Тема 1.5. Субъективные признаки состава преступления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План занятия:

1. Понятие субъекта преступления и его признаки.

2. Понятие специального субъекта и его признаки. Значение специального субъекта.

3. Понятие и признаки субъективной стороны, значение субъективной стороны. Факультативные признаки субъективной стороны.

 

Вопросы для подготовки к семинару

1. Дайте понятие субъекта преступления по российскому уголовному праву и раскройте его признаки (уголовная ответственность исключительно физических лиц, достижение определенного возраста и вменяемость).

2. Как соотносятся между собой понятия "субъект преступления" и "личность преступника"?

3. Сформулируйте понятие невменяемости, охарактеризуйте ее юридический и медицинский критерии. Каковы уголовно-правовые последствия признания лица, совершившего общественно опасное деяние, невменяемым?

4. Дайте понятие ограниченной вменяемости. Охарактеризуйте ее юридический и медицинский критерии.

5. В чем уголовно-правовое значение состояния опьянения в момент совершения преступления? Приведите примеры.

6. Дайте понятие и опишите виды специального субъекта преступления.

7. Сформулируйте понятие субъективной стороны преступления, раскройте ее содержание и значение.

8.Дайте понятие вины, в чем ее сущность, содержание и значение. Назовите формы вины.

9. Умысел: сформулируйте понятие и назовите его виды.  Раскройте содержание интеллектуального и волевого моментов умысла. Охарактеризуйте виды умысла: прямой и косвенный умысел. В чем их сходство и различие? Назовите иные виды, выделяемые в науке уголовного права.

10. Дайте понятие неосторожной форма вины и назовите ее виды. Сформулируйте понятие преступного легкомыслия, охарактеризуйте его интеллектуальный и волевой моменты, как провести отграничение от косвенного умысла. Сформулируйте понятие преступной небрежности, опишите ее интеллектуальный и волевой моменты, проведите отличие от невиновного причинения вреда.

11. В чем особенности преступлений с двумя формами вины?

12. Дайте понятие факультативных признаков субъективной стороны. Охарактеризуйте мотив, цель преступления, эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления как факультативных (дополнительные) признаков субъективной стороны, раскройте их уголовно-правовое значение.

13. Дайте понятие невиновного причинения вреда (казус) и охарактеризуйте его виды."(ст. 28 УК РФ).

14. Дайте понятие ошибки в уголовном праве. Охарактеризуйте юридические и фактические ошибки (виды), их влияние на уголовную ответственность и квалификацию содеянного.

 

Задания[4]

1 . Бандитская группа в составе Алмазова (20 лет), Бойкова (15 лет), Ведрина (17 лет) нападали на граждан, угрожая ножом, который имел и всегда носил с собой Алмазов. Они забирали ценные вещи и деньги. Группа совершила 14 нападений и в одном случае, применив оружие, причинила оказавшему сопротивление сотруднику полиции вред его здоровью средней тяжести.

 Выделите признаки субъекта. Д айте юридический анализ действий каждог о.

 

2 . У Донецкого на улице произошел сердечный приступ. Прохожие занесли его в помещение находившейся рядом стоматологической клиники. Однако стоматолог Вишняков отказался оказать помощь потерпевшему, ссылаясь на свою занятость (он вел прием больных) и на возможность вызова скорой помощи. Скорая помощь прибыла через полтора часа. Донецкий умер на руках у врачей. Судебно-медицинская экспертиза установила, что своевременно оказанная помощь могла бы спасти больного. Лекарство, которое требовалось ввести больному, у Вишнякова имелось.

Выделите признаки субъекта преступления. Дайте юридический анализ содеянного .

 

3 . Колобков родился 24 января 2003. 24.01.2017, отмечая свой день рождения, он употреблял спиртные напитки в компании одноклассников. Около 23 часов, выйдя провожать свою однок­лассницу Серову, он попытался ее изнасиловать.

Подлежит ли Колобков уголовной ответственности за покушение на изнасилование?

Изменится ли решение в случае, если указанные действия были совершены им 25.01.2017 в 0 2 часа ночи? Обоснуйте свою точку зрения.

 

4 . Зайцев неоднократно совершал поджоги деревянных строений, после чего сообщал о фактах возгорания в противопожарную службу и наблюдал за прибытием пожарных машин и действиями пожарных. При предъявлении обвинения по ст.167 ч.2 УК РФ Зайцев, полностью признав совершенные им действия, пояснил, что делал так, чтобы «снять стресс», поскольку красный цвет пожарных машин и звуки сирены прибавляют ему настроение. По заключению судебно-психиатрической экспертизы Зайцев стра­дал пироманией и не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Какими критериями определяется невменяемость? Какие уголовно-правовые последствия имеют эти выводы?

 

5. Коробов, 1984 года рождения, в 1999 году входя в состав банды, участвовал в совершении 3-х разбойных нападений на граждан, убийстве и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, похищении человека, незаконно хранил и носил нарезное огнестрельное оружие.

Можно ли вести речь о том, что он является субъектом преступной деятельности банды? Дайте уголовно-правовую оценку действиям Коробова. Обоснуйте свое решение, ссылаясь на нормы УК РФ.

6. Волошин в день своего четырнадцатилетия на улице сорвал норковую шапку с проходившей мимо Зотовой.

Можно ли признать Волошина субъектом преступления, предусмотренного ст.161 УК РФ?

Каким будет решение задачи в случае, если:

а) Волошин совершил указанные выше действия в следующую ночь после дня рождения;

б) Волошин через день после четырнадцатилетия совершил мошенничество, обманным путем завладев 15.000 рублей?

7 . Какие особенности отличают субъектов преступлений, предусмотренных ст.ст . 121, 12 5 , 1 42 , 145, 151.1, 160 , 201, 286, 303 , 305, 313 , 340 УК РФ?

8. Какие факультативные признаки субъективной стороны преступления предусмотрены ст. ст. 111, 1 13 , 116, 148, 155, 294, 295, 304 УК РФ?

 

9 . Болотова будучи бездетной и не имея возможности иметь приемного ребенка выкрала из коляски, оставленной возле магазина 3-х месячного мальчика и воспитывала как своего собственного. Органами следствия было отказано в возбуждении уголовного дела на том основании, что действия Болотовой не были связаны с низменными побуждениями.

Обоснован ли отказ в возбуждении уголовного дела? Ознакомитесь с содержанием субъективной стороной ст. 126 УК РФ. Каково значение мотивов при совершении похищения человека?

10 . Пьяный тракторист Коломин развлекался тем, что направлял трактор на людей. Несколько человек вынуждены были отпрыгнуть в грязь, один оказался в кювете, а Семенова не успела отскочить и была задавлена насмерть.

        Проанализируйте субъективную сторону содеянного , дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.

11 . Буров, из ревности желая отравить Пяткина, подсыпал в рюмку яд. Однако в связи со случайной подменой рюмок выпил яд и тут же умер Ножкин, друг Бурова.

 Проанализируйте субъективную сторону содеянного , дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.

12 . Баулин во время спора толкнул Колосова. Колосов инстинктивно сделал шаг назад, но наступил на арбузную корку. Поскользнувшись на корке, Колосов упал и ударился головой о камень, от чего умер.

 Проанализируйте субъективную сторону содеянного , дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.

13 . Территория стрельбища была огорожена колючей проволокой, по периметру размещены таблички с запретом о нахождении на территории стрельбища. Однако иногда местные жители подлезали под проволоку и собирали на территории стрельбища грибы. За грибами полезла и Воронина. Женщина была глухая и выстрелов не слышала. Она была убита выстрелом сержанта Глотова, стрелявшего по мишени.

 Проанализируйте субъективную сторону содеянного , дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.

14 . Шилин посадил на огороде капусту и огородил грядки проволокой, к которой был подключен электроток напряжением 220 V. В огород ночью залез 16-летний подросток Чернов, который для этого перелез через забор. Он задел провод и был убит электротоком. Ранее проходившие мимо люди получали электрические ожоги от соприкосновения с проволокой и Шилину было известно об этом.

 Проанализируйте субъективную сторону содеянного, дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.

15. Абрамов во время ссоры перочинным ножом порезал руку Савель­еву. В рану попала инфекция и Савельев умер. Органы следствия квалифи­цировали действия Абрамова по ч.4 ст.111 УК РФ.

Можно ли с этим согласиться? Изменится ли решение в случае, если Абрамов повредил Савельеву крупный кровеносный сосуд и тот скончался от острой кровопотери? Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями.

16. Спонсор баскетбольной команды "Строитель" Адамов пообещал игрокам команды , что выплатит каждому по 5.000 долларов США, если команда выиграет в полуфинальном матче, и по 10.000 - в случае если команда выиграет в финале. Команды вышла победителем в турнире и каждый из игроков получил обещанное вознаграждение. Против Адамова было возбуждено уголовное дела по ч. 1 ст. 184 УК РФ.

Имеется ли в действиях Адамова данный состав? Проанализируйте субъективную сторону содеянного. Обоснуйте свою точку зрения.

17. Лапов на почве мести ударил Петрова ножом, попав ему в правую сторону груди. Петрову была оказана своевременная медицинская помощь, однако по заключению судебно-медицинской экспертизы нанесенное ему ра­нение было отнесено к тяжкому вреду здоровью по признаку его опасности для жизни.

Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Как повлияет на Вашу оценку тот факт, что Петров в результате ножевого ранения скончался в больнице от кровопотери .

18.  Иноземцев, будучи в нетрезвом состоянии, попросил закурить у проходившего мимо него Малинина, на что тот ответил отказом. Тогда Ино­земцев ударил Малинина перочинным ножом в грудь, повредив правое легкое. Через 2 часа потерпевший в крайне тяжелом состоянии был доставлен в больницу и только срочно оказанная медицинская помощь спасла ему жизнь. Органы следствия квалифицировали действия Иноземцева по ст.ст.30 ч.3 и 105 ч.2 п."и" УК РФ.

Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Является ли такая квалификация правильной?

Какие обстоятельства следует учитывать при определении ха­рактера и направленности умысла?

19. Егоров, желая отомстить оскорбившему его Савченко, решил под­жечь его деревянный дом. После того, как Савченко и его жена ушли на работу, Егоров облил строение в нескольких местах бензином и поджог его. Вместе с домом сгорел 80-летний отец Савченко, который вследствие паралича нижних конечностей не мог самостоятельно передвигаться. Как выяснилось в ходе следствия, Егоров достоверно знал, что в момент под­жога отец Савченко находился дома, однако не предпринял никаких мер по его спасению, опасаясь, что может быть разоблачен. Вместе с тем, Его­ров заявил, что смерти никому не желал и сожалеет о случившемся.

Охарактеризуйте форму вины Егорова по отношению к поджогу дома и смерти отца Савченко. Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.

Какие виды умысла можно выделить в данном случае (В соответствии с УК РФ и теорией права).

20. Марченко, будучи в нетрезвом состоянии, выбросила из окна 9-го этажа пустую бутылку из-под водки, не убедившись, что внизу никого нет. Бутылка попала в голову проходившего по улице Гаврилова, который скончался на месте от черепно-мозговой травмы.

Определите форму и вид вины Марченко. Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.

21. Муж Тепловой регулярно пропивал заплату, не смотря на постоянные уговоры жены. Теплова решила проучить своего мужа. Когда он заснул, она связала его, затем разбудила и объявила, что приговорила его к смерти путем обезглавливания. Потом накинула платок на голову и со словами "Хватит тебе жить мучитель!", ударила его по голове валенком. От сильного нервного потрясения муж скончался.

Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.

22. Возвращаясь с катка в переполненном автобусе Колесников во время резкого торможения автобуса рефлекторно выбросил руку вперед, в которой были коньки. В результате лезвие конька попало в глаз пассажиру, наступил тяжкие вред здоровью

Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.

23. Столяр мебельной фабрики Симонов набрал на территории фабрики мешок стружки и при попытке пролезть и ним через забор был задержан сотрудниками вневедомственной охраны..Как потом выяснилось администрация фабрики с целью предупреждения захламления территории разрешила сотрудникам бесплатно брать стружку для личных нужд и выносить ее с обязательной проверкой. Не зная об этом разрешении, Симонов пытался вынести ее тайно.

Определите вид допущенной ошибки и ее влияние на квалификацию содеянного.

24. Ванин состоял во внебрачной связи с Антоновой, которая забеременела от него и стала настаивать на заключении брака. Решив избавиться от Антоновой, Ванин пришел к ней домой до окончания рабочего дня, спрятался в сенях. Примерно около 20 часов он услышал как кто-то отворил дверь, зашел и вытирает ноги о коврик. Полагая, что это пришла Антонова с работы, он нанес два удара топором по голове и убежал. Вскоре к нему домой прибежала Антонова и сообщила, что кто-то в ее доме убил ее подругу Иванову.

Определите вид допущенной ошибки и ее влияние на квалификацию содеянного.

25. Сестры Марина и Лариса Вилкины поехали отдыхать в один из южных городов со своим пожилым отцом, который через несколько дней умер от сердечного приступа. По существующим правилам для перевозки тела необходим свинцовый гроб, помещаемый в деревянный ящик. Не имея такой возможности, Вилкины купили три билета в купейный вагон и, договорившись с проводником, перенесли тело отца в купе задолго до посадки, и положили на нижнюю полку, накрыв лицо шляпой. Дождавшись отправления поезда, они пошли обедать в вагон-ресторан. На следующей станции в купе сел четвертый пассажир Серов, который попытался забросить свой чемодан на верхнюю полку. Из-за толчка поезда чемодан упал, ударив по голове Вилкина. Увидев, что Вилкин мертв, Серов решил, что он убил Вилкина. Чтобы скрыть следы преступления, он выбросил тело в окно, заявив вернувшимся сестрам, что «гражданин надел шляпу и ушел».

Проанализируйте субъективную сторону содеянного и установите причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Дайте анализ интеллектуальных и волевых элементов.

26.. Найти пример из судебной практики. (сайт rhttp://sudact.ru, https://sudrf.ru ). Распечатать. Выделить в рассматриваемом примере дополнительные признаки субъекта, необходимые для привлечения к уголовной ответственности.

27. Найти один пример из судебной практики (двойная формы вины) (сайт rhttp://sudact.ru, https://sudrf.ru ). Выделить субъективную сторону в рассматриваемом примере. Проанализировать субъективную сторону содеянного и установить причинную связь между общественно опасным деянием и последствиями. Дать анализ интеллектуальных и волевых элементов.

28. Найти один пример из судебной практики (сайт rhttp://sudact.ru, https://sudrf.ru ), в котором факультативные признаки субъективной стороны (мотив. цель. эмоции) являются конструктивными элементами. Каково их значение при определении характера и степени общественной опасности содеянного?

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 2745.