У ребенка с нарушениями интеллекта в раннем детстве не складываются те предпосылки к развитию личности, которые обеспечивают формирование личности у нормально развивающегося дошкольника. Личность ребенка с нарушениями интеллекта формируется с большими отклонениями как в сроках и темпах развития, так и по содержанию. Складывается иное соотношение разных сторон личностного развития ребенка.
К началу дошкольного возраста, у детей с нарушениями интеллекта личностные проявления не появляются. Их поведение, как правило, оказывается непроизвольным, «полевым».Хотя ребенок и пытается ориентироваться на взрослого, он не может в ходе общения усвоить нормы поведения и понять их смысл. Такое усвоение не может также происходить в ходе деятельности, так как у него к началу дошкольного возраста практически нет деятельности.
В то же время после 4 лет, когда у детей с нарушениями интеллекта начинает развиваться интерес к окружающему, формируются действия с предметами, появляется желание подчиняться взрослому, можно наблюдать у них и возникновение первых проявлений самосознания, отделения своего «Я», которое находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу. Систематические переживания неуспеха ведут к формированию патологических черт личности — к отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости или заискиванию. У них появляются угодливость, негативизм, озлобленность.
Совсем по-иному, чем в норме, складывается у детей с нарушениями интеллекта общение как со взрослым, так и с коллективом сверстников. Отсутствие средств общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что дети с нарушениями интеллекта в большинстве случаев оказываются отверженными во дворе, в общеобразовательном дошкольном учреждении. Желание самоутвердиться в такой ситуации, характерное для дошкольников, приобретает патологические формы — дети становятся агрессивными. Такое поведение может представлять собой и своеобразные, искаженные формы общения.
В элементарной деятельности необученных детей с нарушениями интеллекта наблюдается лишь самые примитивные мотивы — интерес к внешнему вицу игрушки, подчинение требованию взрослого, в редких случаях — интерес к процессу деятельности. Познавательные мотивы снижены.
Существенных изменений в характере мотивов у детей с нарушением интеллекта без целенаправленной коррекционной работы не отмечается до конца дошкольного возраста.Не происходит вне обучения и существенных изменений в состоянии эмоционально-волевой сферы. У них наблюдаются трудности в регуляции поведения, не возникает потребность в произвольном управлении поведением.
3.9. Особенности организации психолого-педагогической работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Специализированные (коррекционные) детские сады и специализированные детские дома имеются во всех регионахстраны и составляют важную часть системы специального образования РФ.
В структуре специализированного дошкольного учреждения системы Министерства образования и науки РФ предусматриваются разные возрастные группы: младшая группа предназначена для детей 3 — 4 лет; средняя — 4 — 5 лет; старшая — 5 — 6 лет; подготовительная — 6 — 7 (8) лет.
Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.
В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные.
В диагностическом блоке задач ведущей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а, с другой — разработки индивидуальной программы развития ребенка.
Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.
Руководит данным учреждением заведующий (директор детского дома), который направляет и координирует работу сотрудников, контролирует деятельность своего учреждения с учетом его специфики, руководствуясь образовательной программой развития своего учреждения.
В штате дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта имеется должность старший воспитатель. Он организует весь педагогический процесс в учреждении, осуществляет повседневное руководство и контроль за коррекционно-педагогической работой с детьми.
В специализированном дошкольном учреждении ведутся как групповые, так и подгрупповые и индивидуальные виды работы с детьми.В каждой группе специализированного детского сада для детей с нарушениями интеллекта занятия проводятся учителем-дефектологом, воспитателями, логопедом, психологом и специалистами по музыкальному и физическому воспитанию.
В зависимости от возрастной группы количество занятий, их продолжительность, а также их виды варьируются на разных годах пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Это положение относится как к занятиям учителя-дефектолога, так и воспитателя. Продолжительность занятий учителя-дефектолога и воспитателя в младшей группе 20 — 30 мин., в старшей — 30 — 40 мин.
Воспитатель специализированного дошкольного учреждения отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя.
Учебная нагрузка учителя-дефектолога — 20 часов в неделю, которые он проводит непосредственно на своем рабочем месте. В течение рабочего дня учитель-дефектолог проводит 4 подгрупповых занятия (2 подгруппы по 2 занятия в день), 4 — 6 индивидуальных занятий. Каждый ребенок должен посетить не менее трех индивидуальных занятий в неделю у учителя-дефектолога.
Кроме того, необходимо предусмотреть время для изучения деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, при выполнении режимных моментов, в ходе проведения музыкальных, физкультурных занятий, на праздниках и утренниках. Дефектолог должен проводить работу с воспитателями по использованию индивидуальных подходов к каждому ребенку как в самостоятельной, так и в организованной деятельности. Дефектолог совместно с воспитателем планирует проведение целенаправленных наблюдений, проведение экскурсий, организацию досугов и праздников.
Учитель-дефектолог ведет следующую документацию:
· личное дело каждого ребенка, которое включает в себя: заключение по результатам первичного психолого-педагогического обследования психического развития ребенка (приложение 3) и учет динамики развития ребенка, отражаемой в анализе результатов коррекционно-развивающего обучения два раза в год — январь, июнь;
· перспективный план работы с детьми своей возрастной группы по всем видам занятий, которые им проводятся;
· календарный план работы с детьми по всем занятиям;
· индивидуальная программа развития ребенка;
· планы индивидуальных занятий с детьми;
· аналитический отчет о результатах коррекционно-развивающего обучения в своей группе за учебный год:
· методическая тетрадь (отражающая посещения дефектологом открытых занятий, семинаров, педсоветов и темы выступлений на различных педагогических мероприятиях) .
Музыкальный руководитель специализированного дошкольного учреждения проводит занятия по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов, отражающих национальные и общекультурные традиции своего народа.
В тех случаях, когда в учреждении имеется должность инструктора по физич ескому воспитанию, создаются условия для более интенсивной деятельности по совершенствованию физического развития и здоровья детей.
Учитель-логопед специализированного дошкольного учреждения проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции речевых нарушений у детей. Каждый ребенок должен посетить индивидуальные логопедические занятия не менее 3 раз в неделю.
В обязанности логопеда специализированного дошкольного учреждения входит изучение состояния речевой деятельности воспитанников, ее связи с другими видами психической деятельности ребенка, разработка программы индивидуального речевого развития каждого ребенка в группе.
Учитель-логопед в учреждении для детей с нарушением интеллекта проводит индивидуальные и подгрупповые_занятия по коррекции речевого развития у детей. С детьми до 5 лет проводятся только индивидуальные занятия, в старшей и подготовительной группах целесообразно проводить подгрупповые занятия, наполняемость подгруппы при этом может варьироваться.
Педагог-психолог дошкольного учреждения проводит индивидуальные и групповые занятия. Он же осуществляет психологическую поддержку ребенка в течение адаптационного периода и оказывает квалифицированную помощь ребенку и членам его семьи в кризисных ситуациях.
Взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения строится на основе индивидуальной программы обучения, разработанной для каждого воспитанника детского учреждения. В соответствии с такой программой четко определяются индивидуальные особенности ребенка, его потенциальные возможности и потребности.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 269.