Субъективные права на средства индивидуализации имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой объекта правовой охраны.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прежде всего, следует подчеркнуть, что права на средства индивидуализации, в отличие от авторских и патентных прав, действующих бессрочно, действуют на протяжении всего периода существования соответствующего управомоченого субъекта или в течение периода действия правоохранительного документа на соответствующее средство индивидуализации с возможностью пролонгации неопределенное количество раз. В частности, действие имущественных прав интеллектуальной собственности на коммерческое наименование прекращается в случае ликвидации юридического лица (ст. 491 ГК Украины). Имущественные права интеллектуальной собственности на торговую марку являются действующими на протяжении десяти лет с даты, следующей за датой представления заявки на торговую марку. Указанный срок может быть продлен каждый раз на десять лет. Право интеллектуальной собственности на географическое указание охраняется бессрочно при условии сохранения характеристик товара (услуги), обозначенных этим указанием (ст. 504 ГК Украины).

Право на средства индивидуализации принадлежит к числу абсолютных прав, то есть таких, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных его правообладателю. В отличие от относительных прав, управомоченому субъекту противостоит не конкретное лицо, обязанное совершить или воздержаться от совершения определенных действий, а все третьи лица, на которых возложена обязанность не нарушать право на средства индивидуализации и не препятствовать в осуществлении его правомочий.

Права на средства индивидуализации являются более ограниченными по объему правовой охраны по сравнению с характером охраны прав в сфере авторского и патентного права. Если объем правовой охраны произведения или изобретения ограничивается только временными рамками и территориальными границами, то в области средств индивидуализации такие ограничения являются более существенными. Так, пределы правовой охраны торговой марки определяются перечнем товаров или услуг (ст. 494 ГК Украины), географического указания - характеристиками товара и районом его происхождения (ст. 501 ГК Украины), коммерческого наименования - предметом деятельности юридического лица (ст. 489 ГК Украины). Поэтому на территории одного государства, в одно и то же время может быть несколько не связанных между собой правообладателей идентичной торговой марки, которая используется для обозначения различных классов товаров или услуг, функционировать юридические лица с одинаковыми коммерческим наименованием, реализующих свою деятельность в различных сферах, действовать лица, что применяют для обозначения своей продукции единственное географическое указание.

Таким образом, сфера полномочий субъекта авторского или патентного права шире объема правомочий субъекта права на средство индивидуализации. Поэтому, если автор или изобретатель имеет исключительное право на результат своего творчества и может запретить любое использование идентичного объекта третьим лицом, то субъект права на коммерческое наименование, торговую марку или географическое указание ограничен в механизме реализации данного права. Объем права запрета определяется характером охраны средства индивидуализации и ограничивается классом товаров или услуг, сферой функционирования и пределами географического района деятельности субъекта.

Права на средства индивидуализации тесно связаны со сферой личных неимущественных прав лица. Право на коммерческое наименование, торговую марку или географическое указание зависит от личных неимущественных прав хозяйствующего субъекта, прежде всего от права на деловую репутацию. Эффективность участия лица в гражданских правоотношениях под своим коммерческим наименованием или торговой маркой влияет на уровень ее деловой репутации, и, наоборот, приобретенная репутация чаще всего связывается с наименованием юридического лица, указанием изготовленной продукции или оказанных услуг.

Субъективное право на средства индивидуализации возникает в силу регистрации средства индивидуализации или его правообладателя. Право интеллектуальной собственности на географическое указание возникает с момента государственной регистрации этого права (ст. 501 ГК Украины). Приобретение права интеллектуальной собственности на торговую марку удостоверяется свидетельством (ст. 494 ГК Украины), выдаваемый по результатам государственной регистрации торговой марки. В отличие от возникновения прав на товарный знак и географическое указание право интеллектуальной собственности на коммерческое наименование охраняется без обязательной его регистрации и является действующим с момента первого использования этого наименования (ст. 489 ГК Украины). Учитывая, что первое использование коммерческого наименования может быть обеспечено только после регистрации юридического лица - правообладателя, субъективное право на коммерческое наименование возникает с момента регистрации юридического лица.

Характерной чертой права на средства индивидуализации является то, что оно одновременно выступает обязанностью управомоченого лица. Так, если торговая марка не используется полностью или относительно части указанных в свидетельстве товаров и услуг на протяжении трех лет, любое лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении действия свидетельства полностью или частично. В этом случае действие свидетельства может быть прекращено полностью или частично лишь при условии, что владелец свидетельства не укажет уважительные причины такого неиспользования. Юридическое лицо не только вправе выступать в гражданском обороте под собственным коммерческим наименованием, но и обязано в соответствии с требованиями законодательства осуществлять свою деятельность под собственным именем. С этой целью юридическое лицо должно использовать свое точное наименование, структура которого соответствует требованиям закона. Если коммерческое наименование вводит в заблуждение потребителей относительно настоящей деятельности лица или не дает возможность выделить одно лицо среди других, ему правовая охрана не предоставляется.

Право на средства индивидуализации характеризуется ограниченными возможностями распоряжения. Этот признак органично вытекает из связи права на средства индивидуализации с комплексом личных неимущественных прав человека и обусловлен его назначением объекта - идентификацией субъекта или производимой им продукции в сфере гражданского оборота. В отличие от других объектов интеллектуальной собственности, в сфере коммерческих наименований существуют ограниченные возможности распоряжения. Имущественные права интеллектуальной собственности на коммерческое наименование могут переходить к другому лицу только вместе с целостным имущественным комплексом лица, которому эти права принадлежат, или его соответствующей частью (ч. 2 ст. 490 ГК Украины). Конструкция субъективного права на географическое указание вообще не охватывает правомочие распоряжения. Право на использование указания, при условии его регистрации, имеет любой производитель, который в пределах соответствующего географического района производит товар, особые свойства, определенные качества или другие характеристики которого соответствуют тем, которые внесены в реестр, поэтому в законодательстве закрепляется запрет владельца географического указания на выдачу лицензий на использование, указанное любым лицам. Однако субъект права на торговую марку имеет весь объем правомочия распоряжения, что включает возможность ее свободного предоставлении или передаче третьим лицам на основании соответствующих гражданско-правовых договоров.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 173.