Этап 3. Работа с проблемой. Оказание психокоррекционного воздействия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этот этап можно считать наиболее трудным, поскольку оказываемое воздействие не должно и не может носить форму просто совета или рекомендации.

В чем именно состоит психокоррекционное воздействие, с чем связана его эффективность, можно описывать очень долго. Разные школы психотерапии и их авторы подчеркивают значение различных факторов при оказании психокоррекционного воздействия; ведущая роль в этом придается и катарсису, и изменению личностных структур, и приобретению смысла и т.д. (Фрейд 3., 1989; Франкл В., 1990, Rogers K., 1959). Но в конечном счете эффект психокоррекционного воздействия — это тайна, понять которую до конца невозможно (а, может быть, и не стоит).

Каковы все же возможности оказания психокоррекционного воздействия, существуют ли какие-либо технические приемы, использование которых в диалоге может способствовать решению этой задачи? Пожалуй, самый простой способ оказания воздействия, который эффективен тогда, когда беседа хорошо организована и логично выстроена консультантом и в ней полностью использованы возможности анализа конкретных ситуаций, — это акцентирование противоречий в рассказе клиента, переформулирование и переструктурирование окружающей его реальности при помощи комментариев типа: “В начале нашей беседы вы жаловались на то, что муж часто конфликтует с вами, но вы только что рассказали о нескольких ситуациях, в которых вы сами выступали инициатором конфликтов, а муж не только не пытался обвинить вас в чем-то, а, наоборот, искал пути примирения. Что вы по этому поводу думаете?” Поскольку в ходе приема активно работает не только консультант, но и клиент, по-новому осмысляя свою жизнь, то даже такого незначительного толчка может быть достаточно для того, чтобы клиент по-другому увидел происходящее. Таким высказыванием, не пытаясь открыть какие-то новые “глубины истины”, консультант тем не менее предлагает иное, необычное для клиента видение его жизненной ситуации. Жена из жертвы превращается в преследователя, а муж уже не выглядит коварным и безжалостным, каким его в начале приема представляла клиентка. На этом примере хорошо видно также и то, как гипотеза консультанта о реальной расстановке сил в семье превращается в предлагаемую клиенту интерпретацию.

Даже если ответ клиента действительно свидетельствует о новом видении ситуации, это совсем не означает, что работа психолога окончена. Обычно это всего лишь набросок, первый шажок, и для того чтобы изменения приобрели устойчивые очертания, необходима дальнейшая работа специалиста. Задача консультанта на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем, не упустив при этом основополагающего вопроса: чего именно стремится добиться клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются конфликтом. Любое неадекватное невротическое поведение всегда на каком-то уровне выгодно клиенту, поскольку тем или иным образом оно удовлетворяет те неосознаваемые потребности, которые по каким-либо причинам невозможно удовлетворить по-другому. Выгодность симптома является одним из основополагающих принципов современной психотерапии, об этом написано множество книг и пособий, это положение подробно обсуждается с точки зрения различных теоретических направлений и ориентаций. Мы не будем здесь специально останавливаться на этом, поскольку в данной книге для нас более важными являются не теоретические, а технические аспекты консультирования. Тем же, кто недостаточно хорошо понимает эту аксиому психотерапии, порекомендуем ознакомиться с существующей литературой (Захаров А.И., 1982; Варга А.Я„ 1983; Берн Э., 1988; Фрейд 3., 1989).

Задачи психокоррекционного воздействия можно считать реализованными только в том случае, когда не только в сознании консультанта, но и в сознании клиента выстроена своеобразная цепочка событий. Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и потребностей (любви, власти, понимания и т.д.) — неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях: негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.

Обычно на этапе психокоррекционного воздействия клиент достаточно хорошо представляет себе, как его поведение и способы реагирования способствуют дестабилизации взаимоотношений. Но существуют ли позитивные варианты поведения в подобных ситуациях и каковы они, решить ему самостоятельно бывает трудно. Большую помощь в этом может оказать консультант, но, естественно, не предлагая конкретные советы и рекомендации. Только сам человек может понять и оценить, что действительно будет работать. Роль психолога при решении этой задачи состоит прежде всего в том, чтобы помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы поведения, а затем, критически оценивая их, выбрать наиболее подходящий вариант.

В различных психотерапевтических школах и подходах существенно расходятся представления о том, что и как должен делать профессионал, для того чтобы ситуация клиента действительно изменилась. Так, например, в системной семейной терапии клиентам будут даваться развернутые предписания того, что и как им необходимо делать, в психоанализе же, напротив, психотерапевт никогда не заведет речи о том, что поведение пациента должно измениться, пока пациент сам не начнет рассказывать об уже происходящих в его жизни изменениях (Gurman A, Kniskern D., 1981; Shafer R., 1983). Однако подобная вариативность — удел психотерапии, краткосрочное консультирование в этом плане более однозначно: клиенту следует помочь как-то изменить свою ситуацию, но при этом не стоит стремиться к каким-то значительным результатам и следует опираться прежде всего на то, насколько готов к изменениям сам клиент.

Обсуждение возможностей иных вариантов поведения и реагирования можно начать с вопросов типа: “Как вам кажется, а можно ли было бы вести себя в этой ситуации как-то по-другому?” или “Но ведь если вы просто будете высказывать свои претензии, это будет выглядеть почти так же, как вы ведете себя сейчас?” Цель консультанта при этом — помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируя их, выбрать то, что является наиболее подходящим для данного человека в его ситуации. Чем более конкретным, разработанным будет вариант позитивного реагирования клиента, тем больше шансов, что он действительно изменит свое поведение и отношение к ситуации.

К сожалению, такая тщательная проработка позитивных вариантов поведения происходит не так часто. Для этого либо не хватает времени на приеме, либо сама по себе возможность иного отношения к сложившейся ситуации для клиента настолько нова и непривычна, что требует длительного осмысления и привыкания к ней. В этом случае не стоит настаивать на немедленной проработке позитивных поведенческих паттернов. Данная тема может быть предложена как материал для следующей встречи, о желательности которой в этом случае стоит специально сказать. Конечно, часто в силу различных причин человеку приходится самому обдумывать и решать, как ему быть дальше. Но даже отпуская его для такого самостоятельного осмысления, консультанту следует подчеркнуть, что реальные изменения необходимы, понимание себя и ситуации без проявления этого вовне может не привести к желаемым изменениям в отношениях.

Процесс воздействия далеко не всегда складывается гладко. Иногда для того, чтобы пришедший в консультацию человек хотя бы в чем-то изменил свое отношение к собственной жизненной ситуации, бывают необходимы дополнительные средства, более активная и настойчивая позиция психолога. Один из таких приемов — попытка расширить восприятие ситуации клиентом, которому предлагают взглянуть на происходящее с позиции других участников ситуации и оценить их глазами собственное поведение: “Вы ежедневно пытаетесь добиться помощи от мужа, напоминая ему о его семейных обязанностях. Как вы думаете, а как он относится к этим вашим попыткам, как воспринимает и оценивает то, что вы делаете?”

Бывает, что клиенту трудно представить себе позицию другого человека, собственное поведение кажется ему настолько однозначным, что реакции и поступки другого воспринимаются как странные и необъяснимые, а необходимость собственных изменений представляется неочевидной. Тогда, оказывая психокоррекционное воздействие, психолог может занять еще более активную позицию. Так, консультант может спросить: “Как вы думаете, если бы вам напоминали об этом так часто и в абсолютно неподходящих для вас ситуациях, как бы вы к этому относились, какова была бы ваша реакция?” Или еще более жестко (но тогда то, что говорит консультант, должно быть очевидным): “Вы наверняка знаете о том, что подростки очень уязвимы, для них очень важно чувствовать свою самостоятельность. То, что делаете вы по отношению к своему сыну, очевидно ограничивает его, лишний раз напоминает ему, что он зависит от вас, и поэтому вряд ли может способствовать налаживанию ваших отношений с ним”.

Обычно такого рода заявления консультанта не вызывают резкого отпора, а скорее наталкиваются на защитную реакцию типа: “Ну, а как иначе можно себя с ним вести?” Такого рода реакция — уже шаг к дискуссии, свидетельство готовности к определенным изменениям. Ответ психолога на этот вопрос во многом зависит от проблем клиента и его жизненной ситуации, но главное, чтобы консультант не боялся выражений сомнения и несогласия со стороны собеседника. Чаще всего, отталкиваясь от них, можно наиболее успешно продемонстрировать клиенту, что именно он делает и как он делает то, что приводит к возникновению трудностей в его жизни.

К такой тонкой материи, как психокоррекционное воздействие, мы еще вернемся в следующей главе, говоря о некоторых конкретных приемах консультирования, а также в последующих главах, обсуждая различные случаи обращения клиентов за психологической помощью. Завершая этот раздел, подчеркнем еще раз, что психокоррекционное воздействие — это прежде всего попытка изменить отношение клиента к себе, к собственному поведению, и только как следствие этого изменения происходит облегчение жизненной ситуации, решение возникших проблем.

Этап 4. Завершение беседы.

Казалось бы, что после того как психокоррекционное воздействие осуществлено, беседа может завершиться. Формально это, бесспорно, так, но как в романе бывает эпилог, так и в беседе необходим еще один этап, в ходе которого психолог должен осуществить целый ряд мероприятий, без реализации которых эффективность даже самого успешного воздействия может быть значительно снижена. К их числу можно отнести следующее: 1) подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); 2) обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами; 3) прощание консультанта с клиентом.

Остановимся последовательно на каждом из этих пунктов.

1. В консультировании важно, чтобы психолог и клиент не просто пришли к некоему совместному выводу или решению, но и то, как этот вывод или точка зрения были достигнуты в ходе беседы, то есть на каких конкретных фактах из жизни клиента он основан. Забывание, непонимание клиентом этого важнейшего момента является одним из основных механизмов сопротивления психологическому воздействию, когда казавшиеся замечательными идея или путь изменения взаимоотношений вдруг начинают восприниматься клиентом как необоснованное, непонятное откуда возникшее решение. Бывает также, что у самого клиента после посещения психолога возникает желание обсудить с кем-то происходящее, поделиться новыми идеями и переживаниями, и тут оказывается, что вместо подробного и логичного рассказа человек, активно работавший во время приема, с трудом может вспомнить, о чем вообще был разговор.

Таких проблем можно с легкостью избежать, если в конце беседы консультант подведет ее итог, обобщит, о чем и зачем говорилось во время приема, выстроит основную логику сеанса. Пересказ содержания беседы должен быть действительно очень коротким: клиент не запомнит его и только запутается, если он будет длиннее трех-четырех предложений, Важно, чтобы все, что назвал консультант, действительно обсуждалось во время приема и именно теми словами, которые используются для подведения итога, иначе в конце приема может вдруг возникнуть неожиданный спор с клиентом о терминах. Такой краткий пересказ содержания беседы может звучать, например, следующим образом: “Наш с вами сегодняшний разговор был посвящен вашим отношениям с дочерью. Мы говорили о том, что ваши конфликты с ней в основном связаны с тем, что ей кажется, будто вы постоянно учите ее, вы же хотите ей выразить свое беспокойство за нее, помочь советом. В ходе нашего разговора мы с вами пришли к выводу, что если бы вы смогли по-другому выразить свои чувства, рассказали бы ей о своих тревогах и переживаниях, ваши отношения с ней, вероятно, изменились бы к лучшему. Ну что же, дело за вами!”

Если у клиента есть вопросы, какие-то не высказанные идеи и соображения, то краткое подведение итогов беседы поможет ему их сформулировать, поэтому целесообразно предоставить клиенту возможность отреагировать на окончание беседы, выдержав хотя бы некоторую паузу после того, как итог подведен.

2. Подавляющее большинство клиентов, впервые обращающихся за психологической помощью, ориентированы на разовый прием (этот феномен характерен не только для нашей страны, а распространен практически всюду (Gaunt S.T., 1985). Безусловно, в реальности за один консультативный час можно сделать очень мало, но, во всяком случае, можно попытаться привить человеку вкус к размышлениям о себе и окружающих людях, веру в то, что работа с профессионалом может действительно помочь в решении личных проблем. Если нет каких-либо особых оснований, консультанту не следует настаивать на последующих встречах, достаточно, чтобы клиент знал о том, что возможность обращения за помощью существует, и даже в том случае, если серьезных проблем не возникает, всегда найдется нечто, о чем можно будет поговорить с психологом. Приглашение обращаться в случае необходимости выглядит более весомо, если консультант назовет клиенту свои регулярные дни и часы приема (или какие-то другие необходимые координаты) и даст понять, что какой-то шаг в развитии отношений уже сделан. Хорошо, если это утверждение можно подтвердить чем-то практически. Например, пообещав, что обращающихся повторно записывают вне очереди (за другую плату, в другом месте и т.д.).

Таким образом, заключительная реплика психолога может иметь следующий вид: “Я считаю, что мы с вами сегодня неплохо поработали. Если у вас возникнет желание обсудить со мной еще раз эту или любую другую ситуацию, я буду рад/‑а/ встретиться с вами снова. Обычно я принимаю здесь по вторникам и четвергам во второй половине дня. Вас запишут вне очереди, если вы скажете, что уже были у меня на приеме”.

Нередко в ходе приема выясняется, что есть необходимость в помещении для получения помощи специалистов другого профиля либо у самого клиента, либо у кого-то из близких. Круг специалистов, потребность в которых чаще всего возникает после приема в психологической консультации, невелик — в основном это психиатры и юристы. Поскольку консультанту достаточно регулярно приходится рекомендовать обратиться к ним, лучше, если он не просто посоветует клиенту, к кому именно стоит еще пойти, но и назовет адрес и время приема. Идеальный вариант — это когда психолог работает с такими специалистами в сотрудничестве, имеет регулярную возможность обращаться за помощью и советом, ведет общих клиентов. Но даже если это не так, информация о том, где, кто, когда ведет прием, не только украсит беседу, но и повысит вероятность того, что клиент действительно обратится по указанному адресу (довольно много людей, испытывают трудности именно на этапе выяснения того, где и что находится, особенно в нашей стране, где получение пустяковой справки часто становится настоящим делом).

Один из самых удачных вариантов завершения первой беседы — принятие решения о том, что контакты клиента с консультантом продолжатся и они встретятся еще один или несколько раз. Как показывают исследования, для того чтобы повысить вероятность повторного прихода клиента и успешной работы с ним, консультант должен в конце первой встречи достаточно четко сформулировать, какие именно задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться (Gaunt S.T., 1985). В дальнейшем эта договоренность может меняться, но лучше, если клиент хорошо представляет, что именно его ждет. Это поможет ему работать более эффективно и целенаправленно, более конструктивно строить взаимоотношения с психологом, не боясь попасть в зависимость от него. Не стоит откладывать в долгий ящик и решение вопроса о том, когда именно состоится следующая встреча, об этом не стоит созваниваться дополнительно и т.п., поскольку после перерыва или в ожидании дополнительной договоренности желание прийти может угаснуть. Лучше, если сразу будет назван день и час следующей встречи, удобный и консультанту, и клиенту. Эффективность встреч может значительно повыситься, если их время будет постоянным, так же как и место.

В случае договоренности о повторной встрече бывает полезно обменяться с клиентом телефонами. Жизнь изобилует случайностями — кто-то заболеет, отправится в срочную командировку и т.д. Возможность предупредить партнера об этом заранее и не ставить перед фактом отсутствия на приеме полезна обоим.

Необходимо отдельно сказать о случаях, когда клиент готов и хочет работать дальше, но консультант по каким-то причинам не может его “взять” — надолго уезжает куда-то, слишком занят и пр. Не стоит в этом случае откладывать работу с человеком, тем более, что необходимость помочь может быть срочной. Психологу всегда следует работать в сотрудничестве с коллегами, чувствуя локоть соседа. Возможность передать клиента, порекомендовать ему кого-то другого — свидетельство включенности специалиста в профессиональное сообщество, и обычно это воспринимается вполне нормально. Необходимо лишь объяснить, чем именно вызван такой шаг, и проследить за тем, чтобы клиент дошел до предназначенного для него специалиста. Естественно, коллега должен быть предупрежден о приходе и иметь хотя бы минимальную информацию об уже состоявшемся приеме, для того чтобы у обращающегося за психологической помощью не возникло ощущение, что на первой встрече время было потеряно зря.

Планируемая встреча — часто хороший повод для клиента, чтобы начать более активно работать над собой самостоятельно, размышлять о себе и других. Помочь ему в этом могут домашние задания, предлагаемые клиенту консультантом в конце встречи. Обычно в качестве домашнего задания выбирается нечто, что уже обсуждалось в ходе беседы и что, по мнению обоих собеседников, полезно было бы скорректировать, изменить или глубже понять в результате наблюдения или тренировки. Домашние задания могут выполняться письменно: либо как одноразовые записи, либо в виде ведения дневника, но часто бывает достаточно просто попросить клиента подумать о чем-то или что-то сделать. Сам факт, что после получения домашнего задания клиент чувствует себя включенным в процесс консультирования, активным и полноправным его участником, значительно повышает эффективность работы консультанта, способствует углублению и укреплению межличностного контакта. К проблеме домашних заданий мы еще вернемся в последующих главах, пока же необходимо отметить, что, даже если домашнее задание уже было сформулировано в процессе беседы, следует еще раз повторить его в конце приема не только для того, чтобы клиент не забыл о нем, но и для того, чтобы он имел возможность еще раз обсудить с психологом, в какой форме и как его следует выполнять, выразил возможные возражения или идеи.

3. Прощание с клиентом — во многом ритуальный акт, но оно не должно выглядеть формальным, и у человека не должно возникнуть ощущение, что как только он выйдет за дверь, его образ полностью исчезнет из сознания консультанта. Клиента следует проводить хотя бы до двери, по возможности сказать несколько теплых слов на прощание. Об использовании имени клиента подробнее будет говорится дальше, здесь же подчеркнем, что обращение по имени при прощании укрепляет ощущение того, что работа с психологом прошла успешно, что возникшие на приеме отношения не просто формальность. Следует избегать ситуации, когда в дверь, открытую для уходящего клиента, врывается другой. Такой поток может оттолкнуть тех, кому важны личные доверительные отношения с профессионалом.

Может случиться, что прием прошел не слишком удачно: клиент недоволен, выражает претензии. Не стоит бояться обсудить это с ним, сформулировать еще раз, с чем, с точки зрения психолога, связана неудовлетворенность, порекомендовать ему что-то, пусть даже на данном этапе для клиента это звучит нереально или невыполнимо. Но особенно важно, чтобы и в этом случае психолог оставался профессионалом до конца — был готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступал в излишние споры и пререкания и вежливо и достойно сумел завершить беседу. Бывает, что неудовлетворенный приемом человек некоторое время спустя приходит к другому выводу, начинает с благодарностью вспоминать свой визит в консультацию.

Продолжительность этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут.

Капустин С.А. (1993) полагает, что после хорошей работы с психологом-консультантом клиент оказывается в ситуации противоречивости выбора, неопределенности выбора - начать решать проблему или жить как раньше. И то, и другое болезненно. Это связано с тем, что существуют серьезные обстоятельства, препятствующие воле и желанию клиента начать решать свои проблемы:

1. Клиенту нужно отречься от всего, что давало ему ощущение определенной осмысленности его существования, - прежней целевой направленности, прежних идеалов, образа жизни.

2. Начиная решать свои проблемы объективно, клиент вынужден признать свою вину за те, может быть, очень трагичные события и конфликты, которые произошли с ним и близкими ему людьми, лишиться прежнего самоуважения.

3. Приступая к решению своих проблем, клиент берет на себя груз ответственности за их решение, вынужден тратить на это усилия, время.

Эта ситуация противоречивости, неопределенности выбора длится от нескольких секунд до нескольких дней и говорит о том, что удалось расширить представление клиента о себе и собственной ситуации, создать базу для изменений. Это состояние сильного душевного потрясения, что может выглядеть внешне как растерянность, вина, агрессия, раскаяние, уязвленное самолюбие, отчаяние, надежда. Речь может стать сбивчивой. Одновременно это и состояние задумчивости, размышления над проблемой. Это также зачастую и состояние внутренней конфронтации с консультантом, проявлением чего могут быть попытки его дискредитировать.

По мнению Капустина С.А. (1993) достижение состояния неопределенности выбора само по себе является показателем качества работы психолога-консультанта. Клиенту дан шанс. В консультации или дома он со временем может выработать реалистичное, соответствующее его личностным ресурсам решение. Психолог здесь ограничен наличием или отсутствием встречной активности клиента. Исход консультирования, в конечном счете, зависит от воли и желания клиента.

Следует отметить, что все-таки, несмотря на весомость приведенных выше аргументов, большинство психологов-консультантов предпочитают, чтобы клиент уходил от них со светлым и радостным выражением лица. На это и направлена их активность на заключительном этапе консультативной беседы.

Итак, мы с вами завершили анализ консультационного часа, особенностей беседы и поведения консультанта с клиентом во время приема. Очевидно, что для того, чтобы по-настоящему научиться вести прием, этих знаний далеко не достаточно. Работать по-настоящему в данной области может только тот, кто прошел школу работы под руководством более опытных коллег — учителей и супервизоров. В процессе консультирования неизбежно возникают неожиданные, непредвиденные ситуации, решать которые можно, только опираясь на советы более опытных коллег.

На этом мы закончим наше рассмотрение этапов консультативной беседы, а также изложение основ курса. Более подробную информацию о психологическом консультировании студентам предлагается искать в цитированной в данном пособии литературе, в литературе, рекомендованной для семинарских занятий, в последующих курсах, отражающих различные теоретические и прикладные аспекты психологического консультирования.

Контрольные вопросы

1. Какие этапы включает в себя общая схема психологического консультирования?

2. Что составляет основное содержание на стадии знакомства с клиентов?

3. В чем смысл знакомства с клиентом в одинаковой «размерности»?

4. Каких слов и выражений стоит избегать в беседе с клиентом и почему?

5. Как может проявляться сопротивление клиента на первых стадиях консультирования?

6. Какова главная задача стадии расспроса клиента?

7. Что представляет собой консультативная гипотеза?

8. Для чего в консультировании используется анализ конкретных ситуаций?

9. Какова основная задача коррекционной фазы консультирования?

10. Что включает завершающая стадия консультирования?

 

Задания для практической работы

1. Студенты делятся на пары. Задача – проиграть предложенные диалоги, прочувствовать на собственном опыте, как звучат реплики консультанта. Пары комментируют ошибки, совершённые консультантом на первой встрече с клиентом, определяют источники этих ошибок. В случае затруднений помогает вся группа.

1) А.: Можно? Я на консультацию… - Б.: О, заходите, заходите! Вы Иванов? Я Вас уже давно жду. Идите сюда. Раздевайтесь. Давайте мне Ваши вещи, я их пока положу здесь, чтобы они Вам не мешали. Садитесь вот сюда. Здесь Вам будет удобно.

2) В.: Можно? Я на консультацию… - Г.: Подождите, пожалуйста. Вы же видите, я ещё не освободилась. Посидите пока в коридоре, подождите, пока Вас не позовут. Я сама приглашу Вас.

3) Д.: Можно? Я на консультацию… - Е.: На консультацию? Заходите! Вы правильно сделали, что пришли именно к нам. Наша консультация – одна из старейших в городе. У нас отличная репутация! Здесь работают профессиональные психологи, и за многие годы у нас не было рекламаций. Вы обратись по адресу – здесь Вам обязательно помогут, что бы у Вас ни случилось.

4) Ж.: Можно? Я на консультацию… - З.: Заходите-заходите, не робейте. Я вижу, вы в первый раз пришли к психологу. Ничего страшного, не волнуйтесь…

5) И.: Можно? Я на консультацию… - К.: Да, пожалуйста. Что у вас случилось? Рассказывайте. У нас с вами не так много времени, так что давайте начнём с главного.

6) Л.: Можно? Я к психологу, на консультацию… - М.: Ну, ясно, что не к гинекологу. Проходите, рассказывайте, как тяжела и неказиста жизнь народного артиста. Какие проблемки?

7) Н.: Можно? Я на консультацию… - О.: Вы ко мне? Заходите. Кто Вам меня порекомендовал?

8) П.: Можно? Я на консультацию… - Р.: Да, пожалуйста-пожалуйста, проходите-проходите. Вот, можно сюда. Или сюда. В общем, проходите, садитесь. Чувствуйте себя свободно. Присаживайтесь, где Вам удобно. Хотите, в это кресло, хотите – в то. Вам комфортно? Или, может, на диванчик? Так Вам удобно? Тогда начнём?

9) С.: Можно? Я на консультацию… К психологу. Вы психолог? – Т.: Да, Вы правильно пришли, я – психолог. Заходите. Что Вы стоите в дверях? Я вижу, Вы нервничаете… Не стоит. Никто вас не укусит, смелее!

10) У.: Можно? – Ф.: Заходите. –У.: Сюда? – Ф.: Сюда! – У.: А где мне?.. – Ф.: Здесь!

 

2. Работа проводится в группе. Преподаватель зачитывает ситуацию. студенты должны определить подходящий вариант поведения в перечисленных ситуациях и сформулировать следующую ответную реплику консультанта.

1) На приеме у консультанта мать с шестилетним ребёнком. Консультант: давай с тобой знакомиться. Как тебя зовут? – Ребёнок: Сергей Николаевич Иванов.

2) В кабинете у консультанта пятнадцатилетний подросток. Консультант: Будем знакомиться? Как мне тебя называть? – Подросток: Я – Флинт.

3) Консультант видит перед собой молодящуюся пожилую женщину. Консультант: Давайте познакомимся. Как мне Вас называть? - Клиентка: Вообще-то я Маргарита… Маргарита Львовна. Но все меня называют Маргоша…

4) На приёме у женщины-консультанта фатовый мужчина средних лет. Консультант: Давайте знакомиться. Как мне Вас называть? – Клиент: Иннокентий Петрович. Но для Вас – Кеша, мы ведь с Вами обязательно подружимся..?

5) На приёме у консультанта миграционной службы мужчина средних лет, приехавший по рабочей визе. Консультант: Давайте знакомиться. Как Вас зовут? – Клиент: Зарафуддин Казыбердиевич Маграбуддинов, пожалуйста.

6) Консультант, работающий в психиатрической клинике, знакомится с клиентом, находящимся в тяжёлой депрессии. Консультант: Давайте познакомимся. Как мне Вас называть? – Клиент: Да никак. Нет у меня имени… Я – никто…

3. Цель: отработка студентами навыков ведения консультативной беседы на начальных этапах консультирования, слушания и понимания.

Преподаватель предлагает одному из студентов разыграть перед группой роль клиента, предложив некоторую реальную или гипотетическую проблему для анализа. Другому студенту предлагается осуществлять роль консультанта. Остальные члены группы выполняют роли супервизоров. Однако на протяжении занятия студент, осуществляющий роль консультанта, может неоднократно меняться. В некоторых случаях роль клиента может взять на себя преподаватель.

По ходу развертывания процесса консультирования преподаватель может комментировать действия консультанта или клиента, предлагать им занять ту или иную позицию, предлагать другим членам группы включиться в работу, помочь консультанту.

Прежде всего, отрабатываются навыки знакомства с клиентом. Обращается внимание на необходимость наличия стандартной фразы, с которой начинается процесс консультирования. Например: «Что Вас привело ко мне?»

При отработке у студентов навыков слушания особое внимание уделяется тому, чтобы студенты внешне демонстрировали свою включенность в беседу: кивали головой, произносили местоимения, свидетельствующие о том, что они слушают, смотрели в глаза клиенту, при этом были доброжелательны и безоценочны.

Одной из основных ошибок студентов на этом этапе работы является переход к этапу коррекции, когда этап диагностики, по сути, еще не завершен. Преподаватель обращает внимание студентов на подобные ошибки.

Преподаватель требует от студентов, чтобы каждого более или менее продолжительного высказывания клиента они делали резюме и только после этого говорили то, что хотели сказать. Необходимо кратко, но точно пересказать мысли и чувства, недавно выраженные клиентом, пытаться делать это до тех пор, пока клиент не выразит свое согласие с пересказом. Это формирует навыки понимания в процессе слушания.

В резюме не следует делать акцент на том отрицательном, что сказал клиент, скорее следует выделить и подчеркнуть положительные аспекты сказанного. Резюме консультанта должно быть направлено на повышение самооценки клиента, на увеличение осознания им собственных сил и возможностей. Резюме консультанта должно вселять новые силы в клиента, а не укреплять его в позиции безнадежности. У студентов формируются навыки подведения подобного рода резюме.

Те же самые требования предъявляются и к формулировкам вопросов, которые консультант задает клиенту. Преподаватель также следит за тем, чтобы вопросы не были слишком длинными или непонятными, перегруженными научными психологическими терминами, ставящими клиента в тупик. У студентов отрабатываются навыки конструктивной постановки вопросов.

 

4. Не с каждым запросом психолог может работать напрямую, не трансформируя его. В приведенном перечне выберите запросы, с которыми можно начать работу, не меняя их. С какими запросами не стоит работать? В каких переформулировках, на ваш взгляд, нуждаются остальные запросы?

1) «От меня ушёл муж: сможете его вернуть?»

2) «Посоветуйте, как нам быть: муж военный, и мы часто переезжаем. Сын – подросток. Только он привыкнет к новой школе, как мы снова срываемся с места. Он не успевает завести друзей, он очень одинок, и мне кажется, в последнее время его характер меняется не в лучшуб сторону»

3) «Меня преследуют странные мысли. Сделайте так, чтобы их не было»

4) «Старший сын в последнее время стал капризным и непослушным. Что я должна сделать, чтобы его поведение исправилось?»

5) «У меня бессонница, назначьте мне, пожалуйста, лекарства»

6) «Я очень занятой человек, проведите со мной работу через Интернет или поговорите по телефону»

7) «Загипнотизируйте мен, я хочу проснуться другим человеком»

8) «Объясните, что надо сделать, чтобы не бояться разговаривать с начальством»

9) «Научите меня правильно общаться с девушками»

10) «Можно ли трехлетнего ребёнка начать обучать иностранному языку?»

 

5. Определите локус перечисленных жалоб клиентов. Определите в чем сами клиенты видят вою проблему. Почему клиенты склонны ставить себе «самодиагноз»?

1) «Я устала жить в постоянной борьбе с собой. Все, буквально все против меня. За что ни возьмусь, все заканчивается неудачей. Я уже просто жду поражения в любом деле, даже в том, в котором раньше преуспевала»

2) «Все мои беды начались после того, как я пошла сюда работать, - и бессонница, и плохое настроение, и потеря работоспособности, а вот теперь и астма… Понимаете, на предыдущей работе у меня со всеми были хорошие отношения, да и начальство с пониманием относилось – не только ко мне, а ко всем. Работалось легко, я себя на работе чувствовала как дома. А здесь такая тяжёлая атмосфера в коллективе. Все боятся, все друг за другом следят, доносят. Атмосфера подозрительности и преследования! И начальник, чуть что – штрафы, выговоры, наказания, и в командировки все очереди гоняет. Теперь вот квартальной премии лишил…»

3) «Я просто не смогла его удержать, хотя любила и продолжаю любить… Мы ещё когда познакомились, я знала, что это ненадолго. Такого человека мне не удержать. Что я? Серая мышка, рядовой товарищ, середнячок… Что я могла ему дать? Чем зацепить? А он- необыкновенный, таких больше нет. А мне других и не надо, только его»

4) «Может быть, я как-то неправильно себя веду, что у меня с детьми постоянные стычки? Но меня мои родители всегда воспитывали в строгости, и я детей стараюсь держать построже. Я их не то чтобы ограничиваю, но требую, чтобы во всем был порядок, чтобы все жили по правилам»

5) «это его мать разрушила нашу любовь, я её за это ненавижу. Она и сразу была против того, чтобы мы жили вместе. Дня не проходило, чтобы она не приходила к нам, не поучала меня. Через весь город ездить не ленилась, так ревновала меня к сыночку своему любимому! Ходила по квартире, пальчиком пыль трогала – всем показывала, в мои кастрюльки заглядывала, принюхивалась, все меня наставляла, что он любит, что не любит. А он ведь меня просто так любил – какая есть! Она же ему постоянно нашёптывала – то не то, это не то. Знаете, как будто соревновалась со мной, боролась за его любовь. Ну где мне её победить – она его тридцать лет о меня любила! В общем, восстановила она его против меня. Ушёл – даже беременность моя его не остановила»

 

6. Выполнятся письменно. Студенты читают реплики клиентов, оформленные на карточках, и формулируют к ним начальную группу вопросов. О чём можно сразу спрашивать этих клиентов? После составления вопросов вся группа обсуждает их, дополняет, корректирует.

1) «Мы с мужем давно хотели второго ребёнка, но как-то все не получалось. Старший рос, и мы все силы вкладывали в него, ведь он – единственный. Мы вообще думали, что у нас детей больше не будет, я ведь болела долго. И он у нас рос не мальчик, а золото. В школу пошёл, шахматами занимается, читает много, и по дому помощник, с отцом в гараже любит возиться. А потом родился Олежёк, и его как подменили. Я читала, что старшего нельзя в это время бросать. Мы и не бросали, уделяли ему по-прежнему много внимания, точнее, муж и бабушка. А его все как-то вдруг перестало интересовать, даже шахматы. С отцом заниматься не хочет, к бабушке ехать приходится долго уговаривать. Да это ещё ладно. Он ведь писаться начал… Ему уже десятый год, и такое безобразие…»

2) «Я по поводу сына хочу спросить. Последнее время он стал плохо учиться. Раньше никаких проблем не возникало, учителя не жаловались... Да и в школу он ходил вроде бы с удовольствием. А сейчас сплошные тройки, почти по всем предметам, да и те даются с усилием, вернее даже – с насилием. Пробовала наказывать, уговаривать, как-то даже заинтересовывать, но ничего не помогает… Да он и усилий-то никаких прилагать не хочет!»

3) «Дочь, как кукушка, подкинула мне своего ребёнка, а сама живёт одна. Говорит, я много работаю. А ему нужно воспитание, забота. Я уже старая, мне тяжело гулять с ним, и заниматься… А она деньгами отделывается, и все. Я пробовала не брать хотя бы на месяц, так он все равно ко мне возвращается потом – голодный, заброшенный, неухоженный. Неужели так и будет продолжаться? Я внука-то люблю, но он растёт, скоро ему меня будет мало…»

4) «Вы знаете, я хочу уйти от мужа. Вы только поймите меня правильно. Мы с ним почти 20 лет в браке, поженились ещё на пятом курсе. Всю жизнь вместе. Дети выросли, старшая уже замужем, скоро внука нам родит. Но, как бы Вам сказать… Я довольно рано поняла, что Игорь – совершенно не тот человек, который мне нужен. Наверное, мы ещё полгода не были женаты, а я поняла. Но была беременная, поэтому решила потерпеть. А потом всё как-то потянулось – сначала на квартиру зарабатывали, потом свекровь долго болела, мы помогали, потом Серёжа родился… Вот почти вся жизнь прошла, а я не жила, а как-то терпела… Я ему изменяла всего два раза в жизни… Ну, как бы пробовала, что ли, как будет с другими… Может, и раньше ушла бы, но, говорю, какое-то чувство долга, обязательства какие-то удерживали… А теперь обязательств нет и терпеть нечего. Хочу жить одна. Даже не одна, а просто – без него».

5) «В нашей семье происходит что-то ужасное. Семья просто рушится! Мать не замечает, но я знаю точно – отец ей давно изменяет. Причём эта его теперешняя, не первая. Дошло до того, что, когда я в школе, а мать на работе, он её даже домой приводит… Я как-то в ванной помаду нашла, наверное, уронила, не заметила. Мать такой не пользуется. А тут я их выследить решила. Знаете, каково это – видеть, как твой отец суетится, пресмыкается перед молодой, целует, все обнять норовит, цветочки несёт, улыбается так заискивающе, вперёд забегает неё, как собачонка… Я не знаю, нужно ли об этом матери сказать? Раскрыть ей, так сказать, глаза на похождения блудного мужа? Или с ним самим поговорить? Вы понимаете, он же предатель! Просто предатель!»

 

7. Какие из рассказанных клиентами ситуаций могут считаться конкретными и почему?

1) «Я считаю, что я несчастлива в семейной жизни. Вот, например, другим жёнам мужья дарят цветы, подарки, не забывают их семейные даты, всегда стараются чем-то порадовать. А у нас чуть ли ни с первых дней брака какая-то монотонность, упорядоченность в отношениях. Никакой непредсказуемости, все исчислено, взвешено, разделено. Он даже удивится, если я ему скажу, что жду от него чего-то непривычного, новизны. Да он и в юности был таким же. Думаю, что в любви все должно быть иначе, все должно удивлять».

2) «Ну вот, смотрите, он приходит с работы – молчком. Переоделся, руки вымыл – за стол. Ест – ни слова не скажет, пока не начнёшь спрашивать, вкусно или нет. Так, буркнет что-нибудь и – на диван. Там газету читает, похрапывает. Ни поговорить, ни спросить, ни узнать, как я тут весь день, как дети, как мама. Как будто для него и нет ничего, кроме работы, еды да газеты. Ну вот разве что ещё футбол».

3) «Я во всем стараюсь ему угодить, понимаю, что он один работает, всех нас содержит, даже маму мою. Но он все время придирается, задирается, провоцирует меня на то, чтобы я постоянно перед ним была виновата и оправдывалась. Ну, вот, к примеру, вчера. Из рейса вернулся, сразу стал злиться – рубашка его любимая в стирке, в салате ему, видишь ли, лука много, пиво ему не то купила, денег много за неделю истратила, у сына тройка по русскому в четверти выходит…и все бурчит, недоволен. Я стараюсь помалкивать, потому что, если отвечу, себе же будет хуже. Точно бурчанием не отделаешься, скандал будет. Он как будто ждёт, что я не выдержу, сорвусь, и тогда он уж точно будет прав… Как будто я виновата перед ним, что он работает, устаёт. А ещё вчера приревновал, мол, духи зачем-то новые купила – это ты для кого? Он – в рейсе, так вроде мне и не для кого. Как будто овит меня на чём-то… Например, вчера говорит: соседка сказала, что к тебе Витька заглядывал, пока меня не было. И понеслось: что ему тут делать? Зачем впустила? Да и не в первый раз это все. Надоело! Измучил он меня и своими придирками – не хочет со мной жить, так и скатертью дорога… Как-нибудь проживём!»

4) «Я уже месяца два замечаю, что он стал поздно приходить с работы. Он, конечно, звонит, докладывает, мол, задерживаюсь, встреча с клиентами, совещание, командировка или даже про то, что в пробке стоит, может позвонить. Так и раньше бывало, но сейчас чувствую его напряжённость каждый раз – это неспроста, наверное, ему самому неловко меня обманывать. Ну не так уж чтобы следы помады на воротнике, женский волос там или запах духов… Я не опустилась до того, чтобы обнюхивать его… Но вот есть знаки, что у него появилась женщина на стороне. Сто лет спортом не занимался, а тут нате – месяц назад записался к клуб, теперь по пятницам ездит на снарядах каких-то занимается, бороться снова начал… Говорит, старею, форму надо поддерживать, что, мол, пища жирная, что порции большие, от моей стряпни он, видите ли, толстеет, шпинат ему покупай, цикорий, сельдерей. Или вот, смотрите: раньше мы вещи ему всегда вместе покупали, точнее, я и покупала, его в магазины на аркане затащить нельзя было, а тут, замечаю, какие-то вещи у него не мной купленные появляться стали – два галстука, например. Я спрашиваю – говорит, подарили или сам купил. Но ведь врёт! Даже за границей стал себе вещи покупать! Вот, ботинки себе привёз. Когда ж это у нас было – ботинки покупать без меня?! А месяц назад сорвался – поехал в Таиланд. Он вообще ни перелёты, ни жару не любит, тем более – командировки, да ещё и корпоративные… А тут, сморю, готов ехать куда угодно, только бы не дома. Участились командировки. Каждый вечер, особенно перед сном, кто-то ему звонит, и он уходит говорить в соседнюю комнату. И дверь прикрывает. А раньше всегда при мне говорил… Никаких секретов не было. По всему выходит, женщина появилась. Вот не думала, что через 30 лет брака у нас такое начнётся. Верно говорят, седина в бороду, бес в ребро».

 

8. Прочитайте реплики клиентов и предположите, как содержание их рассказов трансформируется в восприятии консультанта в гипотезу, сформулированную на профессиональном языке.

1) «Авторитет отца в нашем доме был непререкаемым. Мы все жили в режиме, который он для нас устанавливал. Всё в доме было расписано по минутам – кто, где, когда и что должен делать, где находиться, когда возвращаться, у кого какие обязанности и очерёдность их выполнения. За малейшую провинность следовало внушение, а то и наказание. Наказания, и те были регламентированы: получил тройку вместо пятёрки или четвёрки – лишался воскресного отдыха, и это время посвящал занятиям по предмету, где эту тройку получил; опоздал вечером с тренировки – вне очереди чистил обувь всей семьи; забыл купить хлеба – сам лишался своего куска за ужином и т.д.»

2) «Муж в семье своих родителей был поздним ребёнком, отец его умер, когда он только пошёл в школу, и мать фактически всю свою жизнь положила на то, чтобы дать ему образование, обеспечить его так, чтобы он ни в чем не нуждался. Но одновременно она привязала его к себе так, что главнее для неё человека нет. Если она позвонит и позовёт его, нет никакого дела, которое оказалось бы важнее для него. Летит хоть днём, хоть ночью. Если матери что-то нужно, он даже у ребёнка родного заберёт, а ей отдаст. Он даже однажды из отпуска к ней улетел, нас бросил – у неё там трубу прорвало, что ли. Она чуть что, сразу его зовёт, а он и отказать не может. А главное, не хочет. Я помню, он нас из роддома с Олежкой должен был забрать, а в это время его матери капусту надо было с дачи перевезти. И что Вы думаете? Мы полтора часа ждали. Никогда этого не забуду, как мы вышли, а нас никто не встречает. И только через час позвонил, сказал, мол, ждите, сейчас мать завезу и приеду. И так было всегда – он пренебрегает мной и ребёнком, как будто мы второстепенные люди для него. Я устала так жить»

3) «Вы знаете, я поздно вы шла замуж. Сначала ждала большой любви, потом некогда было – училась, работать начала. С Женей я познакомилась, когда у меня уже высшее образование было, работа хорошая. Мы встречались больше года, а потом поженились. Ну, в общем, я сразу видела, что он не совсем мне подходит – без образования, рабочий на заводе, из простых, такой безыскусный человек. Но я решила, он добрый, спокойный, стерпится – слюбится. Прожили 5 лет, вроде, нормально. Сын родился, Мы, в общем, ладили – квартиру купили, обставили, ремонт начали делать, на машину собирать. И тут он погуливать начал – по мелочи так, без прочных связей на стороне, но все равно как обидно. А главное, стал меня обвинять, что он со мной живёт, как слуга, как раб на галерах, что я его принуждаю делать то, чего он не хочет, а он взрослый мужик, сам себе хозяин, да и мне, жене, бабе – тоже. Оскорбляет меня, говорит, что не чувствует себя человеком рядом со мной, что я не даю жизни ни себе, ни ему тем, что стараюсь нашу жизнь получше обустроить, из кожи вон сама лезу и его заставляю. Лично его все в нашей жизни устраивает – и что ремонт недоделанный, и что вечно денег не хватает, и что подрабатываю на двух работах, и что в отпуск ребёнка на море не можем вывезти… Это, мол, мне все нужно, а ему и так хорошо. А ведь он мне не ровня, чтобы меня судить!»

 

9. Формулировки гипотез, озвученные консультантом для клиента, должны звучать просто и понятно. Прочитайте приведённый список требований к языку консультанта, при необходимости скорректируйте и дополните его.

«Язык этот должен <…> отвечать следующим учебным требованиям <…>: 1) «Не сгущай краски, употребляя оценочные слова», 2) «Ориентируйся на ключевое слово – тему клиента», 3) «Не навязывай свою точку зрения», 4) «Употребляй простые слова и образы для передачи информации», 5) «Говори кратко»» (Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1995. С. 30)

10. Направлено на формирование навыка у студентов формулировать консультативные гипотезы. Выполняется «по цепочке»: один называет вымышленную или реальную ситуацию, с которой возможно обращение клиента к психологу, следующий высказывает минимум 5 гипотез, раскрывающих сущность происходящего. В задании должны поучаствовать все присутствующие.

 

11. Преподаватель предлагает одному из студентов разыграть перед группой роль клиента, предложив некоторую реальную или гипотетическую проблему для анализа. Другому студенту предлагается осуществлять роль консультанта. Остальные члены группы выполняют роли супервизоров. Однако на протяжении занятия студент, осуществляющий роль консультанта, может неоднократно меняться. В некоторых случаях роль клиента может взять на себя преподаватель.

По ходу развертывания процесса консультирования преподаватель может комментировать действия консультанта или клиента, предлагать им занять ту или иную позицию, предлагать другим членам группы включиться в работу, помочь консультанту.

Особое внимание уделяется анализу конкретных ситуаций, акцентуированию языка чувств. Необходимо, чтобы в процессе занятия было выдвинуто и проверено как можно больше консультативных гипотез. Для стимулирования процесса выработки студентами консультативных гипотез можно использовать метод «Мозгового штурма».

В процессе занятия также фиксируются и анализируются ошибки, которые подробно рассматривались на предыдущих занятиях.

 

12. Цели: 1. Выработка у студентов навыков формирования у супругов умений конструктивно вести себя в конфликтной ситуации с помощью методики «Конструктивная ссора» Станислава Кратохвила. 2. Выработка у студентов навыков интерпретации результатов работы по методике «Конструктивная ссора».

    Одной из наиболее популярных техник формирования у супругов навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации является методика «Конструктивная ссора» чешского психолога Станислава Кратохвила [1991, с. 207 - 211]. В некоторых современных руководствах ее еще называют «Конструктивный спор» [См., например, Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 460].

    Сущность методики состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную или гипотетическую (согласно предложенному психологом исходному сценарию) конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оценить эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации.

    В качестве исходных сценариев можно предложить, например, следующие ситуации [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 461 - 463]:

1) Роль супруги: Вам больше 30 лет. По профессии Вы инженер. Характер работы бюрократический, не требующий особых профессиональных знаний. Заработок низкий, нерегулярный. Привычный, годами сложившийся коллектив. Рутина. Вы давно замужем. С мужем познакомились в институте. Есть ребенок, который сейчас находится в гостях у бабушки. Вам кажется, что с момента создания семьи муж занял позицию иждивенца, стороннего наблюдателя. «Настоящий, увлеченный, активный он там – на работе, с сослуживцами, друзьями». Дома предпочитает ни во что не вмешиваться.

Летний день… Один из многих в Вашей жизни. Сегодня с утра было холодно, поэтому Вы оделись в теплое шерстяное платье. Днем потеплело. Вы возвращаетесь домой после работы, едете в душном транспорте. В каждой руке у Вас по тяжелой сумке с продуктами. Приходите домой и видите, что муж лежит на диване с книгой в руках. То ли читает, то ли спит. В кухне, куда Вы зашли, ворох грязной посуды в мойке, грязь на полу… Вы испытываете очень сильное чувство… Такое чувство, что… Многие мысли промелькнули в голове… Вы начинаете действовать в соответствии с этим Вашим состоянием…

Роль супруга: Вам за 30. Вы инженер одного из НИИ, занимаетесь научной и конструкторской работой. Вас это захватывает. Подчас задерживаетесь на работе, так как Вам хочется обсудить свои идеи с коллегами, доделать то, что не успели. В коллективе Вас уважают как специалиста, хотя Вы и не сделали карьеры. Заработок низкий, он Вас не удовлетворяет, но сам характер работы «все искупает». Общественной работы Вы сторонитесь. У Вас семья, с женой познакомились в институте. Один ребенок, сейчас гостит у бабушки.

Дома в последние годы частые конфликты с женой. Она все время чем-то недовольна. Ей кажется, что Вы уделяете семье мало внимания. Действительно, работа отнимает у Вас много сил. Дома хочется отдохнуть, расслабиться, что-то обдумать. В конфликтах с женой стараетесь ее понять, иногда уступаете ей, но не всегда это получается.

Сегодня Вы вернулись домой, пообедали. На кухне оставили все так, как есть, решив, что уборку сделаете позже. Нужно было, во что бы то ни стало дочитать книгу, которую Вам дали на несколько дней.

Сегодня жена пришла чуть позже обычного. Правда, Вы так увлеклись книгой, что не обратили внимание на ее приход.

Но когда Вы услышали ее голос, Вам пришлось отложить книгу…

2) Роль супруга: Мне и жене по 25 лет. Сколько лет женат? Подождите, подождите… Ах да! Ведь нашей Светке 2 года, значит – три. Когда жил с родителями, то все шло по привычному руслу: школа, работа, друзья, пивишко, мотоцикл. Сейчас? То же самое… У нас квартира, но живем-то у ее родителей, то у моих. А кто за Светкой будет ухаживать? Я, что ли? Зря жена говорит, что ее мои родители все время учат. Ну и правильно, а кто еще жену научит? «Жена, знай свое место!» А меня, между прочим, ее родители тоже учат. Я считаю, что иногда жене надо дать урок. А то забудет кто командир в доме. Вчера принимали гостей у себя. Ну, подсказывал жене, что делать. Чтоб шустрила, опять же мужу уважение…А она мне потом вдруг заявляет…

Роль супруги: Мне и моему мужу по 25. Три года состоим в браке. У нас есть собственная квартира. Но так уж получается, что живем то у его родителей, то у моих. Мы оба работаем. Нашей Свете 2 года. Столько хлопот… Хорошо еще, что родители, конечно, мои в первую очередь, помогали. Магазины, поликлиники, стирка, уборка – все это моя мама. Ну и я, конечно. Да, забыла сказать, летом отдыхаем на их даче, то есть на даче родителей мужа.

Когда живем с моей мамой, мне легко, хорошо. Могу общаться с подругами, ходить в гости, смотреть видик. Когда живем там, то меня постоянно учат. К подругам лишний раз не позвонишь: «Подруги дороже дочери…» А муж? Друзья, пиво, мотоцикл… Это нормально?!

Вчера на нашей квартире праздновали день рождения дочери. Я – хозяйка! Пришлось покрутиться… Правда многое из угощений привезла моя мама.

А муж… Вспомнил, что он муж. Видели бы его позу, жесты. «Принеси, унеси… Я сказал…» Гордый поворот головы. «Видели, как у меня… Жена на цырлах!»

Полчаса, час… А потом я ему сказала…

После того, как супруги проиграют ссору, им предлагают заполнить специальный оценочный формуляр (см. табл. 1).

Таблица 1

Оценочный формуляр для методики «Конструктивная ссора»

 

Стиль ссоры:

Параметр оценки ссоры II. Конструктивное поведение + - III. Деструктивное поведение
Конкретность Атака или защита направлены на определенные и конкретные поступки в настоящее время     Разговор неконкретный, поведение можно назвать типичным; говорят о прежних поступках или о вещах, не имеющих отношения к решаемой проблеме
Включенность супругов во взаимодействие Оба партнера активно включаются во взаимодействие, «бьют и получают сдачи»     Один из участников не включается в ссору, уклоняется от нее, обижается и раньше времени ее заканчивает
IV. Стиль общения Ясные и открытые сообщения, каждый говорит за себя, обдумывает свои слова; другой его понимает и отвечает     Излишне частое повторение своего, плохо слушают друг друга, скрытые намеки и неясности, укрываются за высказываниями и словами других лиц
«Честная игра» Не используются удары «ниже пояса», принимается во внимание, что может вынести партнер     Аргументы не относятся к предмету ссоры, но больно бьют партнера по его слабым местам

Результаты ссоры

Информативность взаимодействия Что-либо узнал или понял, научился чему-то новому + - Не узнал ничего, о чем не слышал бы раньше
Насколько супруги смогли отреагировать накопившиеся у них эмоции Уменьшилась напряженность, высказывались жалобы, претензии, дан выход эмоциям, снизилось раздражение     Разговор не привел к уменьшению напряженности, она осталась или даже повысилась
Несколько супруги сблизились в результате взаимодействия Ссора привела к взаимопониманию и сближению, супруги чувствуют, что зависят друг от друга, и правильно себя оценивают     Супруги еще более отдалились друг от друга, не понимают друг друга или чувствуют какую-то несправедливость
Привело ли взаимодействие к улучшению ситуации Ссора привела к решению проблемы, выходу из конфликтной ситуации, к пониманию и взаимным уступкам; обдумано и обсуждено дальнейшее поведение     Решение не найдено, партнер не старался улучшить ситуацию или не поддерживал такое стремление у другого, не идет на уступки и не желает в себе что-либо изменить

 

С помощью этого формуляра можно получить следующие интегральные показатели относительно качества взаимодействия в период ссоры: стиль ссоры, результаты ссоры, окончательный результат.

По замыслу С. Кратохвила [1991, с.209] оценку стиля ссоры производят оба ее участника. За каждый раздел можно получить –1, 0 или +1 балл; таким образом, окончательный результат может находиться в диапазоне от –4 до +4 баллов.

При оценке результатов ссоры проводится подсчет очков для каждого из участников отдельно. Можно получить профиль ссоры, занося в колонки отметки разными цветами.

Окончательный результат получается суммированием баллов по всему формуляру и может достигать значения от -8 до +8.

После заполнения оценочного формуляра целесообразно обсудить с супругами, что они могли бы сделать, чтобы повысить результативность своего взаимодействия, и предложить им проиграть новую конфликтную ситуацию с большей эффективностью.

Двое из студентов проигрывают конфликтную ситуацию, после чего все студенты оценивают взаимодействие «супругов» с помощью оценочного формуляра. Обсуждаются возможные различия в оценках, фиксируются и анализируются различные точки зрения на проигранную ситуацию.

Предметом групповой дискуссии становится вопрос о том, какое поведение было бы наиболее целесообразным, эффективным для каждой из сторон.

Студенты учатся интерпретировать для супругов проигранную ситуацию и ее результаты.

 

13. Определите внутреннюю неконструктивность позиций клиентов в приведённых репликах.

1) «Я не люблю никакого подхалимажа, как некоторые, не стараюсь выслужиться перед начальством. Просто я постарше других и хорошо знаю нашего начальника – он во всем любит быть правым и обижается, если кто-то критикует его позицию. Ну, и зачем это делать? Худой мир лучше доброй ссоры, поэтому обычно я становлюсь на сторону начальства. А коллеги почему-то считают, что я выслуживаюсь…»

2) «Мы с мужем понимаем, что сын взрослеет, что ему надо предоставить больше самостоятельности и свободы. Мы так и делаем. Раньше мы разрешали быть на улице до семи, а потом – домой, а сейчас разрешаем до восьми».

3) «Когда свекровь начинает делать мне замечания или вопросы задавать с подковыркой, я обычно стараюсь молчать или отвечаю односложно».

4) «Моей дочери уже под тридцать, а она никак не устроит свою личную жизнь. Как ей помочь? Она ведь у меня хорошая, умная девочка, очень привлекательная – за ней все время кто-нибудь ухаживает… Она уж сколько раз собиралась выйти замуж, ещё со студенческой скамьи… Но… как Вам сказать… Сватаются-то какие-то молодые мужчины, простые, без средств… Разве они смогут сделать её счастливой? Хорошо, что она советуется со мной в таких делах... А то давно сидела бы уж без денег и с детьми на руках».

5) «Я физику люблю, на факультатив хожу, уже 3 года подряд я на всех олимпиадах побеждаю. Хочу в университет на физический факультет поступать, но отец говорит, надо серьёзную, денежную профессию получить, а теоретической физикой много не заработаешь. Он в банке работает, мать тоже экономист, и они хотят, чтобы я на экономический шёл. Я тут недавно на профориентации был, психолог тесты проводил. Получилось, что мне на экономический даже лучше, чем на физику…»

 

14. Цель: отработка навыков коррекции установок клиента.

    Деятельность консультанта по коррекции установок клиента подробно описана в пособии Ю.Е. Алешиной [2000]. Форма проведения аналогична предыдущим. Студенты при участии преподавателя пытаются выстроить применительно к ситуации клиента цепочки событий, которые помогли бы клиенту осознать низкую эффективность своих прежних способов справляться с проблемой. Это должно привести клиента к смене его установок на ситуацию. Здесь можно использовать и доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации, ознакомить клиента с вариантами иных, более конструктивных установок.

    В случае низкой эффективности методов проблемно-ориентированного консультирования можно переходить к использованию методов личностно-ориентированного и решение-ориентированного видов психологического консультирования [см. «Психотерапевтическая энциклопедия… », 1999, с.414].

    Для стимулирования работы студентов можно использовать метод «Мозгового штурма» [Грановская, 1988, с.479 - 486].

    В процессе занятия также фиксируются и анализируются ошибки, которые подробно рассматривались на предыдущих занятиях.

 

15. На основании приведённого текста сформулируйте показатели, свидетельствующие консультанту о том, что работа с клиентом подходит к концу.

    «Б. 1.3.8. Консультанты работают с клиентами, чтобы достигнуть момента, когда становится очевидно, что клиенты получили помощь, за которой они обратились. Если помощь консультанта больше не нужна или клиенты заявляют о желании завершить консультирование, естественным следствием является окончание консультативных отношений.

    Б. 1.3.9. К окончанию консультирования могут привести не терапевтические причины, а внешние обстоятельства. В случае, если консультант внезапно или непредвиденно прерывает или завершает консультативные отношения, он должен принять меры для обеспечения заботы о неотложных потребностях клиента.

    Б. 1.3.10. Консультанты должны предварительно подготовить самих клиентов к планируемым перерывам в консультировании. Следует принять меры, обеспечивающие благополучие клиентов в течение таких перерывов» (Ягнюк К.В. Кодекс этики и практики консультантов Британской ассоциации консультирования//Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 2//http://psyjornal.ru/).

 

16. Проанализируйте описанную ситуацию и прокомментируйте действия психолога и чувства клиента. Поясните, в чем состоит сложность прощания с клиентом в ряде случаев.

    «Мне стало неловко: как будто я продолжал говорить в телефонную трубку, хотя связь оборвалась. И я понял, что моё время вышло.

     - А нельзя мне побыть ещё немного?

     - Нельзя.

     - Вас ждёт другой пациент?

     - Уже 5 минут шестого, мистер Медвед.

     - Я бы был крайне признателен, если б Вы называли меня Павел.

     - Как угодно, Павел.

     - Не позволите ли Вы посещать Вас 3 раза в неделю вместо двух? – попросил я и сам услышал, что говорю тоном старомодного ухажёра, добивающегося благосклонности юной девицы.

     - Это будет сложно. Впрочем, я посмотрю свое расписание. <…>

Она хотела, чтобы я поскорее убрался прочь, но её настойчивость заставляла меня медлить. Я сосредоточил свое внимание на её теле – на руках, ногах, глазах, губах. Я не хотел уходить. Я словно прилип к доктору Милкреест.

     - Ваше время истекло, - услышал я, и право же, никогда прежде не казалась она мне такой же привлекательной, хотя в мыслях у меня было одно: она ждёт следующего <…>.

    На обратном пути мне было грустно и тоскливо, но не так, как всегда, а на какой-то особый лад. За те несколько минут, что доктор Милкреест упорно выставляла меня из своего кабинета, она помогла мне обнаружить в себе некое сложное чувство. Она не упростила его, а только нечаянно выявила и оставила меня со свежей раной» (Теру П. Моя другая жизнь М.: Иностранка; Б.С.Г. – Пресс, 2002. С. 547-549)

17. Опираясь на приведённый текст, обобщите переживания действия клиента по окончании работы с консультантом.

После хорошей работы с психологом-консультантом клиент оказывается в ситуации противоречивости, неопределённости, часто болезненности выбора – начать решать проблему или жить, как раньше. Клиенту иногда приходится отречься от всего, что давало ему ощущение определённой осмысленности его существования (прежней целевой направленности, прежних идеалов, образа жизни). Начиная решать свои проблемы объективно, клиент часто вынужден признать вину за те, может быть, очень трагичные события и конфликты, которые произошли с близкими ему людьми, лишиться прежнего самоуважения. Приступая к решению своих проблем, клиент берёт на себя груз ответственности за их решение, вынужден тратить на это усилие и время.

Ситуация выбора длится от нескольких секунд до нескольких дней и может сопровождаться сильными душевными потрясениями, растерянностью, виной, агрессией, раскаяньем, муками уязвлённого самолюбия, отчаяньем, надеждой. Одновременно это и состояние погружения в себя, задумчивости, углублённых размышлений о себе и своей жизни, внутреннего спора, диалога.

Достижение состояния неопределённости выбора само по себе является показателем качества работы консультанта. Клиенту дан шанс, и со временем он может выработать реалистичное, соответствующее его личностным ресурсам решение. Исход консультирования, в конечном счёте, зависит от воли и желания клиента (Капустин. Границы возможностей психологического консультирования//Вопросы психологии.1993.№5.с. 50-56)

18. На основе приведённых текстов сформулируйте обобщённые показатели оценки результативности консультирования. Какие показатели Вам представляются наиболее надёжными и почему?

1. Об эффективности консультирования можно судить по ряду признаков: 1) удовлетворяющее клиента и консультанта решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию; 2) появление положительных изменений в тех аспектах переживаний и поведения клиента, на регуляцию которых было направлено консультирование.

2. Итоги консультирования могут оцениваться: 1) по самоощущению клиента, по тому, насколько он лучше стал себя чувствовать после работы с консультантом; 2) по результатам психологического тестирования состояния клиента; 3) по наблюдениям со стороны за поведением клиента.

3. Причин неэффективного консультирования может быть несколько: 1) незнание консультантом законов развития и изменения того или иного психологического свойства и формы поведения клиента, на которую оказывается воздействие в ходе проведения психологического консультирования; 2) отсутствие оптимальных условий, при наличии которых можно полностью и с успехом реализовывать рекомендации, полученные клиентом от психолога, и рассчитывать на положительные результаты; 3) недостаточно сильное желание клиента следовать полученным от психолога-консультанта рекомендациям; 4) неточный, неполный или недостаточный контроль эффективности выполнения полученных рекомендаций; 5) неправильные действия клиента по практической реализации полученных от консультанта рекомендаций.

19. Цели: 1. Обучение студентов навыкам сотрудничества с клиентом в разработке конкретного плана позитивного реагирования. 2. Отработка навыков завершения консультативной беседы.

Деятельность консультанта по коррекции поведения клиента и завершению процесса консультативной беседы подробно описана в пособии Ю.Е. Алешиной [2000]. Форма проведения занятия аналогична предыдущим. Основной задачей консультанта на этой стадии консультирования является выработка плана конкретных позитивных действий клиента в тех ситуациях, которые вызывали ранее затруднения, отрицательные последствия. При поиске и обсуждении вариантов конкретных форм позитивного реагирования можно использовать методы групповой дискуссии [см. Жуков, Петровская, Растянников, 1991, с. 10 - 25], «Мозгового штурма» [Грановская, 1988, с.479 - 486]. После составления конкретного плана позитивного реагирования для выработки у клиентов конкретных навыков позитивного поведения можно использовать метод «Репетиция поведения» [Нельсон-Джоунс, 2000, с. 269].

В процессе занятия также фиксируются и анализируются ошибки, которые подробно рассматривались на предыдущих занятиях.

 

20. Используя рассказ И. Ялома «Лечение от любви» («Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы»), выполнить предложенное задание и ответить на поставленные вопросы относительно психотерапевтичекого процесса: автор/терапевт – клиент/Тельма.

1) Охарактеризуйте психологическую проблему, повлёкшую обращение Тельмы за психологической помощью, видение проблемы глазами клиента и автора-терапевта.

2) Охарактеризуйте цели, намерения, опасения и другие важные, с вашей точки зрения, характеристики клиента.

3) Выделите по материалам рассказа основные стадии взаимодействия терапевта с клиентом.

4) Опишите, какие проблемы модно выделить на материале описания данного случая: этического плана, плана самоопределения, связанные с представлением терапевта о критериях эффективности терапии?

5) Предложите свой возможный вариант консультационной работы с данным типом клиентов.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 628.