Организация маркетинговой деятельности предприятия предполагает установление четкой последовательности и взаимосвязи действий, процедур, которая вытекает из определенных связей структурных подразделений предприятия. Целью деятельности является достижение коммерческого успеха фирмы.
Система маркетинга предусматривает в качестве обязательного элемента разработку комплексной программы деятельности организации на 5-10, а иногда и более лет. Программа охватывает все этапы подготовки производства и сбыта соответствующих товаров.
Компании разрабатывают как долгосрочные (более 5 лет), так и краткосрочные программы. Годовые и квартальные программы производства и сбыта являются составной частью долгосрочных программ. Обязательное условие разработки и выполнения программ маркетинга – их регулярная корректировка с учетом изменения условий и перспектив развития рынка соответствующего товара.
Маркетинговые решения включают:
- выбор конкретного товара;
- ценовую политику;
- место торговли;
- систему формирования спроса и стимулирования сбыта товаров.
На основе анализа информации о внутренних и внешних факторах создается представление о наиболее целесообразных стратегиях деятельности организации.
Для того чтобы добиться успеха на рынке, фирмы должны активно использовать такой метод, как анализ потребителей. Изучение потребителей товаров производственного и потребительского назначения имеет определенные особенности, связанные с характеристиками покупателей и спецификой продукции. Существуют общие методические подходы к проведению исследований рынка:
- сегментация рынка;
- изучение мотивов спроса;
- оценка наиболее общих для данной группы потребителей способов приобретения товара и его использования;
- определение причин, побуждающих приобретать именно этот товар;
- оценка тенденций и причин изменения потребностей.
Под сегментацией рынка понимается выделение групп потребителей, объединенных какими-либо характерными особенностями при выявлении спроса на определенный товар (услугу). Рынок рассматривается не как нечто однородное, а как совокупность различных сегментов, характеризуемых спецификой спроса различных групп потребителей.
При сегментации потребителей товаров личного спроса критериями сегментации являются:
- уровень доходов;
- социальное положение;
- образование;
- возраст;
- место проживания и др.
При сегментации покупателей товаров производственного назначения учитывают показатели:
- масштабы предприятия (величина производственных мощностей);
- принадлежность к определенной отрасли;
- особенности технологических процессов;
- масштабы организации потребителя;
- требования к обслуживанию и прочие.
Управление процессом сегментации состоит в принятии решений о количестве сегментов, их конкретном перечне, маркетинговых стратегиях, направленных на завоевание прочных позиций фирмы на определенном сегменте рынка. К проблеме сегментации существуют несколько подходов:
- массовый маркетинг предполагает выпуск для всех cегментов одного товара и обеспечение ему привлекательности с целью максимизировать сбыт и прибыль;
- дифференцированный маркетинг ставит на первое место производство и сбыт нескольких товаров с разными свойствами, качеством, оформлением, отличающимися от товаров конкурентов;
- целевой маркетинг ориентируется на разработку «своих» товаров для нескольких сегментов (целевой сегмент);
- концентрированный маркетинг сосредоточен на одном сегменте рынка.
В маркетинге важно не только определить для себя сегменты рынка, но и отыскать в них нишу (место, не занятое или недостаточно используемое конкурентами). Выбор ниши и определение места товара по отношению к другим товарам называется позиционированием.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 237.