Технико-экономические показатели деятельности предприятия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    Все показатели, характеризующие деятельность предприятия подразделяются на удельные и объёмные.

    Объёмные показатели являются первичными и характеризуют объём деятельности предприятия (себестоимость всей выпускаемой продукции, объём продаж, прибыль и др.).

    Удельные показатели являются вторичными, так как рассчитываются на основе объёмных показателей. Например, себестоимость продукции и ее стоимость представляют собой объемные показатели, а отношение первого показателя ко второму, то есть затраты на один рубль товарной продукции — удельный показатель.

.

Таблица 11. Технико-экономические показатели деятельности предприятия.

 

Показатели Количество
Производственная программа, шт. 820
Численность работающих всего, человек. 81
в том числе рабочих 67
Стоимость основных фондов, тыс. руб. 1780
в том числе оборудование 623
Затраты на производство и реализацию продукции, руб. 2860922,6
Стоимость продукции в оптовых ценах, руб. 4535,61
Фонд заработной платы всего, руб. 1632875,61
Выработка в среднем на одного работающего, руб. 45915,05
Заработная плата в среднем на одного работающего, руб. 20158,96
Фондовооружённость рабочих, тыс. руб. 26,567
Техническая вооружённость рабочих, тыс. руб. 11,424
Фондоотдача, шт./тыс. руб. 0,46
Себестоимость одного изделия, руб. 3488,93
Выручка, руб. 3719200,2
Прибыль, руб. 858277,60
Рентабельность продукции, % 23,08
Рентабельность производства, % 30
Рентабельность основных фондов, % 48,22

 

    Выручка – это совокупность денежных средств, которые получены за реализованные товары, услуги или продукцию. Она рассчитывается следующим образом:

Врп = Ц  ВП,

где Ц – цена за единицу продукции, которая рассчитывается по формуле:

Ц = с/с ед + 30%,

где с/с ед. – себестоимость единицы продукции.

Ц = 3488,93 + 30% = 4535,61 руб.

Врп = 4535,61  820 = 3719200,2 руб.

Затраты на производство и реализацию продукции рассчитываются следующим образом:

З = с/с ед  ВП,

где с/с ед – себестоимость единицы продукции.

З = 3488,93  820 = 2860922,6 руб.

    Общий фонд заработной платы определяется по формуле:

Фзп = Фзп сд + Фзп вр + Фзп АУП,

где Фзп сд – фонз зарплаты сдельщиков,

Фзп вр – фонд зарплаты повременщиков,

Фзп АУП – фонд зарплаты административно управленческого персонала

Фзп = 839562,80 + 584000 + 209312,81 = 1632875,61 руб.

    Заработная плата в среднем на одного работающего определяется по формуле:

ЗПср = Фзп  Ч,

где Ч – общая численность работающих на предприятии.

ЗПср = 1632875,61 / 81 = 20158,96 руб.

    Выработка в среднем на одного работающего – это удельный показатель, характеризующий результативность труда одного работающего на предприятии. Она показывает, сколько выработанной продукции приходится на одного работающего на предприятии. Она рассчитывается по формуле:

В ср = Выр Ч,

где Выр – выручка,

В ср = 3719200,2  81 = 45916, 05 руб.

    Фондовооружённость рабочих – это удельный показатель, который помогает определить степень обеспеченности рабочих основными средствами предприятия. Фондовооружённость определяется по формуле:

Фвор = ОФ  Чраб,

где ОФ – стоимость основных фондов,

Чраб – численность рабочих.

Фвор = 1780  67 = 26,567 тыс.руб.

    Техническая вооружённость рабочих – это удельный показатель отношения количества технических средствпроизводства (активной части основных фондов) к затратам труда рабочих. Техническая вооружённость рассчитывается по формуле:

Твор = ОФа  Чраб;

где ОФа – стоимость активной части основных фондов.

Твор = 765,4  67 = 11,424 тыс.руб.

    Фондоотдача – это показатель, характеризующий уровень эффективности использования основных производственных фондов предприятия. Она характеризует сколько продукции даёт каждый рубль основных фондов и рассчитывается по формуле:

Фот = ВП  ОФ

Фот = 820  1780 = 0,46 шт/тыс.руб.

    Прибыль от реализации продукции – это разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции. Рассчитывается по формуле:

Прп = Врп – З;

где Врп – выручка от реализации продукции,

З – затраты на производство и реализацию продукции.

Прп = 3719200,2 – 2860922,6 = 858277,6 руб.

    Рентабельность продукции – это коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Определяется по формуле:

Рпрод = (Прп  Врп)  100%

Рпрод = (858277,6  3719200,2)  100% = 23,08%

    Рентабельность производства – это коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом затраченном на производство рубле. Определяется по формуле:

Рпроиз = (Прп  З)  100%

Рпроиз = (858277,6  2860922,6)  100% = 30%

    Рентабельность основных фондов – это коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом рубле основных фондов. Определяется по формуле:

Роф = (Прп  ОФ)  100%

Роф = (858277,6 1780000)  100% = 48,22%

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Себестоимость продукции – это качественный показатель, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Именно от расчёта себестоимости продукции будет зависеть окончательная цена продукции и, соответственно, прибыль предприятия. Рассчитав себестоимость можно определить целесообразность производства продукции и рассчитать будущие доходы предприятия. Кроме этого, в себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность. Систематическое снижение себестоимости производимой продукции приводит к росту прибыли предприятия и даёт дополнительные средства для его дальнейшего развития и укрепления позиций на рынке. Если не принимать никаких мер для снижения себестоимости, то предприятие очень скоро окажется неконкурентоспособным и обанкротится.

    Для комплексного анализа себестоимости продукции применяются специальные показатели, которые позволяют рассчитывать и анализировать затраты предприятия на весь объем произведенной товарной продукции, затраты на производство конкретного вида продукции, а также затраты предприятия на получение каждого рубля выручки.

    В работе были осуществлены расчёты таких финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия, как:

- себестоимость всей продукции, сумма составила 2860922,6 руб.;

- выручка от реализации продукции - 3719200,2 руб.;

- прибыль от реализации продукции - 858277,6 руб.;

- рентабельность продукции – 23,08%;

- рентабельность производства – 30%;

- рентабельность основных фондов – 48,22%.

    Также были рассчитаны важные технико-экономические показатели деятельности предприятия:

- фондоотдача - 0,46 шт/тыс.руб.;

- выработка в среднем на одного работающего - 45915,05 руб.;

- заработная плата в среднем на одного работающего - 20158,96 руб.;

- фондовооружённость рабочих - 26,567 тыс.руб.;

- техническая вооружённость рабочих - 11,424 тыс.руб..

    По рассчитанным показателям мы можем сделать вывод, что деятельность предприятия по производству продукции данного вида экономически целесообразна и принесёт высокий доход. Работники предприятия хорошо обеспечены техническими средствами для производства и имеют высокую заработную плату. При сохранении существующих на данный момент технико-экономических и финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятию не грозят серьёзные убытки и банкротство.

 

Список литературы

 

1. Абрютина М.С. Экономика предприятия-М.:

Изд. «Дело и сервис», 2004

2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия-М.:

Финансы и статистика, 2004

3. Сергеев И.В. Экономика предприятия-М.:

Финансы и статистика, 2003

4. Суша П.С. Экономика предприятия-М.:

Новое знание, 2003

5. Ильин И.И., Синицина Л.М. Планирование на предприятии-М.:

ООО «Новое знание», 2000

6. Чуев И.Н., Чечевицина Л.Н., Экономика предприятия-М.:

«Дашков и Ко», 2004

7. «Экономика предприятия» под ред. Н.А. Сафронова-М.:

Юристъ, 2002

8. «Экономика предприятия» под ред. С.Г. Фалько-М.:

Дрофа, 2003

Дата: 2019-11-01, просмотров: 203.