Учебно-методические материалы по курсу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебно-методические материалы по курсу

 «БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ»

 

Данная методическая разработка имеет практическую направленность и предназначено для применения в индустрии туризма. Оно призвано ознакомить студентов с возможными путями осуществления инвестиционной деятельности с акцентом на грамотное составление документации по предоставлению инвестиционного проекта (бизнес-плана) создания туристского предприятия.

 

 



Содержание

 

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА ............................................................................................................ 3

1.1. Назначение бизнес-плана. 3

1.2. Исходная информация для составления бизнес-плана. 4

1.3. Рекомендации по разработке бизнес-плана. 7

1. Титульный лист.. 8

2. Резюме. 8

3. Описание вида деятельности, продукции (работы или услуги) 8

4. План маркетинга. 11

5. Производственный план. 14

6. Организационный план. 15

7. Оценка и страхование рисков. 17

8. Финансовый план. 18

9. Приложение. 32

 

2. МАКЕТ БИЗНЕС-ПЛАНА.. 33

1. Титульный лист. 33

2. Резюме. 34

3. Описание вида деятельности (продукции или услуги) 35

4. План маркетинга. 36

5. Производственный план. 38

6. Организационный план. 40

7. Оценка и страхование рисков. 41

8. Финансовый план. 42

9. Приложения. 42

10. Библиографический список……………………………………………… 64

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

БИЗНЕС-ПЛАНА

 

1.1. Назначение бизнес-плана

 

Бизнес-план - это документ, который описывает стратегию развития бизнеса как существующего, так и вновь начинаемого. Он содержит анализ проблем, с которыми бизнес может столкнуться, а также способы их решения. Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в этот вид бизнеса и принесет ли проект доходы, которые окупят все затраты сил и средств?

Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, рассматривающих его как стратегическое решение, так текущие управленческие мероприятия.

Бизнес-план как «проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и ценность проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект ее теряет, становится невостребованным внешней средой.

Каждый проект включает в себя целенаправленные изменения внутренней среды, а также внешней, в которой он осуществляется. Для создания и реализации проектов требуются ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, технические. Расчет и обоснование этих ресурсов дается в бизнес-плане

В успешном завершении проекта заинтересованы все его участники. Следовательно, бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую их интересы. Так:

- руководитель проекта и команда разработчиков - вознаграждение по результатам работы (в случае работы по найму заказчика проекта), повышение профессионального рейтинга;

- заказчик (владелец бизнеса) - доходы от реализованного проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность фирмы, реинжиниринг действующих бизнес-процессов и в конечном итоге преобразование фирмы в заданном стратегическом направлении;

- органы власти - налоги, а также решение социальных, экономических, экологических и других проблем муниципального образования, на территории которого реализуется проект;

- потребители - товары и услуги;

- инвесторы - возврат вложенных капиталов с процентами, условия стабильной прибыльной деятельности в выбранной стратегической зоне хозяйствования.

Лучший способ оценить свои шансы на успех в бизнесе это планировать и придерживаться назначенных ориентиров. Задача бизнес-плана уберечь от коммерческой деятельности, обреченной на провал, показать степень ее риска.

Бизнес-план снабдит необходимой информацией всех тех, кто заинтересован в объективной оценке вашего бизнес-проекта, в особенности, если вам понадобится внешнее финансирование. Тщательно составленный план может быть быстро переработан в финансовую заявку, которая удовлетворит большинство инвесторов.

Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

- дает возможность определить жизнеспособность фирмы в условиях конкуренции;

- содержит обоснование стратегии развитие фирмы (бизнеса);

- служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов и поддержки администрации.

Следует отметить, что бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на 2-3 года, то есть на период реализации стратегического проекта. При этом для первого года основные показатели рекомендуется представлять в помесячной разбивке, для второго - в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями (это так называемый «шаг проекта»).

В зависимости от степени проработки исходного материала различают экспресс-бизнес-план, технико-экономическое обоснование проекта, рабочий бизнес-план, бизнес-план как инвестиционная заявка.

 

1.2. Исходная информация для составления бизнес-плана

Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию. Имея необходимую информацию, руководитель бизнес-проекта еще до составления делового плана может оценить жизнеспособность самой концепции нового проекта.

Прежде всего, необходимы маркетинговые исследования, чтобы оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить. Необходимо понять, что и кому будет продаваться и почему это покупают. Надо помнить, что приобретается не просто продукт или услуга, а совокупность определенных преимуществ, которые позволяют решить потребительские проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом) - характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации.

Суть центральной идеи теории маркетинга состоит в том, что рынок включает в себя довольно обособленные подразделения или сегменты. Каждый сегмент предъявляет специфические требования к продукции или услугам. Если предприятие приведет свою продукцию или услуги в соответствии с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то оно сможет увеличить долю своего участия на рынке и, следовательно, увеличить прибыльность. Важным обстоятельством при этом будет определение сегмента рынка, т.е. покупателей - каковы их запросы и как на них выйти, довести до них свою продукцию. Без хорошего понимания запросов покупателей (клиентов) нельзя оценить сильные и слабые стороны предлагаемых продукции и услуг.

Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, выполняющие маркетинговые исследования а можно провести собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты, статьи в научных журналах, интернет-информация, материалы статистических органов.

Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана, которые касаются маркетинга. Они включают информацию о конкурентах,  ценах, торговой наценке, рыночных трендах и перспективах роста спроса и цен.

Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции и у фирм-поставщиков оборудования.

В современном быстро меняющемся мире технологические аспекты и экономическое окружение могут создать как дополнительные возможности, так и определенные проблемы. Обычно развитие технологии позволяет выполнить задачу лучше и с меньшими затратами. Некоторые технологические процессы могут привести к усовершенствованию качества продукции или повышению уровня услуг, другие - позволят более продуктивно и с меньшими затратами выполнять ту же работу.

При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

- производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;

- сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;

- оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его на прокат (арендовать) или нужно покупать;

- помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки, строительства и т.д.;

- накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод, прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д.

Имущество фирмы - помещения, машины, оборудование, транспортные средства - может дать представление о том потенциале, которым обладает фирма в данный момент в отношении расширения бизнеса без или с привлечением дополнительных инвестиций, а также в отношении освоения новых сегментов рынка. Важно обратить внимание на сроки службы основных средств, их износ, оценить, когда и какое оборудование будет нуждаться в замене. Необходимо постоянно следить за эффективностью работы оборудования, его способностью производить продукцию, технологически отвечающую уровню современных требований.

Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности фирмы. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в проект, чтобы покрыть текущие расходы начального этапа и о том, каким образом можно получить необходимые средства (заем, лизинг, выпуск акций, и т.п.).

Существует три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность предприятия:

1) прогноз доходов и расходов;

2) прогноз денежной наличности;

3) балансовый отчет фирмы на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов фирмы (балансовый план).

Прогноз расходов и доходов предприятий строится на основе данных об ожидаемом объеме спроса.

Прогноз денежной наличности должен показать способность фирмы своевременно оплачивать свои счета. В нем должны быть оценены начальная денежная наличность, ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков.

Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию фирмы на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предприятие владеет), пассивы (его долг) и средства, вложенные владельцем фирмы и его партнерами. Информация о балансовом отчете возможна только для действующих фирм.

Вышеперечисленная информация непосредственно отражается в бизнес-плане.

Бизнес-план должен учитывать реальные условия инвестиционной политики, действующие в России. Если для проекта предполагается получить заемные средства от нескольких инвесторов, то необходимо на предварительном этапе иметь информацию об условиях инвестирования. Инвесторы, в том числе и государственные, предъявляют жесткие требования к содержанию проектов, определяют продолжительность краткосрочных и долгосрочных кредитов, уровень процентной ставки за кредит, минимальные и максимальные объемы кредитной суммы.

В случае представления бизнес-плана как инвестиционной заявки на получение финансовых ресурсов из федерального бюджета необходимо учитывать требования Минэкономразвития РФ. Среди них:

- государственный инвестор инвестирует только капиталовложения, финансовые ресурсы под оборотные средства не выделяются;

- государственный инвестор прежде всего поддерживает научно-технические проекты, обеспечивающие развитие отечественного производителя, способствующие формированию дополнительных рабочих мест для высококвалифицированного персонала, решающие экологические проблемы регионов;

- государственная поддержка осуществляется на конкурсной основе только тех проектов, в реализацию которых фирма (предприятие) вкладывает определенную долю собственных средств.

 

 

1.3. Рекомендации по разработке бизнес-плана

Состав бизнес-плана

 

1. Титульный лист.

2. Резюме.

3. Описание вида деятельности, продукции (работы или услуги).

4. План маркетинга.

5. Производственный план.

6. Организационный план.

7. Количественная оценка и страхование рисков.

8. Финансовый план.

9. Приложения.

Все разделы бизнес-плана должны корреспондироваться между собой. Разработка каждого последующего раздела может привести к корректировке предыдущих. Поэтому разрабатывается несколько вариантов бизнес-плана.

Следует отметить, что каждый руководитель должен составлять бизнес-план в зависимости от особенностей развития его фирмы и исходя из личной оценки достаточности представляемого материала, чтобы убедить инвестора в целесообразности вложения денег именно в данный проект. Одно из главных требований - это анализ сильных и слабых сторон бизнеса, который обеспечивает объективность аргументов проектировщика бизнес-плана.

Каждый раздел бизнес-плана имеет экономическую оценку предлагаемых мероприятий, что показывает объективность показателей финансового плана.

Титульный лист

 

Титульный лист бизнес-плана является визитной карточкой бизнес-проекта и его разработчиков. Следовательно, он содержит информацию не только по названию проекта, но и краткую аннотацию сути проекта и его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования (направления бизнеса), выбранной руководством фирмы. Аннотация включает информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта. Показатели финансирования проекта, возможно в процентах (общая сумма, собственные средства, заемные средства, средства государственной поддержки) желательно указать на титульном листе, несмотря на то, что более детально они представлены в резюме и финансовом плане.

 

Резюме

 

Резюме, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Оно должно быть кратким (не более 2-3 страниц) и трактоваться как самостоятельный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана.

В резюме четко формулируются цели проекта, какие проблемы будут решены и потребности развития внешней среды удовлетворены.

Информационная емкость резюме должна быть достаточна и убедительна для потенциального инвестора. По содержанию вводной части инвестор зачастую судит о том, стоит ли ему терять время дальше и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно - чем будет заниматься фирма, сколько денег потребуется вложить, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему фирма добьется успеха, каким образом полученная сумма денег будет возвращена. Даже если вы не собираетесь обращаться за ссудой, в плане должно быть обосновано целевое использование собственных средств (денег партнеров, друзей, членов семьи).

 

План маркетинга

 

Анализ рынка сбыта

 

Анализ будущего рынка сбыта - это один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана, и на такую работу нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени. Опыт показывает, что неудача большинства несостоявшихся со временем проектов была связана именно со слабым изучением рынка и недооценкой его емкости.

Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому этот раздел наиболее труден для написания. Необходимо убедить инвесторов в существовании рынка для продукции и показать, что вы можете продать на нем свою продукцию.

Для этого нужно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка, выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, а для другого - сильнее.

Появление на рынке или уход с него относятся к числу наиболее важных стратегических решений и требуют тщательного расчета.

Любая фирма заинтересована в тех потребителях, которые купят товар по цене, обеспечивающей получение прибыли в достаточном объеме и на протяжении длительного периода времени, чтобы ваша фирма могла существовать и развиваться. Значит, одна из первых ваших задач - определить свой целевой рынок.

В связи с этим особого внимания заслуживает ответ на вопрос - кто является вашим покупателем сегодня, сохранится или изменится покупатель завтра.

Товары приобретаются, в конечном счете, людьми, а не фирмами и организациями. Решения о покупке принимает конкретный человек, даже если он фигурирует в качестве «агента по закупкам» или «владельца компании». Данные демографических исследований подскажут, где найти свое место на рынке и как лучше организовать торговлю. Уже одно проведение простейших демографических оценок даст вам преимущества перед подавляющим большинством бизнесменов и менеджеров, которые полагаются на привычку и инверцию вместо того, чтобы заняться изучением рынка. Вам надо научиться распознавать самого выгодного клиента и с полуслова понимать, что ему нужно. Это облегчит вам поиск нужной клиентуры. Если вы реализуете большую часть своей продукции фирмам, границы поиска будут несколько шире: сначала определите, каким фирмам выгоднее всего продавать свою продукцию, затем найдите среди персонала этих фирм людей, с которыми имеет смысл завязать контакты, и постарайтесь побольше узнать о них.

Сегментирование рынка оправдывает себя даже в рамках крошечной фирмы. Ключевым вопросом для определения вашей стратегии в будущем является разработка мер по расширению круга постоянных покупателей.

Продавать товар своим постоянным покупателям всегда легче, чем привлекать новых. Тем не менее, нужно постоянно следить за тем, чтобы на смену покупателям, которых вы теряете по тем или иным причинам, приходили новые, не говоря уже о том, что рост фирмы возможен только при расширении клиентуры.

Необходимо также определить, что будет происходить с вашей долей по мере расширения рынка, относится ли данный рынок к числу конкурентных.

Любой бизнес и, в частности, обладающий хорошими идеями по совершенствованию продукции, рано или поздно столкнется с проблемой конкуренции. Поэтому очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента.

Одной из типичных ошибок при составлении данного раздела бизнес-плана является переоценка действительного положения с конкурентами. Конкурентов необходимо оценивать предельно правдиво, но при этом указывать те проблемы в их стратегии, которые открывают вам реальный шанс добиться успеха. Данный подход гарантирует более высокие шансы на успех вашего бизнеса.

При анализе динамики деятельности конкурентов следует учесть все факторы, влияющие на спрос покупателей, не ограничиваясь только самыми бросающимися в глаза параметрами - ценой и основными качественными характеристиками. Необходимо определить, что на самом деле важно для ваших будущих клиентов и как вы можете удовлетворить эти их потребности с большой выгодой для своего дела (оперативность и малая партионность поставок, более надежный послепродажный сервис и т.д.).

Необходимо показать, что ваша продукция может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей. При этом особое внимание следует уделить ценовой политике, обеспечит ли цена, принятая конкурентом, прибыль вашей фирме, сможете ли вы обосновать цену, отличную от назначенной конкурентами (низкие издержки, более высокое качество продукции или обслуживания). Это обусловлено тем, что не смысла устанавливать цену в отрыве от рынка, как нет пользы от цены, не позволяющей свести концы с концами.

 

Маркетинговая стратегия

 

Основательная проработка предшествующих разделов бизнес-плана позволяет вам разработать «План маркетинга». Цель этого раздела объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные элементы плана маркетинга, к которым относятся: схема распространения товаров, ценовая политика, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров), формирование общественного мнения о вашей фирме и клиентах, бюджет плана маркетинга.

Конкретные детали маркетинговой стратегии являются сложными комплексными вопросами, но чтобы быть убедительными при обсуждении вашего бизнес-плана с будущими инвесторами, вам необходимо иметь ответы на них. Не следует включать все детали проблем маркетинга в ваш бизнес-план. Достаточно на трех-четырех страницах изложить лишь главное: как вы будете продавать свой товар - через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как вы будете определять цены на свои товары и какой уровень прибыльности на вложенные средства собираетесь реализовать; как будете организовывать рекламу и сколько средств примерно собираетесь на это выделить; как будете добиваться постоянного роста объемов продаж - за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей; как будете организовывать службу сервиса и сколько вам на это потребуется средств; как будете добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности (то, что называется «паблик рилейшенз»).

В любом бизнесе при формировании проектов, связанных с продажей и сбытом, требуется детальный анализ этих факторов.

Потенциальные инвесторы считают план маркетинга важнейшим компонентом успеха нового бизнеса, поэтому нужно тщательно все продумать и убедиться, что предполагаемая стратегия действительно может быть реализована. На действующих предприятиях план маркетинга составляется на год вперед. За его выполнением внимательно следят и вносят в него поправки с учетом изменяющейся ситуации на рынке. Начинающий предприниматель должен научиться составлять план маркетинга и сверять с ним свои текущие решения. Часто план маркетинга оказывается очень объемным, тогда его можно поместить в приложение к основной части делового плана, а выводы по основным его проблемам представить в предшествующих разделах бизнес-плана, исходя из логики его изложения.

Одна из часто встречающихся ошибок при разработке данного раздела бизнес-плана - отсутствие учета влияния на прибыльность деятельности фирмы макроэкономических показателей (инфляция, процентная ставка, и др.).

Соответственно вы должны описать, как это повлияет на прибыльность вашей фирмы и что вы намереваетесь делать, чтобы сохранить рентабельность своей фирмы.

В случае поэтапной реализации проекта необходимо определить динамику продвижения на рынок и наращивания объемов реализации проекта.

 

 

5. Производственный план

 

Назначение раздела - обоснование выбора производственного процесса и расчет экономических показателей динамики развития деятельности согласно этапам проекта.

Раздел содержит следующую информацию:

- место производства товаров;

- необходимые производственные мощности и их увеличение по годам;

- закупка сырья, материалов и компонентов; репутация фирм-поставщиков, опыт работы с ними;

- производственная кооперация - с кем и на каких условиях;

- необходимое оборудование; фирмы-поставщики оборудования;

- схема производственных потоков на предприятии;

- контроль качества продукции - на каких стадиях и с помощью каких методов;

- уровень издержек производства и их динамика;

- затраты на утилизацию отходов и защиту окружающей среды.

 

Местонахождение фирмы

 

Удачное расположение фирмы способно повлиять на финансовые результаты, и в том числе на  прибыль. Если вы собираетесь заняться бизнесом, попытайтесь вначале представить идеальное местонахождение фирмы, а затем прикинуть, какой степени приближения к идеалу вы сможете добиться.

Если вы уже имеете представление о размере площади, которая вам понадобится, можно запросить брокеров по продаже недвижимости и поинтересоваться арендной платой в данном регионе.

Не стоит заниматься бизнесом в данном месте только потому, что местные расценки невелики. Арендная плата и цены формируются под влиянием рыночных сил, и дешевизна, как правило, является симптомом малой привлекательности местонахождения фирмы.

В то время, как для одних видов деятельности местонахождение не имеет принципиального значения, для других, в особенности - для ресторанов и торговых предприятий - это один из существенных факторов, определяющих успех дела.

У каждого направления бизнеса - свои особенности. В обрабатывающей промышленности и оптовой торговле низкая арендная плата и близость транспортных магистралей ценится гораздо выше, чем местонахождение как таковое или близость потребителя. Для розничной торговли последние два обстоятельства имеют решающее значение. Возможно, вам удастся воспользоваться данными анализа транспортных перевозок в данном регионе, что облегчит вам выбор правильного местонахождения фирмы.

В этом разделе вам предстоит ответить на следующие вопросы:

1. По какому адресу находится фирма?

2. Каковы особенности помещения, занимаемого фирмой?

3. Вы арендуете землю или она принадлежит вам?

4. Есть ли необходимость в реконструкции здания и если да, то во что это обойдется? Изучите прейскуранты нескольких возможных подрядных организаций и включите их в перечень сопроводительных документов.

5. Есть ли зональные ограничения на занятия данным видом предпринимательской деятельности в близлежащих районах?

6. Какие виды бизнеса наиболее распространены в данном регионе?

Например, брокеры по продаже автомашин предпочитают группироваться в одном месте. То же относится к бизнесу в области искусства, ювелирным магазинам и финансовым учреждениям.

7. Почему вы выбрали данное место, а не какое-либо другое?

8. Почему вы считаете это место наиболее подходящим для своей фирмы?

9. Как отразится ваш выбор на текущих издержках?

Если вы начали свою деятельность и местонахождение фирмы уже выбрано удачно, держите в поле зрения все изменения, происходящие в вашем районе, - строительство дорог, изменения в численности и составе населения, перемещение людей, поправки, вносимые в муниципальные установления. Проанализируйте данные переписей населения за несколько лет, чтобы выявить долговременные тенденции. Поддерживайте постоянные контакты с агентами по продаже недвижимости, которые, наверняка, в курсе происходящих событий.

Этот раздел не должен быть слишком пространным. Просто его содержание должно служить напоминанием о вещах, которые требуют вашего постоянного внимания. Он может входить составной частью в любой из рассмотренных выше разделов плана.

 

6. Организационный план

 

В данном разделе необходимо показать, кто будет внедрять намеченные мероприятия по проекту. На основании этого раздела потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто именно будет осуществлять руководство фирмой и каким образом будут складываться отношения между собственниками, руководством, коллективом.

Согласно многочисленным исследованиям факторов, обусловливающих банкротство мелких фирм, 98% неудач объясняется низким качеством управления Это обстоятельство нужно учесть в бизнес-плане. При составлении финансовой заявки следует убедиться в том, что вероятный инвестор в курсе принятых или предпринимаемых мер по исправлению каких бы то ни было ошибок, допущенных вами или вашими управляющими. Если вы составляете план для себя лично, в данном разделе нужно высветить сильные и слабые стороны управления. Ориентиром может послужить перечень наиболее распространенных причин банкротства (экспертные данные):

 

Некомпетентность управления............................................................... 45%

Недостаток опыта в производстве данного ассортимента продукции.. 9%

Недостаток управленческого опыта...................................................... 13%

Узкий профессионализм......................................................................... 20%

Невыполнение взятых на себя обязательств........................................... 3%

Обман........................................................................................................ 2%

Стихийные бедствия ................................................................................ 1%

Другие....................................................................................................... 7%

 

Противоядия от некомпетентности не существует, зато есть три надежных средства защиты от узкого профессионализма и неопытности - добывать необходимый опыт своими силами, иметь партнера или нанять человека, обладающего им.

Конкретное наполнение этого раздела зависит от избранной формы организации: будет ли это индивидуальное предприятие, товарищество или акционерное общество. Если это товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится. Если акционерное общество, необходимо дать сведения о количестве выпускаемых акций, типе акций.

Вы должны обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить перспективы изменения этих форм (если это необходимо) и объяснить, почему такая стратегия считается наилучшей.

При рассмотрении вопросов руководства и управления фирмой необходимо объяснить, какова структура управления. Следует помнить, что необходима сбалансированная руководящая команда. Следует дать анализ знаний и квалификации этой команды.

В этом разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях; детальные анкетные характеристики приводятся в приложении.

Отправной точкой этого раздела должны быть квалификационные требования, то есть необходимо показать, какие именно специалисты и сколько (какого профиля, с каким образованием, каким опытом), с какой заработной платой понадобятся для успешного решения задач, поставленных в предыдущих разделах плана, сейчас, в ближайшем будущем, через 2-3 года. При этом необходимо указать, где и как вы собираетесь заполучить таких специалистов: на постоянную работу или в качестве совместителей (внешних экспертов).

Следует определить: необходима ли переподготовка и подготовка кадров, во что это может обойтись фирме.

К приему дополнительных работников нужно прибегать только в том случае, если это повысит доходность фирмы. Поэтому прежде, чем принимать на работу новых людей, следует проанализировать, действительно ли это так уж необходимо. Заработная плата служащих относится к числу постоянных издержек, поэтому необходима обоснованность их целесообразности. При этом только тщательный подбор кандидатуры на место может дать желаемый результат.

Необходимо осветить механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, то есть каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в деловом плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя (оклад, премии, долевое участие в прибыли или иные формы материального стимулирования).

В этом разделе нужно привести и организационную схему управления бизнес-проектом с указанием для каждого руководителя его места в организационной иерархии. Из данной схемы должно быть четко видно: кто и чем будет заниматься, как службы будут друг с другом взаимодействовать и как их деятельность намечается координировать и контролировать. Поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже самые многообещающие проекты, такого рода информация интересует инвесторов и банкиров. Подробный ответ на возможные вопросы можно вынести в приложения к бизнес-плану, включив туда, например, примерные перечни служебных обязанностей ваших будущих сотрудников или другие данные о персонале.

 

Оценка и страхование рисков

 

Каждое новое предприятие или новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его существованию. Наибольшее количество ошибок при разработке данного раздела плана встречается из-за недостаточного умения авторов бизнес-плана заранее предугадать все типы и степень рисков, с которыми фирма может столкнуться при его внедрении, источники этих рисков и момент их возникновения, а также разработки эффективной стратегии и их преодоления. Главные рискованные моменты, перед которыми может оказаться бизнес, должны быть описаны просто и объективно.

Риски могут быть различными: от пожаров и землетрясений до забастовок и межнациональных конфликтов, изменений в налоговом регулировании и колебаний валютных курсов. Угроза может также исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров, подготовке персонала. Опасность может представлять также технический прогресс, который способен мгновенно «состарить» любую новинку.

Вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызвать. В плане требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски наиболее вероятны, во что они (в случае реализации) могут обойтись, как уменьшить риски и потери от них. Даже если ни один из рассмотренных выше типов риска реальной угрозы для фирмы не представляет, в бизнес-плане необходимо на наиболее характерных из них остановиться и обосновать, почему не стоит беспокоиться на этот счет.

Целесообразно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выхода из вероятных рискованных моментов в случае их внезапного возникновения (организационные меры профилактики рисков, программа страхования рисков). Например, при риске отказа одного из поставщиков оборудования можно проработать альтернативную программу поставок от другого поставщика, указав при этом как это может повлиять на затраты, на изменение производственных площадей и другие параметры производственной мощности, а также на качество продукции.

Наличие альтернативных программ в глазах потенциального инвестора будут свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.

 

8. Финансовый план

 

Этот раздел - важнейшая составная часть бизнес-плана, призванный обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Финансовый план составляется на весь период реализации бизнес-проекта и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние наличности, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключении определяется срок окупаемости или точка самоокупаемости.

Сводный прогноз доходов и расходов разрабатывается на каждый год, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке (табл. 1).

Основным источником доходов большинства предприятий являются продажи. Именно продажи определяют все прочие аспекты деятельности предприятия. Для составления прогноза используются опросы потребителей, опросы торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов.

Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей. Сведения о том, сколько и каких специалистов потребуется, берутся из организационного плана. Расширение дела может уже в первые месяцы существования предприятия потребовать увеличения численности занятых. Расходы на оплату труда должны быть заранее предусмотрены и включены в план доходов и расходов. В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам.

В первые месяцы освоения нового рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские расходы и т.д.

С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на рекламу, на участие в выставках, на аренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов. Условия страховки можно выяснить непосредственно у той страховой компании, в которой предприятие застраховано, а величину выплат можно определить в зависимости от вида страховки и состояния дел на предприятии к тому или иному моменту. Добавление новых площадей увеличит расходы на аренду. Если планируется закупить новое оборудование, то это отразится в приросте амортизационных отчислений.

Помимо планов доходов и расходов в разбивке по месяцам первого года, планы доходов и расходов должны содержать прогнозные данные на конец 2-го и 3-го гг. При прогнозировании эксплуатационных расходов на 2-й и 3-й гг. рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги (плата за электричество, газ и т.д.), аренда, страховка и процент на капитал, нетрудно подсчитать, исходя из объема продаж (доходов) на второй и третий год. Расходы на рекламу, на заработную плату и налоги можно определить как долю от чистой прибыли за соответствующий год.

Если финансовый план покажет, что при таких издержках можно получить прибыль, фирма имеет шансы на успех.

Финансовый план содержит обоснование движения денежных потоков по кварталам и годам реализации бизнес-проекта. Данные финансового плана являются основой расчетов эффективности проектируемых инвестиций.

 

 

Таблица 1

ПЛАН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

 

Показатель 1-й год с разбивкой по месяцам 2-й год с разбивкой по кварталам 3-й год в целом
Доходы от продаж товаров (оказания услуг или выполнения работ)      
Налог на добавленную стоимость      
Себестоимость реализованной продукции (работ или услуг)      
Валовая прибыль      
Эксплуатационные издержки, всего      
в том числе:      
- управленческие затраты      
- затраты на сбыт      
- аренда помещений      
- коммунальные услуги      
- транспорт      
- реклама      
- страховка      
- налоги      
- проценты за капитал      
- амортизация      
- затраты на науку      
- прибыль до уплаты налогов      
- налог на прибыль      
- чистая прибыль      

План прибылей и убытков отражает операционную деятельность предприятия (под операционной деятельностью понимается процесс производства и сбыта продукции и услуг) в определенные периоды времени (месяц, квартал, год). Из “Плана прибылей и убытков” можно определить прибыльность предприятия, реализующего проект.

Для построения таблицы “Отчет о прибылях и убытках” необходимы следующие данные:

1.Из плана продаж - выручка от реализации продукции и услуг, потери при продажах за определенный период времени (например, год). При этом в отчете о прибылях и убытках отражается суммарная величина объема продаж в стоимостном выражении, представляющая собой сумму “контрактных” продаж в данный период времени: продажи по факту, продажи в кредит, а также сумма от продаж с авансовыми платежами в предыдущие периоды за продукцию, которая была поставлена заказчикам в текущий период времени.

2.Из плана издержек - сумма переменных (прямых) издержек с учетом плана производства за расчетный период времени (месяц, квартал, год).

3.Из плана издержек - сумма общих (операционных, торгово-административных издержек) за расчетный период. При этом необходимо помнить, что общие (постоянные) затраты включают в себя амортизационные отчисления и начисленные проценты по кредитам.

Ниже приведена форма представления плана прибылей и убытков, которая может дополняться в зависимости от условий конкретного проекта.

+ Валовый объем продаж

- Потери и налоги с продаж

= Чистый объем продаж

- Переменные издержки (в т.ч. сырье и материалы, комплектующие изделия, сдельная заработная плата, другие прямые издержки)

= Валовая прибыль

- Налоги с дохода и на активы

- Операционные издержки

- Торгово-административные издержки

- Амортизация

- Проценты по кредитам

- Другие затраты

+ Другие доходы

= Прибыль до выплаты налога

- Налог на прибыль

= Чистая прибыль

 

Деньги в кассе или на банковском счете фирмы - это не то же самое, что прибыль. Прибыль - это разница между доходами и расходами, а денежная наличность - это разница между реальными денежными поступлениями и выплатами. Изменяется объем денежной наличности только тогда, когда фирма фактически получает платеж или сама производит выплату. Например, погашение долга фирмы не отражается в издержках, хотя уменьшает сумму наличности, а амортизация основных фондов - это издержки, которые снижают прибыль, но не влияют на сумму денежной наличности.

Одна из главных проблем, стоящих перед любой фирмой, - правильное планирование денежной наличности.

Нередко вполне рентабельные предприятия терпят банкротство только из-за того, что в нужный момент у них не хватило денег. Следовательно, если предприниматель судит о своем успехе по прибыли, то рискует сильно ошибиться, особенно если при этом прирост наличности отрицателен.

Прогноз денежной наличности строится на основании плана денежных поступлений и выплат. План денежных поступлений и выплат составляется на основе плана доходов и расходов с поправкой на ожидаемые лаги. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботиться, и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце денежные поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.

Самый сложный момент в прогнозировании денежной наличности - это определение размеров поступлений и выплат по месяцам. Для этого приходится строить предположения, чтобы денег заведомо хватало на оплату счетов в течение всего периода становления предприятия. На основе подобных предположений можно оценить размеры денежных поступлений и платежей по месяцам и прикинуть, когда и сколько денег потребуется брать в долг. Все предположения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте делового плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра.

План поступлений и выплат на 1-й год в месячной разбивке и на последующие три года может быть составлен по следующей форме (табл. 2).

 

 

Таблица 2

 

ПЛАН ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ВЫПЛАТ ПО ГОДАМ

Рис. Графическое представление точки самоокупаемости

 

По графику определяется тот объем продукции, при котором расходы будут равны доходам и после которого предприятие будет иметь постоянно увеличивающуюся прибыль.

Анализ чувствительности

Целью анализа чувствительности является определение степени влияния различных факторов на финансовый результат проекта. В качестве интегральных показателей, характеризующих финансовый результат проекта, используются обычно следующие показатели:

- внутренний коэффициент рентабельности (IRR);

- срок окупаемости проекта (PBP);

- чистая приведенная величина дохода (NPV);

- индекс прибыльности (PI).

Факторы, варьируемые в процессе анализа чувствительности, можно разделить на две основные группы:

1.Факторы, влияющие на объем поступлений;

2.Факторы, влияющие на объем затрат.

Как правило, в качестве варьируемых факторов принимаются следующие:

- физический объем продаж как следствие емкости рынка, доли предприятия на рынке, потенциала роста рыночного спроса;

- продажная цена и тенденции ее изменений;

- прямые (переменные) издержки и тенденции их изменений;

- постоянные издержки и тенденции их изменений;

- требуемый объем инвестиций;

- стоимость привлекаемого капитала в зависимости от условий и источников его формирования;

- в отдельных случаях - показатели инфляции.

Эти факторы можно отнести к разряду непосредственно влияющих на объемы поступлений и затрат. Однако кроме факторов прямого действия есть факторы, которые можно условно назвать косвенными. К их числу относятся, в частности, факторы времени.

Факторы времени могут оказывать на финансовый результат проекта разнонаправленное действие. В качестве факторов времени, оказывающих негативное влияние, можно выделить следующие:

- длительность технологического цикла изготовления продукта или услуги;

- время, затрачиваемое на реализацию готовой продукции;

- время задержки платежей.

Среди позитивных факторов времени можно назвать такие, как: задержка оплаты за поставленное сырье, материалы и комплектующие изделия, а также период времени поставки продукции с момента получения авансового платежа при реализации продукции и услуг на условиях предоплаты.

Следующей группой факторов, оказывающих значительное влияние на финансовый результат проекта и используемых в качестве варьируемых параметров в анализе чувствительности инвестиционных проектов, являются формирование и управление запасами.

Еще одна важная группа варьируемых факторов - это факторы, характеризующие условия формирования капитала. В процессе анализа чувствительности варьируется соотношение собственного и заемного капитала и определяются граничные значения, за которыми процесс формирования капитала посредством банковских кредитов неэффективен.

Очевидно, что влияние всех указанных факторов для разных проектов будет различным. В каждом конкретном случае под варьированием значений того или иного фактора подразумевается конкретное управленческое решение, которое, в свою очередь, приводит к изменениям в инвестиционном плане или объемах планируемых затрат и поступлений.

Таким образом, анализ чувствительности проводят как при планировании, так и при анализе инвестиционных проектов. Полученные в результате проведенного анализа чувствительности данные служат основой для оценки финансовый риска проекта, а также помогают разработать стратегию наиболее безопасного и эффективного пути его реализации.

 

Приложение

В приложении к бизнес-плану приводятся документы, не являющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылка в бизнес-плане.

Наиболее часто в приложении приводят следующие документы: технические данные по продукции, копии контрактов, лицензий, подробности патентных документов, из которых взяты исходящие данные, сообщения консультантов по продукции и рынкам, анкетные данные руководящих работников, сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований, отчет по ревизии бухгалтерских документов, прейскуранты поставщиков и др.

Не следует абсолютизировать приведенный примерный состав бизнес-плана фирмы. Он может служить лишь лучшему пониманию и эффективному действию, так как окончательный выбор состава и содержания материала, представляемого инвесторам, определяется руководителем с учетом конкретных обстоятельств и путей развития фирмы.



МАКЕТ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

 

Титульный лист

 

Фамилия, имя, отчество руководителя проекта ______________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

Адрес организации, частной фирмы: _____________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

Телефон:______________________________________________________

 

Кем разработан________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

Сфера бизнеса__________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Основные виды деятельности_____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1.7. Срок начала деятельности________________________________________

 

1.8. На какой период рассчитан бизнес-план____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Резюме

 

2.1. Цели проекта: экономические, социальные, научно-технические, политические:_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.2. Описание главных видов деятельности проекта и основных преимуществ продукции (услуг):_________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.3. Инвестиционная сумма, в том числе: собственные средства, заемные и средства государственной поддержки:_________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.4. Возможные рынки сбыта Вашей продукции (услуг): (местный, российский, товарный рынок, другие); возможные потребители; торговые предприятия, реализующие Вашу продукцию, посредники:______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.5. Каковы потенциальные возможности Вашего бизнеса по этапам запланированного периода (укажите объемы, структуру продаж или производства, качественные характеристики, которые Вы хотите достичь в целом или по видам продукции, видам деятельности):________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.6. Срок окупаемости проекта и срок возврата заемных средств:__________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

2.7. Возможные инвесторы и Ваши обязательства перед ними: ____________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

План маркетинга

 

4.1. «Изюминка» Вашего продукта (услуги). Приведите детали патентов, лицензий на свою продукцию: _________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.2. Разрабатываете ли Вы новые изделия, услуги: _______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

4.3. Каков Ваш рынок (растущий, стабильный, сокращающийся): __________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.4. Существуют ли другие рынки и каков их потенциал: _________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.5. Определите секторы Вашего рынка: _______________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.6. Может ли Ваша продукция приспосабливаться к требованиям разных секторов: _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.7. Определите и опишите Ваших возможных клиентов: _________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.8. Выделите 5 крупнейших потребителей и % от продаж, приходящихся на них: _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

4.9. Опишите план продаж на следующие полгода, год: __________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.10. Сравните эти прогнозы с показателями прошлого года (квартала, месяца): ______________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.11. Какие твердые заказы у Вас есть на этот период: ___________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.12. Ваши конкуренты и их доля на рынке:____________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.13. Цена на Ваш продукт. Объясните, как Вы будете ее устанавливать:

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.14. Сравнительная характеристика цен на Ваш продукт и продукцию конкурентов: _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.15. Как Вы собираетесь продавать свой продукт (по почте, агенты, реклама):______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Производственный план

 

5.1. Специфические требования к организации производства:

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.2. Состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, лизинг, покупка), стоимость:

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.3. Сырье и материалы: поставщики (название, условия поставок) и ориентировочные цены: __________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.4. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами:

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.5. Форма амортизации (простая, ускоренная). Нормы амортизационных отчислений. Основание для применения норм ускоренной амортизации:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.6. Себестоимость намечаемой к производству продукции. Калькуляции себестоимости:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

5.7. Структура капитальных вложений, предусмотренная в проектной документации и сметно-финансовом расчете, в т.ч. строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты. Ввод и освоение производственных мощностей: ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.8. Обеспечение экологической и технической безопасности:

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.9. Месторасположение фирмы (центральный офис, помещение для производственного процесса, складские и торговые помещения). Укажите, будете ли Вы арендовать помещения или покупать: ___________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.10.Обеспечение потребности в транспортных средствах:

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.11. Производственная кооперация – с кем и на каких условиях:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

6. Организационный план

 

6.1. Организационно-правовая форма Вашей фирмы (индивидуальное предприятие без образования юридического лица, товарищество, АО), условия создания и состав учредителей: ______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

6.2. Штатный состав сотрудников и динамика его изменения в течение реализации проекта: __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6.3. Сведения о предполагаемых (работающих) сотрудниках:

Ф.И.О. сотрудника _________________________________________________

Возраст___________________________________________________________

Адрес____________________________________________________________

Сегодняшняя или предполагаемая его роль в бизнесе ____________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заработная плата: сегодня ________________ в будущем _________________

Дипломы и сертификаты о квалификации ______________________________

__________________________________________________________________

Опыт и навыки работы (что умеет делать)______________________________

 _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

6.4. Какие дополнительные условия (льготы, надбавки, путевки и проч.) планируются для управленческой команды: _______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

6.5. Определите узкие (слабые) звенья в управлении командой (возможные или те, что существуют, и как Вы будете с ними работать): _______________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

6.6. «Ключик», который откроет «ларчик» эффективного управления персоналом: ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка и страхование рисков

 

7.1. Виды возможных рисков:

 

Тип риска Вероятность появления Экономическая оценка риска Возможный резерв
       
       
       
       

 

7.2. Варианты стратегии поведения в рискованных ситуациях:

- организационные меры профилактики: _____________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

- программа страхования рисков: ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


8. Финансовый план

 

8.1. Объем финансирования по источникам и периодам __________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8.2. Прогноз доходов и расходов по годам и в месячной разбивке по 1-ому году (табл.1, раздел 2)

 

8.3. Финансовый план, содержащий движение денежных потоков по кварталам и годам реализации проекта (табл. 2, раздел 2)

 

8.4. Показатели эффективности.

 

 


Приложения

9.1.Технические данные по продукции.

 

9.2. Копии гарантированных писем, договоров, контрактов, протоколов о намерениях с потенциальными поставщиками, потребителями, посредниками.

 

9.3. Копии лицензий, сертификатов, подробности патентных документов, подтверждающие конкурентные преимущества продукции (услуги).

 

9.4. Сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований.

 

9.5. Бухгалтерская документация.

 

9.6. Другая нормативная и правовая документация, гарантирующая достоверность информации, изложенной в разделах бизнес-плана.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Баринов В.А. Бизнес-планирование. - М.: Форум, 2004

3. Баскакова О.В. Экономика организации (предприятия): Учебно-методическое пособие. – М.: Дашков и К, 2003.

4. Белокрылова О.С. Экономика труда. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5. Беляева И.Ю. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: КноРУС, 2004.

6. Владимиров Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2001.

7. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. и др. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Филинъ, 2001.

8. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. и др. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Филинъ, 2001.

9. Зубаков А. Страхование инвестиций // Финансы. – № 8. – 2003.

10. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. – М.: Дашков и К, 2003.

11. Поляк Т.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2003.

12. Слепов В. Финансовая политика компании // Финансы. – 2003. – № 9.

13. Столяров И.И. и др. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Дело, 2001.

14. Стратегический менеджмент. / Под ред. А.Н. Петрова – СПб.: Питер, 2005.

15. Шаш Н.Н. Бизнес-план предприятия. – Москва: ГроссМедиа, 2006.

16. Шаш Н.Н. Бизнес-план предприятия. – Москва: ГроссМедиа, 2006.

17. Яковлева Т.А. Страхование: Элементарный курс. Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2003.

 

Учебно-методические материалы по курсу

 «БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ»

 

Данная методическая разработка имеет практическую направленность и предназначено для применения в индустрии туризма. Оно призвано ознакомить студентов с возможными путями осуществления инвестиционной деятельности с акцентом на грамотное составление документации по предоставлению инвестиционного проекта (бизнес-плана) создания туристского предприятия.

 

 



Содержание

 

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА ............................................................................................................ 3

1.1. Назначение бизнес-плана. 3

1.2. Исходная информация для составления бизнес-плана. 4

1.3. Рекомендации по разработке бизнес-плана. 7

1. Титульный лист.. 8

2. Резюме. 8

3. Описание вида деятельности, продукции (работы или услуги) 8

4. План маркетинга. 11

5. Производственный план. 14

6. Организационный план. 15

7. Оценка и страхование рисков. 17

8. Финансовый план. 18

9. Приложение. 32

 

2. МАКЕТ БИЗНЕС-ПЛАНА.. 33

1. Титульный лист. 33

2. Резюме. 34

3. Описание вида деятельности (продукции или услуги) 35

4. План маркетинга. 36

5. Производственный план. 38

6. Организационный план. 40

7. Оценка и страхование рисков. 41

8. Финансовый план. 42

9. Приложения. 42

10. Библиографический список……………………………………………… 64

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

БИЗНЕС-ПЛАНА

 

1.1. Назначение бизнес-плана

 

Бизнес-план - это документ, который описывает стратегию развития бизнеса как существующего, так и вновь начинаемого. Он содержит анализ проблем, с которыми бизнес может столкнуться, а также способы их решения. Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в этот вид бизнеса и принесет ли проект доходы, которые окупят все затраты сил и средств?

Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, рассматривающих его как стратегическое решение, так текущие управленческие мероприятия.

Бизнес-план как «проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и ценность проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект ее теряет, становится невостребованным внешней средой.

Каждый проект включает в себя целенаправленные изменения внутренней среды, а также внешней, в которой он осуществляется. Для создания и реализации проектов требуются ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, технические. Расчет и обоснование этих ресурсов дается в бизнес-плане

В успешном завершении проекта заинтересованы все его участники. Следовательно, бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую их интересы. Так:

- руководитель проекта и команда разработчиков - вознаграждение по результатам работы (в случае работы по найму заказчика проекта), повышение профессионального рейтинга;

- заказчик (владелец бизнеса) - доходы от реализованного проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность фирмы, реинжиниринг действующих бизнес-процессов и в конечном итоге преобразование фирмы в заданном стратегическом направлении;

- органы власти - налоги, а также решение социальных, экономических, экологических и других проблем муниципального образования, на территории которого реализуется проект;

- потребители - товары и услуги;

- инвесторы - возврат вложенных капиталов с процентами, условия стабильной прибыльной деятельности в выбранной стратегической зоне хозяйствования.

Лучший способ оценить свои шансы на успех в бизнесе это планировать и придерживаться назначенных ориентиров. Задача бизнес-плана уберечь от коммерческой деятельности, обреченной на провал, показать степень ее риска.

Бизнес-план снабдит необходимой информацией всех тех, кто заинтересован в объективной оценке вашего бизнес-проекта, в особенности, если вам понадобится внешнее финансирование. Тщательно составленный план может быть быстро переработан в финансовую заявку, которая удовлетворит большинство инвесторов.

Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

- дает возможность определить жизнеспособность фирмы в условиях конкуренции;

- содержит обоснование стратегии развитие фирмы (бизнеса);

- служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов и поддержки администрации.

Следует отметить, что бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на 2-3 года, то есть на период реализации стратегического проекта. При этом для первого года основные показатели рекомендуется представлять в помесячной разбивке, для второго - в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями (это так называемый «шаг проекта»).

В зависимости от степени проработки исходного материала различают экспресс-бизнес-план, технико-экономическое обоснование проекта, рабочий бизнес-план, бизнес-план как инвестиционная заявка.

 

1.2. Исходная информация для составления бизнес-плана

Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию. Имея необходимую информацию, руководитель бизнес-проекта еще до составления делового плана может оценить жизнеспособность самой концепции нового проекта.

Прежде всего, необходимы маркетинговые исследования, чтобы оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить. Необходимо понять, что и кому будет продаваться и почему это покупают. Надо помнить, что приобретается не просто продукт или услуга, а совокупность определенных преимуществ, которые позволяют решить потребительские проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом) - характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации.

Суть центральной идеи теории маркетинга состоит в том, что рынок включает в себя довольно обособленные подразделения или сегменты. Каждый сегмент предъявляет специфические требования к продукции или услугам. Если предприятие приведет свою продукцию или услуги в соответствии с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то оно сможет увеличить долю своего участия на рынке и, следовательно, увеличить прибыльность. Важным обстоятельством при этом будет определение сегмента рынка, т.е. покупателей - каковы их запросы и как на них выйти, довести до них свою продукцию. Без хорошего понимания запросов покупателей (клиентов) нельзя оценить сильные и слабые стороны предлагаемых продукции и услуг.

Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, выполняющие маркетинговые исследования а можно провести собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты, статьи в научных журналах, интернет-информация, материалы статистических органов.

Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана, которые касаются маркетинга. Они включают информацию о конкурентах,  ценах, торговой наценке, рыночных трендах и перспективах роста спроса и цен.

Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции и у фирм-поставщиков оборудования.

В современном быстро меняющемся мире технологические аспекты и экономическое окружение могут создать как дополнительные возможности, так и определенные проблемы. Обычно развитие технологии позволяет выполнить задачу лучше и с меньшими затратами. Некоторые технологические процессы могут привести к усовершенствованию качества продукции или повышению уровня услуг, другие - позволят более продуктивно и с меньшими затратами выполнять ту же работу.

При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

- производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;

- сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;

- оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его на прокат (арендовать) или нужно покупать;

- помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки, строительства и т.д.;

- накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод, прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д.

Имущество фирмы - помещения, машины, оборудование, транспортные средства - может дать представление о том потенциале, которым обладает фирма в данный момент в отношении расширения бизнеса без или с привлечением дополнительных инвестиций, а также в отношении освоения новых сегментов рынка. Важно обратить внимание на сроки службы основных средств, их износ, оценить, когда и какое оборудование будет нуждаться в замене. Необходимо постоянно следить за эффективностью работы оборудования, его способностью производить продукцию, технологически отвечающую уровню современных требований.

Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности фирмы. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в проект, чтобы покрыть текущие расходы начального этапа и о том, каким образом можно получить необходимые средства (заем, лизинг, выпуск акций, и т.п.).

Существует три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность предприятия:

1) прогноз доходов и расходов;

2) прогноз денежной наличности;

3) балансовый отчет фирмы на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов фирмы (балансовый план).

Прогноз расходов и доходов предприятий строится на основе данных об ожидаемом объеме спроса.

Прогноз денежной наличности должен показать способность фирмы своевременно оплачивать свои счета. В нем должны быть оценены начальная денежная наличность, ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков.

Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию фирмы на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предприятие владеет), пассивы (его долг) и средства, вложенные владельцем фирмы и его партнерами. Информация о балансовом отчете возможна только для действующих фирм.

Вышеперечисленная информация непосредственно отражается в бизнес-плане.

Бизнес-план должен учитывать реальные условия инвестиционной политики, действующие в России. Если для проекта предполагается получить заемные средства от нескольких инвесторов, то необходимо на предварительном этапе иметь информацию об условиях инвестирования. Инвесторы, в том числе и государственные, предъявляют жесткие требования к содержанию проектов, определяют продолжительность краткосрочных и долгосрочных кредитов, уровень процентной ставки за кредит, минимальные и максимальные объемы кредитной суммы.

В случае представления бизнес-плана как инвестиционной заявки на получение финансовых ресурсов из федерального бюджета необходимо учитывать требования Минэкономразвития РФ. Среди них:

- государственный инвестор инвестирует только капиталовложения, финансовые ресурсы под оборотные средства не выделяются;

- государственный инвестор прежде всего поддерживает научно-технические проекты, обеспечивающие развитие отечественного производителя, способствующие формированию дополнительных рабочих мест для высококвалифицированного персонала, решающие экологические проблемы регионов;

- государственная поддержка осуществляется на конкурсной основе только тех проектов, в реализацию которых фирма (предприятие) вкладывает определенную долю собственных средств.

 

 

1.3. Рекомендации по разработке бизнес-плана

Состав бизнес-плана

 

1. Титульный лист.

2. Резюме.

3. Описание вида деятельности, продукции (работы или услуги).

4. План маркетинга.

5. Производственный план.

6. Организационный план.

7. Количественная оценка и страхование рисков.

8. Финансовый план.

9. Приложения.

Все разделы бизнес-плана должны корреспондироваться между собой. Разработка каждого последующего раздела может привести к корректировке предыдущих. Поэтому разрабатывается несколько вариантов бизнес-плана.

Следует отметить, что каждый руководитель должен составлять бизнес-план в зависимости от особенностей развития его фирмы и исходя из личной оценки достаточности представляемого материала, чтобы убедить инвестора в целесообразности вложения денег именно в данный проект. Одно из главных требований - это анализ сильных и слабых сторон бизнеса, который обеспечивает объективность аргументов проектировщика бизнес-плана.

Каждый раздел бизнес-плана имеет экономическую оценку предлагаемых мероприятий, что показывает объективность показателей финансового плана.

Титульный лист

 

Титульный лист бизнес-плана является визитной карточкой бизнес-проекта и его разработчиков. Следовательно, он содержит информацию не только по названию проекта, но и краткую аннотацию сути проекта и его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования (направления бизнеса), выбранной руководством фирмы. Аннотация включает информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта. Показатели финансирования проекта, возможно в процентах (общая сумма, собственные средства, заемные средства, средства государственной поддержки) желательно указать на титульном листе, несмотря на то, что более детально они представлены в резюме и финансовом плане.

 

Резюме

 

Резюме, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Оно должно быть кратким (не более 2-3 страниц) и трактоваться как самостоятельный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана.

В резюме четко формулируются цели проекта, какие проблемы будут решены и потребности развития внешней среды удовлетворены.

Информационная емкость резюме должна быть достаточна и убедительна для потенциального инвестора. По содержанию вводной части инвестор зачастую судит о том, стоит ли ему терять время дальше и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно - чем будет заниматься фирма, сколько денег потребуется вложить, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему фирма добьется успеха, каким образом полученная сумма денег будет возвращена. Даже если вы не собираетесь обращаться за ссудой, в плане должно быть обосновано целевое использование собственных средств (денег партнеров, друзей, членов семьи).

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 171.