Социальные и культурологические аспекты.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информатизация - это не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьёзных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Цель информатизации - трансформация движущих сил общества, которое должно быть перенацелено на производство услуг, формирование производства информационного, а не материального продукта. В ходе информатизации решаются задачи изменения подходов к производству, модернизируется уклад жизни, система ценностей. Особую ценность обретает свободное время, воспроизводятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От граждан информационного общества требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Изменяется материальная и технологическая база общества, ключевое значение начинают иметь различного рода управляющие и аналитические информационные системы, созданные на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

 

Лекция 16.

Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, открывающего принципиально новые возможности международного информационного обмена. Перспективные информационные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействия электронных СМИ на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства. При этом Россия как субъект геополитики, государство, обладающее развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на всем Евроазиатском пространстве России и СНГ, могла бы стать естественным мостом между Европой и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Это позволило бы ей стать ключевым звеном мирового информационного пространства.

Основными задачами ГИП являются:

- модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

- развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

- эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

- обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

- подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

- создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Основным средством, обеспечивающим функционирование инфраструктуры и взаимодействие субъектов единого информационно-телекоммуникационного пространства являются информационные и телекоммуникационные технологии, обеспечивающие создание информации, ее распространение и использование.

Достижение целей ГИП требует развития и совершенствования системы всеобщего образования и профессиональной подготовки кадров, обеспечивающей полноценную жизнь и эффективную деятельность человека в информационном обществе XXI века.

Государственная информационная политика будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер и, безусловно, открыта, направлена на согласование интересов граждан, общества и государства.

Система массового информирования является основным средством формирования массового сознания, каналом информирования общества о деятельности государственных учреждений, распространения политических, экономических и культурных идей. Система массового информирования призвана способствовать построению демократического информационного общества, обеспечению защиты конституционных прав и свобод граждан.

Основные положения ГИП фиксируются в нормативных правовых актах, прежде всего в законах, гармонизированных с законодательством развитых стран, и это является важнейшим основанием для реализации ГИП. Исходя из этого, решение основных задач ГИП должно осуществляться посредством различных форм воздействия на следующие объекты информационной сферы:

- система формирования и использования информационных ресурсов;

- информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

- научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства;

- рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг;

- домашняя компьютеризация;

- международное сотрудничество;

- системы обеспечения информационной безопасности;

- правовая база информационных отношений.

Содержание задач государственной информационной политики вытекает из новых политических и социально-экономических условий развития страны и накопленного опыта реализации отдельных мероприятий государственной политики в области создания, распространения и использования информации и мирового опыта проведения информационной политики в развитых государствах.

 

Правовая информатика – это наука, изучающая информацию, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы в правовой сфере на основе исследования правовых особенностей изучаемых объектов, явлений и процессов.

Предметами правовой информатики являются информация, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы, функционирующие в правовой сфере.

Основными направлениями изучения информации в правовой системе как объекта правовой информатики являются:

определение и гармоничное сочетание общих свойств социальной информации и специфических свойств правовой информации (особенно нормативной правовой информации);

классификации социальной информации, циркулирующей в правовой системе;

исследование проблем оценки количества и качества правовой информации;

анализ роли информации в принятии юридических решений.

Информационные процессы в правовой системе – это процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации. Правовая информатика одновременно и во взаимосвязи изучает естественно-научную сущность этих процессов с учетом юридических свойств информации и информационных объектов. Целью изучения является, с одной стороны, необходимость эффективной организации информационных процессов во всех видах юридической деятельности, а с другой стороны, выявление их особенностей, учет которых необходим для грамотного правового регулирования тех общественных отношений, к возникновению которых приводят рассматриваемые информационные процессы.

Информационная технология – совокупность средств и методов осуществления информационных процессов и информационные системы, создаваемые на базе использования современных информационных технологий, долгое время рассматривались правовой информатикой только с точки зрения эффективной организации юридической деятельности. Однако в последнее время необходимость взаимодействия специалистов различных профессиональных областей, стоящая перед отраслевыми юридическими науками (в особенности перед информационным правом), требует от юриста знания и учета всех технических и информационных особенностей рассматриваемых объектов. Правовая информатика является инструментальным средством и источником знаний, которые необходимы для решения множества проблем правового регулирования общественных отношений.

 

Дисциплина «Компьютерные технологии в науке и юридической практике» является федеральным компонентом специализированной

подготовки магистра по направлению Юриспруденция и относится к

вариативной части профессионального цикла.

Будущий юрист в рамках специальности получает фундаментальную и

специальную подготовку в области юриспруденции. Деятельность юриста

направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в

различных сферах жизни общества. Объектами профессиональной

деятельности выпускников являются  события и действия, имеющие

юридическое значение; правовые отношения, возникающие в сфере

3функционирования государственных институтов; правовые отношения между

государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Специфика профессии обязывает юриста быть подлинным аналитиком

и с профессиональной, и с общечеловеческой, нравственной, политической и

психологической точек зрения. Высокая гражданская и политическая

значимость профессии юриста, а также ее специфика требуют всесторонней

подготовки, умения анализировать конкретные ситуации, принимать

правильные правовые решения на основании действующего законодательства,

разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую

экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические

заключения и консультации.

Современный же этап развития общества характеризуется широким

использованием компьютерной техники, телекоммуникаций, новых

информационных технологий и видов документальной связи, поэтому

изучение дисциплины «Компьютерные технологии в науке и юридической

практике» является весьма актуальным для будущих магистров. Освоение

данной дисциплины позволит выпускнику успешно работать в избранной

сфере деятельности, обладать универсальными и профессиональными

компетенциями, способствующими его социальной мобильности и

устойчивости на рынке труда.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего

профессионального образования указан обязательный минимум содержания

дисциплины: основные направления использования компьютерных

технологий в научных исследованиях и образовании; международные

компьютерные сети (INTERNET); использование компьютера в юридических

методах исследования; основные направления интенсификации юридических

исследований и процесса образования.

Исходя из этого, целями изучения дисциплины «Компьютерные

технологии в науке и юридической практике» являются:

• знакомство магистрантов с различными аспектами применения

компьютерных и телекоммуникационных технологий в науке, праве,

управлении и образовании;

• отработка практических навыков по применению современного

аналитического аппарата в обеспечении научной, педагогической и

управленческой деятельности;

• обучение магистрантов методологии сбора и анализа информации в

юридических исследованиях и практике;

• воспитание у магистрантов навыков самостоятельной работы,

являющихся залогом успешной адаптации к условиям будущей

профессии;

• формирование навыков анализа и оценки роли современного

информационного общества и перспективы его развития.

4Существенное внимание в курсе уделено классификации, основам

построения и вопросам применения современного программного

обеспечения, включая распространенные офисные приложения. Рассмотрены

сегодняшние и перспективные технологии Интернет, правовые аспекты

применения компьютерных технологий.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

• освоить основные аспекты применения компьютерных и

телекоммуникационных технологий в праве, управлении,

образовании и науке;

• оценить роль современного информационного общества и перспективы

его развития;

• уметь проводить сравнительный анализ использования современных

технологий в обеспечении научной, педагогической и

управленческой деятельности;

• научиться самостоятельно осваивать новые знания и навыки;

• иметь представление о роли курса для овладения другими

дисциплинами, о связи юриспруденции и математики, об общих

принципах математико-логических исследований в юриспруденции;

• уметь использовать специальную литературу, дополнительный

справочный материал;

• владеть навыками сбора и обработки информации, выполнения расчетов

и формулирования выводов в исследуемой области.

Основными задачами изучения дисциплины является освоение

магистрантами теоретических положений курса на уровне, позволяющем

проводить самостоятельный анализ и исследование процессов, связанных с

развитием и проникновением компьютерных и телекоммуникационных

технологий в сферы юриспруденции, управления, науки и образования.

В процессе изучения должны быть освоены следующие темы:

• аппаратное и программное обеспечение современных информационных

технологий;

• средства телекоммуникации вычислительных систем и сетей,

глобальные компьютерные сети;

• основные информационные службы и ресурсы Интернета;

• перспективные технологии Интернета;

• программные средства обработки графики и использование их в

правоохранительных органах.

• основы защиты информации;

• правовые аспекты применения компьютерных технологий.

 

Лекция 17.

Методы юридической статистики

Универсальное значение любого научного метода заключает­ся в том, что он дает не указание на причины или другие резуль­таты исследования, а ориентирует на пути поиска причин или других искомых данных. Опираясь на философские категории слу­чайности и необходимости, количества и качества, взаимосвязи и развития явлений и др., а также на математическую теорию статистики, юридическая статистика разрабатывает свои специ­фические методы, предназначенные для изучения количествен­ной стороны преступности, правонарушаемости, гражданско-правовых деликтов и связанных с ними социальных явлений и процессов. На конкретное содержание этих методов существен­ное влияние оказывает общая теория права и его различных от­раслей, теория криминологии, судебной медицины и других не­правовых наук. Теоретические положения упомянутых дисциплин определяют и специальные методики, основанные на статисти­ческих методах.

К специфическим методам, с помощью которых юридичес­кая статистика изучает свой предмет, относятся:

1) массовое статистическое наблюдение;

2) сводка и группировка данных, полученных при наблю­дении, по качественно-определенным признакам;

3) статистический количественный анализ сведенных и раз­группированных показателей;

4) всесторонний качественный анализ статистических мате­риалов.

Перечисленные методы, образуя органически единый процесс статистического исследования, иногда именуются его стадиями или этапами, ибо каждый последующий метод, как правило, может быть применен с использованием показателей предыдущего. По­этому любое статистико-правовое, статистико-деликтологическое или статистико-криминологическое обследование будет считаться полным и завершенным только тогда, когда оно слагается из на­званных выше основных стадий (этапов, методов).

1. Метод массового статистического наблюдения применительно к юридической статистике означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений, деликтов, субъектов этих действий и т. д. можно установить объективные закономерности в преступности, правонарушаемости, в их при­чинности, в правоприменительной деятельности судов, проку­ратуры, милиции и других правоохранительных органов. Изуче­ние явлений единичных или в небольшом количестве в силу слу­чайных отклонений не позволяет выявить действительные зако­номерности. При массовом наблюдении случайные колебания вза­имно погашаются и остаются следствия, обусловленные общими причинами.

Давно замечено, что преступления или другие юридически значимые явления, взятые в большом масштабе, обнаружива­ют по своему числу и своей классификации такую же законо­мерность, как явления природы. Поэтому для действительно научного фундамента статистических фактов необходимо брать не отдельные факты, пускай даже очень важные, а всю сово­купность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, иначе может возникнуть подозрение об их тенденциозном под­боре.

Для получения объективных результатов статистическое на­блюдение должно охватывать либо всю (в статистике — гене­ральную) совокупность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентатив­ной) и позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку. Научной опорой в этом случае служит закон больших чисел, который позволяет рассчитать возможную ошибку при неполном изу­чении фактов.

2. Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам — следующий специфический метод (этап) юридической статистики. Данные, полученные путем ста­тистического наблюдения, общин. В целях проникновения в сущ­ность наблюдаемых явлений они должны быть сведены и раз­группированы по нужным нам признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группирует­ся по объектам посягательства (против личности, экономики, государства и др.), по содержанию мотивации (корыстные, на­сильственные и т. д.) или по субъектам преступлений (полу, воз­расту, социальному положению, прежней судимости). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых яв­лений, их сходства и различия. Данный метод позволяет увидеть единство количественного и качественного в той или иной сово­купности.

3. Статистический количественный анализ позволяет углубить изучение, установить и измерить закономерности и взаимозави­симости массовых правовых, криминологических и социологи­ческих явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя част­ные, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскры­ваются основные тенденции, типичные черты, корреляции, ха­рактеристики.

Если число учтенных преступлений в разных странах в 1960 г. принять за 100% и соотнести с этими показателями данные 1990г., то обнаружится главная закономерность развития пре­ступности: за тридцатилетие зарегистрированная преступность в США увеличилась в 7,2, в Англии и Уэльсе — в 6,1, во Фран­ции — более чем в 5, в СССР — в 3,7, в ФРГ — в 2,8, а в Японии— 1,5 раза. В реальной жизни «кривая» динамики пре­ступности не была строго линейной: преступность в разных стра­нах в те или иные годы росла, сокращалась, оставалась на уровне предыдущего года, вновь росла и сокращалась. Но как бы она ни колебалась, основная тенденция — рост преступности, обгоняю­щий рост народонаселения — четко пробивалась через массу случайностей.

Рассчитав другой обобщающий показатель — число преступ­лений на 100 тыс. населения (коэффициент преступности) —мы обнаружим иную иерархию стран по уровню преступности: в Англии и Уэльсе в 1990 г. было совершено 8996 преступлений на 100 тыс. жителей, в ФРГ -- 7108, во Франции — 6206, в США (только 8 видов, отслеживаемых в федеральном масштабе) -5820, в Японии -- 1794, в СССР — 1115. Сопоставляя два ряда статистических величин и анализируя их в совокупности с со­циально-экономическим, правовым и политическим развити­ем, можно прийти к очень важным выводам, к которым невоз­можно было бы даже приблизиться на основе абстрактных ло­гических рассуждений.

Подобными возможностями характеризуются и другие при­емы количественного статистического анализа.

4. Всесторонний качественный анализ правовых количествен­ных явлений применяется на всех этапах статистического иссле­дования: и при наблюдении, и при группировке, и при количе­ственном анализе. Качественный анализ является основополага­ющим. Отступление от него может привести исследователя в плен механистических представлений и схоластических расчетов. Об­ратимся к примеру качественной оценки деятельности правоох­ранительных органов за последние годы.

В трудные 1991—1992 гг. в России появился огромный «вал» преступности. В первые месяцы 1992 г. темпы прироста преступ­ности составляли 45%. Это было беспрецедентно. Российские вла­сти потребовали решительной борьбы с преступностью. Прирост преступности за 1992 г. снизился и составил 27,3%. В 1993 г. он уже был равен 1,6%. В 1994 г. преступность не только не увеличи­лась, но и снизилась на 6%. После некоторого роста в 1995 г. преступность в 1996 г. вновь стала как по команде из месяца в месяц снижаться: в январе — на 0,8%, в феврале — на 1,8, в марте — на 3,1, затем — на 3,2; 4,1; 4,6; 4,8 и т.д. На основании количественного анализа можно было бы говорить о серьезных успехах правоохранительных органов.

Борьба с преступностью действительно оживилась, но чтобы в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса, обнищания народа, роста безработицы, полугодовых задержках выплаты заработной платы, войны в Чечне, слабости правоохра­нительных органов темпы прироста преступности сократились более чем в 50 раз, этого объективно не могло быть. Обращение к прак­тике регистрации преступлений, фактической деятельности пра­воохранительных органов, латентной (скрытой) преступности и

другим аспектам качественного анализа показало, что количествен­ное сокращение учтенных преступлений носит в значительной мере «бумажный» характер. Правоохранительные органы, не имея возможности обуздать преступность, отреагировали на жесткие требования властей традиционно: существенно расширили «уп­равляемую» регистрацию преступлений.

Научный подход к статистическим данным, умение анали­зировать их на основе теории и сочетать с глубоким качествен­ным анализом изучаемых фактов — это основополагающий ме­тод, способный извлечь из количественных показателей объек­тивный ответ на поставленные вопросы.

Применение всестороннего качественного анализа в конкрет­ных статистико-правовых и статистико-криминологических ис­следованиях предполагает глубокое уяснение сущности анализи­руемых процессов, исходящих из теоретических положений граж­данского и уголовного права, криминологии и т. д., и последую­щее углубление теории этих наук или совершенствование юриди­ческой практики на базе полученных результатов.

Основой всякого статистического изучения служит качествен­ный анализ исследуемых явлений с целью установления тен­денций и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

При проведении конкретных статистико-правовых и иных юридических статистических исследований рассмотренные спе­цифические методы органически включаются в методику тех наук и их социологических разделов, которые обслуживает юриди­ческая статистика, модифицируясь с конкретными задачами каж­дой юридической науки.

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 150.