Тема 7. Методы эмпирического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эмпирическое знание – первичное научное знание, которое получается при контакте с изучаемым объектом. Эмпирия (лат.) – опыт.

Эмпирический уровень научного исследования характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным воздействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами.

Поэтому исследуемый объект отражается со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Также на этом уровне осуществляется первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. К основным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, сравнение.

 1. Наблюдение - целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксацию проявлений педагогических явлений и процессов. Особенностями наблюдения как научного метода являются: направленность к конкретной цели; планомерность и систематичность; объективность в восприятии изучаемого и его фиксации; сохранение естественного хода педагогических процессов.

Наблюдение может быть: целенаправленным и случайным; сплошным и выборочным; непосредственным и опосредованным; длительным и кратковременным; открытым и скрытым («инкогнито»); констатирующим и оцениваю­щим; сплошным и выборочным; неконтролируемым и контролируемым (реги­страция наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузаль­ным и экспериментальным; полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).

Средства наблюдения различны: схемы наблюдения, его длительность, техника записи, методы сбора данных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы. Весь этот инст­рументарий повышает точность наблюдения, возможность регистрации и кон­троля его результатов.

Наблюдатель записывает в протокол только то, что прямо или косвенно содействует решению изучаемой проблемы. Это - подлинные факты, которые наиболее точно представляют конкретную ситуацию. Помимо протоколов, возможны и другие формы ведения записи, например, дневник, ведущийся хроно­логически по возможности без перерыва. Дневниками обычно пользуются при долговременном наблюдении. Большую помощь в наблюдении оказывают тех­нические средства: магнитофон, скрытая телекамера и др.

Программа наблюдения должна точно определять последовательность ра­боты, выделять наиболее важные объекты наблюдения, способы фиксации ре­зультатов (протокольные записи, дневники наблюдений и т.д.). Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. К сильным сторонам следует отнести возможность изучения предмета в его целостности, ес­тественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Следовательно, результаты наблюдения должны быть обяза­тельно подкреплены данными, полученными с помощью других методов педагогического исследования.

2. Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования; б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях. Выделяют: по своим функциям исследовательские, проверочные, воспроизводящие эксперименты.

В педагогике выделяют несколько основных видов экспери­мента. Прежде всего, различают естественный и лабораторный эксперименты. Естественный эксперимент проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но при этом создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид эксперимента в силу того, что проводится в обычных условиях деятельности испытуемых, дает возможность замаскировать его со­держание, цели и при этом сохранить суть, которая заключается в активности исследователя в изменении условий выполнения изучаемой деятельности. Та­ким образом, «на первой стадии эксперимента исследователь изучает начальное состояние деятельности - поведение обучающихся, уровень сформированности у них знаний, навыков, умений или других характеристик, которые вытекают из содержания научной работы. Затем он один или совместно с коллегами осуще­ствляют преднамеренные изменения в содержании, формах, методах или сред­ствах изучаемого вида деятельности. После проведенных изменений вновь изучается, например, уровень воспитанности, развитости или успешности обуче­ния и делается вывод об эффективности применяемой в естественных условиях системы мер». В случае лабораторного эксперимента в учебном коллективе вы­деляется группа испытуемых. Исследователь работает с ними, применяя специ­альные методы исследования, - беседы, тестирование, индивидуальное и груп­повое обучение и наблюдает за эффективностью своих действий. После завер­шения эксперимента сравниваются предшествующие результаты с вновь полученными. В педагогических исследованиях так же выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педаго­гической системы, констатирует факты наличия причинно-следственных свя­зей, зависимости между явлениями.

Полученные данные могут служить материалом для описания ситуации как сложившейся и повторяющейся или быть основой для исследования внутренних механизмов становления тех или иных свойств личности или качеств педагогической деятельности. Это дает основание для такого построения ис­следования, которое позволяет прогнозировать развитие изучаемых свойств, качеств, характеристик. Когда же исследователь применяет специальную сис­тему мер, направленных на формирование у испытуемых определенных лично­стных качеств, повышение результативности учебной или трудовой деятельно­сти, речь идет уже о формирующем эксперименте. Последний ориентирован на изучение динамики развития изучаемых педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Следовательно, основной особенностью форми­рующего эксперимента является то, что в нем сам исследователь активно и по­зитивно влияет на изучаемые явления. В этом проявляется активная роль педа­гогики как науки, активная жизненная позиция ученого, осуществляющая принцип единства теории, эксперимента и практики.

3. Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, т.е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

4. Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

5. Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определенными концептуальными идеями.



Дата: 2019-11-01, просмотров: 264.