Информатизация - это не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьёзных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
Цель информатизации - трансформация движущих сил общества, которое должно быть перенацелено на производство услуг, формирование производства информационного, а не материального продукта. В ходе информатизации решаются задачи изменения подходов к производству, модернизируется уклад жизни, система ценностей. Особую ценность обретает свободное время, воспроизводятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От граждан информационного общества требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Изменяется материальная и технологическая база общества, ключевое значение начинают иметь различного рода управляющие и аналитические информационные системы, созданные на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Лекция 16.
Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, открывающего принципиально новые возможности международного информационного обмена. Перспективные информационные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействия электронных СМИ на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства. При этом Россия как субъект геополитики, государство, обладающее развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на всем Евроазиатском пространстве России и СНГ, могла бы стать естественным мостом между Европой и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Это позволило бы ей стать ключевым звеном мирового информационного пространства.
Основными задачами ГИП являются:
- модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
- развитие информационных, телекоммуникационных технологий;
- эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
- обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
- подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
- создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.
Основным средством, обеспечивающим функционирование инфраструктуры и взаимодействие субъектов единого информационно-телекоммуникационного пространства являются информационные и телекоммуникационные технологии, обеспечивающие создание информации, ее распространение и использование.
Достижение целей ГИП требует развития и совершенствования системы всеобщего образования и профессиональной подготовки кадров, обеспечивающей полноценную жизнь и эффективную деятельность человека в информационном обществе XXI века.
Государственная информационная политика будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер и, безусловно, открыта, направлена на согласование интересов граждан, общества и государства.
Система массового информирования является основным средством формирования массового сознания, каналом информирования общества о деятельности государственных учреждений, распространения политических, экономических и культурных идей. Система массового информирования призвана способствовать построению демократического информационного общества, обеспечению защиты конституционных прав и свобод граждан.
Основные положения ГИП фиксируются в нормативных правовых актах, прежде всего в законах, гармонизированных с законодательством развитых стран, и это является важнейшим основанием для реализации ГИП. Исходя из этого, решение основных задач ГИП должно осуществляться посредством различных форм воздействия на следующие объекты информационной сферы:
- система формирования и использования информационных ресурсов;
- информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
- научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства;
- рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг;
- домашняя компьютеризация;
- международное сотрудничество;
- системы обеспечения информационной безопасности;
- правовая база информационных отношений.
Содержание задач государственной информационной политики вытекает из новых политических и социально-экономических условий развития страны и накопленного опыта реализации отдельных мероприятий государственной политики в области создания, распространения и использования информации и мирового опыта проведения информационной политики в развитых государствах.
Правовая информатика – это наука, изучающая информацию, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы в правовой сфере на основе исследования правовых особенностей изучаемых объектов, явлений и процессов.
Предметами правовой информатики являются информация, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы, функционирующие в правовой сфере.
Основными направлениями изучения информации в правовой системе как объекта правовой информатики являются:
определение и гармоничное сочетание общих свойств социальной информации и специфических свойств правовой информации (особенно нормативной правовой информации);
классификации социальной информации, циркулирующей в правовой системе;
исследование проблем оценки количества и качества правовой информации;
анализ роли информации в принятии юридических решений.
Информационные процессы в правовой системе – это процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации. Правовая информатика одновременно и во взаимосвязи изучает естественно-научную сущность этих процессов с учетом юридических свойств информации и информационных объектов. Целью изучения является, с одной стороны, необходимость эффективной организации информационных процессов во всех видах юридической деятельности, а с другой стороны, выявление их особенностей, учет которых необходим для грамотного правового регулирования тех общественных отношений, к возникновению которых приводят рассматриваемые информационные процессы.
Информационная технология – совокупность средств и методов осуществления информационных процессов и информационные системы, создаваемые на базе использования современных информационных технологий, долгое время рассматривались правовой информатикой только с точки зрения эффективной организации юридической деятельности. Однако в последнее время необходимость взаимодействия специалистов различных профессиональных областей, стоящая перед отраслевыми юридическими науками (в особенности перед информационным правом), требует от юриста знания и учета всех технических и информационных особенностей рассматриваемых объектов. Правовая информатика является инструментальным средством и источником знаний, которые необходимы для решения множества проблем правового регулирования общественных отношений.
Дисциплина «Компьютерные технологии в науке и юридической практике» является федеральным компонентом специализированной
подготовки магистра по направлению Юриспруденция и относится к
вариативной части профессионального цикла.
Будущий юрист в рамках специальности получает фундаментальную и
специальную подготовку в области юриспруденции. Деятельность юриста
направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в
различных сферах жизни общества. Объектами профессиональной
деятельности выпускников являются события и действия, имеющие
юридическое значение; правовые отношения, возникающие в сфере
3функционирования государственных институтов; правовые отношения между
государственными органами, физическими и юридическими лицами.
Специфика профессии обязывает юриста быть подлинным аналитиком
и с профессиональной, и с общечеловеческой, нравственной, политической и
психологической точек зрения. Высокая гражданская и политическая
значимость профессии юриста, а также ее специфика требуют всесторонней
подготовки, умения анализировать конкретные ситуации, принимать
правильные правовые решения на основании действующего законодательства,
разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую
экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические
заключения и консультации.
Современный же этап развития общества характеризуется широким
использованием компьютерной техники, телекоммуникаций, новых
информационных технологий и видов документальной связи, поэтому
изучение дисциплины «Компьютерные технологии в науке и юридической
практике» является весьма актуальным для будущих магистров. Освоение
данной дисциплины позволит выпускнику успешно работать в избранной
сфере деятельности, обладать универсальными и профессиональными
компетенциями, способствующими его социальной мобильности и
устойчивости на рынке труда.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего
профессионального образования указан обязательный минимум содержания
дисциплины: основные направления использования компьютерных
технологий в научных исследованиях и образовании; международные
компьютерные сети (INTERNET); использование компьютера в юридических
методах исследования; основные направления интенсификации юридических
исследований и процесса образования.
Исходя из этого, целями изучения дисциплины «Компьютерные
технологии в науке и юридической практике» являются:
• знакомство магистрантов с различными аспектами применения
компьютерных и телекоммуникационных технологий в науке, праве,
управлении и образовании;
• отработка практических навыков по применению современного
аналитического аппарата в обеспечении научной, педагогической и
управленческой деятельности;
• обучение магистрантов методологии сбора и анализа информации в
юридических исследованиях и практике;
• воспитание у магистрантов навыков самостоятельной работы,
являющихся залогом успешной адаптации к условиям будущей
профессии;
• формирование навыков анализа и оценки роли современного
информационного общества и перспективы его развития.
4Существенное внимание в курсе уделено классификации, основам
построения и вопросам применения современного программного
обеспечения, включая распространенные офисные приложения. Рассмотрены
сегодняшние и перспективные технологии Интернет, правовые аспекты
применения компьютерных технологий.
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
• освоить основные аспекты применения компьютерных и
телекоммуникационных технологий в праве, управлении,
образовании и науке;
• оценить роль современного информационного общества и перспективы
его развития;
• уметь проводить сравнительный анализ использования современных
технологий в обеспечении научной, педагогической и
управленческой деятельности;
• научиться самостоятельно осваивать новые знания и навыки;
• иметь представление о роли курса для овладения другими
дисциплинами, о связи юриспруденции и математики, об общих
принципах математико-логических исследований в юриспруденции;
• уметь использовать специальную литературу, дополнительный
справочный материал;
• владеть навыками сбора и обработки информации, выполнения расчетов
и формулирования выводов в исследуемой области.
Основными задачами изучения дисциплины является освоение
магистрантами теоретических положений курса на уровне, позволяющем
проводить самостоятельный анализ и исследование процессов, связанных с
развитием и проникновением компьютерных и телекоммуникационных
технологий в сферы юриспруденции, управления, науки и образования.
В процессе изучения должны быть освоены следующие темы:
• аппаратное и программное обеспечение современных информационных
технологий;
• средства телекоммуникации вычислительных систем и сетей,
глобальные компьютерные сети;
• основные информационные службы и ресурсы Интернета;
• перспективные технологии Интернета;
• программные средства обработки графики и использование их в
правоохранительных органах.
• основы защиты информации;
• правовые аспекты применения компьютерных технологий.
Лекция 17.
Методы юридической статистики
Универсальное значение любого научного метода заключается в том, что он дает не указание на причины или другие результаты исследования, а ориентирует на пути поиска причин или других искомых данных. Опираясь на философские категории случайности и необходимости, количества и качества, взаимосвязи и развития явлений и др., а также на математическую теорию статистики, юридическая статистика разрабатывает свои специфические методы, предназначенные для изучения количественной стороны преступности, правонарушаемости, гражданско-правовых деликтов и связанных с ними социальных явлений и процессов. На конкретное содержание этих методов существенное влияние оказывает общая теория права и его различных отраслей, теория криминологии, судебной медицины и других неправовых наук. Теоретические положения упомянутых дисциплин определяют и специальные методики, основанные на статистических методах.
К специфическим методам, с помощью которых юридическая статистика изучает свой предмет, относятся:
1) массовое статистическое наблюдение;
2) сводка и группировка данных, полученных при наблюдении, по качественно-определенным признакам;
3) статистический количественный анализ сведенных и разгруппированных показателей;
4) всесторонний качественный анализ статистических материалов.
Перечисленные методы, образуя органически единый процесс статистического исследования, иногда именуются его стадиями или этапами, ибо каждый последующий метод, как правило, может быть применен с использованием показателей предыдущего. Поэтому любое статистико-правовое, статистико-деликтологическое или статистико-криминологическое обследование будет считаться полным и завершенным только тогда, когда оно слагается из названных выше основных стадий (этапов, методов).
1. Метод массового статистического наблюдения применительно к юридической статистике означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений, деликтов, субъектов этих действий и т. д. можно установить объективные закономерности в преступности, правонарушаемости, в их причинности, в правоприменительной деятельности судов, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов. Изучение явлений единичных или в небольшом количестве в силу случайных отклонений не позволяет выявить действительные закономерности. При массовом наблюдении случайные колебания взаимно погашаются и остаются следствия, обусловленные общими причинами.
Давно замечено, что преступления или другие юридически значимые явления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и своей классификации такую же закономерность, как явления природы. Поэтому для действительно научного фундамента статистических фактов необходимо брать не отдельные факты, пускай даже очень важные, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, иначе может возникнуть подозрение об их тенденциозном подборе.
Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватывать либо всю (в статистике — генеральную) совокупность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентативной) и позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку. Научной опорой в этом случае служит закон больших чисел, который позволяет рассчитать возможную ошибку при неполном изучении фактов.
2. Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам — следующий специфический метод (этап) юридической статистики. Данные, полученные путем статистического наблюдения, общин. В целях проникновения в сущность наблюдаемых явлений они должны быть сведены и разгруппированы по нужным нам признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства и др.), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и т. д.) или по субъектам преступлений (полу, возрасту, социальному положению, прежней судимости). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия. Данный метод позволяет увидеть единство количественного и качественного в той или иной совокупности.
3. Статистический количественный анализ позволяет углубить изучение, установить и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя частные, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.
Если число учтенных преступлений в разных странах в 1960 г. принять за 100% и соотнести с этими показателями данные 1990г., то обнаружится главная закономерность развития преступности: за тридцатилетие зарегистрированная преступность в США увеличилась в 7,2, в Англии и Уэльсе — в 6,1, во Франции — более чем в 5, в СССР — в 3,7, в ФРГ — в 2,8, а в Японии— 1,5 раза. В реальной жизни «кривая» динамики преступности не была строго линейной: преступность в разных странах в те или иные годы росла, сокращалась, оставалась на уровне предыдущего года, вновь росла и сокращалась. Но как бы она ни колебалась, основная тенденция — рост преступности, обгоняющий рост народонаселения — четко пробивалась через массу случайностей.
Рассчитав другой обобщающий показатель — число преступлений на 100 тыс. населения (коэффициент преступности) —мы обнаружим иную иерархию стран по уровню преступности: в Англии и Уэльсе в 1990 г. было совершено 8996 преступлений на 100 тыс. жителей, в ФРГ -- 7108, во Франции — 6206, в США (только 8 видов, отслеживаемых в федеральном масштабе) -5820, в Японии -- 1794, в СССР — 1115. Сопоставляя два ряда статистических величин и анализируя их в совокупности с социально-экономическим, правовым и политическим развитием, можно прийти к очень важным выводам, к которым невозможно было бы даже приблизиться на основе абстрактных логических рассуждений.
Подобными возможностями характеризуются и другие приемы количественного статистического анализа.
4. Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования: и при наблюдении, и при группировке, и при количественном анализе. Качественный анализ является основополагающим. Отступление от него может привести исследователя в плен механистических представлений и схоластических расчетов. Обратимся к примеру качественной оценки деятельности правоохранительных органов за последние годы.
В трудные 1991—1992 гг. в России появился огромный «вал» преступности. В первые месяцы 1992 г. темпы прироста преступности составляли 45%. Это было беспрецедентно. Российские власти потребовали решительной борьбы с преступностью. Прирост преступности за 1992 г. снизился и составил 27,3%. В 1993 г. он уже был равен 1,6%. В 1994 г. преступность не только не увеличилась, но и снизилась на 6%. После некоторого роста в 1995 г. преступность в 1996 г. вновь стала как по команде из месяца в месяц снижаться: в январе — на 0,8%, в феврале — на 1,8, в марте — на 3,1, затем — на 3,2; 4,1; 4,6; 4,8 и т.д. На основании количественного анализа можно было бы говорить о серьезных успехах правоохранительных органов.
Борьба с преступностью действительно оживилась, но чтобы в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса, обнищания народа, роста безработицы, полугодовых задержках выплаты заработной платы, войны в Чечне, слабости правоохранительных органов темпы прироста преступности сократились более чем в 50 раз, этого объективно не могло быть. Обращение к практике регистрации преступлений, фактической деятельности правоохранительных органов, латентной (скрытой) преступности и
другим аспектам качественного анализа показало, что количественное сокращение учтенных преступлений носит в значительной мере «бумажный» характер. Правоохранительные органы, не имея возможности обуздать преступность, отреагировали на жесткие требования властей традиционно: существенно расширили «управляемую» регистрацию преступлений.
Научный подход к статистическим данным, умение анализировать их на основе теории и сочетать с глубоким качественным анализом изучаемых фактов — это основополагающий метод, способный извлечь из количественных показателей объективный ответ на поставленные вопросы.
Применение всестороннего качественного анализа в конкретных статистико-правовых и статистико-криминологических исследованиях предполагает глубокое уяснение сущности анализируемых процессов, исходящих из теоретических положений гражданского и уголовного права, криминологии и т. д., и последующее углубление теории этих наук или совершенствование юридической практики на базе полученных результатов.
Основой всякого статистического изучения служит качественный анализ исследуемых явлений с целью установления тенденций и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.
При проведении конкретных статистико-правовых и иных юридических статистических исследований рассмотренные специфические методы органически включаются в методику тех наук и их социологических разделов, которые обслуживает юридическая статистика, модифицируясь с конкретными задачами каждой юридической науки.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 180.