Успех научного исследования определяется общими и конкретно-научными подходами и принципами, которые составляют содержание общенаучной и специальной (психолого-педагогической) методологии.
В методологическом знании особенно важную роль играют принципы и требования к исследовательской деятельности, объединяющие теорию и практику, дающие практике научно обоснованные ориентиры.
Методологические принципы – это общие требования, предъявляемые к содержанию, структуре и способу организации научного исследования. Методологические принципы являются ядром научного метода, выступают в качестве основы методологической культуры исследователя.
Они объединяют и организуют отдельные методы и приемы в единое целое, в единый научный метод. Методологические принципы регулируют научную деятельность, их часто называют регулятивными принципами или методологическими регулятивами.
В современном научном знании к изучению методологических принципов сложились два подхода. Для западной (европейской и американской) методологии характерен монофундаменталистский подход. В рамках этого подхода один принцип рассматривается как доминирующий, а остальные как вспомогательные
В отечественной методологии доминировала полифундаменталистская точка зрения, исходя из которой, все методологические принципы обладают одинаковой важностью и значимостью в научном познании и должны исследоваться совместно. Данный подход позволяет с большей полнотой выявить разные аспекты каждого из принципов. Актуальны идея системы методологических принципов, т. е. рассмотрение их не просто как совокупности, а как системы. Методологический анализ позволяет установить эту системность, проявляющуюся в том, что каждый из принципов содержательно связан с каждым из остальных.
В психолого-педагогическом знании выделяют две группы принципов научного исследования: общенаучные и конкретно-научные.
К общенаучным принципам относятся принцип объективности, принцип сущностного анализа, генетический принцип, принцип единства логического и исторического, принцип концептуального единства исследования, принцип системного изучения.
Методологический принцип объективности выражается во всестороннем учете факторов, порождающих то или иное явление, условий, в которых они развиваются, исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте. Данный принцип предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов.
Однако принцип объективности не исключает субъективности, которая проявляется во включенности в процесс исследования человека-исследователя с его творческой индивидуальностью.
Близким к принципу объективности является принцип сущностного анализа. Его соблюдение связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения. Принцип сущностного анализа предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него – к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.
Сущностью генетического принципа является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим.
Принцип единства логического и исторического требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития.
Одним из общих научных принципов является принцип концептуального единства исследования, проявляющийся в последовательном проведении определенной концепции.
Многообразие сторон, элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования и развития социально-педагогического процесса определяет необходимость его системного изучения.
Системный подход предполагает рассмотрение объекта изучения как системы: выявление определенного множества ее элементов, установление классификации и упорядочение связей между этими элементами, выделение из множества связей системообразующих, т.е. обеспечивающих соединение разных элементов в систему.
Сущность системного подхода находит выражение в следующих положениях, помогающих устанавливать свойства системных объектов и совершенствовать их.
1. Целостность системы по отношению к внешней среде, ее изучение в единстве со средой.
2. Расчленение целого, приводящее к выделению элементов. Свойства элементов зависят от их принадлежности к определенной системе, а свойства системы не сводятся к свойствам ее элементов или их суммы.
3. Все элементы системы находятся в сложных связях и взаимодействиях, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данной системы, т.е. системообразующую связь.
4. Совокупность элементов дает представление о структуре и организации системных объектов. Эти понятия выражают определенную упорядоченность системы, взаимозависимости и взаимоподчиненности ее элементов.
5. Специальным способом регулирования связей между элементами системы и тем самым изменений и самих элементов является управление, включающее постановку целей, выбор средств, контроль и коррекцию, анализ результатов.
Общенаучные методологические принципы являются универсальными и применимы к широкому кругу наук с учетом особенностей, свойственных той или иной сфере научного познания. Указанные методологические принципы определяют общие ориентиры теоретического и эмпирического научного исследования и соответствующей деятельности исполнителя.
Методология исследования имеет также конкретно-научные формы, которые проявляются в ориентации на систему знаний, создаваемых научными школами, которые имеют свои объяснительные принципы и конкретные способы организации научных исследований.
Выделим некоторые принципы, связанные со спецификой психолого-педагогического исследования.
Любое педагогическое исследование должно быть реализовано в соответствии с принципом сочетания сущего и должного (В.В. Краевский). Сущность принципа заключается в обязательном соотнесении плана должного и плана сущего, объяснительных и прогностических элементов в каждом исследовании. Любое из существующих педагогических явлений может быть верно понято и оценено только в сопоставлении с нормой или идеалом, а любая педагогическая перспектива не может быть обоснована и понята без соотнесения с существующим, без учета состояния современной теории и реальной практики.
Данный принцип позволяет избегать как исследований, оторванных от практики, так и узко эмпирических исследований, лишенных творческой глубины и перспективы.
Важным конкретно-научным методологическим принципом в педагогических исследованиях является принцип деятельностного похода. Он выражается в стремлении исследователей использовать положения теории деятельности в методике и интерпретации содержания своих работ. Сущность деятельностного подхода заключается в том, что исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определенных жизненно важных задач.
К конкретно-методологическим принципам педагогических исследований также относятся: личностный подход, проявляющийся в том, что личность выступает в качестве субъекта и цели исследования; полисубъектный подход основой которого выступает вера в позитивный потенциал человека, как субъекта исследования; культурологический подход, требующий уважение к творчеству каждого субъекта; этнопедагогический подход проявляющийся в единстве национального и индивидуального; антропологический подход, диктующий системное использование знаний всех наук о человеке.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 445.