Селекция растений, животных и микроорганизмов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 1.

«Кроссворд»:

                        1С                  
                        2Е                  
                        3Л                  
                        4Е                  
                        5К                  
                        6Ц                  
                        7И              

 

                        8Я                  

 

1. Созданная в результате селекции совокупность растений одного вида, обладающих определенными структурно-физиологическими признаками, передающимися по наследству.

2. Процесс превращения диких животных в домашних.

3. Фамилия ученого, внесшего выдающийся вклад в развитие представлений о центрах происхождения культурных растений.

4. Процесс возникновения мутаций.

5. Колония микроорганизмов, полученная из одной клетки.

6. Процесс скрещивания двух особей.

7. Близкородственное скрещивание.

8. Увеличение числа хромосом, кратное гаплоидному набору.

 

Задание 2.

«Кроссворд»:

                   
                   
                   
                   
                   
1Г 2Е 3Т 4Е 5Р 6О 7З 8И

9С

               

 

               

 

               

 

                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

1) Потомство от скрещивания двух особей.

2) Отбор и создание новых сортов растений, пород животных и щтаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами.

3) Скрещивание неродственных видов.

4) Главный «недостаток» особей, полученных в результате отдаленной гибридизации.

5) Искусственно созданная группа животных, отличающаяся специфическими признаками строения и функционирования.

6) Один из методов селекции (может быть естественным и искусственным).

7) Отбор, заключающийся в сохранении человеком лучших особей для разведения, но не направленный на выведение нового сорта или породы.

8) Селекционер, способствовавший развитию представлений об отдаленной гибридизации.

9) Созданная в результате селекции совокупность растений одного вида, обладающих определенными структурно-физиологическими признаками, передающимися по наследству.

Тестовые задания

1. Селекция – процесс:

а) одомашнивания животных, б) выведения новых и улучшения существующих сортов растений и пород животных, в) изменения живых организмов, осуществляемый человеком для своих потребностей, г) изучения многообразия и происхождения культурных растений.

 

2. Близкородственное скрещивание – это:

а) инбридинг, б) аутбридинг, в) гибридизация, г) селекция.

 

3. Первым этапом в селекции животных является:

а) естественный отбор, б) одомашнивание, в) гибридизация

 

4. Аутбридинг – это:

а) скрещивание двух особей, б) отдаленная гибридизация, в) близкородственной скрещивание, г) выведение новой породы животных.

 

5. Отбор, направленный на выведение нового сорта или породы с желаемыми качествами, называется:

а) естественным, б) массовым, в) индивидуальным, г) бессознательным, д) методическим.

 

6. Выделение из исходного материала целой группы особей и получение от них потомства:

а) естественный отбор, б) массовый отбор, в) индивидуальный отбор, г) бессознательный отбор, д) методический отбор.

 

7. Созданная в результате селекции совокупность растений одного вида, обладающих определенными структурно-физиологическими признаками, передающимися по наследству:

а) порода, б) популяция, в) сорт, г) штамм.

 

8. Главный «недостаток» особей, полученных в результате отдаленной гибридизации:

а) бесплодие, б) полиплоидия, в) повышенная жизнеспособность, г) увеличение числа мутаций.

 

9. Явление повышенной урожайности и жизнеспособности у гибридов первого поколения, полученных при скрещивании родителей чистых линий:

а) гибридизация, б) мутагенез, в) гетерозис, г) инбридинг, г) аутбридинг.

 

10. Процесс возникновения мутаций:

а) мутагенез, б) полиплоидия, в) гетероплоидия, г) гетерозис.

 

11. Массовый отбор чаще всего применяют в селекции:

а) животных, б) растений, в) микроорганизмов.

 

12. Получение мула (гибрида кобылы с ослом) - это пример: 

а) внутривидовой гибридизации, б) близкородственного скрещивания, в) скрещивания неродственных видов, г) межвидовой гибридизации.

 

13. Совокупность особей, выращенных из одной клетки – это:

а) клон, б) сорт, в) порода, г) популяция.

 

14. Порода – это:

а) колония микроорганизмов, полученная из одной клетки, б) созданная в результате селекции совокупность растений одного вида, обладающих определенными структурно-физиологическими признаками, передающимися по наследству, в) искусственно созданная группа животных, отличающаяся специфическими признаками строения и функционирования.

 

15. Преодолеть бесплодие у отдаленных гибридов растений удается с помощью:

а) мутагенеза, б) возвратного скрещивания, в) полиплоидии, г) естественного отбора,  

д) искусственного отбора.

 

16. Центром происхождения культурных растений Н. И. Вавилов считал районы, где:

а) обнаружено наибольшее генетическое разнообразие по данному виду растений , б) обнаружена наибольшая плотность произрастания данного вида, в) впервые выращен данный вид растений человеком, г) ни один ответ не верен.

 

17. Центр происхождения таких растений, как виноград, олива, капуста. чечевица, находится в:

а) Восточной Азии, б) Центральной Америке, в) Южной Америке, г) Средиземноморье.

 

18. Центр происхождения кукурузы:

а) Абиссинский, б) Центральноамериканский, в) Южноазиатский, г) Восточноазиатский.

 

19. Близкородственное скрещивание сельскохозяйственных животных – это:

а) инбридинг, б) аутбридинг, в) гетерозис, г) индивидуальный отбор.

 

20. Близкородственное скрещивание применяют с целью:

а) усиления гомозиготности признака,  б) усиления жизненной силы, в) получения полиплоидных организмов, г) ни один ответ не верен.

 

21. Самооплодотворение у культурных растений в ряду поколений приводит к:

а) повышению продуктивности,  б) понижению продуктивности, в) повышению изменчивости, г) понижению изменчивости.

 

22. Метод ментора в селекции растений применяют с целью:

а) закаливания, б) акклиматизации, в) усиления доминантности признака, г) верны все ответы.

 

23. Переносчиками "чужих" генов в генной инженерии являются:

а) латентные вирусы, б) плазмиды, в) бактериофаги, г) верны все ответы.

 

24. Гетерозис приводит к:

а) понижению продуктивности, б) повышению продуктивности, в) повышению смертности среди гибридов, г) возрастанию числа хромосом у гибридов.

 

25. Гетерозис возникает при:

а) близкородственном скрещивании, б) вегетативном размножении, в) скрещивании отдаленных линий, г) мутагенезе.

 

26. Инбридинг – это:

а) скрещивание различных видов, б) скрещивание близкородственных организмов,  

в) скрещивание различных чистых линий, г) увеличение числа хромосом у гибридной особи.

 

27. Положительной стороной близкородственного скрещивания является:

а) закрепление хозяйственно ценных признаков, б) повышение гетерозиготности, в) повышение фенотипической изменчивости, г) повышение комбинативной изменчивости.

 

28. В биотехнологических процессах преимущественно используются:

а) беспозвоночные животные, б) растения, в) микроорганизмы, г) насекомые.

 

29. Искусственно созданная группа животных, отличающаяся специфическими признаками строения и функционирования:

а) порода, б) популяция, в) сорт, г) штамм.

 

30. Явление отдаленной гибридизации у растений изучал:

а) Н.И. Вавилова, б) И.В. Мичурин, в) Г. Мендель.

 

31. Согласно закону гомологичных рядов Н.И. Вавилова, сходные ряды наследственной изменчивости можно наблюдать у:

а) пшеницы и капусты, б) капусты и гороха, в) яблони и финиковой пальмы, г) пшеницы и ячменя.

 

32. Скрещивание неродственных особей называется:

а) инбридинг, б) аутбридинг, в) гибридизация, г) селекция.

 

33. Отбор, приводящий к сохранению лучших особей для разведения и употребления в пищу худших без намерения вывести более совершенную породу или сорт:

а) естественный, б) массовый, в) индивидуальный, г) бессознательный, д) методический.

 

34. Выделение отдельных особей с желательными признаками и получение от них потомства:

а) естественный отбор, б) массовый отбор, в) индивидуальный отбор, г) бессознательный отбор, д) методический отбор.

 

35. Сорт – это:

а) колония микроорганизмов, полученная из одной клетки, б) созданная в результате селекции совокупность растений одного вида, обладающих определенными структурно-физиологическими признаками, передающимися по наследству, в) искусственно созданная группа животных, отличающаяся специфическими признаками строения и функционирования.

 

36. Индивидуальный отбор чаще всего применяют в селекции:

а) животных, б) растений, в) микроорганизмов.

 

37. Увеличение числа хромосомного набора:

а) мутагенез, б) полиплоидия, в) гетероплоидия, г) гетерозис.

 

38. Получение лошака (гибрида коня с ослицей) - это пример: 

а) внутривидовой гибридизации, б) близкородственного скрещивания, в) скрещивания неродственных видов, г) межвидовой гибридизации.

 

39. Чистая культура микроорганизмов, выделенных из определен­ного источника и отличающихся от других представителей вида, называется:

а) порода, б) популяция, в) сорт, г) штамм, д) клон.

 

40. Аутбридинг приводит к получению:

а) гетерозисных особей, б) бесплодных гибридов, в) полиплоидных особей

 

Контрольные вопросы

 

1) Что такое селекция?

2) Что является теоретической основой селекции?

3) Что является исходным материалом для селекции?

4) Что такое сорт и порода?

5) Какими путями создается этот исходный материал?

6) Первый этап селекции, его суть.

7) Основные методы селекции.

8) Формы искусственного отбора.

9) с какой целью оценивают наследственные качества производителей.

10) Почему в практике сельского хозяйства используют близкородственное скрещивание?

11) Почему гетерозис в последующих поколениях не сохраняется?

12) Биологическое значение гетерозиса.

13) Что такое индуцированный мутагенез?

14) Почему мутации обычно резко снижают жизнеспособность?

15) Что такое гибридизация?

16) Формы гибридизации.

17) Сравните внутривидовую и отдаленную гибридизацию, укажите сходства и различия.

18) Почему отдаленная гибридизация ведет к бесплодию гибридов?

19) Основные достижения селекции растений.

20) Какие методы используют в практике сельского хозяйства для выведения новых сортов растений?

21) В чем положительные и отрицательные стороны самоопыления у растений?

22) Применение полиплоидии в селекции.

23) Основные достижения селекции животных.

24) Какие методы используют в практике сельского хозяйства для выведения новых пород животных?

25) Возможно ли создание плодовитых отдаленных гибридов у животных?

26) Положительные и отрицательные стороны близкородственного скрещивания в селекции животных.

27) примеры отдаленных гибридов животных.

28) Какое влияние оказывают работы выдающихся селекционеров на развитие сельскохозяйственного производства?

29) Основные достижения селекции микроорганизмов.

30) Методы селекционной работы И.В. Мичурина.

31) Что такое центры происхождения культурных растений?

32) Кем и сколько таких центров было выделено?

33) Родиной каких растений они являются?

34) В чем суть методов генной инженерии?

35) Значение развития биотехнологии в практической деятельности человека.

Раздел 5

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

 

После изучения данного раздела:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ПРЕДСТАВЛЯТЬ

Основные направления эволюции. Биосфера и её эволюция. Объяснять причины многообразия видов живых организмов. Объяснять приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды. Что изменение генетики популяции есть предпосылка эволюционного процесса. Понятия биологического прогресса и регресса. Понятия и примеры основных закономерностей эволюции. Многообразие видов. Органическая целесообразность. Доказательства эволюции. Подразделение истории земли на эры и периоды. Появление фотосинтезирующих, гаплоидных организмов. Появление эукариотов. Пути эволюции преобразований. Человеческие расы. Палеонтологические находки

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

Эволюционные теории. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Современное эволюционное учение. Факторы эволюции. Основные направления эволюции. Ароморфозы. Идиоадаптации. Дегенерации. Учение А.Н. Северцева и И.И. Шмальгаузена. Филогенез органического мира. Эволюция и генетика. Роль биологических и социальных факторов в эволюционном процессе. Современные концепции биосферы. Эволюция биосферы. Учение о ноосфере. Искусственный отбор. Пути создания домашних пород животных и сортов растений. Основные положения теории Ч. Дарвина. Борьба за существование. Виды борьбы за существование. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Приспособленность – результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Вид и его критерии. Репродуктивная изоляция – важнейшее условие существование вида. Популяция – форма существования вида. Критерии популяции. Понятия микро- и макроэволюции. Понятия: элементарный эволюционный материал, элементарная эволюционная единица и элементарное эволюционное явление. Генетические процессы в популяциях. Эволюционная роль мутаций. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Волны жизни. Современные представления о видообразовании. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена. Главные направления биологической эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Биологический прогресс и пути его достижения. Биологический регресс (А.Н. Северцов). Систематические группы как отражение эволюции. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимость эволюционных преобразований. Результат эволюции: многообразие видов, усложнение организации, органическая целесообразность. Доказательства эволюции органического мира. Подразделение истории земли на эры и периоды. Геологические и климатические изменения. Появление первых живых организмов. Появление фотосинтезирующих организмов - цианей. Появление гаплоидных организмов – микробов, водорослей. Возникновение полового процесса и организмов с диплоидным набором хромосом. Появление эукариотов и разделение функций у первых колониальных многоклеточных организмов. Пути эволюции этих преобразований. Эволюция растений от папоротникообразных до покрытосемянных. Эволюция животных от земноводных до современных млекопитающих. Положение человека в системе животного мира. Приматы. Единство человеческих рас. Краткая характеристика палеонтологических находок, относящихся к представителям человечества. Биологические и социальные факторы совершенствования человечества. Человек и экосистемы.

 

Теория эволюции.

 Микроэволюция и макроэволюция

 

 

Задание 1.

«Установите соответствие»:

1)К. Линней а) создал первое эволюционное учение
2) Ж.-Б. Ламарк б) ввел бинарную номенклатуру
3) Ч.Дарвин в) создал эволюционную теорию, основанную на понятиях борьбы за существование и естественного отбора
г) разработал принципы систематики и классификации растений и животных
д) считал движущей силой эволюции стремление организмов к совершенству
  е) верил в сотворение природы Богом и постоянство видов

Ответ:

 

 
 

Задание 2.

«Продолжите фразу»:

1) Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными признаками – это…

 
 

2) Весь комплекс взаимоотношений организмов с неживой природой и другими организмами – это…

 
 

3) Способность организмов приобретать новые признаки в процессе развития – это…

 
 

4) Способность организмов передавать из поколения в поколение свои свойства и признаки – это …

 
 

5) Эволюционные процессы на уровне популяций, приводящие к образованию новых видов – это…

 
 

6) Эволюция надвидовых таксонов, приводящая к образованию более крупных систематических

групп – это…

 
 

7) Совокупность особей, имеющих общее происхождение и строение, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих определенный ареал в природе – это…

 
 

8) Видами борьбы за существование являются…

 
 

9) Характерные признаки свойства вида называются…

 
 

10) Структурной единицей эволюции является…

 
 

 

Задание 3.

«Установите соответствие»:

Название критериев вида Определение критериев вида
1) морфологический а) определенный ареал занимаемый видом
2) генетический б) сходство всех процессов жизнедеятельности
3) физиологический в) совокупность факторов внешней среды, в которых обитает вид
4) биохимический г) сходство внешнего и внутреннего строения
5) географический д) определенный набор белков
6) экологический е) характерный для вида набор хромосом

Ответ:

 

 
 

Задание 4.

«Охарактеризуйте кратко основные факторы эволюции»:

1) Мутационная изменчивость –

 
 

2) Комбинативная изменчивость –

 
 

3) Популяционные волны –

 
 

4) Дрейф генов –

 
 

5) Изоляция – (определение, виды)

 
 
 
 
 
 

6) Естественный отбор – (определение, виды)

 
 
 
 
 

Задание 5.

«Установите соответствие»:

Формы естественного отбора Определение и примеры
1) Стабилизирующий а) отбор, направленный на сохранение мутаций, изменяющих среднюю величину признака
2) Движущий б) отбор, направленный на сохранение мутаций, ведущих к меньшей изменчивости средней величины признака
3) Разрывающий в) например, сохранение растений с обычными размером и формой цветка и гибель растений с цветками, форма и размеры, которых не соответствуют размерам тела насекомых опылителей
г) отбор, направленный на сохранение мутаций, ведущих к наибольшему отклонению от средней величины признака
д) например, возникновение устойчивости у микроорганизмов к антибиотикам
  е) например, при частых сильных ветрах на океанических островах сохраняются насекомые либо с хорошо развитыми крыльями, либо с рудиментарными

 

Ответ:

 

 
 

Задание 6.

Выберите правильные ответы и запишите выбранные цифры в порядке возрастания:

«В отличие от искусственного отбора, естественный отбор:»

1) основывается на модификационной изменчивости

2) сохраняет и отбирает только признаки, важные для выживания организма

3) приводит к появлению новых форм только через исторически длительные промежутки времени

4) не связан с внутривидовой и межвидовой борьбой

5) приводит к появлению новых видов

6) не может приводить к изменению нормы реакции

 

Ответ:

 

 
 

Задание 7.

«Установите соответствие»:

Виды приспособлений Примеры
1) покровительственная окраска а) чередование темных и светлых полос у зебры
2) предостерегающая окраска б) сходство некоторых жуков-усачей и пауков, обитающих на коре деревьев, с лишайниками
3) расчленяющая окраска в) яркая окраска надкрыльев божьей коровки, сочетающаяся с выделением едкой пахучей жидкости
4) Подражательное сходство с определенными предметами г) окраска кузнечика под цвет травы
5) Мимикрия д) белая окраска тела у представителей Крайнего Севера
  е) бабочки-стеклянницы, жуки-усачи по внешнему облику и окраске похожи на жалоносных перепончатокрылых
  ж) наличие полос и пятен неправильной формы на теле тигра

 

Ответ:

 

 
 

Задание8.

«Установите соответствие»:

1) гомологичные органы а) передняя лапа млекопитающих и рука человек  
2) аналогичные органы б) жабры рака и рыбы  
в) колючки у барбариса и кактуса  
г) крылья птицы и бабочки  
  д) роющие конечности крота и медведки  
  е) чешуя рептилий и перья птиц  
Ответ:    

 

 

Задание 9.

«Установите соответствие»:

   
1) ароморфоз а) отсутствие органов передвижения у паразитических червей
2) идиоадаптация б) возникновение полового процесса
3) дегенерация в) многообразие приспособления цветка к перекрестному опылению ветром и насекомыми
г) утрата зрения у животных, обитающих под землей
  д) приспособление листьев к уменьшению испарения
  е) появление легких у земноводных
  ж) уплощение тела и окраска под цвет грунта у придонных рыб
  з) хлорофилла в побегах повилики
  и) появление автотрофного питания

 

Ответ:

 

 
 

Задание 10.

«Продолжите фразу»:

1) Органы, имеющие внешнее сходство и выполняющие одинаковые функции, но различные по происхождению, называются…

 
 

2) Расхождение признаков в ходе эволюции – это…

 
 

3) Органы, имеющие общее происхождение независимо от выполняемых функций, называются…

 
 

4) Схождение признаков в ходе эволюции у неродственных групп, развивающихся в сходных условиях – это…

 
 

5) Главными направлениями эволюции являются…

 
 

6) Увеличение численности особей, расширение ареала, расширение видового разнообразия – это…

 
 

7) Уменьшение численности особей, сужение ареала, сокращение видового разнообразия – это…

 
 

8) Крупные эволюционные изменения, ведущие к подъему уровня биологической организации – это…

 
 

9) Приспособления к определенным условиям среды обитания без подъема уровня биологической организации – это…

 

Ответ:

 

 
 

 

10) Изменения, ведущие к упрощению организации, в результате приспособления к более простым условиям существования – это…

 
 
 
 

 

 

Задание 11.

Выберите правильные ответы и запишите выбранные цифры в порядке возрастания:

«Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:»

1) отсутствие легких у рыб

2) отсутствие зрения у животных, живущих под землей

3) редукция органов чувств у паразитических червей

4) отсутствие хвоста у лягушки

5) превращение корней некоторых растений-паразитов в присоски

6) утрата кишечник ленточными червями

Ответ:

 
 

 

 
 

Задание 12.

Выберите правильные ответы и запишите выбранные цифры в порядке возрастания:

Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам:

1) редукция киля у пингвинов в связи с утратой способности летать

2) появление полового размножения

3) возникновение семян у голосеменных

4) приобретение покровительственной окраски у щуки

5) возникновение теплокровности

6) возникновение длинной шеи у жирафа

 

Ответ:

 

 
 

Задание 13.

Выберите правильные ответы и запишите выбранные цифры в порядке возрастания:

«Какие из перечисленных ароморфозов произошли после выхода растений на сушу:»

1) возникновение фотосинтеза

2) возникновение семенного размножения

3) возникновение проводящих тканей

4) возникновение полового размножения

5) появление разделения на корень, стебель и лист

6) появление многоклеточности

 

Ответ:

 

 
 

 

Задание 14.

«Верно ли утверждение»

(Прочитав, каждое из предложенных утверждений, ответьте ДА, если вы согласны с данным утверждением или НЕТ, если вы с утверждением не согласны. В случае ответа НЕТ, поясните, почему данное утверждение является неверным)

1) Эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации, в результате приспособления к более простым условиям существования – это ароморфозы.

2) Возникновение фотосинтеза – это пример идиоадаптации у растений.

3) Приспособления к определенным условиям среды обитания без подъема уровня биологической организации – это идиоадаптации.

4) Крупные эволюционные изменения, ведущие к подъему уровня биологической организации – это ароморфозы.

5) Отсутствие зрения у животных, живущих под землей – это пример идиоадаптации.

6) Ароморфозы происходят значительно реже, чем идиоадаптации.

7) Дегенерация, как правило, происходит при переходе к сидячему или паразитическому образу жизни.

8) Биологический прогресс может быть достигнут только путем ароморфозов или идиоадаптаций.

9) Биологический регресс может привести к вымиранию группы.

10) Для всех видов живых организмов деятельность человека является мощным фактором биологического прогресса.

 

 

Ответ:

 
 

Тестовые задания

 

Общие эволюционные понятия и термины.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 313.