Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Уровень Виды документов Организации, участвующие в принятии документов
1.Федеральные стандарты Конституция РФ,; Гражданский Кодекс РФ; Закон «О бухгалтерском учете»; указы Президента; постановления Правительства; федеральные законы, федеральные стандарты, в т.ч. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) , План счетов и инструкция по его применению Государственная Дума, Президент, Правительство, Министерство Финансов
2.Отраслевые стандарты Отраслевые стандарты Министерство Финансов России, отраслевые министерства, Центральный Банк РФ
3.Рекомендации в области бухгалтерского учета Методические указания по учету отдельных объектов бухгалтерского учета Министерство Финансов и  профессиональное сообщество, в т.ч. институт профессиональных бухгалтеров
4.стандарты экономического субъекта Стандарты экономического субъекта, в т.ч. учетная политика и другие локальные нормативные акты фирмы Экономический субъект, на котором ведется бухгалтерский учет

Закон «О бухгалтерском учете» определяет основополагающие методологические требования к ведению бухгалтерского учета на территории Российской Федерации. К ним относятся:

1.обязательность ведения бухгалтерского учета методом двойной записи;

2.ведение учета в валюте Российской Федерации – рублях;

3.ведение учета на русском языке;

4.раздельный учет текущих затрат и капитальных вложений.

В бухгалтерском учете применяются следующие основные принципы:

1. принцип имущественной обособленности;

2. принцип непрерывности деятельности организации;

3. принцип последовательности применения учетной политики;

4.принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Первый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен  также положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), План счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению. ПБУ регулируют порядок оценки и учета отдельных объектов бухгалтерского учета, в них предлагаются варианты оценки этих объектов и особенности их учета. В  Плане счетов имеют место счета, находящиеся в резерве, не задействованные в настоящее время. Они по усмотрению самой организации могут быть использованы для целей бухгалтерского и управленческого учета. Перечень счетов, используемых в данной организации, составляет понятие рабочего плана счетов и утверждается учетной политикой организации.

Третий уровень содержит методические указания по учету отдельных объектов. Документы третьего уровня являются рекомендательными и могут быть дополнены необходимой информацией, сформированной в организации.

Приказ об учетной политике организации относится к четвертому уровню регулирования и представляет собой локальный нормативный документ об организации и способах ведения бухгалтерского учета на фирме. Он разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем. 

Технология сбора информации для целей бухгалтерского учета и анализа может быть представлена как этапы учетного процесса:

- наблюдение и сбор информации об учетном объекте;

- измерение и регистрация этой информации;

- обработка и группировка учетной информации;

- формирование показателей для заинтересованных пользователей.

Для каждого этапа учетного процесса предусмотрена своя методика.

 

 1.2 Методы бухгалтерского учета

Каждая наука располагает своим набором методов, применяемых для изучения объектов. Бухгалтерский учет, будучи прикладной экономической наукой, применяет методологию, которая используется в экономической теории (синтез и анализ, абстракция, математические методы) Но наряду с ней бухгалтерский учет имеет ряд специфических методов, используемых исключительно для целей такого учета. Среди них можно выделить основные элементы метода бухгалтерского учета: документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, система счетов, двойная запись, бухгалтерская отчетность и бухгалтерский баланс.

Остановимся подробнее на каждом из них.

Документация . Этот метод предусматривает отражение всех хозяйственных операций на бухгалтерских документах. Поэтому закон «О бухгалтерском учете» выдвигает определенные требования именно к бухгалтерскому документу.

Бухгалтерский документ – это письменное отражение действительно совершенной или подлежащей обязательному совершению хозяйственной операции. Исходя из данного определения и определения бухгалтерского учета, можно отметить такую особенность учетного процесса как сплошная регистрация всех хозяйственных операций в документах. Бухгалтерский документ должен содержать ряд обязательных показателей (реквизитов), а именно:

1. наименование документа;

2. название экономического субъекта, составившего документ;

3. дата составления документа;

4. содержание факта хозяйственной жизни;

5. величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6. наименование должности лица, совершившего сделку, операцию;

7. подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции или ее оформление документом, с указанием их фамилии и инициалов.

Для удобства применения и статистической обработки Госкомстатом были разработаны унифицированные формы первичных учетных регистров. Однако сегодня это ведомство уже не занимается подобной работой. Поэтому в последние годы не разрабатывалась документация на государственном уровне. Эта функция перешла в компетенцию самих организаций и стала элементом учетной политики.

Бухгалтерские документы могут составляться на бумажных носителях и в электронном виде. Выделяют три основные формы бухгалтерских документов: свободные листы, карточки и бухгалтерские книги. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и к внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

К информации, составляющей коммерческую тайну относится научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Поэтому организации обязаны соблюдать определенные требования порядка и сроков хранения бухгалтерских документов.

По общему правилу, прописанному в законе «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Инвентаризация проводится обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

В основе оценки лежит фактическая стоимость имущества. Существуют различные способы оценки материальных ценностей, о чем пойдет разговор ниже.

Калькулирование -  исчисление в денежном выражении себестоимости произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг (в переводе с латинского означает «счет, вычисление»).

Информация в бухгалтерском учете кодируется на специальных счетах. Система счетов представлена в виде Плана счетов. Для коммерческих предприятий он содержит 99 наименований. Структура Плана счетов показывает группировку имущества, источников и обязательств по экономически однородным группам.

Метод двойной записи означает, что каждая хозяйственная операция отражается на счетах дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого. Данный метод применяется только в бухгалтерском учете и позволяет формировать информацию таким образом, что можно определить состояние любого вида имущества или источника на любой момент времени.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной дея­тельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установ­ленным формам на определенную отчетную дату.

Бухгалтерский баланс - это способ отражения имущества организации по составу и размещению с одной стороны, и по источникам формирования, с другой стороны.

Остановимся подробнее на описании метода двойной записи.

Счет бухгалтерского учета – это способ группировки информации и текущего учета средств и источников. Бухгалтерский счет состоит из двух частей: дебета и кредита.

Дебет счета - левая сторона счета бухгалтерского учета (в переводе с латинского означает «он должен»)

Кредит счета - правая сторона счета бухгалтерского учета (в переводе с латинского означает «доверяет»).

Бухгалтерские счета классифицируются по разным признакам. Наиболее распространенные классификации счетов приведены в таблице 3

 

Таблица 3

Дата: 2019-11-01, просмотров: 286.