РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После изучения данного раздела:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ПРЕДСТАВЛЯТЬ

 

Особенности полового и бесполого размножения. Механизмы поддержания постоянства кариотипа в ряду поколений организмов.

Особенности полового и бесполого размножения Строение мужских и женских половых клеток. Образование зиготы и ее дробление Отличия дробления от митотического деления.

Суть процесса постэмбрионального развития. Основные этапы

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

Бесполое размножение. Отличие полового размножения. Виды полового размножения. Характеристика, строение и функции половых клеток. Особенности гаметогенеза.

Оплодотворение. Онтогенез. Стадии эмбрионального и постэмбрионального развития. Влияние среды. Биогенетический закон. Половое и бесполое размножение. Виды бесполого размножения: шизогония, вегетативное, почкование, спорообразование, фрагментация.

Особенности полового процесса у одноклеточных организмов. Строение яйцеклеток. Типы яйцеклеток. Строение сперматозоида. Хромосомные наборы половых клеток. Образование половых клеток (гаметогенез). Периоды овогенеза и сперматогенеза, сходства и различия. Оплодотворение. Партеногенез. Самооплодотворение.

Суть и периоды эмбрионального развития. Дробление оплодотворенной яйцеклетки. Бластула. Образование двухслойного зародыша – гаструлы. Понятие о зародышевых листках и их производных. Типы и функции зародышевых оболочек Гистогенез. Органогенез. Дифференцировка клеток и тканей. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды: алкоголя, курения, химических воздействий, различного рода излучений.

Прямое и непрямое развитие организмов. Периоды постэмбрионального развития у человека. Рост. Регенерация. Старение. Старость. Смерть. Вредное влияние алкоголя и курения на развитие организма человека. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.

 

Задание 1.

Установите соответствие:

Тип бесполого размножения: Виды организмов:
1. Шизогония а) дождевой червь
2. Почкование б) водоросли, грибы, папоротники, мхи
3. Спорообразование в) малярийный плазмодий
4. Вегетативное размножение г) амеба, эвглена зеленая
5. Фрагментация д) дрожжи, гидра
6. Деление на два е) растения

Ответ:

 
 

Задание 2.

Установите соответствие:

Тип размножения: Форма размножения:
1. Бесполое а) почкование
2. Половое б) партеногенез
  в) вегетативное размножение
  г) фрагментация
  д) размножение с образованием зиготы

 

Ответ:

 
 

Задание 3.

Установите соответствие:

Тип размножения: Характерные черты:
1. Бесполое а) потомки идентичны родителям
2. Половое б) одна родительская особь
  в) основной клеточный механизм - мейоз
  г) основной клеточный механизм - митоз
  д) потомки генетически уникальны

 

Ответ:

 
 

Задание 4.

Укажите последовательность стадий развития мужских половых клеток:

 

а) сперматоциты первого порядка,

б) сперматиды,

в) клетки зачаткового эпителия,

г) сперматозоиды,

д) сперматогонии,

е) сперматоциты второго порядка.

 

Ответ:

 
 

Задание 5.

Укажите последовательность стадий развития женских половых клеток:

 

а) первичная половая клетка,

б) зрелая яйцеклетка,

в) оогоний,

г) ооцит второго порядка,

д) ооцит первого порядка.

 

Ответ:

 
 

Задание 6.

«Продолжите фразу»:

1. В результате дробления зиготы образуется многоклеточный щаровидный зародыш с однослойной стенкой и полостью внутри. Этот зародыш называется…

 
 

2. Полость внутри однослойного многоклеточного шаровидного зародыша называется…

 
 

3. Процесс образования двух- или трехслойного зародыша называется…

 
 

4. В какой период эмбрионального развития начинается формирования органов и тканей…

 
 

5. В какой период эмбриогенеза образуются зародышевые листки…

 
 

6. Как зародышевые листки располагаются по порядку (снаружи внутрь)….

 
 

7. Чем завершается эмбриональное развитие…

 
 

Задание 7.

Установите соответствие:

Этапы эмбрионального развития: Основные характеристики:
1. Дробление а) последовательные митотические деления зиготы с образованием бластомеров
2. Гатсруляция б) формирование тканей и органов зародыша в результате дифференцировки клеток и зародышевых листков
3. Гисто- и органогенез в) образование зародышевых листков
  г) образование многоклеточного шаровидного зародыша с однослойной стенкой
  д) образование двух- или трехслойного зародыша

 

Ответ:

 
 

Задание 8.

Установите соответствие:

Зародышевые листки: Органы и системы, формирующиеся из соответствующих зародышевых листков:
1. Энтодерма а) пищеварительная система
2. Мезодерма б) нервная система
3. Эктодерма в) эпидермис кожи и его производные
  г) скелет и мышечная система
  д) дыхательная система
  е) мочеполовая система
  ж) кровеносная система

Ответ:

 
 

Задание 9.

«Продолжите фразу»:

1. Индивидуальное развитие организма от зарождения до конца жизни называется…

 
 

2. Процесс слияния половых клеток с образованием зиготы – это…

 
 

3. Процесс образования мужских половых клеток…

 
 

4. Процесс образования женских половых клеток…

 
 

5. Этап эмбриогенеза, в процессе которого формируются ткани и органы зародыша, называется…

 
 

6. Этап эмбриогенеза, в процессе образуется двух- или трехслойный зародыш, называется…

 
 

7. Способность живых существ воспроизводить себе подобных – это…

 

8.

Задание 10.

Установите соответствие:

Тип постэмбрионального развития: Особенности:
1. Прямое а) характеризуется образованием личинки, которая отличается от взрослого организма внешним и внутренним строением
2. Непрямое б) характерно для многих беспозвоночных, в том числе для плоских и кольчатых червей, кишечнополостных, ракообразных
  в) характерно для пресмыкающихся, птиц, млекопитающих
  г) характерно земноводных и насекомых
  д) новый организм сходен по внешнему виду и строению со взрослым организмом, но имеет меньшие размеры

Ответ:

 
 

Тестовые задания

 

Выберите правильный вариант ответа

1. Размножение – это процесс:

а) увеличения числа клеток, б) воспроизведения себе подобных, в) развитие организмов в процессе эволюции, г) изменение особи с момента ее рождения до смерти.

 

2. Бесполое размножение происходит:

а) спорами, б) делением, в) почкованием, г) все правильно

 

3. Самая простая форма бесполого размножения, свойственная одноклеточным организмам:

а) деление на два, б) шизогония, в) фрагментация, г) почкование, д) спорообразование

 

4. Способность некоторых живых существ восстанавливать утраченные органы или части тела:

а) почкование, б) фрагментация, в) спорообразование, г) шизогония.

 

5. Образование новой особи в виде выроста на родительской особи – это:

а) почкование, б) фрагментация, в) спорообразование, г) шизогония.

 

6. Вегетативное размножение характерно для:

а) простейших, б) животных, в) вирусов, г) растений.

 

7. Путем почкования способны размножаться:

а) амеба, б) белый гриб, в) гидра, г) кактус.

 

8. Множественное деление – шизогония – характерна для:

а) эвглены зеленой, б) амебы, в) малярийного плазмодия, г) гидры, д)дрожжей.

 

9. Для мхов, папоротников, водорослей характерным типом бесполого размножения является:

а) деление на два, б) шизогония, в) фрагментация, г) почкование, д) спорообразование

 

10. Прививка является разновидностью:

а) почкования, б) вегетативного размножения, в) деления, г) фрагментации.

 

11. Для дрожжей, гидры характерным типом бесполого размножения является:

а) деление на два, б) шизогония, в) фрагментация, г) почкование, д) спорообразование

 

12. Для амебы, эвглены зеленой характерным типом бесполого размножения является:

а) деление на два, б) шизогония, в) фрагментация, г) почкование, д) спорообразование

 

13. Спора – это:

а) клетка, покрытая защитным покровом, позволяющая переносить действие неблагоприятных факторов среды, б) оплодотворенная яйцеклетка, в) вырост на теле материнской особи.

 

14. Виды полового размножения:

а) гермафродитизм, б) раздельнополость, в) партеногенез, г) все правильно.

 

Выберите правильные варианты ответов

15. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:

а) происходит слияние мужской и женской гамет, б) образуется зигота, в) образуется диплоидная клетка, г) развиваются гаметы.

 

16. Рост организма происходит в результате:

а) мейоза, б) митоза, в) образования гамет, г) увеличения числа соматических клеток.

 

Выберите правильный вариант ответа

17. Как называется период индивидуального развития организма от зиготы до смерти организма:

а) филогенез; б) гаметогенез; в) онтогенез; г) эмбриогенез.

 

18 Что характерно для периода дробления (бластомеров):

а) мейотическое деление, б) активный рост клеток, в) клеточная специализация,   

г) митотическое деление.

 

19. В процессе дробления зиготы образуется:

а) гаструла, б) нейрула, в) бластула, г) зародышевые листки.

 

20. Впячивание стенки бластулы внутрь гастральной полости называется:

а) нейруляция, б) иммиграция, в) инвагинация, г) индукция.

 

21. Стадия эмбриогенеза, в процессе которой образуются зародышевые листки:

а) дробление, б) гаструляция, в) гисто- и органогенез.

 

22. Многоклеточный шаровидный однослойный зародыш образующийся в результате дробления зиготы, называется:

а) бластула, б) гаструла,   в) нейрула, г) бластомер.

23. Стадия эмбриогенеза, в процессе которой происходит формирование тканей и органов зародыша:

а) дробление, б) гаструляция, в) гисто- и органогенез.

 

24. Чем завершается процесс оплодотворения: 

а) сближением сперматозоида с яйцеклеткой, б) проникновением сперматозоида в яйцеклетку,

в) слиянием ядер и образованием зиготы.


25. Нервная система развивается из:

а) энтодермы, б)мезодермы, в) эктодермы.


26. Эмбрион в стадии гаструлы:

а) однослойный, б) двухслойный, в) многослойный.

 

27. Наружный зародышевый листок - это:

а) эктодерма; б) энтодерма; в) мезодерма; г) бластодерма.

 

28. Средний зародышевый листок - это:

а) эктодерма; б) энтодерма; в) мезодерма; г) бластодерма.

 

29. Внутренний зародышевый листок - это:

а) эктодерма; б) энтодерма; в) мезодерма; г) бластодерма.

 

30. Нервная система формируется из зародышевого листка:

а) энтодермы, б) эктодермы, в) мезодермы.

 

31. Легкие, печень, поджелудочная железа формируются из:

а) эктодермы, б) энтодермы, в) мезодермы.

 

32. Скелет и мышцы формируются из зародышевого листка:

а) энтодермы, б) мезодермы, в) эктодермы.

 

33. Пищеварительная система формируется из зародышевого листка:

а) эктодермы, б) мезодермы, в) энтодермы.

 

34. В результате дробления зиготы образуется:

а) двух- или трехслойный зародыш; б) бластула; в) нервная трубка.

 

35. В результате гаструляции образуется:

а) двух- или трехслойный зародыш; б) бластула; в) нервная трубка.

 

36. В результате нейруляции образуется:

а) двух- или трехслойный зародыш; б) бластула; в) нервная трубка.

 

37. Из мезодермы образуется:

а) нервная система, б) скелет, в) легкие, г) кишечник.

 

38. Из энтодермы образуются:

а) легкие, б) мышцы, в) кровеносные сосуды, г) головной мозг.

 

39. Из эктодермы образуются:

а) половая система, б) кровеносная система, в) нервная система, г) легкие.

 

40. В результате нейруляции образуется:

а) эктодерма, б) мезодерма, в) многослойный зародыш, г) нервная трубка.

 

41. Эмбриогенез – это:

а) слияние гамет и образование зиготы, б) дробление зиготы и формирование зародыша,  

в) образование половых клеток, г) рост и развитие организма в послезародышевый период.

 

42. Преимущество полового размножения перед бесполым заключается в том, что:

а) создается возможность перекомбинации наследственных признаков обоих родителей,  

б) создается возможность получить больше потомков, в) потомки не отличаются от своих родителей.

 

43. Постэмбриогенез – это:

а) слияние гамет и образование зиготы, б) дробление зиготы и формирование зародыша,  

в) образование половых клеток, г) рост и развитие организма в послезародышевый период.

44. Партеногенез – это:

а) рост и развитие организма в послезародышевый период, б) дробление зиготы и формирование зародыша, в) развитие дочернего организма из неоплодотворенной яйцеклетки, г) слияние гамет и образование зиготы.

 

45. Партеногенетическое развитие характерно для:

а) курицы, б) дафнии, в) плоских червей, г) лягушек.

 

46. Прямое постэмбриональное развитие характерно для:

а) насекомых, б) амфибий, в) птиц, г) плоских червей, д) ракообразных

 

47. Непрямое постэмбриональное развитие характерно для:

а) млекопитающих, б) кольчатых червей, в) пресмыкающихся, г) пауков.

 

48. Гаметогенез – это:

а) слияние гамет и образование зиготы, б) дробление зиготы и формирование зародыша,  

в) образование половых клеток, г) рост и развитие организма в послезародышевый период.

 

49. Гаметами называют:

а) оплодотворенные яйцеклетки, б) зрелые половые клетки независимо от половой принадлежности, в) первичные половые клетки, г) клетки, покрытые защитной оболочкой, позволяющей переносить неблагоприятные условия.

 

Выберите правильные варианты ответов

50. Для яйцеклеток млекопитающих характерно:

а) неподвижность; б) большой запас питательных веществ; в) форма различная; г) содержат гаплоидный набор хромосом.

 

Выберите правильный вариант ответа

51. Сперматозоид млекопитающих состоит из:

а) головки, хвоста; б) головки, шейки; в) головки, шейки, промежуточного отдела, хвоста.

 

52. Как называется процесс образования мужских половых клеток:

а) овогенез; б) онтогенез; в) сперматогенез; г) партеногенез.

 

53. Как называется процесс образования женских половых клеток:

а) овогенез;   б) онтогенез; в) сперматогенез; г) партеногенез.

 

Выберите правильные варианты ответов

54. Периодами овогенеза являются:

а) фаза размножения; б) фаза роста; в) фаза деления созрвания (мейоз); г) фаза формирования.

 

55. Периодами сперматогенеза являются:

а) фаза размножения; б) фаза роста; в) фаза деления созрвания (мейоз); г) фаза формирования.

 

Выберите правильный вариант ответа

56. Хромосомный набор яйцеклеток человека:

а) 46,ХХ; б) 46, ХУ; в) 23,Х; г) 23,У.

 

Выберите правильные варианты ответов

57. Хромосомный набор сперматозоидов человека:

а) 46,ХХ; б) 46, ХУ; в) 23,Х; г) 23,У.

 

Выберите правильный вариант ответа

58. Сколько хромосом содержится в соматических клетках человека:

а) 46; б) 48; в) 23; г) 24.

 

59. Сколько хромосом содержится в половых клетках человека:

а) 46; б) 48; в) 23; г) 24.

 

60. Зигота – это:

а) гаплоидная половая клетка, б) оплодотворенная яйцеклетка, в) спора, г) полиплоидная клетка.

 

Контрольные вопросы

1. Типы бесполого размножения живых организмов.

2. Как осуществляется вегетативное размножение растений?

3. Отличия бесполого и полового размножения.

4. Основные процессы полового размножения.

5. Процесс образования половых клеток.

6. Различия в строение мужских и женских половых клеток.

7. Что происходит со сперматозоидами и яйцеклетками при созревании?

8. Процесс оплодотворения.

9. Биологическое значение оплодотворения.

10. В чем преимущество внутреннего оплодотворения по сравнению с наружным?

11. Что такое онтогенез?

12. Этапы онтогенеза.

13. Периоды эмбриогенеза.

14. Сущность и особенности периода дробления.

15. Сущность и особенности периода гаструляции.

16. Дайте определение понятию гаструла.

17. Дайте определение понятию нейрула.

18. Сущность и особенности периода гисто- и органогенеза.

19. Чем определяется особенность типов дробления?

20. Чем отличается дробление от обычного деления клетки?

21. Чем определяется особенность способов гаструляции?

22. Какие органы развиваются из эктодермы?

23. Какие органы развиваются из мезодермы?

24. Какие органы развиваются из энтодермы?

25. У каких животных, из чего и для чего развиваются зародышевые оболочки?

26. Как протекает постэмбриональное развитие организмов?

27. Чем отличается прямое развитие от непрямого? примеры.

 

 



Раздел 4

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

 

После изучения данного раздела:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ПРЕДСТАВЛЯТЬ

Проблемы современной генетики и подходы к их решению. Проблемы современной селекции. Основные закономерности передачи наследственных признаков.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ      

Предмет изучения генетики, основные этапы развития, задачи генетики и ее значение для медицины и фармации. Наследование альтернативных признаков. Моногибридное скрещивание. Аутосомное наследование. Сцепленное с полом наследование. Соотносительное наследование признаков. Дигибридное скрещивание. Независимое наследование. Анализирующее скрещивание. Наследование признаков при взаимодействии неаллельных генов. Комплементарное взаимодействие. Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Уровни организации наследственного материала. Закономерности развития фенотипа. Изменчивость и ее формы. Молекулярные основы наследственности и изменчивости. Генетика и селекция.

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Понятие о гене. Доминантные и рецессивные гены. Множественный аллелизм. Гомозиготные и гетерозиготные особи по наследуемому признаку. Генотип. Фенотип. Генофонд. Хромосомная теория наследственности.

Гибридологический метод изучения наследственности. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон - закон расщепления. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования признаков (дигибридное и полигибридное скрещивание). Анализирующее скрещивание.

Закон Т. Моргана. Сцепленное наследование. Нарушение наследования в результате кроссинговера. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов.

Генотипическая изменчивость – мутационная и комбинативная. Механизмы возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генотипического разнообразия особей в пределах вида. Мутации, причины возникновения, классификация, степень частоты возникновения. Влияние внешней среды и производственных условий на частоту возникновения мутаций у человека.

Задачи современной селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений (Н.И. Вавилов). Селекция растений. Основные методы: гибридизация, отбор.

Формы искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Отдаленная гибридизация растений и домашних животных. Селекция микроорганизмов: бактерий, грибов, водорослей. Ее роль в медицине, микробиологии, использование в пищевой и химической промышленности.

Основные понятия генетики

Задание 1.

«Продолжите фразу»

1. Совокупностью всех генов организма называется…

 
 

2. Совокупностью всех признаков называется…

 
 

3. Хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковые гены, называются…

 
 

4. Совокупность генов популяции – это…

 
 

5. Совокупность признаков хромосомного набора соматической клетки – это…

 
 

6. Гены, отвечающие за альтернативное развитие одного признака, называются …

 
 

7. Хромосомы одинаковые у обоих полов называются…

 
 

8. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении одной молекулы белка – это…

 
 

9. Ген, проявляющийся у гетерозиготы в фенотипе называется…

 
 

10. Скрещивание, при котором анализируется наследование двух пар признаков называется…

 
 

11.

 

Задание 2.

«Продолжите фразу»

1. Фенотип формируется под влиянием…

 
 

 

2. Как называется совокупность генов, полученных от родителей…

 
 

 

3. Моногибридное скрещивание – это скрещивание, при котором анализируется наследование…

 
 

 

4. Гибридизация – это

 
 

 

5. Потомство от скрещивания двух особей называют…

 
 

 

6. Местоположение конкретного гена в хромосоме – это…

 
 

 

7. Ген, действие которого проявляется только в гомозиготном состоянии, называется…

 
 

 

8. Организмы, имеющие в своем генотипе два одинаковых аллеля – оба доминантные или оба рецессивные, называются…

 
 

 

9. Организмы, имеющие в своем генотипе один из аллелей в доминантной форме, а другой в рецессивной, называются…

 
 

10. Единицей наследственной информации является…

 
 

 

Задание 3.

«Установите соответствие»:

Термины:   Функции и признаки:
1)Фенотип а) развивается под влиянием условий внешней среды
2)Генотип б) совокупность всех генов организма
в) не изменяется при действии различных факторов среды
г) совокупность всех признаков организма
д) совокупность генов, полученных от родителей

 

 

Ответ:

 
 

Задание 4.

«Установите соответствие»:

    Функции и признаки:
1)Доминантный ген а) отвечает за проявление признака в первом поколении гибридов
2)Рецессивный ген б) проявляет себя только в гомозиготном состоянии
в) обозначается строчной буквой, например, а
г) проявляет свое действие как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии
д) обозначается заглавной буквой , например, А

Ответ:

 
 

Задание 5.

Напишите определения следующих терминов:

1. Генетика -    

 
 

                                              

2. Наследственность    

 
 

                                         

3. Изменчивость – 

 
 

                                               

4. Гибридизация —

 
 

    

5. Генотип –

 
 

6. Ген  –

 
 

7. Моногибридное скрещивание –

 
 

8. Аутосомы

 
 

Задание 6.

Напишите определения следующих терминов:

1) Фенотип -  

 
 

                                           

2) Гибриды

 
 

 

3) Дигибридное сркещивание –

 
 

                                                                            

4) Гетерохромосомы —

 
 

    

5) Альтернативные признаки –

 
 

 

6) Доминантный признак –

 
 

 

7) Рецессивный признак –

 
 

 

8)Чистые линии

 
 

Задание 7.

Вспомните понятия «генотип» и «фенотип», на основании этих знаний, объясните результаты опыта:

Корень одуванчика разрезали пополам. Одну половину его высадили на равнине в условиях повышенной влажности. Выросло растение с крупными листьями, длинными цветоносами. Другую половину посадили в горах. Выросло растение с мелкими листьями и очень короткими цветоносами. А между тем наследственность у них одинаковая.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 8.

«Верно ли утверждение»

(Прочитав, каждое из предложенных утверждений, ответьте ДА, если вы согласны с данным утверждением или НЕТ, если вы с утверждением не согласны. В случае ответа НЕТ, поясните, почему данное утверждение является неверным)

1. Полигибридное скрещивание – скрещивание особей, отличающихся по двум парам альтернативных признаков.

2. Кариотип – диплоидный набор хромосом, характерный для соматических клеток организма.

3. Генотип развивается в результате взаимодействия фенотипа с условиями внешней среды.

4. Генотип – совокупность всех признаков организма.

5. Гомозиготные организмы имеют в своем генотипе два одинаковых аллеля (оба доминантные или оба рецессивные).

6. Гетерозиготные особи не дают расщепление в следующем поколении.

7. Доминирование – это процесс преобладание у гибрида признака одного из родителей.

8. Единицей наследственности, определяющей развитие какого- либо признака, является хромосома.

Задание 9.

«Установите соответствие»:

  Функции и признаки:
1)Гомозигота а) содержит два одинаковых аллеля одного гена
2)Гетерозигота б) дает расщепление в следующем поколении
в) АаВВ
г) содержит в своем генотипе одновременно доминантный и рецессивный аллели
д) ааВВ
е) не дает расщепление в следующем поколении

Ответ:

 
 

Задание 10.

Выпишите все типы гамет, образуемые следующими генотипами:

1) АА, 2) вв, 3) Аа, 4) MmРР, 5) РрКк, 6) ААввсс, 7) АаВвСс, 8) АаввСсккРР

Ответ:

 
 
 
 

Тестовые задания

Выберите правильный вариант ответа

1.Основоположником генетики является:

а) Т.Морган, б) Г.Мендель, в) Н.Вавилов, г) В.Вернадский, д) Де Фриз

2. Способность организмов приобретать новые свойства и признаки в процессе развития, называется:

а) наследственность, б) изменчивость, в) адаптация, г) приспособление.

3. Потомство от скрещивания двух особей называют:

а) аллелями, б) чистыми линиями, в) аллеломорфами, г) гибридами.

4. Гетерозиготами называют:

а) организмы, имеющие в своем генотипе два одинаковых аллеля – оба доминантные, б) организмы, имеющие в своем генотипе два одинаковых аллеля – оба рецессивные, в) организмы, имеющие в своем генотипе один из аллелей в доминантной форме, а другой в рецессивной

5. Совокупность всех генов организма:

а) фенотип, б) генотип, в) кроссинговер, г) хромосома

6. Рецессивный ген проявляет себя:

а) только в гетерозиготном состоянии, б) только в гомозиготном состоянии, в) как в гетерозиготном, так и в гомозиготном состоянии, в) только у гибридов первого поколения

7. Гибридизация – это:

а) выведение новых сортов растений и пород животных, б) скрещивание двух организмов,  

в) получение потомства, г) скрещивание гибридов.

8. Какие особи будут давать один и тот же фенотип:

а) АА и Аа, б)АА и аа, в) Аа и аа.

9. Особи, не дающие расщепления по изучаемому признаку и имеющие максимально однородную наследственность, называются:  

а) аллелями, б) чистыми линиями, в) аллеломорфами, г) гибридами.

10. Совокупность всех признаков организма: 

а) генотип, б) фенотип, в) геном, г) ген.

Выберите правильные варианты ответов

11. Кариотип - это совокупность:

а) признаков хромосомного набора соматической клетки, б) признаков хромосомного набора гамет, в) количественных (число и размеры) признаков хромосомного набора, г) количественных (число и размеры) и качественных (форма) признаков хромосомного набора.

Выберите правильный вариант ответа

12. Гомологичными называют:

а) любые хромосомы диплоидного набора, б) хромосомы одинаковые по форме и размеру,  

в) хромосомы сходные по строению и несущие одинаковые гены, г) совокупность хромосом, находящихся в половых клетках.

13. Совокупность генов, характерных для гаплоидного набора хромосом данного вида – это:

а) генотип, б) геном, в) фенотип, г) генофонд.

14. Материальным носителем генетической информации является:

а) хромосома, б) ДНК, в) ген, г) зигота.

15. Организмы, имеющие в своем генотипе два одинаковых аллеля – оба доминантные или оба рецессивные, называются:

а) зиготами, б) гетерозиготами, в) гомозиготами, г) гибридами.

16. Совокупность генов популяции называется:

а) генотип б) геном, в) генофонд, г) фенотип.

17. Особи чистой линии - это:

а)гетерозиготы, б) любые организмы одного вида, в) любые растительные организмы,  

г) гомозиготы.

18. Геном называется:

а) участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении одной молекулы белка, б) участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении нескольких молекул белка, в) молекула ДНК, г) три соседних нуклеотида ДНК.

Выберите правильные варианты ответов

19. Гомозиготами называют:

а) организмы, имеющие в своем генотипе два одинаковых аллеля – оба доминантные, б) организмы, имеющие в своем генотипе два одинаковых аллеля – оба рецессивные, в) организмы, имеющие в своем генотипе один из аллелей в доминантной форме, а другой в рецессивной

Выберите правильный вариант ответа

20. Признак, проявляющийся в первом поколении гибридов:

1) альтернативный, б) доминантный, в) рецессивный, г) аллельный.

21. Организмы, имеющие в своем генотипе один из аллелей в доминантной форме, а другой в рецессивной, называются:

а) зиготами, б) гетерозиготами, в) гомозиготами, г) гибридами.

22. Хромосомы одинаковые у самцов и самок называются:

а) половые хромосомы, б) аутосомы, в) рибосомы, г) лизосомы.

23. Аллельные гены - это:

а) гены, отвечающие за развитие разных признаков, б) гены, отвечающие за одинаковое развитие одного признака, в) гены, отвечающие за альтернативное развитие одного признака

Выберите правильные варианты ответов

24. Гомозиготной особью можно назвать:

а) ААВВ, б) АА, в) ааВВ, г) АаВb

Выберите правильный вариант ответа

25. Доминантный ген проявляется:

а) только в гомозиготном организме, б) только в гетерозиготном организме, в) как в гомозиготном, так и в гетерозиготном организме, г) только в первом организме.

26. Аутосомы – это:

а) половые хромосомы, б) хромосомы одинаковые у обоих полов, в) гаметы с гаплоидным набором хромосом, г) разновидность соматических клеток.

27. Признак, внешне исчезающий у гибридов первого поколения:

1) альтернативный, б) доминантный, в) рецессивный, г) аллельный.

28. Фенотип формируется под влиянием:

а) только условий внешней среды, б) только генотипа, в) генотипа и условий внешней среды,  

г) только деятельности человека.

29. Сцепленными называются гены, расположенные:

а) в гомологичных хромосомах, б) на одной хромосоме, в) в половых хромосомах,  

г) в негомологичных хромосомах.

30. Моногибридное скрещивание – это скрещивание, при котором анализируется наследование:

а) одной пары альтернативных признаков, б) двух пар, в) трех пар, г) четырех пар.

31. Генотип - это:

а) совокупность всех генов организма,  б) совокупность всех генов популяции , в) гаплоидный набор хромосом, г) совокупность всех генов и признаков организма.

32. Ген, действие которого проявляется как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии, называется:

1) альтернативный, б) доминантный, в) рецессивный, г) аллельный.

33. Укажите изображение аллельных друг другу генов:

а) А в,   6) А В,  в) А а.

34. Как называется совокупность генов, полученных от родителей:

а) геном, б) генотип, в) фенотип, г) кариотип.

35. Альтернативные формы одного и того же гена называются:

а) гетерозиготами, б) гомозиготами, в) аллелями, г) доминантами.

36. Ген, проявляющийся у гетерозиготы в фенотипе называется:

а) аллельным, б) сцепленным, в) рецессивным, г) доминантным.

37. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии со средой обитания:

а) генотип, б) фенотип, в) генофонд, г) геном.

38. Дигибридное скрещивание – это скрещивание, при котором анализируется наследование:

а) одной пары альтернативных признаков, б) двух пар, в) трех пар, г) четырех пар.

39. Гетерохромосомы – это:

а) половые хромосомы, б) хромосомы одинаковые у обоих полов, в) гаметы с гаплоидным набором хромосом, г) разновидность соматических клеток.

40. Ген, действие которого проявляется только в гомозиготном состоянии, называется:

1) альтернативный, б) доминантный, в) рецессивный, г) аллельный.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение понятию наследственность.

2. Дайте определение понятию изменчивость.

3. Что такое генетика? Ее предмет и задачи.

4. Какие методы используются при генетических исследованиях?

5. Кто является основоположником генетики?

6. Дайте определение понятию ген.

7. Дайте определение понятию геном.

8. Дайте определение понятию кариотип.

9. Дайте определение понятию гибрид.

10. Что такое альтернативные признаки?

11. Дайте определение понятию доминантный признак.

12. Дайте определение понятию рецессивный признак.

13. Дайте определение понятию гомозигота.

14. Дайте определение понятию гетерозигота.

15. Дайте определение понятию расщепление.

16. Дайте определение понятию аллели.

17. Что такое чистолинейные и гибридные организмы.

18. Дайте определение понятию фенотип.

19. Дайте определение понятию генотип.

20. Дайте определение понятию аутосомы.

21. Дайте определение понятию гетерохромосомы.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 315.