Раздел 5. Логопсихология и логопедагогика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5.1. Логопедагогика как отрасль специальной педагогики. Предмет, задачи, принципы и методы логопедагогики. Междисциплинарные связи. Актуальные проблемы современной логопедагогики

Логопедагогика– это наука, которая изучает нарушения речи, методы их выявления, устранения и профилактики в ходе специального обучения и воспитания, а также причины, симптоматику и структуру речевых нарушений.

Предмет логопедагогики – нарушения речи, методы и приемы обучения и воспитания лиц с речевыми расстройствами.

Задачи логопедагогики.

1. Разработка научно-обоснованных принципов и методов обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.

2. Изучение развития речи в соответствии возрастной норме.

3. Определение этиологии, симптоматики, степени проявления и структуры речевого дефекта.

4. Разработка приемов психолого-педагогической диагностики речевых расстройств.

5. Разработка принципов организации логопедической помощи.

6. Систематизация речевых расстройств.

7. Раннее выявление и устранение речевых нарушений у детей.

Основные принципы и методы логопедагогики.

Принцип системностиопирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.

П ринцип комплексностипредполагает для постановки логопедического заключения и устранения речевых расстройств анализ речевых и неречевых симптомов речевого нарушения, результатов медицинского, психологического, логопедического обсле­дования, соотнесение уровней развития познавательной деятель­ности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка.

Принцип развитияпредполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Онтогенетический принциппредполагает исследование детей с нарушениями речи и органи­зацию логопедической работы с уче­том ведущей деятельности ребенка.

Принцип учета этиологии, симптома­тики нарушения и структуры речевого дефекта.

К методам логопедии относятся организационные (сравни­тельный, лонгитюдный, комплек­сный);эмпирические (наблюдение, эксперимент, психодиагностические); количественный и качественный анализ полученных данных; интерпретационные методы; использование технических средств.

Связь логопедии с другими науками.

 Логопедия тесно связана с другими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относят связи логопедии с педагогикой, с различными отраслями специальной педагогики, с общей и специальной психологией. К межсистемным относят связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.

Проблемы логопедии на современном этапе развития специальной педагогики:

-- совершенствование категориального аппарата и классификации речевых нарушений;

-- ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений;

-- научно-обоснованная разработка содержа­ния методов и приемов обучения и воспитания детей с тяжелыми нару­шениями речи;

-- реализация комплексного подхода в ходе диагностики и коррекции речевых нарушений;

-- обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений;

-- разработка и внедрение новых коррекционных технологий в логопедическую практику.

Этиология речевых нарушений

Причины возникновения речевых нарушений разделяют на три основные группы: медико-биологические, социально-экономические, психолого-педагогические.

Медико-биологические причины:

-- пренатальныйпериод: токсикозы, интоксикации различного характера, гипоксия, несбалансированное питание, неграмотное медикаментозное лечение, инфекционные, венерические и эндокринные заболевания, физические травмы, стрессовые ситуации, резус-конфликт крови матери и плода и др.;

-- натальный период: родовые травмы, асфиксия новорожденного, применение родовспомогательных средств и др.;

-- постнатальный период: нейроинфекции, соматические заболевания, травматические повреждения и др.

Социально-экономические причины: экология, профессиональные заболевания и вредные привычки родителей, особенности семьи современного общества, низкий уровень образования и материального благосостояния членов семьи, влияние НТП и средств массовой информации и др.

 Психолого-педагогические причины: психическая депривация ребенка,отсутствие эмоционального контакта ребенка с родителями, сверстниками, педагогами, смена коллектива, смена педагогов и др.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 593.