Вторая фаза расспроса клиента включает в себя проверку гипотез и уточнение всех структурных компонентов жалобы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вторая этап психологического консультирования начинается со сбора информации о клиенте, решается вопрос о том, «В чем проблема?». Необходимо выяснить все, что выводит человека из психологического равновесия. Общий алгоритм действий психолога может быть сведен при этом к трем основным шагам: установление симптомов, установление их причин, нахождение эффективных способов лечения этих симптомов. С этой целью вначале производится анализ жалобы клиента. Поэтому первая фаза данной стадии состоит в выслушивании "исповеди" клиента, - т.е. его рассказа о том, что привело его в психологическую консультацию. "Исповедь" клиента продолжается примерно 15-20 минут.

    В это время психолог-консультант сам пытается определить строение внутреннего мира клиента, то, какими модальностями этого внутреннего мира владеет клиент. Через анализ контекста исповеди клиента психолог-консультант может выяснить, что знает клиент о своих целях, мыслях, чувствах, возможностях своих действий. Необходимо также решить вопрос о том, что надо знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более гармоничным.

    Когда клиент выражает неуверенность, о чем и как следует говорить, с чего начать, можно предложить: "Рассказывайте то, что считаете самым важным сами, а если что-то понадобится узнать мне, я сам спрошу, если вдруг в этом возникнет необходимость". Иногда клиента нужно специально успокоить: "Не торопитесь, времени у нас достаточно". Рассказывая о своих проблемах и трудностях на консультации, человек формирует проблемную ситуацию для психолога. Таким образом, проблема клиента трансформируется в проблему консультанта, т.е. приобретает форму психологической (или консультативной) задачи, сущность которой заключается в нахождении методов психологической помощи. Выслушивая клиента, консультант должен постоянно задавать себе вопросы:

- Что происходит сейчас в жизни клиента?

- Что ожидает клиент от консультирования?

- Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента?

- Какова основная психодинамика в теперешней жизни клиента?

 

Рассказ о возникновении проблемы зачастую сопровождается жалобой клиента на кого-то или на что-то. Жалоба клиента - адресованное консультанту выявление недовольства по поводу некоторых психологических трудностей, которые клиент хотел бы устранить, но не может сделать это самостоятельно.

Жалоба, высказываемая клиентом, имеет свою структуру. Выделяются такие компоненты для ее анализа': во-первых, жалоба всегда ориентирована на кого-то или что-то (локус жалобы): во-вторых, она базируется на собственном объяснении клиентом тех или иных трудностей (самодиагноз); кроме того, в жалобе явно или неявно представлена психологическая проблема, т.е. необходимость что-то изменить в себе или в обстоятельствах; наконец, проблема конкретизируется в психологическом запросе, или в просьбе предоставить ту или иную помощь.

    Рассмотрим выделенные компоненты жалобы клиента более подробно.

1. Локус жалобы - направленность жалобы, то, на что она ориентирована. Локус жалобы делится на субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется).

    По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):

а) на ребенка (его поведение, развитие, здоровье);

б) на семейную ситуацию в целом (в семье "все плохо", "все не так");

в) на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения ("нет взаимопонимания, любви" и т.д.);

г) на самого себя (свой характер, способности, особенности и т.д.);

д) на третьих лиц, в том числе на проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек.

По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:

а) на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);

б) на ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т.п.;

в) на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка);

г) на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, "безволие" и т.п. ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т.п. супруга):

д) на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

е) на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т.д.).

2. Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы:

а) "злая воля" - негативные намерения лица, выступающего причиной нарушений, или (как вариант) указание на непонимание этим лицом каких- либо истин, правил и нежелание понять их;

б) "психическая аномалия" - отнесение лица, о котором идет речь, к психически больным;

в) "органический дефект'' - квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного;

г) "генетическая запрограммированность" - объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, как правило, наследственности со стороны разведенного супруга или супруга, с которым клиент в конфликтных отношениях; применительно к супругу — со стороны родных, с которыми конфликтные взаимоотношения);
д) "индивидуальное своеобразие" - понимание тех или иных поведенческих особенностей как проявление устойчивых, сложившихся личностных черт (а не конкретных мотивов в ситуации);

е) "собственные неверные действия" - оценка собственного настоящего или прошлого поведения (в т.ч. как воспитателя, супруга);

ж) "собственная личностная недостаточность" - тревожность, неуверенность, пассивность и т.п., и как следствие - неправильное поведение:

з) "влияние третьих лиц" - родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей. как актуальное, так и имевшее место в прошлом;

и) "неблагоприятная ситуация" - развод, школьный конфликт, испуг для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. - для себя или супруга;

к) "направление" ("Меня к Вам направили..." и далее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель).

3. Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Психологами называются следующие наиболее распространенные проблемы:

1) Неуверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т.д.).

2) Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т.п.).

3) Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т.д.).

4) Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т.п.).

5) Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т.п.).

6) Знаю, как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы.

7) Не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию.

Кроме того, возможны и глобальные формулировки:

"Все плохо, что делать, как жить дальше?".

    Необходимо различать проблему клиента и объектный локус жалобы, формулируемый в виде проблемы лица, о котором идет речь. Если речь идет о том, что муж, жена или ребенок не понимают, не умеют и т.п., это не означает, что клиент хочет что-то понять, узнать и т.п.

4. Запрос - конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны между собой.

Например, если клиент формулирует проблему: "Не умею, хочу научиться", то запрос, скорее всего, будет "научите". Однако запрос может быть и уже проблемы.

Можно выделить следующие виды запросов:

1) Просьба об эмоциональной и моральной поддержке ("Я прав, не правда ли?", "Я - хороший человек, не правда ли?", "Мое решение правильно, не правда ли?").

2) Просьба о содействии в анализе ("Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?").

3) Просьба об информации ("Что известно об этом?").

4) Просьба об обучении навыкам ("У меня это не получается, научите").

5) Просьба о помощи в выработке позиции ("Что делать, если он мне изменяет?", "Можно ли наказывать за это моего ребенка?").

6) Просьба в оказании влияния на члена семьи или в изменении его в интересах лица, о котором идет речь ("Помогите ему избавиться от этих страхов", "Помогите ему научиться общаться с ребятами").

7) Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента ("Сделайте его более послушным", "Помогите мне переломить его злую волю", "Заставьте его больше любить и уважать меня").

    В предъявляемой клиентом жалобе может быть явное и скрытое содержание. Скрытое содержание жалобы - неявная информация, не прозвучавшая прямо, но поданная в подтексте жалобы клиента интонацией, мимикой, жестами, некоторыми высказываниями и другими вербальными и невербальными средствами. Несовпадение может быть по всем рассмотренным четырем параметрам. Например, локус жалобы - ребенок и его поведение, а скрытое содержание - позиция и поведение отца, не принимающего достаточно активного участия в воспитании.

    Рассогласование может быть и по самодиагнозу: в тексте звучит объяснение нарушений собственными неверными действиями, а скрытое содержание, передаваемое интонацией, мимикой, пантомимикой, жестами, указывает на другие причины (например, на вмешательство третьих лиц, которые и обусловили эти неверные действия).

    Несовпадение может касаться проблемы. Например, открыто заявляется: "Не знаю, но хочу знать". При этом скрытое содержание: "Не умею, но хочу уметь".

И, наконец, расхождение наблюдается при анализе запроса: явное содержание запроса - просьба о помощи: "Что делать, если он мне изменяет?", а скрытое - просьба об оказании влияния в собственных интересах: "Помогите мне его удержать".

    Следует отметить, что скрытое содержание - не бессознательное вытеснение, а лишь недоговоренное содержание. В отличие от скрытого содержания подтекст жалобы может быть неосознанным или вытесненным, поэтому его выявление перед клиентом при первой встрече может нарушить контакт. Однако для самого психолога такая задача должна стоять. Получить неявное содержание жалобы помогает анализ мимики, жестов, пантомимики, интонации, то есть первичная диагностика.

    Со стороны действий консультанта первую фазу составляет, прежде всего, выслушивание - внимательное, эмпатическое, принимающее. В это время более уместны периодические "способствующие высказывания": "Да ..., конечно, я понимаю ..., угу .... хм (поддакивания)". Роль "способствующих высказываний" часто играет и невербальное поведение консультанта: уместный кивок головой, улыбка или сочувствие, выражаемое глазами, мимикой, наклон тела вперед, присоединение к некоторым движениям.

    На этой фазе беседы часто выясняется, что то, как интерпретирует свою ситуацию клиент, в чем и как он видит причины своих проблем, далеко от действительности, противоречиво. Но не соглашаться с клиентом, указывая на его ошибки, на этом этапе не стоит. Обычно у психолога нет еще достаточной информации, опираясь на которую можно было бы скорректировать точку зрения человека, а возражения, выражения несогласия лишь активизируют сопротивление, разрушая пока лишь только формирующийся положительный контакт. На этом этапе следует придерживаться принципа "принятия концепции клиента".

    Следует помнить, что психологические проблемы не существуют изолированно, в чистом виде. Их всегда можно выделить из контекста определенного эпизода жизни человека, который называется проблемной психологической ситуацией. Проблемная психологическая ситуация -совокупность обстоятельств жизни человека (или группы), его деятельности и отношений с другими людьми, повлекшая возникновение психологических проблем. К появлению или обострению дисгармонии всегда приводят конкретные жизненные коллизии, которые и воспринимаются клиентом как причина его проблем, хотя на деле картина может быть намного сложнее.

    Клиент психологической консультации склонен связывать свои трудности именно с ситуацией, конкретным событием, которое с ним произошло, а не с какими-то своими качествами, состояниями и т.п. Часто именно ситуация является причиной обращения в консультацию и обусловливает содержание запроса: "Помогите разобраться в ситуации...", "Как выйти из ситуации..." и т.п. Типичные случаи - ощущение безвыходности ситуации, невозможность самостоятельно справиться с состоянием безысходности.

"Привязка" психологической проблемы человека к ситуации - одно из характерных отличий консультирования от психотерапии. Как правило, потенциальный клиент психотерапевта начинает воспринимать свою проблему обособленно, вне связи с каким-то отдельным событием. Напротив, клиент консультанта начинает с рассказа о конкретных обстоятельствах. Именно поэтому центральным моментом в консультировании является анализ проблемной ситуации с вычленением и отделением проблемы от ситуации в сознании клиента.

    Важной задачей является выяснение всех возможных патогенных условий и факторов, которые могли наложить отпечаток на развитие проблем, оценка степени влияния каждого из них. Это нужно не столько для того, чтобы изменить внешние обстоятельства (чаще всего это оказывается проблематичным, хотя иногда и необходимым), сколько для лучшего понимания того, какие адаптивные возможности клиента нужно актуализировать.

    Анализ проблемной ситуации предполагает выявление ее участников, т.е. круга лиц значимого общения клиента, поскольку система взаимоотношений с другими людьми (прежде всего их патогенное влияние) может играть существенную роль в развитии психологических проблем человека. Вместе с тем сам клиент может оказывать патогенное воздействие на своих близких. Поэтому полезно определить, кто еще нуждается в психологической помощи.

    Во второй фазе рассматриваемой стадии консультирования психолог-консультант от нерефлексивного слушания постепенно должен переходить к слушанию рефлексивному - отражать содержание услышанного и чувства клиента (например, "Вы огорчены тем, что ..."). Используются такие технические приемы, как уточнение ("Вы имели в виду, что ...") и пересказ ("Если я вас правильно понял, ваш муж ...").

    Важным звеном решения диагностической задачи для консультанта является определение действительных психологических проблем клиента -идентификация проблемы. Идентификация психологических проблем -процесс выяснения психологом того, какие психологические проблемы имеет человек, какие действительные причины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей.

    Ведь часто истинная сущность трудностей человека не совпадает с формулировкой, которую он дает в своей жалобе. Поэтому информацию, полученную от него, нужно дополнить результатами разных диагностических приемов и наблюдением за его вербальным и невербальным поведением, интерпретируя его в терминах психологических проблем. Это позволит выявить психологические ключи, т.е. индикаторы действительных или потенциальных очагов сложностей, связанных с основными жалобами клиента. Примером психологических ключей могут быть слова, фразы, особенно несущие эмоциональную нагрузку, часто повторяющиеся, или проходящие рефреном в речи клиента (вербальные ключи); смена настроения в определенные моменты беседы или при обсуждении определенных тем, неконгруэнтность реакций, специфические жесты, мимика и т.д. (невербальные ключи); несоответствие между содержательной и эмоциональной стороной беседы.

Процесс идентификации проблемы начинается с первых минут консультативной беседы. Для ее осуществления требуется вся накопленная в процессе взаимодействия информация, в процессе анализа которой существенную роль играет практический опыт и творческая интуиция психолога.

В результате этих действий выдвигается консультативная гипотеза -предположение относительно характера и причин затруднений, которые стоят за особенностями поведения клиента. Гипотеза подсказывает направление, в котором нужно искать необходимую информацию, для того чтобы убедиться в правильности сделанного предположения или, наоборот, произвести его корректировку.

    В ходе беседы психолог-консультант выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их правильность ответами клиента на свои вопросы.

    Например, человек находится в депрессии. Такое состояние может быть результатом разных жизненных обстоятельств (психотравмы, кризиса и т.п.), но может быть и признаком какого-нибудь психического расстройства (клинической депрессии). Гипотеза строится на предпочтении одного из вариантов причин явления, который кажется более вероятным, но недостаточным для надежного вывода. Приступая к работе, консультант в первую очередь пытается установить наличие других признаков, сигнализирующих о психическом расстройстве (бред, навязчивости и др.), а также выясняет обстоятельства жизни клиента, которые могли послужить причиной депрессивного состояния. В зависимости от характера информации, получаемой психологом, выдвинутая гипотеза или подтверждается, или опровергается и меняется на другую.

    Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и о своих проблемах. Но это лишь база для их построения. Неопытный или непрофессиональный консультант на каждом приеме строит свои гипотезы заново, не имея ничего про запас. Но для профессионала, хорошо знакомого с различными теоретическими и практическими разработками в области консультирования и психотерапии, рассказ клиента представляет собой набор поведенческих паттернов, интерпретируемых с точки зрения той или иной разработанной концепции.

    Концептуальное видение того, о чем говорит клиент, значительно облегчает работу, позволяет лучше интерпретировать материал, быстрее находить то, что может помочь в сложившейся ситуации, оперировать большим количеством идей в понимании происходящего. А чем больше идей в гипотезе возникает у консультанта по поводу тех или иных высказываний клиента, тем легче ему работать.

    Гипотезы, которые психолог-консультант будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Во время психологического консультирования психолог-консультант может достаточно четко изложить одну, проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту логику его поведения.

    Для сообщения содержания гипотезы психолог-консультант демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию проверить и принять.

    Определяя характер психологических проблем, консультант зачастую должен выйти за пределы ситуации, т.е. собрать дополнительные данные о жизни клиента - консультативный анамнез. Анамнез консультативный - это совокупность сведений о клиенте психологической консультации, его жизни, психологических проблемах, с которыми тот сталкивается. Сбор этих данных особенно уместен тогда, когда нужно исследовать источники развития проблемы, найти значимые события прошлого, которые могли послужить ее детерминантами. Дополнительную информацию можно получить из наблюдения за поведением человека, тестирования и других средств (сочинения, рисунки, сны и т.п.). Возможными блоками информации, составляющей психологический анамнез, могут быть:

1. Демографическая информация (пол, возраст, семейное положение, образование, профессия).
2. Актуальные проблемы и нарушения (возраст, в котором возникли проблемы; события в жизни, обусловленные их возникновением; непосредственная причина обращения к психологу; предшествующие попытки разрешения проблем; употребление лекарств; семейный анамнез, особенно психические болезни у родственников, употребление лекарств, наркомания, самоубийства).

3. Психосоциальный анамнез (очередность рождения, отношения в семье, первые воспоминания; успехи и неудачи в учебе, в отношениях с учителями, ровесниками; отношения с лицами другого пола, идеалы и устремления в юности; удовлетворенность работой, браком; отношения в семье, половая жизнь; экономические условия жизни; утрата близких; употребление алкоголя, наркотиков; психосоциальные и экзистенциональные кризисы; планы на будущее).

    В каждом конкретном случае при сборе информации надо руководствоваться критериями разумной достаточности.

    Один из наиболее надежных способов для консультанта проверить свои гипотезы - работа с конкретными ситуациями. Работа с ситуациями позволяет отделить ситуативные затруднения и чувства клиента от действительных проблем. С другой стороны, вычленяются элементы личностного потенциала, не позволяющие эффективно действовать человеку в тех или иных типах ситуаций.

    Широко известно, что чем более подробно говорит человек о чем-либо, чем больше конкретных деталей в его рассказе, тем меньше в нем отпечаток субъективности и односторонности и больше возможностей для понимания консультантом тех аспектов реальности, которые не воспринимаются или не замечаются рассказчиком. Мелкие детали ситуации труднее придумать или исказить, и они становятся своеобразными фильтрами, через которые проходит неосознаваемая или недооцениваемая клиентом информация.

    В подробном рассказе должно быть отражено:

- когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация;

- где это происходило;

- кто принимал в ней участие;

- что конкретно говорили и сделали клиент и другие действующие лица;

- что он думал и чувствовал в то время, когда разворачивались события;

- что, с точки зрения клиента, в это время думали и чувствовали другие участники ситуации;

- чем эта ситуация окончилась, какие она имела последствия и на что оказала влияние.

    Для того чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, обсуждения одной конкретной ситуации недостаточно: необходимы хотя бы два-три таких примера. И только в том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся или опровергнутой.

    Чаще всего бывает, что после того, как две-три такие конкретные ситуации обсуждены, консультант может с уверенностью сказать, какая из гипотез оказалась наиболее подходящей, какое именно поведение клиента приводит к тому, что в его жизни возникают проблемы, как можно помочь ему относиться к происходящему по-другому и соответственно вести себя.

    Важной составляющей процесса идентификации проблемы, проверки гипотезы является оформление выводов об индивидуальных особенностях личности клиента, т.е. постановка психологического диагноза. Диагноз психологический - вывод о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированный в результате психодиагностического обследования, путем нетестовой диагностики или каким-либо другим способом.

Психологический диагноз следует отличать от клинического, или психиатрического, диагноза, т.е. выводов относительно наличия патологии, психического заболевания, пограничных состояний и других клинических проявлений. Провести разграничение клинических и психологических симптомов довольно трудно.

Однако необходимо учитывать, что для постановки клинического диагноза нужна соответствующая медицинская или дефектологическая квалификация. Кроме того, постановка клинического диагноза - шаг очень ответственный, поскольку создает непредвиденные проблемы клиенту. При возникновении подозрения на серьезную патологию психолог-консультант обязан контактировать с соответствующим специалистом.

    Когда гипотеза становится достаточно обоснованной, консультант обобщает информацию и формулирует психологическое заключение. Заключение психологическое - характеристика психологических проблем клиента, указание причин, которые их побудили, и возможных направлений их решения.

Оно фактически является результатом решения диагностической задачи и репрезентирует диагноз психологических проблем клиента. Психологическое заключение консультант формулирует в основном для себя, но частично эта информация представляется клиенту в интерпретации ситуации. В психологическом заключении, основанном на выявлении (или уточнении) психологических механизмов возникновения проблемы, содержится, в том числе и психологический прогноз - оценка вероятных последствий развития психологической ситуации (решения психологических проблем, изменения симптоматики и т.п.).

    Психологическая интерпретация нужна для разъяснения и коррекции неконструктивной позиции клиента относительно своих проблем и трудностей (содержание установок клиента определяется при анализе жалобы). Иногда она служит какой-либо рабочей цели консультанта, например, для смены локуса жалобы. Удачно сделанная интерпретация является толчком для внутренней работы клиента над своими проблемами. Но иногда ее бывает недостаточно для того, чтобы стимулировать изменения к лучшему. Поэтому консультант вместе с клиентом разрабатывает программу дальнейшей психокоррекционной работы. Это означает, что можно переходить к следующей фазе консультативной беседы.

    Разговор психолога-консультанта с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен превышать 20 минут.

Какие же средства существуют у консультанта, для того чтобы проверить возникшие гипотезы? Если в первой фазе расспроса консультант задавал широкие вопросы, провоцирующие клиента на монолог, то во второй фазе характер вопросов принципиально меняется. Формулировки становятся более тонкими, направленными на уточнение возникших у консультанта идей. Это уже вопросы по существу: “Сколько раз в неделю он возвращается после двенадцати?”, “Когда именно у Вас впервые возникло ощущение, что она нездорова?”. Консультанту следует стремиться к тому, чтобы ответы клиента соответствовали характеру задаваемых вопросов, то есть были точными и конкретными. Формулировки типа: “часто” или “давно” здесь не подходят. Для кого-то часто — это раз в неделю, для кого-то — каждый день. Чем точнее ответ клиента, тем более он объективен, тем больше он может быть рассмотрен не только с точки зрения того, как привык воспринимать свою ситуацию клиент, но и под углом зрения гипотез и интерпретаций, возникших у консультанта.

Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма:

a) начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей;

b) изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, то есть она максимально индивидуализируется.

Но и в том, и в другом случае для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две - три конкретные ситуации, которые должны быть:

a) тесно связанными с содержанием основных жалоб клиента;

b) типичными для жизни клиента;

c) желательно, чтобы ситуации были развернутыми, описывающими негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.

Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.

Можно сказать, что основной и, пожалуй, самый надежный для консультанта подход к работе на втором этапе расспроса — это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, наглядно демонстрирующих его отношения с людьми, поведение в проблемных ситуациях, особенности выбираемых паттернов взаимодействия. Работа с конкретными ситуациями — для консультанта один из наиболее надежных способов проверить свои гипотезы. Широко известно, что чем подробнее человек говорит о чем-либо, чем больше конкретных деталей в рассказе, тем меньше отпечаток субъективности и односторонности и больше возможностей для понимания консультантом тех аспектов реальности, которые не воспринимаются или не замечаются рассказчиком. Мелкие детали ситуации труднее придумать или исказить, и они становятся своеобразными фильтрами, через которые проходит неосознаваемая или недооцениваемая клиентом информация. Но что же это такое — полный, подробный рассказ о конкретной ситуации, каковы основные требования к нему?

В подробном рассказе должно быть отражено, когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация, где именно это происходило, кто принимал в ней участие, что конкретно говорили и сделали клиент и другие действующие лица, что он думал и чувствовал в то время, когда разворачивались события, что, с точки зрения клиента, в это время думали и чувствовали другие участники ситуации, чем эта ситуация окончилась, какие она имела последствия и на что оказала влияние.

Представим себе, что речь на приеме у психолога зашла о семейном конфликте, и рассказывает о нем жена. Для того чтобы ее рассказ мог рассматриваться как конкретная ситуация, клиентка должна сообщить о том, что каждый из супругов делал перед началом ссоры, как проходила ссора, когда именно клиентка почувствовала, что завелась и в связи с чем, из-за чего, с ее точки зрения, это чувство возникло, что говорила она сама и что отвечал ей муж, чем была вызвана ссора с его точки зрения (по предположению клиентки), как и в связи с чем ссора была прекращена, как разворачивались события дальше, долго ли отношения были напряженными, каковы последствия этой ссоры для их отношений.

Только услышав такой полный рассказ, консультант может подтвердить или опровергнуть гипотезу, например, о том, что жена сама первая провоцирует конфликты, для того чтобы использовать их затем как средство давления на мужа, выдавая себя за жертву. Самостоятельный рассказ клиентов никогда не бывает настолько полным, чтобы сразу же удовлетворить психолога, и обычно вслед за описанием ситуации следует подробный расспрос.

Далеко не всегда клиент с легкостью отвечает на задаваемые психологом вопросы. Часто приходится потратить довольно много сил на то, чтобы ответы были подробными и описывали реальные чувства и переживания, а не были бы рассуждениями на тему. Если на первом этапе расспроса позицию психолога можно охарактеризовать как пассивную, то здесь она становится, по возможности, активной, консультант предлагает альтернативы, задает детализирующие вопросы, стимулируя, по возможности, память клиента. Бывает, что клиент считает, что полностью забыл какие-то моменты. В такой ситуации психологу следует подбодрить его: “Вспомните хоть что-нибудь”, “Не беда, если это несколько не соответствует тому, что было на самом деле, но Вы ведь можете, зная свою жизнь, максимально полно представить, как это могло быть”.

Другая часто встречающаяся трудность для клиента в таком рассказе — описание собственных переживаний и чувств других людей. Именно чувства и переживания должны прежде всего интересовать консультанта, поскольку они обычно глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе его проблем. Большинство людей мало прислушиваются к себе, не умеют анализировать свои переживания. То, что может сделать консультант для более глубокого анализа чувств и переживаний клиента, более подробно будет обсуждаться в следующей главе, здесь же хотелось бы подчеркнуть, что психологу следует проявлять настойчивость, всячески помогая при этом клиенту. Например, предлагать различные альтернативы, подбадривать: “Так вы разозлились или испугались, услышав это?”, “Попробуйте описать свои чувства. Ведь даже если вы не обращали на это особого внимания, все же ничего не чувствовать в тот момент вы просто не могли. В жизни человека всегда есть не только мысли, но и чувства”.

Особенно часто приходится слышать от клиентов: “Затрудняюсь ответить”, когда речь заходит о переживаниях и состоянии других. В этой ситуации клиента можно заверить, что консультанту достаточно предположений. И это действительно так, поскольку особенности переживаний и поведения других людей психологу необходимы прежде всего для того, чтобы понять, как их воспринимает и оценивает клиент.

Для того чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, обсуждения одной конкретной ситуации недостаточно; необходимы хотя бы два-три таких примера. И только в том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся или опровергнутой.

Существуют ли какие-нибудь принципы для отбора ситуаций, о которых следует расспрашивать клиента? Ведь каждый рассказ требует времени и напряженной работы, следовательно, выбор его заведомо не должен быть случайным.

1. Выбираемые ситуации должны быть тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента, с теми моментами межличностных отношений, которые являются трудными, проблемными.

2. Обсуждаемые ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента, чтобы по ним можно было судить об особенностях взаимоотношений в целом.

3. Желательно, чтобы эти ситуации были достаточно развернутыми, описывающими целостные паттерны взаимодействия, то есть негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.

Так, жалобы матери на то, что ее дочь не заботится о порядке в квартире и обычно разбрасывает повсюду свои вещи, не может служить примером конкретной ситуации. В качестве таковой здесь может быть избран разговор матери и дочери, который начинается с того момента, когда мать, придя домой, обнаруживает книги и одежду разбросанными, начинает сердиться на дочку, чувствует обиду и, подойдя к ней, говорит: “Опять все по-старому”. Умелый профессионал с легкостью может развернуть эту ситуацию дальше, выясняя, за что конкретно она обиделась на дочь, что та ей ответила и подумала и т.д.

Чаще всего бывает, что после того, как две-три такие конкретные ситуации обсуждены, консультант может с уверенностью сказать, какая из гипотез оказалась наиболее подходящей, какое именно поведение клиента приводит к тому, что в его жизни возникают проблемы, как можно ему помочь относиться к происходящему по-другому и соответственно вести себя. Это означает, что можно переходить к следующей фазе консультативной беседы — к оказанию психокоррекционного воздействия, к интерпретации того, что происходит.



Дата: 2019-11-01, просмотров: 243.