План занятия:
1. Понятие субъекта преступления и его признаки.
2. Понятие специального субъекта и его признаки. Значение специального субъекта.
3. Понятие и признаки субъективной стороны, значение субъективной стороны. Факультативные признаки субъективной стороны.
Вопросы для подготовки к семинару
1. Дайте понятие субъекта преступления по российскому уголовному праву и раскройте его признаки (уголовная ответственность исключительно физических лиц, достижение определенного возраста и вменяемость).
2. Как соотносятся между собой понятия "субъект преступления" и "личность преступника"?
3. Сформулируйте понятие невменяемости, охарактеризуйте ее юридический и медицинский критерии. Каковы уголовно-правовые последствия признания лица, совершившего общественно опасное деяние, невменяемым?
4. Дайте понятие ограниченной вменяемости. Охарактеризуйте ее юридический и медицинский критерии.
5. В чем уголовно-правовое значение состояния опьянения в момент совершения преступления? Приведите примеры.
6. Дайте понятие и опишите виды специального субъекта преступления.
7. Сформулируйте понятие субъективной стороны преступления, раскройте ее содержание и значение.
8.Дайте понятие вины, в чем ее сущность, содержание и значение. Назовите формы вины.
9. Умысел: сформулируйте понятие и назовите его виды. Раскройте содержание интеллектуального и волевого моментов умысла. Охарактеризуйте виды умысла: прямой и косвенный умысел. В чем их сходство и различие? Назовите иные виды, выделяемые в науке уголовного права.
10. Дайте понятие неосторожной форма вины и назовите ее виды. Сформулируйте понятие преступного легкомыслия, охарактеризуйте его интеллектуальный и волевой моменты, как провести отграничение от косвенного умысла. Сформулируйте понятие преступной небрежности, опишите ее интеллектуальный и волевой моменты, проведите отличие от невиновного причинения вреда.
11. В чем особенности преступлений с двумя формами вины?
12. Дайте понятие факультативных признаков субъективной стороны. Охарактеризуйте мотив, цель преступления, эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления как факультативных (дополнительные) признаков субъективной стороны, раскройте их уголовно-правовое значение.
13. Дайте понятие невиновного причинения вреда (казус) и охарактеризуйте его виды."(ст. 28 УК РФ).
14. Дайте понятие ошибки в уголовном праве. Охарактеризуйте юридические и фактические ошибки (виды), их влияние на уголовную ответственность и квалификацию содеянного.
Задания[4]
1 . Бандитская группа в составе Алмазова (20 лет), Бойкова (15 лет), Ведрина (17 лет) нападали на граждан, угрожая ножом, который имел и всегда носил с собой Алмазов. Они забирали ценные вещи и деньги. Группа совершила 14 нападений и в одном случае, применив оружие, причинила оказавшему сопротивление сотруднику полиции вред его здоровью средней тяжести.
Выделите признаки субъекта. Д айте юридический анализ действий каждог о.
2 . У Донецкого на улице произошел сердечный приступ. Прохожие занесли его в помещение находившейся рядом стоматологической клиники. Однако стоматолог Вишняков отказался оказать помощь потерпевшему, ссылаясь на свою занятость (он вел прием больных) и на возможность вызова скорой помощи. Скорая помощь прибыла через полтора часа. Донецкий умер на руках у врачей. Судебно-медицинская экспертиза установила, что своевременно оказанная помощь могла бы спасти больного. Лекарство, которое требовалось ввести больному, у Вишнякова имелось.
Выделите признаки субъекта преступления. Дайте юридический анализ содеянного .
3 . Колобков родился 24 января 2003. 24.01.2017, отмечая свой день рождения, он употреблял спиртные напитки в компании одноклассников. Около 23 часов, выйдя провожать свою одноклассницу Серову, он попытался ее изнасиловать.
Подлежит ли Колобков уголовной ответственности за покушение на изнасилование?
Изменится ли решение в случае, если указанные действия были совершены им 25.01.2017 в 0 2 часа ночи? Обоснуйте свою точку зрения.
4 . Зайцев неоднократно совершал поджоги деревянных строений, после чего сообщал о фактах возгорания в противопожарную службу и наблюдал за прибытием пожарных машин и действиями пожарных. При предъявлении обвинения по ст.167 ч.2 УК РФ Зайцев, полностью признав совершенные им действия, пояснил, что делал так, чтобы «снять стресс», поскольку красный цвет пожарных машин и звуки сирены прибавляют ему настроение. По заключению судебно-психиатрической экспертизы Зайцев страдал пироманией и не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
Какими критериями определяется невменяемость? Какие уголовно-правовые последствия имеют эти выводы?
5. Коробов, 1984 года рождения, в 1999 году входя в состав банды, участвовал в совершении 3-х разбойных нападений на граждан, убийстве и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, похищении человека, незаконно хранил и носил нарезное огнестрельное оружие.
Можно ли вести речь о том, что он является субъектом преступной деятельности банды? Дайте уголовно-правовую оценку действиям Коробова. Обоснуйте свое решение, ссылаясь на нормы УК РФ.
6. Волошин в день своего четырнадцатилетия на улице сорвал норковую шапку с проходившей мимо Зотовой.
Можно ли признать Волошина субъектом преступления, предусмотренного ст.161 УК РФ?
Каким будет решение задачи в случае, если:
а) Волошин совершил указанные выше действия в следующую ночь после дня рождения;
б) Волошин через день после четырнадцатилетия совершил мошенничество, обманным путем завладев 15.000 рублей?
7 . Какие особенности отличают субъектов преступлений, предусмотренных ст.ст . 121, 12 5 , 1 42 , 145, 151.1, 160 , 201, 286, 303 , 305, 313 , 340 УК РФ?
8. Какие факультативные признаки субъективной стороны преступления предусмотрены ст. ст. 111, 1 13 , 116, 148, 155, 294, 295, 304 УК РФ?
9 . Болотова будучи бездетной и не имея возможности иметь приемного ребенка выкрала из коляски, оставленной возле магазина 3-х месячного мальчика и воспитывала как своего собственного. Органами следствия было отказано в возбуждении уголовного дела на том основании, что действия Болотовой не были связаны с низменными побуждениями.
Обоснован ли отказ в возбуждении уголовного дела? Ознакомитесь с содержанием субъективной стороной ст. 126 УК РФ. Каково значение мотивов при совершении похищения человека?
10 . Пьяный тракторист Коломин развлекался тем, что направлял трактор на людей. Несколько человек вынуждены были отпрыгнуть в грязь, один оказался в кювете, а Семенова не успела отскочить и была задавлена насмерть.
Проанализируйте субъективную сторону содеянного , дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.
11 . Буров, из ревности желая отравить Пяткина, подсыпал в рюмку яд. Однако в связи со случайной подменой рюмок выпил яд и тут же умер Ножкин, друг Бурова.
Проанализируйте субъективную сторону содеянного , дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.
12 . Баулин во время спора толкнул Колосова. Колосов инстинктивно сделал шаг назад, но наступил на арбузную корку. Поскользнувшись на корке, Колосов упал и ударился головой о камень, от чего умер.
Проанализируйте субъективную сторону содеянного , дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.
13 . Территория стрельбища была огорожена колючей проволокой, по периметру размещены таблички с запретом о нахождении на территории стрельбища. Однако иногда местные жители подлезали под проволоку и собирали на территории стрельбища грибы. За грибами полезла и Воронина. Женщина была глухая и выстрелов не слышала. Она была убита выстрелом сержанта Глотова, стрелявшего по мишени.
Проанализируйте субъективную сторону содеянного , дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.
14 . Шилин посадил на огороде капусту и огородил грядки проволокой, к которой был подключен электроток напряжением 220 V. В огород ночью залез 16-летний подросток Чернов, который для этого перелез через забор. Он задел провод и был убит электротоком. Ранее проходившие мимо люди получали электрические ожоги от соприкосновения с проволокой и Шилину было известно об этом.
Проанализируйте субъективную сторону содеянного, дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.
15. Абрамов во время ссоры перочинным ножом порезал руку Савельеву. В рану попала инфекция и Савельев умер. Органы следствия квалифицировали действия Абрамова по ч.4 ст.111 УК РФ.
Можно ли с этим согласиться? Изменится ли решение в случае, если Абрамов повредил Савельеву крупный кровеносный сосуд и тот скончался от острой кровопотери? Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями.
16. Спонсор баскетбольной команды "Строитель" Адамов пообещал игрокам команды , что выплатит каждому по 5.000 долларов США, если команда выиграет в полуфинальном матче, и по 10.000 - в случае если команда выиграет в финале. Команды вышла победителем в турнире и каждый из игроков получил обещанное вознаграждение. Против Адамова было возбуждено уголовное дела по ч. 1 ст. 184 УК РФ.
Имеется ли в действиях Адамова данный состав? Проанализируйте субъективную сторону содеянного. Обоснуйте свою точку зрения.
17. Лапов на почве мести ударил Петрова ножом, попав ему в правую сторону груди. Петрову была оказана своевременная медицинская помощь, однако по заключению судебно-медицинской экспертизы нанесенное ему ранение было отнесено к тяжкому вреду здоровью по признаку его опасности для жизни.
Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Как повлияет на Вашу оценку тот факт, что Петров в результате ножевого ранения скончался в больнице от кровопотери .
18. Иноземцев, будучи в нетрезвом состоянии, попросил закурить у проходившего мимо него Малинина, на что тот ответил отказом. Тогда Иноземцев ударил Малинина перочинным ножом в грудь, повредив правое легкое. Через 2 часа потерпевший в крайне тяжелом состоянии был доставлен в больницу и только срочно оказанная медицинская помощь спасла ему жизнь. Органы следствия квалифицировали действия Иноземцева по ст.ст.30 ч.3 и 105 ч.2 п."и" УК РФ.
Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Является ли такая квалификация правильной?
Какие обстоятельства следует учитывать при определении характера и направленности умысла?
19. Егоров, желая отомстить оскорбившему его Савченко, решил поджечь его деревянный дом. После того, как Савченко и его жена ушли на работу, Егоров облил строение в нескольких местах бензином и поджог его. Вместе с домом сгорел 80-летний отец Савченко, который вследствие паралича нижних конечностей не мог самостоятельно передвигаться. Как выяснилось в ходе следствия, Егоров достоверно знал, что в момент поджога отец Савченко находился дома, однако не предпринял никаких мер по его спасению, опасаясь, что может быть разоблачен. Вместе с тем, Егоров заявил, что смерти никому не желал и сожалеет о случившемся.
Охарактеризуйте форму вины Егорова по отношению к поджогу дома и смерти отца Савченко. Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.
Какие виды умысла можно выделить в данном случае (В соответствии с УК РФ и теорией права).
20. Марченко, будучи в нетрезвом состоянии, выбросила из окна 9-го этажа пустую бутылку из-под водки, не убедившись, что внизу никого нет. Бутылка попала в голову проходившего по улице Гаврилова, который скончался на месте от черепно-мозговой травмы.
Определите форму и вид вины Марченко. Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.
21. Муж Тепловой регулярно пропивал заплату, не смотря на постоянные уговоры жены. Теплова решила проучить своего мужа. Когда он заснул, она связала его, затем разбудила и объявила, что приговорила его к смерти путем обезглавливания. Потом накинула платок на голову и со словами "Хватит тебе жить мучитель!", ударила его по голове валенком. От сильного нервного потрясения муж скончался.
Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.
22. Возвращаясь с катка в переполненном автобусе Колесников во время резкого торможения автобуса рефлекторно выбросил руку вперед, в которой были коньки. В результате лезвие конька попало в глаз пассажиру, наступил тяжкие вред здоровью
Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.
23. Столяр мебельной фабрики Симонов набрал на территории фабрики мешок стружки и при попытке пролезть и ним через забор был задержан сотрудниками вневедомственной охраны..Как потом выяснилось администрация фабрики с целью предупреждения захламления территории разрешила сотрудникам бесплатно брать стружку для личных нужд и выносить ее с обязательной проверкой. Не зная об этом разрешении, Симонов пытался вынести ее тайно.
Определите вид допущенной ошибки и ее влияние на квалификацию содеянного.
24. Ванин состоял во внебрачной связи с Антоновой, которая забеременела от него и стала настаивать на заключении брака. Решив избавиться от Антоновой, Ванин пришел к ней домой до окончания рабочего дня, спрятался в сенях. Примерно около 20 часов он услышал как кто-то отворил дверь, зашел и вытирает ноги о коврик. Полагая, что это пришла Антонова с работы, он нанес два удара топором по голове и убежал. Вскоре к нему домой прибежала Антонова и сообщила, что кто-то в ее доме убил ее подругу Иванову.
Определите вид допущенной ошибки и ее влияние на квалификацию содеянного.
25. Сестры Марина и Лариса Вилкины поехали отдыхать в один из южных городов со своим пожилым отцом, который через несколько дней умер от сердечного приступа. По существующим правилам для перевозки тела необходим свинцовый гроб, помещаемый в деревянный ящик. Не имея такой возможности, Вилкины купили три билета в купейный вагон и, договорившись с проводником, перенесли тело отца в купе задолго до посадки, и положили на нижнюю полку, накрыв лицо шляпой. Дождавшись отправления поезда, они пошли обедать в вагон-ресторан. На следующей станции в купе сел четвертый пассажир Серов, который попытался забросить свой чемодан на верхнюю полку. Из-за толчка поезда чемодан упал, ударив по голове Вилкина. Увидев, что Вилкин мертв, Серов решил, что он убил Вилкина. Чтобы скрыть следы преступления, он выбросил тело в окно, заявив вернувшимся сестрам, что «гражданин надел шляпу и ушел».
Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.
26.. Найти пример из судебной практики. (сайт rhttp://sudact.ru, https://sudrf.ru ). Распечатать. Выделить в рассматриваемом примере дополнительные признаки субъекта, необходимые для привлечения к уголовной ответственности.
27. Найти один пример из судебной практики (двойная формы вины) (сайт rhttp://sudact.ru, https://sudrf.ru ). Выделить субъективную сторону в рассматриваемом примере. Проанализировать субъективную сторону содеянного и установить причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Дать анализ интеллектуальных и волевых элементов.
28. Найти один пример из судебной практики (сайт rhttp://sudact.ru, https://sudrf.ru ), в котором факультативные признаки субъективной стороны (мотив. цель. эмоции) являются конструктивными элементами. Каково их значение при определении характера и степени общественной опасности содеянного?
Дата: 2019-11-01, просмотров: 2840.