Сущность психологического консультирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Психологическое консультирование - это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия.

Психологическое консультирование - это процесс профессионального взаимодействия между психологом-консультантом и человеком - работающим человеком (руководитель, член коллектива, коллектив) с целью эффективного осуществления адекватной и эффективной работы.

Назначение психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь человекам понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить их достигать собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера. Целями психологического консультирования являются: - облегчение изменения поведения; - совершенствование способностей человека устанавливать и поддерживать взаимоотношения; - увеличение продуктивности человека и его способности к преодолению трудностей; - помощь в процессе принятия решений; - способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей человека

За несколько встреч с психологом, совместными усилиями, можно более ясно сформулировать проблему, взглянуть на нее с разных сторон и четко определить границы ее влияния на жизнь.

Нередко уже после первой психологической консультации клиенту становятся понятны причины происходящего и ясны пути выхода из кризисной ситуации, человек начинает лучше ориентироваться в происходящем, а в дальнейшем, уже сам успешно преодолевать трудности.

В наш «прогрессивный» век, когда наряду с техническим прогрессом процветают различные зависимости, страхи, конкуренция, что ведёт к стрессу и различным психосоматическим заболеваниям, потребность в квалифицированной психологической помощи велика. Но, не смотря на то, что на Западе психолог или психоаналитик является, чуть ли не семейным доктором, у нас, в России, психологическое консультирование развито слабо по ряду объективных причин.

Многие люди думают, что сами справятся со своими проблемами и трудностями, а, дотянув до хронического заболевания или невроза, получают результат несвоевременного обращения к специалисту.

Часто столкнувшись единожды с так называемыми «психоаналитиками», «психологами», «экстрасенсами» или «целителями» знают, как не просто найти хорошего специалиста. В этой области, как ни в какой другой, формальные профессиональные звания психолога не способны обеспечить успех. Исцеление души не является чисто технической проблемой. Психологическая помощь - это совместная душевная работа, требующая времени и желания стать гармоничным и счастливым.

Некоторые думают, что психологическое консультирование - простая, ни к чему не обязывающая и не приводящая беседа, наподобие бесед с друзьями и коллегами. Это является распространённым заблуждением, так как беседа - один из способов или методов нахождения причин проблемы. Уже во время беседы опытный психолог начинает психологическую коррекцию (психологическую помощь, в частности на уровне работы с подсознательной сферой).

Кроме того, есть категория людей, которые просто боятся психологов и им подобных, потому что боятся рассказать о себе, боятся быть осмеянными теми, кто узнает об их визите к специалисту, боятся самих себя.

Настоящий, эффективно практикующий психолог всегда чувствует искреннее желание помочь клиенту, который очень часто оказывается не настолько проблемен, как он думает сам или не имеет проблемы вообще.

Человек, обращающийся к психологу за психологической помощью, формулирует свой вопрос, в котором отражена его основная проблема и пожелания, связанные с тем, чего он хотел бы достичь в ходе работы. Форма и содержание запроса бывают разнообразными.

Но требования, обращенные к психологу, содержащие пожелания изменить кого-то или что-то во внешней ситуации клиента или предполагающие, что за клиента все сделает специалист, или что клиенту порекомендуют что-то очень быстрое и эффективное, не оправдают его надежд. Такие вопросы: «От меня ушел муж: сможете его вернуть?»; «Меня преследуют странные мысли: сделайте так, чтобы их не было»; «Загипнотизируйте меня, я хочу проснуться другим человеком», не относятся к образу действия профессионального психолога. Клиент, жаждущий всемогущего целителя, скорее всего, разочаруется в психологе-консультанте. Не «по адресу» и запросы, подразумевающие чисто фармакологическое решение: «У меня бессонница, назначьте мне, пожалуйста, лекарства», а также запросы, которые, в силу их сложности, должны сопровождаться специализированной медицинской помощью (психиатрическим лечением и пр.). Неадекватен также запрос на виртуальный контакт с психологом: «Проведите со мной эффективную работу через Интернет или по телефону»! Это равносильно тому, чтобы виртуально сходить к стоматологу или гинекологу. Многие не понимают, что психолог работает с мыслями человека, его переживаниями, «воздействует» на душевное состояние человека, а тело автоматически приходит в состояние бодрости и здоровья, если достигается душевный покой и гармония.

Психолога нельзя «нанять» как нанимают, например, гувернера или личного водителя, определив для него обязанности или поставив «задачу» и устраниться от личного участия. Психологическая работа - это именно работа, где клиент и психолог сообща ищут решения, это - общее дело, требующее сотрудничества. Необходимо присутствие клиента, он должен быть личностно вовлечен в процесс и готов к тому, что работа, связанная с исследованием и изменением себя не является легкой. От психолога потребуется профессионализм, а от клиента - определенная активность: заинтересованное участие в происходящем и готовность включаться в развивающийся процесс исцеления.

О деятельности любого человека говорит результат! О деятельности психолога говорят здоровые, счастливые и улыбающиеся лица людей, которые достигли результатов в познании себя и самосовершенствовании.

О «волшебных» превращениях, об исцелении души и тела, об изменениях в личной жизни и бизнесе, о нахождении своей «половины» и гармонизации отношений с окружающим миром, о разрешении своих проблем и нахождении пути выхода из кризисной ситуации можно говорить только тогда, когда есть совместная деятельность заинтересованного клиента и профессионализм психолога-консультанта.

Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.

То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось, прежде всего, в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений, развивавшихся на Западе. Меновщиков Ю.В. (1998, с. 4) склонен к тому, чтобы указать конкретную дату возникновения психологического консультирования - 1951 год, время, когда на одной из конференций в США был введен термин «Консультативная психология», чтобы ограничить консультирование от клинической психологии, отрасли психологии, занимающейся проблемами оказания помощи людям, тяжело психически или соматически больным. Естественно, что это разделение подготавливалось всем ходом развития психотерапии до этого, да и в последующем психотерапия вносила и вносит свой существенный вклад в развитие психологического консультирования.

Таким образом, часто встаёт вопрос, как соотносятся понятия «психологическое консультирование», «психологическая коррекция» и «психотерапия».

Контрольные вопросы

1. Назовите важнейшие специфические черты консультирования, отличающие его от других методов психологической работы.

2. Что является основным средством воздействия консультанта на клиента?

3. В каких сферах человеческой жизни и деятельности может применяться психологическое консультирование?

4. М. Херберт называет психологическое консультирование «помощью людям в их помощи самим себе»? Что, на ваш взгляд, это значит?

5. Почему консультанту, занимающемуся практической работой с клиентами, необходимо знание теории?

6. Каковы различия в деятельности профессионального консультанта, врача, педагога, юриста, социального работника и священнослужителя?

7. Чем отличается совет, данный в затруднительной ситуации другом или родственником клиента, и профессиональной рекомендацией консультанта?

8. Чем можно объяснить тот факт, что непрофессиональные консультанты, не обучающиеся должным образом специальным техникам, демонстрируют не меньшую эффективность, чем получившие профессиональную подготовку специалисты?

9. Почему консультанту не стоит ожидать непосредственного результата после каждой сессии?

10. Какие качества личности психолога-консультанта вы относите к профессионально важным?

11. Можно ли говорить о «противопоказаниях» к осуществлению психологического консультирования и о профессиональной непригодности консультанта?

Задания для практической работы

1. Поищите в своем окружении людей, которые слывут талантливыми слушателями – те, с которыми люди любят общаться и ищут их, когда возникают проблемы. Обратите внимание на их манеру говорить, на их мимику и невербальное сопровождение. Затем найдите тех, кто, по вашему мнению, не умеет слушать, и сравните тех и других по тем же параметрам.

2. Проведите следующий практический эксперимент на внимательное поведение. Разговаривая с членами семьи или друзьями, намеренно используйте неправильное поведение (смотрите в сторону, меняйте тему разговора на ту, что волнует только вас, напускайте на себя унылый вид), а в следующий раз специально ведите себя «грамотно». Сравните полученные эффекты и собственные ощущения во время диалогов.

3. Беседуя со знакомым, внимательно отмечайте все прозвучавшие темы. Выберите интересную для вас и развейте её. Затем вернитесь к другой теме разговора и сделайте то же самое. Отметьте для себя, что происходит, когда вы так управляете беседой. Опишите собственные ощущения.

4. Выполняется в аудитории.

Цель: осмыслить свое восприятие практической пси­хологии, свое отношение к ней в целом.

Участники выбирают роли, из которых они опреде­лят свое отношение к практической психологии: 1 — священник, 2 — врач, 3 — физик, 4 — журналист, 5 — обыватель, 6 — учитель, 7 — экстрасенс, 8 — акаде­мический психолог, 9 — философ. Один участник ис­полняет роль Практической психологии. Он выслуши­вает все аргументы, затем сообщает о своих чувствах.

Обсуждение: анализ своих высказываний, успешность исполнения роли, оценка своего отношения.

5. Каждому участнику необходимо примерно за 7-10 минут выделить 3-5 наиболее характерных для профессии психолога радостей (ради чего представители дан­ной профессии вообще живут, что для них самое глав­ное в жизни, работе...). Далее по очереди каждый участник рассказывает о тех радостях, которые он выделил.

Обсуждение: уточнение, выражение своих мнений.

6. Цель: осознание своих недостатков в профессиональ­ном становлении, в поступках, без перевода их на лич­ность, умение корректно выдавать и воспринимать кри­тику.

Из числа участников выбирается студент на роль «плохого психолога» (в зависимости от группы и ситуации им может стать тот, кто действительно чувствует себя плохим психологом, либо, наоборот, тот, кто является успешным студентом и способен выдержать эту интервенцию). Остальные разбиваются на две группа, примерно равные по количеству. Задача группы «обвинителей» - выделить негативную черту «плохого психо­лога» и описать ее проявления. Просто «оценочные» высказывания, без описания ситуации проявления этой черты, не допускаются. Функции «защитников» — най­ти объяснения проявлению этой черты и дать другую, позитивную характеристику «плохому психологу». Выс­казывания говорятся в лицо «плохому психологу», он дол­жен видеть, кто говорит. Затем слово дается герою. Он сам высказывается по поводу услышанного, выражая свое эмоциональное отношение к ситуации, сам отвечает на обвинения. Описывает себя как «хорошего» психолога.

Обсуждение: умение осознавать свои слабости и недостатки, умение «держать удар».

7. «Ловушки-капканчики» (Н.С. Пряжников)

Цель: повышение уровня осознания возможных пре­пятствий на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Каждый участник должен определить некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращается на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человеке. Выделяя такие трудности, каждый обя­зательно должен подумать и о том, как преодолеть их. После этого каждый по очереди называет по одной трудности-ловушке, адресуя ее по циклическому прин­ципу участнику, сидящему через два человека от него. Тот должен будет сказать, как можно было бы эту труд­ность преодолеть. Участник, назвавший данную труд­ность, также должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть.

Ведущий с помощью остальных участников опреде­ляет, чей вариант преодоления трудности оказался бо­лее оптимальным, интересным и реалистичным.

Обсуждение: какие трудности уже встречались на профессиональном пути, как они преодолевались, обмен опытом.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 624.