Понятие правовой экспертизы правовых актов. Предмет правовой экспертизы правовых актов.
Правовая экспертиза – это исследование, которое проводится экспертом по решению или поручению уполномоченных на то лиц, либо без такого, но в силу прямого указания нормативных правовых актов, основанное на применении специальных знаний с целью использования его результатов в юридической деятельности.
Признаки правовой экспертизы:
1) Осуществляется специальным субъектом;
2) Является по своей природе исследованием ⇒ имеет определенную специфическую процедуру, которая представляет собой последовательную совершение юридических действий связанных с анализом выявлением и квалификаций дефектов нпа и их проектов;
3) Особый предмет;
4) Результатом экспертизы всегда является заключение (документ отражающий процесс проведения экспертизы выводы и рекомендации эксперта по поставленным на экспертизу вопросам).
Цели экспертизы: а) выявление дефектов положений нпа и их проектов; б) установление необходимой информации об обстоятельствах существенных для принятия уполномоченным органом качественных нпа.
Под предметом экспертизы понимают факты и обстоятельства определенного вида, исследуемые с применением специальных знаний и навыков. При этом предметом могут выступать юридический документ — закон и его характеристики, а также другой материальный носитель информации, имеющие значение для лиц, назначивших экспертизу в различных областях науки и юридической техники.
Значение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов в процессе нормотворчества.
Экспертиза проводится для выявления в будущем дефектов правовых юридических норм. Эти дефекты могут проявиться в процессе правоприменения. Для того чтобы правоприменителю обеспечить более эффективное и качественное применение акта проводится экспертиза.
Экспертиза проводится для вовлечения общественности в процесс обсуждения, принятия нпа и в целом в процесс правового регулирования в РФ.
Экспертиза проводится для соотнесения норм принятых в СССР с действующим законодательством, международными нормами и актами
Субъекты правовой экспертизы правовых актов.
Субъект – обязательно компетентное лицо (физ. лицо, должностное лицо, орган, организация, учреждение).
Компетентность эксперта должна быть связана с его профессиональными знаниями и должностным статусом.
Виды субъектов:
1) Субъекты общественного контроля (общественная экспертиза).
Правовой статут: ФЗ от 21.07.2014 N 212 – глава 2.
2) Субъекты, которые проводят научную правовую экспертизу (научные и образовательные организации которые обладают кадровым потенциалом).
Пример: УрГЮУ согласно своему уставу вправе оказывать научную экспертизу.
3) Субъекты, проводящие внутреннюю правовую экспертизу.
Закон Свердловской области от 10 марта 1999 г. N 4-ОЗ ст. 45,54.
4) Министерство юстиции РФ и его территориальные подразделения.
Минюст осуществляет экспертизу нпа вносимых в федеральные органы исполнительной власти на рассмотрение Президенту и Правительству РФ. Минюст также является специальным уполномоченным органом на проведение антикоррупционной экспертизы.
5) Прокуратура РФ.
В рамках осуществления общего надзора (хотя прямо это не следует из ФЗ).
6) Суды РФ.
КАС ст. 17,20,21, глава 21.
Особенности проведения правовой экспертизы нормативных актов в органах Министерства юстиции Российской Федерации.
Территориальные органы Минюста России проводят правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на их соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также антикоррупционную экспертизу актов для выявления коррупциогенных факторов. Помимо этого, территориальные органы Минюста России осуществляют государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных актов, вносящих изменения в устав, и проводят их антикоррупционную экспертизу.
Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации не наделены полномочием обращаться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации противоречащим закону полностью или в части.
Зачастую правовая и антикоррупционная экспертиза проводится в момент мониторинга.
Приемы :
· Использование юридических конструкций.
Юридическая конструкция – это средство правотворческой техники заключающееся в моделировании, определенном логическом построении нормативного материала одновременно выступающая методом познания и толкования норм права.
· Использование юридических презумпций и фикций.
Юридическая презумпция – это предположение о наличии или отсутствии юридического факта, которое освобождает сторону от его (факта) доказывания.
Примеры: Презумпция невиновности, Презумпция вины, Презумпция авторства, Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей у умершего человека для их пересадки, Презумпция отцовства.
Юридическая фикция — это правовой приём, заключающийся в предположении факта вопреки его действительности.
· Использование принципов права.
· Использование правовых фикций.
Не существующие положения в силу определенных обстоятельств признаются законодательством как реальные и соответственно становятся обязательными к исполнению.
Пример: Наследник считается вступившим в наследство с момента смерти наследодателя, хотя в действительности это вступление может не совпадать по времени с моментом кончины наследодателя.
Требования к языку официальных документов.
1) Ясность;
2) Точность правового документа;
3) Доступность правовых актов;
4) Краткость правовых документов;
5) Отсутствие пафосности и декларативности;
6) Официальность стиля.
30. Наиболее частотные речевые ошибки, встречающиеся при подготовке проектов правовых актов.
1) Тавтология (повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла);
2) Речевая избыточность (пример – несовершеннолетний гражданин, лицо, не достигшее 18 лет);
3) Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе собирательное существительное;
4) Согласование сказуемого с подлежащим выраженным количественным сочетанием;
5) Согласование сказуемого при однородных подлежащих;
6) Согласование однородных членов в предложении;
7) Согласование подлежащего со сказуемым;
8) Нарушение управления в словосочетаниях;
9) Смешение паронимов;
10) Нарушение лексической сочетаемости.
Понятие правовой экспертизы правовых актов. Предмет правовой экспертизы правовых актов.
Правовая экспертиза – это исследование, которое проводится экспертом по решению или поручению уполномоченных на то лиц, либо без такого, но в силу прямого указания нормативных правовых актов, основанное на применении специальных знаний с целью использования его результатов в юридической деятельности.
Признаки правовой экспертизы:
1) Осуществляется специальным субъектом;
2) Является по своей природе исследованием ⇒ имеет определенную специфическую процедуру, которая представляет собой последовательную совершение юридических действий связанных с анализом выявлением и квалификаций дефектов нпа и их проектов;
3) Особый предмет;
4) Результатом экспертизы всегда является заключение (документ отражающий процесс проведения экспертизы выводы и рекомендации эксперта по поставленным на экспертизу вопросам).
Цели экспертизы: а) выявление дефектов положений нпа и их проектов; б) установление необходимой информации об обстоятельствах существенных для принятия уполномоченным органом качественных нпа.
Под предметом экспертизы понимают факты и обстоятельства определенного вида, исследуемые с применением специальных знаний и навыков. При этом предметом могут выступать юридический документ — закон и его характеристики, а также другой материальный носитель информации, имеющие значение для лиц, назначивших экспертизу в различных областях науки и юридической техники.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 639.