Большинство цивилизаций проходит пять этапов (фаз) развития.
а) Возникновение и рост. Цивилизации возникают либо из «примитивного» общества, либо на основе («удочерения») предшествующих цивилизаций. Для этих эпох характерна «энергия жизненного порыва». Власть находится в руках меньшинства, обладающего дарованиями и заслугами, и в силу этого – моральным авторитетом в обществе. Это «творческое» меньшинство дает правильные «ответы» на «вызовы» истории, выдвигает новые идеи и претворяет их в жизнь, увлекая за собой большинство.
б) Надлом, упадок, гибель. Для этих эпох характерно «истощение жизненных сил». Правящее меньшинство утрачивает способность давать верные «ответы» на «вызовы» истории, т.е. происходит надлом. Начинается разрушение (упадок) общества. Оно раскалывается на «непокорный бунтарский субстрат (нижний социальный слой, «внутренний пролетариат») и все менее и менее влиятельное меньшинство». «Процесс разрушения не проходит ровно: он движется прыжками от мятежа к объединению и снова к мятежу». Общество гибнет в результате классовой борьбы (протеста «внутреннего пролетариата») и внешней войны (в том числе и нашествия варваров – «внешнего пролетариата»). Однако, не все цивилизации проходят весь путь от начала и до конца: одни из них погибли, не успев расцвести, а другие остановились в своем развитии («окаменели»).
Цивилизации современности
Истории известны 19 цивилизаций: 14 из них угасли (Египетская, Шумеро-Аккадская, Эллинская и др.), а 5 существуют сейчас – Западная (католицизм и протестантизм), Православно-христианская (Россия, коммунизм), Исламская, Индуистская и Дальневосточная. В XVII-XIX вв. Западная цивилизация достигла мирового господства и оказала влияние на четыре других. Вероятно, только Западная цивилизация может избежать гибели. «Что делать, чтобы спастись? В политике – установить конституционную кооперативную систему мирового правительства. В области экономики найти работающие компромиссы между свободным предпринимательством и социализмом. В области духовной – вернуть светские суперструктуры на религиозное основание».
Формационная теория
Наиболее известные представители Карл Маркс (1818-1883 гг., Германия) и Фридрих Энгельс. Маркс «Критика Готской программы»; Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Общественная формация – это стадия развития общества, для которой характерны определенные технология (производительные силы), базис (производственные отношения) и надстройка (политические, юридические и идеологические отношения, учреждения и организации). Выделяются три общественные формации – первобытный строй, цивилизация и коммунизм. В развитии общества наблюдается прогресс, т.е. движение от низшего к высшему.
Первобытный строй.
В первой формации выделяются две эпохи.
а) Дикость. Это – эпоха формирования человека современного физического типа и становления родового строя. Ее признаки:
Производительные силы. Орудия труда из дерева, кости и камня; использование огня, лука и стрел. Присваивающий характер хозяйства – собирательство, охота, рыболовство. Отсутствие излишков, т.е. прибавочного продукта. Половое разделение труда: мужчины – охота и рыболовство, женщины – домашнее хозяйство.
Производственные отношения. Коллективная собственность на средства производства, совместные труд и потребление. Равноправие полов; отсутствие классов.
Власть. Первоначальные кровно-родственные орды к концу эпохи преобразовались в племена, организованные в материнские роды (кровные родственники по материнской линии).
б) Варварство. Это – эпоха расцвета и разложения родового строя. Ее признаки:
Производительные силы. Использование металлов – сначала меди и бронзы, а затем – железа. Возникновение производящего хозяйства – животноводства, земледелия, ремесла; появление излишков. Первое общественное разделение труда – выделение пастушества из присваивающего хозяйства. Второе общественное разделение труда – отделение ремесла от земледелия. Возникновение регулярного обмена.
Производственные отношения. Сохраняется коллективная собственность на землю, но возникает частная собственность на скот и продукты труда. Хозяйственными единицами становятся сначала дворовые общины (объединяющие несколько семей), а затем – семьи. Возникают эксплуатация и классы. В семье утверждается господство мужчины: первое классовое угнетение – это порабощение женского пола мужским. Появляются классы рабовладельцев и рабов (из военнопленных), а затем – богатых и бедных среди свободных.
Власть. Материнский род сменяется отцовским (родственники по отцовской линии). Возникает военная демократия, т.е. сосуществование трех властей – военачальника, совета и народного собрания воинов-мужчин. Грабительские войны становятся постоянным и почетным занятием. Родовой строй превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей и соплеменников.
На формирование взглядов Маркса и Энгельса на первобытный строй оказала влияние книга Льюиса Генри Моргана (1818-1881 гг., США) «Древнее общество».
Цивилизация
На смену первобытному строю приходит цивилизация; ее основные признаки – господство товарного производства и эксплуатации, наличие государства.
а) Товарное производство. Для него характерны: 1) появление металлических денег, денежного капитала, процента и ростовщичества (предоставление средств под проценты – рост); 2) третье общественное разделение труда – отделение торговли от производства и появление класса купцов; 3) возникновение частной собственности на землю и ипотеки (кредит под залог земли).
б) Эксплуатация. Энгельс писал: «Основой цивилизации служит эксплуатация одного класса другим. Рабство – первая форма эксплуатации, присущая античному (древнему) миру; за ним следуют: крепостничество в средние века, наемный труд в новое время. Таковы три великие формы порабощения, характерные для трех великих эпох цивилизации».
в) Государство. Энгельс писал: «Связующей силой цивилизованного общества служит государство». Его отличия от родовой организации: 1) разделение (организация) населения по территории, а не по кровному родству; 2) учреждение публичной власти (армия, тюрьмы), не связанной непосредственно с вооруженным населением; 3) введение налогов на содержание этой публичной власти; 4) принятие законов, обеспечивающих неприкосновенность чиновников, т.е. превращающих их в силу над обществом.
Причина возникновения государства – классовые противоречия; его задача – «держать в узде противоположность классов». Как правило, государство находится в руках экономически господствующего класса и помогает ему держать в подчинении эксплуатируемых. Энгельс писал: «Античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство – органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а современное представительное государство есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом. В виде исключения встречаются периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам».
Коммунизм
На смену цивилизации придет коммунизм.
а) Признаки коммунизма. Важнейшие из них: 1) более высокое, чем при цивилизации, развитие производительных сил; 2) общественная собственность на средства производства, коллективный труд, плановое хозяйство, безденежный обмен продуктами и услугами; 3) отсутствие классов, эксплуатации и государства, а власть будет организована в виде народного самоуправления.
б) Фазы коммунизма. Выделяются две фазы (этапа): 1) Низшая, когда распределение будет осуществляться по буржуазному принципу – от каждого по способностям каждому по труду, что обусловлено недостаточно высоким уровнем развития производительных сил и сознания населения. 2) Высшая, когда распределение будет осуществляться по коммунистическому принципу – от каждого по способностям каждому по потребностям, т.к. достигнут высокого уровня производительные силы и сознание населения.
в) Переход к коммунизму. Капиталистическое хозяйство в силу конкуренции и анархии производства, разорения средних слоев и обнищания рабочего класса зайдет в тупик. Однако, непосредственно к коммунизму перейти нельзя; необходим переходный период, в течение которого осуществится социальная революция. Она начнется с завоевания рабочим классом (пролетариатом) политической власти. Рабочий класс разрушит буржуазное государство и создаст свое – диктатуру пролетариата. Сохранение государства необходимо потому, что остаются смешанная экономика (общественное, капиталистическое и мелкое хозяйство) и классы. Его задача – подавление сопротивления эксплуататоров и построение коммунизма. Переходный период завершится тогда, когда общественное хозяйство вытеснит капиталистическое и мелкое, исчезнут классы и государство. Тогда наступит коммунизм.
______________________
Литература
Основная
1. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История Нового времени. М. «Республика». 1995.
2. Всемирная история. I – X тт. М. Издательство социально-экономической литературы. 1955 – 1965.
3. История. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Дон. «Феникс». 2003.
4. История России с древности до наших дней. Пособие для поступающих в вузы. М.«Высшая школа», 1997.
5. Ключевский В.О. Краткое пособие по Русской истории. М. «Рассвет». 1992.
6. Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран 1914 – 1997. Учебник для 9 класса основных школ. М. Издательство «Центр гуманитарного образования». 1998.
7. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в ХХ веке. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 1997.
8. Хачатурян М.В. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. 10 – 11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.«Дрофа». 2002.
Дополнительная
1. Губер А.А., Ким Г.Ф., Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки. М. «Наука» 1982.
2. Исаев И.А. История государства и права России. М. «Юрист». 1994.
3. История Древней Греции. Учебник. М., «Высшая школа». 1972.
4. История России с древнейших времен до 1861 года. М. «Высшая школа».1996.
5. История Средних веков. I – II тт. М. «Высшая школа». 1977.
6. Ковалев С. И. История Рима. Ленинград. Издательство Ленинградского университета. 1986.
7. Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка. 1917 – 1939. М. «Просвещение» 1975.
8. Новейшая история Зарубежных стран. Европа и Америка. 1939 – 1975. М. «Просвещение» 1978.
9. Новейшая история стран Азии и Африки. М. Издательство Московского университета. 1965.
10. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. М. «Высшая школа». 1974.
11. Россия и мир. Учебная книга по истории. Часть 1. М. «Владос». 1995.
12. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Минск. «Харвест». 2002.
13. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М. Издательство политической литературы.1986.
14. Федоров И.Г. История государства и права зарубежных стран. Ленинград. Издательство Ленинградского университета. 1977.
15. Экономическая история капиталистических стран. М. Издательство социально - экономической литературы. 1962.
Оглавление
Введение. 1
Лекция № 1. Основы исторического знания. 1
1. Предмет изучения истории. 1
1) Сферы социальной среды.. 1
2) Историческое событие (факт) 1
3) Виды социальных действий. 1
2. Исторические источники. 1
1) Материальные. 1
2) Письменные. 1
3) Этнографические. 2
4) Лингвистические. 2
Раздел I. Древняя история. 2
Лекции №№ 2-3. Первобытный мир. 2
1. Происхождение человека. 2
1) Религиозная. 2
2) Научная. 2
2. Доклассовое общество. 3
1) Занятия. 3
2) Социальные отношения. 3
3. Эпоха классообразования. 3
1) Появление излишков и имущественного неравенства. 3
2) Социальное расслоение. 3
4. Религиозные представления. 4
1) Вера в «высшие силы». 4
2) Обряды (культ) 4
Лекция № 4. Цивилизации Древнего мира. Египет и Междуречье. 5
1. Древний Египет. 5
1) Хозяйство. 5
2) Организация власти. 5
3) Достижения. 5
2. Междуречье. 5
1) Хозяйство. 5
2) Политическое развитие. 6
3) Достижения. 6
Лекция № 5. Продолжение. Индия и Китай. 6
1. Древняя Индия. 6
1) Цивилизация в долине Инда. 6
2) Арийская Индия. 6
3) Достижения. 7
2. Древний Китай. 7
1) Хозяйство. 7
2) Организация власти. 7
3) Достижения. 7
Лекция № 6. Продолжение. Греция и Рим.. 7
1. Древняя Греция (Эллада) 7
1) Политическая история. 7
2) Хозяйство. 8
3) Достижения. 8
2. Древний Рим.. 8
1) Политическое развитие. 8
2) Хозяйство. 8
3) Достижения. 9
Раздел II. Средние века. 9
Лекция № 7. Католический мир. 9
1. Поместье. 9
1) Крестьянские повинности. 9
2) Категории крестьян. 9
2. Город. 10
1) Возникновение городов. 10
2) Ремесло. 10
3) Торговля. 10
3. Государство. 10
1) Феодализм.. 10
2) Королевская власть. 10
4. Церковь. 10
Лекция № 8. Византия. 11
1. Важнейшие события. 11
2. Хозяйство. 11
1) Сельское хозяйство. 11
2) Ремесло. 11
3) Торговля. 12
3. Организация управления. 12
1) Органы власти. 12
2) Вооруженные силы.. 12
3) Церковь. 12
Лекции №№ 9-10. Киевская Русь. 12
1. Образование Киевской Руси. 12
1) Славяне. 12
2) Возникновение Киевского государства. 13
2. Состав общества. 13
1) «Мужи». 13
2) «Челядь». 13
3. Организация управления. 13
1) Князья. 13
2) Дружина. 14
3) Церковь. 14
4. Порядок княжеского владения. 14
1) Признаки очередного порядка. 14
2) Нарушение очередного порядка. 14
5. Князья и земли. 15
1) Возрастание роли главных городов. 15
2) Итоги противоборства князей и городов. 15
Лекция № 11. Русские земли под властью Орды.. 15
1. Завоевание Руси монголами. 15
1) Походы Батыя. 15
2) Золотая Орда. 16
3) Защита Руси от западных соседей……………………………………………………………...16
2. Ордынская власть. 16
1) Система управления. 16
2) Повинности населения в пользу хана. 16
3) Последствия власти Орды.. 16
3. Социальный состав населения. 16
1) Тяглые люди. 16
2) Нетяглые. 17
3) Служилые люди. 17
Лекция № 12. Возникновение Литовского и Московского государств. 17
1. Великое княжество Литовское. 17
2. Усиление Московского княжества. 17
1) Первые успехи Москвы.. 17
2) Дмитрий Донской (1359-1389 гг.) 18
3) Правление Василия II Темного (1425-1462 гг.) 18
3. Образование государства Московского. 18
1) «Собирание» Руси. 18
2) Отношения с другими странами. 18
3) Усиление власти великого князя. 19
Лекция № 13. Исламский мир. 19
1. География исламского мира. 19
1) Возникновение ислама. 19
2) Важнейшие центры исламского мира. 19
2. Социальные отношения. 19
1) Хозяйство. 19
2) Сословия. 20
3) Органы власти. 20
3. Достижения. 20
Лекция № 14. Дальний Восток и Америка. 20
1. Китай. 20
1) Важнейшие исторические события. 20
2) Социальные отношения. 21
3) Достижения. 21
2. Япония. 21
3. Государство Инков. 21
Раздел III. Новое время. 22
Лекции №№ 15-16. Зарубежная Европа и Америка в XVI - середине XVIII вв. 22
1. Географические открытия европейцев. 22
1) Предпосылки открытий. 22
2) Важнейшие экспедиции. 22
3) Колониальные захваты европейцев в XVI - середине XVIII вв. 22
2. Хозяйство. 23
1) Производство. 23
2) Торговля и кредит. 23
3. Абсолютизм.. 23
1) Централизация управления. 23
2) Хозяйственная политика. 23
4. Реформация. 24
1) Причины Реформации. 24
2) Направления Реформации. 24
3) Контрреформация. 24
5. Нидерландская революция XVI в. 24
1) Нидерланды в середине XVI в. 24
2) Борьба за независимость. 24
3) Итоги борьбы за независимость. 25
6. Английская революция XVII в. 25
1) Причины революции. 25
2) Первая революция (1640-1660 гг.) 25
3) Реставрация и «Славная революция». 25
Лекция № 17. Страны Европы и Америки в 1763-1815 гг. 26
1. Начальная история США.. 26
1) Английские колонии на атлантическом побережье к 1775 г. 26
2) Война за независимость (1775-1783 гг.) 26
3) США в 1783-1815 гг. 26
2. Французская революция XVIII в. Правление Наполеона I. 26
1) Революция 1789-1799 гг. 26
2) Правление Наполеона I (1799-1815 гг.) 27
3. Начало промышленного переворота. 27
1) Стороны промышленного переворота. 27
2) Предпосылки промышленного переворота. 27
Лекция № 18. Страны Европы и Америки в XIX веке. 27
1. События 1815 - 1847 гг. 27
1) Реакция и либерализм.. 27
2) Рабочее движение. 28
3) Национально-освободительное движение. 28
2. «Бурная эпоха» (1848-1852 гг.) 28
1) Революция во Франции. 28
2) Революция в Германии. 28
3) Революция в Австрийской империи. 29
4) Революция в итальянских государствах (1848-1849 гг.) 29
3. События 50х-80х гг. 29
1) Установление III Республики во Франции. 29
2) Парламентские реформы в Англии. 29
3) II Революция в США (1861-1877 гг.) 29
4) I Интернационал. 29
Лекция № 19. Зарубежная Европа и Америка на рубеже XIX-XX веков. 29
1. Новый этап хозяйственного развития. 29
1) Концентрация производства. 29
2) Финансовые группы.. 30
3) Вывоз капитала. 30
4) Раздел мира. 30
2. Рабочее движение. 30
1) Организации рабочего класса. 30
2) Направления рабочего движения. 30
3. Обострение противоречий между великими державами. 30
1) Цели великих держав. 31
2) Возникновение военно-политических союзов. 31
3) Локальные войны за передел мира. 31
Лекция № 20. Московское государство в XVI веке. 31
1. Хозяйство. 31
1) Занятия. 31
2) Социальные отношения. 31
2. Правление Василия III (1505-1533 гг.) 31
3. Правление Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.) 32
1) «Избранная рада» (1549-1560 гг.) 32
2) Период репрессий (1565-1584 гг.) 32
3) Внешняя политика. 32
4. Правление Федора Ивановича (1584-1598 гг.) 32
Лекция № 21. Московское государство в XVII веке. 33
1. «Смутное время». 33
1) Причины «Смуты». 33
2) Ход «Смуты». 33
3) Последствия «Смуты». 33
2. Политическое развитие. 34
1) Организация власти. 34
2) Армия. 34
3) Внешняя политика. 34
3. Социальные конфликты.. 34
1) Городские восстания. 34
2) Восстание под руководством Разина. 34
3) «Раскол». 34
Лекция № 22. Россия в XVIII веке. 35
1. Правление Петра I (1682-1725 гг.) 35
1) Реформы.. 35
2) Социальные конфликты.. 35
3) Внешняя политика. 35
2. Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) 36
1) Дворцовые перевороты.. 36
2) Рост привилегий дворянства. 36
3) Внешняя политика. 36
3. Правление Екатерины II (1762-1796 гг.) 36
1) Организация управления. 36
2) Социальные конфликты.. 36
3) Внешняя политика. 36
Лекция № 23. Россия в 1796-1825 гг. 37
1. Правление Павла I (1796-1801 гг.) 37
1) Внутренняя политика. 37
2) Внешняя политика. 37
2. Внутренняя политика Александра I. 37
1) Начало царствования. 37
2) Проект реформ Сперанского. 37
3) «Аракчеевщина». 37
3. Внешняя политика. 38
1) До войны 1812 г. 38
2) Война 1812 г. Заграничный поход 1813-1814 гг. 38
3) «Священный союз». 38
4. Социальные конфликты.. 38
1) Крестьянское движение. 38
2) Вооруженные силы.. 38
3) Движение декабристов. 38
Лекция № 24. Россия в 1825-1855 гг. 38
1. Развитие хозяйства. 38
2. Политическое развитие. 39
1) Восстание декабристов. 39
2) Внутренняя политика. 39
3) Внешняя политика. 39
3. Социальные конфликты.. 40
1) Крестьянское и рабочее движение. 40
2) Национально-освободительное движение. 40
3) Идейная борьба. 40
Лекции №№ 25-26. Россия в 1855-1894 гг. 40
1. Реформы 60х-70х гг. 40
1) Крестьянская. 40
2) Земская и городская. 40
3) Судебная. 41
4) Военная. 41
2. Хозяйственное развитие. 41
1) Производство. 41
2) Транспорт, кредит и внешняя торговля. 41
3. Внешняя политика при Александре II. 41
1) Европа. 41
2) Средняя Азия. 42
3) Дальний Восток. 42
4. Социальные конфликты при Александре II. 42
1) Крестьянское и рабочее движение. 42
2) Общественное движение. 42
3) Национально-освободительное движение. 42
5. Политический кризис конца 70х-начала 80х гг. 43
6. Правление Александра III (1881-1894 гг.) 43
1) Внутренняя политика. 43
2) Социальные конфликты.. 43
3) Внешняя политика. 44
Лекции №№ 27-28. Россия в 1894-1914 гг. 44
1. Революционная ситуация. 44
1) Главные социальные противоречия. 44
2) «Низы не хотят жить по-старому» 44
3) «Верхи не могут жить по-старому» 44
2. Революция 1905-1907 гг. 45
1) Основные события революции. 45
2) Причины поражения революции. 45
3) Итоги революции. 45
3. Период реакции (1907-1911 гг.) 45
1) Репрессивные действия правительства. 45
2) Столыпинская аграрная реформа. 46
3) Рабочее движение. 46
4. Хозяйство в 1894-1914 гг. 46
5. Новый революционный подъем (1912-1914 гг.) 46
1) Выступления рабочих, крестьян и военных. 46
2) IV Государственная Дума. 46
3) Предвоенный политический кризис 1914 г. 47
Лекции №№ 29-30. Страны Востока в XVI – начале ХХ вв. 47
1. Турция. 47
1) Османское государство в XVI – середине XVII вв. 47
2) Ослабление империи. 47
3) Революция 1908-1909 гг. 47
2. Индия. 48
1) Индия до британского завоевания. 48
2) Британское завоевание. 48
3) Освободительное движение. 48
3. Китай. 48
1) Китай в XVI – первой трети ХIХ вв. 48
2) Превращение Китая в полуколонию.. 49
3) Революция 1911-1913 гг. (Синьхайская) 49
4. Япония. 49
1) Сёгунат Токугава. 49
2) Установление конституционной монархии. 49
3) Япония на рубеже ХIХ – ХХ вв. 50
Раздел IV. Новейшая история. 50
Лекция № 31. I Мировая война. Военные действия в 1914-1918 гг. 50
1. Военные действия в 1914 г. 50
1) Начало войны.. 50
2) Западный фронт. 50
3) Восточный фронт. 50
4) Другие фронты.. 50
2. Военные действия в 1915-1916 гг. 51
1) 1915 г. 51
2) 1916 г. 51
3. Военные действия в 1917-1918 гг. 51
1) 1917 г. 51
2) 1918 г. 51
Лекция № 32. Положение в воюющих странах. Итоги войны.. 52
1. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь. 52
2. Социальные конфликты.. 52
1) 1915-1916 гг. 52
2) 1917-1918 гг. 52
3. Итоги войны.. 53
1) Катастрофические последствия. 53
2) Версальско-Вашингтонская система. 53
Лекция № 33. Зарубежные страны в 1918 – 1929 гг. 53
1. Революционные события в Финляндии, Венгрии и Германии. 53
1) Финляндия. 53
2) Венгрия. 53
3) Германия. 54
2. США, Англия и Франция. 54
1) Социальные конфликты.. 54
2) Развитие хозяйства. 54
3. Установление фашистского режима в Италии. 54
1) Социальные конфликты в 1919-1920 гг. 54
2) Приход фашистов к власти. 54
3) Установление фашистской диктатуры.. 55
Лекция № 34. Зарубежная Европа и США в 1929 – 1939 гг. 55
1. США.. 56
1) «Великая депрессия». 56
2) Президентство Рузвельта. 56
2. Установление нацистского режима в Германии. 56
1) Последствия кризиса. 56
2) Приход нацистов к власти. 56
3) Нацистская диктатура. 57
3. Франция. 57
1) Экономический кризис. 57
2) Фашистская угроза. 57
3) Народный фронт. 57
Лекция № 35. Россия в феврале-сентябре 1917 г. 58
1. Свержение монархии. 58
1) Революционная ситуация. 58
2) Победа восстания в Петрограде. 58
3) Создание Временного правительства. 58
2. События апреля-июля 1917 г. 58
1) Апрельский кризис. 58
2) Создание центральных советских органов. 59
3) Июльский кризис. 59
3. Корниловский «мятеж» и его последствия. 59
Лекции №№ 36-37. Гражданская война в России. 59
1. «Триумфальное шествие Советской власти». 59
1) Октябрьское восстание в Петрограде. 59
2) Завершение формирования центральных советских органов. 60
3) Установление Советской власти на местах. 60
4) Брестский мир. 60
2. Военные действия в апреле 1918 – феврале 1919 гг. 60
1) Запад. 60
2) Север и Восток. 61
3) Юг. 61
3. Мероприятия Советской власти. 61
1) Оборона. 61
2) «Военный коммунизм». 61
3) Конституция 1918 г. 62
4. Военные действия в марте 1919 – марте 1920 гг. 62
1) Восток. 62
2) Юг. 62
3) Север и Запад. 62
5. Завершающий этап гражданской войны.. 63
1) Война с Польшей. 63
2) Завершение войны на территории РСФСР. 63
3) Победа Советской власти в Средней Азии и Закавказье. 63
4) Причины победы Советской власти. 63
Лекции №№ 38-39. Советское государство в 1921 – 1927 гг. 63
1. План ГОЭЛРО.. 63
2. Политический кризис конца 1920 – начала 1921 гг. 64
3. НЭП.. 64
4. Противоречия в большевистском руководстве при жизни Ленина. 65
1) Х съезд РКП(б) 65
2) Рекомендации Ленина в 1922-1923 гг. 65
5. Образование СССР. 65
6. Борьба в руководстве после смерти Ленина. 66
1) XIV партконференция (1925 г.) 66
2) XIV съезд партии (1925 г.) 66
3) XV съезд партии (1927 г.) 66
Лекции №№ 40-41. СССР в 1928 – 1939 гг. 66
1. Перемена курса (1929 г.) 66
1) Кризис хлебозаготовок. 66
2) Отказ от НЭП.. 67
2. Индустриализация. 67
1) Источники индустриализации. 67
2) Итоги индустриализации. 67
3. Коллективизация. 68
4. Репрессии. 68
1) 1928-1933 гг. 68
2) 1934-1939 гг. 68
5. Общественный строй СССР. 69
1) Конституция 1936 г. 69
2) Авторитарное правление. 69
Лекция № 42. 69
II Мировая война. Военные действия в сентябре 1939 – июне 1941 гг. 69
1. Угроза войны .. 69
1) Образование очагов агрессии. 69
2) Нарастание угрозы войны.. 70
2. Военные действия в сентябре 1939 – марте 1940 гг. 70
1) «Раздел Польши» между Германией и СССР. 70
2) Действия СССР в своей «сфере интересов» в конце сентября 1939 – марте 1940 гг. 70
3. Военные действия в апреле 1940 – июне 1941 гг. 71
1) Апрель - сентябрь 1940 г. 71
2) Октябрь 1940 – июнь 1941 гг. 71
Лекция № 43. 71
Продолжение. Военные действия в июне 1941 – мае 1942 гг. 71
1. Нападение Германии на СССР. 71
1) Военные действия в июне – сентябре 1941 г. 71
2) Мобилизация. 72
2. Битва под Москвой. 72
1) Московское сражение (30 сентября 1941 – 8 января 1942 гг.) 72
2) Военные действия в январе – мае 1942 г. 72
3. Возникновение антифашистской коалиции. 72
1) Военные действия на других фронтах. 72
2) Антифашистская коалиция. 73
Лекция № 44. Продолжение. Коренной перелом в войне. 73
1. Сталинградская битва. 73
1) Сталинградское сражение (17 июля 1942 – 2 февраля 1943 гг.) 73
2) Общее наступление Красной Армии. 73
2. Курская битва. 73
1) Планы сторон накануне сражения. 73
2) Курское сражение (5 июля – 23 августа 1943 г.) 74
3) Битва за Днепр. 74
3. Другие театры военных действий. 74
1) Северная Франция и Атлантика. 74
2) Средиземноморье. 74
3) Тихий океан. 74
4) Тегеранская конференция (28 ноября – 1 декабря 1943 г.) 74
Лекция № 45. Продолжение. Движение Сопротивления. 75
1. «Новый порядок» на оккупированных территориях. 75
2. Движение Сопротивления на территории СССР. 75
3. Движение Сопротивления в других странах. 75
Лекция № 46. 76
Продолжение. Военные действия в 1944 – 1945 гг. Итоги войны.. 76
1. Военные действия в 1944 г. 76
1) Восточный фронт. 76
2) Италия и Франция. 76
3) Тихий океан. 77
2. Военные действия в 1945 г. 77
1) События декабря 1944 – февраля 1945 гг. 77
2) Капитуляция Германии. 77
3) Капитуляция Японии. 77
3. Итоги войны.. 78
Лекция № 47. «Западная система». 78
1. Хозяйство. 78
1) Новый этап НТР. 78
2) Регулируемый рынок. 78
3) Типы стран. 78
2. Социальная борьба. 79
1) Социальные завоевания. 79
2) Профсоюзное движение. 79
3) Социалистический Интернационал. 79
3. Международные отношения. 79
Лекция № 48. «Восточная система». 80
1. Основные черты экономического и политического развития. 80
1) Организация власти. 80
2) Хозяйство. 80
2. Международные отношения. 80
1) Отношения до 1989 г. 80
2) Распад «Восточной системы». 81
Лекция № 49. СССР в 1945 – 1953 гг. 81
1. Хозяйство. 81
1) Промышленность. 81
2) Сельское хозяйство. 81
2. Положение населения. 82
3. Политическая жизнь. 82
1) Внутренняя политика. 82
2) Внешняя политика. 82
Лекция № 50. СССР в 1953 – 1964 гг. 83
1. Внутренняя политика. 83
1) Борьба за власть после смерти Сталина. 83
2) Руководство Хрущева. 83
3) Смещение Хрущева. 83
2. Развитие хозяйства. 83
1) Промышленность. 83
2) Сельское хозяйство. 84
3. Положение населения. 84
4. Внешняя политика. 84
Лекция № 51. СССР в 1964 – 1985 гг. 84
1. Внутренняя политика. 84
1) Руководство Брежнева. 84
2) Руководство Андропова и Черненко. 85
2. Хозяйство. 85
1) Промышленность. 85
2) Сельское хозяйство. 85
3. Положение населения. 85
4. Внешняя политика. 86
Лекция № 52. Перестройка (1985 – 1991 гг.) 86
1. Внутренняя политика. 86
1) Перемены в государственном управлении. 86
2) Распад СССР. 86
2. Развитие хозяйства. Положение населения. 87
1) Развитие хозяйства. 87
2) Положение населения. 87
3. Внешняя политика. 87
Лекции №№ 53-54. Россия в 1991 – 20… гг. 88
1. Внутренняя политика. 88
1) Борьба за власть в 1992-1993 гг. 88
2) Конституция 1993 г. 88
3) Национально-территориальный вопрос. 88
2. Хозяйственное развитие. 89
1) Либерализация цен и приватизация. 89
2) Спад экономики. 89
3) Внешняя задолженность. 89
3. Положение населения. 89
4. Внешняя политика. 90
Лекции №№ 55-56. Концепции исторического развития. 90
1. Религиозная. 90
1) «Эдемский». 90
2) «Царство земное». 90
3) «Царство божье». 91
2. Цивилизационная теория. 91
1) Цивилизация как явление. 91
2) Фазы существования цивилизации. 91
3) Цивилизации современности. 91
3. Формационная теория. 92
1) Первобытный строй. 92
2) Цивилизация. 92
3) Коммунизм. 93
Литература. 93
Дата: 2019-11-01, просмотров: 207.