 4 групп крови, б) наличием речи, в) наличием грудных молочных желез,   

г) наличием сводчатой стопы.


43. Среди перечисленных факторов эволюции человека назовите биологические:

а) трудовая деятельность, б) речь, в) развитие мозга, г) наследственная изменчивость,

д) освоение огня, е) половой диморфизм, ж) прямохождение.


Выберите правильный вариант ответа:

44. Зачаточная членораздельная речь появилась у:

а) питекантропа, б) кроманьонца, в) неандертальца, г) человека умелого.


45. Общественный образ жизни у предков человека способствовал:

а) появлению прямохождения,    б) освобождению руки, в) появлению речи.


46. Останки палеоантропа впервые были обнаружены:

а) в пещере Кро-Маньон, Франция, б) на о. Ява, в) в Олдувайском ущелье, Танзания, г) в пещере Неандерталь, Германия.


47. Культура созданная прегоминидами называется:

а) неолит, б) мустьерская, в) ашерская, г) мезолит, д )олдувайская.


48. Укажите ископаемых предков человека, обитавших на Земле 9-15 млн. лет назад:

 а) питекантропы, б) проконсул, в) дриопитек, г) австралопитек,    д) неандерталец.


49. Человеком прямоходящим называют:

а) австралопитека, б) питекантропа, в) неандертальца, г) кроманьонца.


50. Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку:

а) трудовая деятельность, б) забота о потомстве, в) наличие 4 групп крови.

 

51. Первыми овладели членораздельной речью:

а) неандертальцы б) кроманьонцы в) синантропы г) гейдельбергский человек

 

52. К первым современным людям относят:

а) кроманьонца б) австралопитека в) неандертальца г) парапитека

 

53. По современным данным палеонтологии, предшественниками человека являются древние примитивные насекомоядные млекопитающие, давшие начало:

а) дриопитекам, б) парапитекам, в) парапитекам, г) питекантропам, д) синантропам.

 

54. Движущими силами эволюции человека явились:

а) географические факторы, б) биологические факторы (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор), в) социальные факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление), г) биологические и социальные факторы


55. Какая коренная раса живет на севере Африки:

а) экваториальная, б) евразийская, в) монголоидная

56. Человеческие расы различаются:

а) морфологическими особенностями, б) особенностями мышления, в) особенностями наследования признаков, г) особенностями изменчивости.

 

57. Человеческие расы сформировались в результате:

а) географической изоляции, б) генетической изоляции, в) отличий в скорости эволюции различных групп людей, г) отличий в социальной организации различных групп людей.

 

Выберите правильные варианты ответов:

58. У представителей всех рас имеются общие признаки, доказывающие их принадлежность к одному виду:

а) высокоразвитый мозг, б) способность к творческой деятельности, в) развитая речь,  

г) способность к трудовой деятельности.

 

59. Укажите биологические факторы антропогенеза:

а) наследственная изменчивость, б) борьба за существование, в) общественная жизнь, г) сознание и речь, д) естественный отбор, е) труд

 

60. Укажите социальные факторы антропогенеза:

а) наследственная изменчивость, б) борьба за существование, в) общественная жизнь, г) сознание и речь, д) естественный отбор, е) труд

 

Контрольные вопросы

1. Доказательства эволюции органического мира.

2. Какие доказательства эволюции предоставляет палеонтология?

3. Какие доказательства эволюции предоставляет сравнительная анатомия?

4. Какие доказательства эволюции предоставляет эмбриология?

5. Что такое переходные формы?

6. Какое место занимает человек в царстве животных?

7. Взгляды Ч.Дарвина на происхождение человека.

8. Основные этапы антропогенеза.

9. Какие научные данные доказывают происхождение человека от животных?

10. Что такое рудименты? Примеры

11. Что такое атавизмы? Примеры.

12. Каковы механизмы возникновения рудиментов и атавизмов?

13. Признаки сходства человека и человекообразных обезьян.

14. Признаки различия человека и человекообразных обезьян.

15. Факторы антропогенеза.

16. Каковы биологические факторы эволюции человека?

17. Каковы социальные факторы эволюции человека?

18. Кого из предков человека относят к древнейшим людям?

19. Кого из предков человека относят к древним людям?

20. Отличие древних людей от древнейших.

21. Отличие кроманьонцев и неандертальцев.

22. Кого из предков человека относят к современным людям?

23. Какие существуют расы современного человека?

24. Характеристика рас человека.

25. Доказательства принадлежности всех человеческих рас к одному виду?

 

 




















Список литературы

Основная:

1. Ярыгин В.Н. Биология. - М.: Медицина, 1987.

2. Колесников С.И. Общая биология. – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283, (1) с.

3. Общая биология. Под ред. Ю.И. Полянского. – М.: «Просвещение», 1992. – 288 с.

4. Общая биология. Под ред. А.О. Рувинского. – М.: «Просвещение»,1993. – 303 с.

 Дополнительная:

1) Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: в 3 т. - М.: Мир, 1988.

2) Биологический энциклопедический словарь /Под ред. М.С. Гилярова. -
М.: Советская энциклопедия, 1989.

3) Биология в вопросах и ответах. М.: Международные отношения, 1993.

4) Биология для пост, в ВУЗы /Под ред. В.Н. Ярыгина. - М.: Высшая школа,
1995.

5) Биология: Пособие для пост, в ВУЗы биол.-мед. профиля. - М.: Школа-
Пресс, 1995.

6) Богданова Т.Д. Общая биология в терминах и понятиях. - М.: Высшая
школа, 1988.

7) Богданова Т.Л. Биология: задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. - М.: Высшая школа, 1991.

8) Вавилов Н.И. Закон гомологических рядов в наследственной изменчиво­сти.-Л.: Наука, 1987.

9) Гилберт С. Биология развития: в 3 т. / Пер. с англ. - М.: Мир, 1993.

10) Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. / Пер. с англ. -М.: Мир, 1993.
И. Морозов Е.и., Тарасевич Е.И., Анохин B.C. Генетика в вопросах и отве­тах. - Минск, 1989.

11) Общая биология: учебник для 10-11 классов школ с углубл. изуч. биологии. / Под ред. проф. А.О. Рувинского. -М.: Просвещение, 1993.

12) Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека: в 3 т. - М.: Мир, 1989.

13) Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Козарь М.В., Гуленков С.И. Биология. М.:
ВУНМЦ, 2000

14) Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. -М.: Наука, 1991.

15) Кемп П., Армс К. Введение в биологию. - М.: Мир, 1988.







Критерии оценки знаний

 

Оценка «5» ставится, если студент:

· дает правильные формулировки, точные определения терминов;

· обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ;

· приводит необходимые примеры (не только из учебников, но и подобранные самостоятельно);

· правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания учащимся данного материала;

· уверенно и правильно проводит разбор ошибок, знает положительные и отрицательные стороны выполненных практических работ;

· свободно владеет речью, медицинской терминологией.

Оценка «4» ставится, если студент:

· дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметки «5»;

· допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.

Оценка «3» ставится, если студент:

· знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке правил;

· допускает частичные ошибки;

· излагает материал недостаточно связно и последовательно.

Оценка «2» ставится, если студент:

· обнаруживает незнание общей части соответствующего раздела темы;

· допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл.

 

 

Критерии оценки тестовых заданий:

«5» (отлично) – 91-100% правильных ответов

«4» (хорошо) – 81-90% правильных ответов

«3» (удовлетворительно) – 71-80% правильных ответов

«2» (неудовлетворительно) – 71-80% правильных ответов.

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 307.