Понятие и состав себестоимости продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

    Предприятие – это самостоятельный организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, создающийся предпринимателем или группой предпринимателей для производства продукции (оказания услуг, выполнения работ) с целью удовлетворения общечеловеческих потребностей и получения прибыли.

    Главная цель любого коммерческого предприятия – получение прибыли. А для расчёта прибыли необходим расчёт себестоимости продукции. Ведь оптимизация прибыли требует постоянного анализа не только внешних факторов, таких как цена, спрос и конъюнктура рынка, но и внутренних – формирование затрат на производство и уровень рентабельности.

    Актуальность исследуемой темы выражается в том, что себестоимость продукции в условиях рынка является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений и важнейшим показателем экономической эффективности производства. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Снижение себестоимости является важнейшим фактором развития экономики хозяйствующего субъекта, основой соизмерения доходов и расходов.

    При анализе себестоимости продукции дается общая оценка выполнения плана по снижению себестоимости продукции, вскрываются причины невыполнения принятых заданий по снижению уровня затрат и выявляются имеющиеся резервы организации по дальнейшему снижению уровня затрат за счет повышения технического уровня производства, улучшения самого производственного процесса и процесса труда, эффективности использования оборудования, роста производительности труда, экономного расходования сырья и материалов, топлива и энергии, ликвидации или сокращения потерь и непроизводительных расходов.

    Расчёт себестоимости необходим для определения целесообразности производства той или иной продукции, так как если себестоимость выпускаемой продукции выше рыночной цены, то и нет смысла её выпускать.

    Чем ниже себестоимость продукции, тем выше конкурентоспособность предприятия, так как выше получаемая прибыль. Поэтому в сегодняшних условиях конкурентной борьбы все предприятия стараются максимально снизить себестоимость своей продукции.

    Цель работы: изучить понятие себестоимости продукции и её состав,

а также определить степень влияния себестоимости на технико-экономические показатели деятельности предприятия.

    Задачи работы:

- раскрыть понятие себестоимости продукции и её состав;

- рассчитать себестоимость выпускаемой продукции;

- рассчитать технико-экономические показатели деятельности предприятия.

 

Расчёт материальных затрат.

 

    Материальные затраты – часть издержек производства, затрат на производство продукции, товаров, услуг, в которую включаются затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию и другие затраты, приравниваемые к материальным. Материальные затраты (расходы) образуют часть себестоимости продукции.

    Материальные затраты являются прямыми, простыми и переменными.

    Затраты на материальные ресурсы определяются следующим образом:

З мат = Н расх.   Цена,

где Н расх. – норма расхода материалов на единицу продукции.

 

Таблица 1- расчёт затрат на материалы.

 

Наименование материалов Производственная программа, шт Расход на единицу продукции, кг Расход на месяц, кг Цена за 1 кг, руб. Стоимость за месяц, руб.
Основные материалы, кг а) б) в)     820   3,81 4,15 2,80   3124,2 3403 2296   46,30 35,20 44,54   144650,46 119785,60 102263,84
Итого         366699,90
Энергия технологическая кВт-ч 820 32 26240 4,46 117030,40

 

 

Плановая калькуляция себестоимости единицы продукции.

 

    Калькуляционная себестоимость единицы продукции – это себестоимость единицы продукции по статьям затрат (калькуляции).

    Статьи калькуляции применяются для определения себестоимости отдельных изделий. Это необходимо для того, чтобы решить вопрос о целесообразности производства данной продукции, продукцию выгодно производить только тогда, когда рыночная цена изделия превышает его калькуляционную себестоимость.

    Статьи калькуляции:

1. Сырьё и основные материалы

2. Вспомогательные материалы

3. Топливо технологическое

4. Энергия технологическая

5. Основная зарплата производственных рабочих

6. Дополнительная зарплата производственных рабочих

7. Отчисления в фонд социального страхования

    Итого цеховая себестоимость.

8. Расходы на содержание оборудования

9. Общепроизводственные расходы

10. Общехозяйственные расходы

    Итого производственная себестоимость.

11. Внепроизводственные расходы

    Итого полная себестоимость.

    Статьи затрат 1-7 составляют технологическую себестоимость продукции, так как непосредственно связаны с её производством. Эти затраты называются:

- прямыми, так как их можно прямым образом отнести на себестоимость продукции;

- простыми, так как каждая статья включает только один вид затрат;

- переменными, так как эти затраты меняются в зависимости от объёма производства.

    Статьи затрат 8-11 связаны с обслуживанием производства и управления и называются:

- косвенными, так как на отдельные виды продукции распределяются косвенным образом, пропорционально какой-либо базе, чаще всего основной зарплаты производственных рабочих;

- комплексными, так как каждая статья включает в себя целый комплекс затрат;

- постоянными, так как они не меняются в зависимости от объёма производства.

 

Таблица 10 - Плановая калькуляция себестоимости единицы продукции.

 

Статьи калькуляции

Затраты, руб.

Всего На одно изделие
Основные материалы Вспомогательные материалы (7% к основным материалам) Энергия технологическая Заработная плата основных рабочих Отчисления в фонды социального страхования Расходы на содержание оборудования Общехозяйственные расходы 366699,90 25668,99   117030,40 839562,80 251868,84   299856,52 824001,08 447,19 31,30   142,72 1023,86 307,16   365,68 1004,88
Итого производственная себестоимость

3322,79

Внепроизводственные расходы (5% к производственной себестоимости)

166,14

Итого полная себестоимость

3488,93

Расчётная цена (+30%)

4535,61

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Себестоимость продукции – это качественный показатель, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Именно от расчёта себестоимости продукции будет зависеть окончательная цена продукции и, соответственно, прибыль предприятия. Рассчитав себестоимость можно определить целесообразность производства продукции и рассчитать будущие доходы предприятия. Кроме этого, в себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность. Систематическое снижение себестоимости производимой продукции приводит к росту прибыли предприятия и даёт дополнительные средства для его дальнейшего развития и укрепления позиций на рынке. Если не принимать никаких мер для снижения себестоимости, то предприятие очень скоро окажется неконкурентоспособным и обанкротится.

    Для комплексного анализа себестоимости продукции применяются специальные показатели, которые позволяют рассчитывать и анализировать затраты предприятия на весь объем произведенной товарной продукции, затраты на производство конкретного вида продукции, а также затраты предприятия на получение каждого рубля выручки.

    В работе были осуществлены расчёты таких финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия, как:

- себестоимость всей продукции, сумма составила 2860922,6 руб.;

- выручка от реализации продукции - 3719200,2 руб.;

- прибыль от реализации продукции - 858277,6 руб.;

- рентабельность продукции – 23,08%;

- рентабельность производства – 30%;

- рентабельность основных фондов – 48,22%.

    Также были рассчитаны важные технико-экономические показатели деятельности предприятия:

- фондоотдача - 0,46 шт/тыс.руб.;

- выработка в среднем на одного работающего - 45915,05 руб.;

- заработная плата в среднем на одного работающего - 20158,96 руб.;

- фондовооружённость рабочих - 26,567 тыс.руб.;

- техническая вооружённость рабочих - 11,424 тыс.руб..

    По рассчитанным показателям мы можем сделать вывод, что деятельность предприятия по производству продукции данного вида экономически целесообразна и принесёт высокий доход. Работники предприятия хорошо обеспечены техническими средствами для производства и имеют высокую заработную плату. При сохранении существующих на данный момент технико-экономических и финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятию не грозят серьёзные убытки и банкротство.

 

Список литературы

 

1. Абрютина М.С. Экономика предприятия-М.:

Изд. «Дело и сервис», 2004

2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия-М.:

Финансы и статистика, 2004

3. Сергеев И.В. Экономика предприятия-М.:

Финансы и статистика, 2003

4. Суша П.С. Экономика предприятия-М.:

Новое знание, 2003

5. Ильин И.И., Синицина Л.М. Планирование на предприятии-М.:

ООО «Новое знание», 2000

6. Чуев И.Н., Чечевицина Л.Н., Экономика предприятия-М.:

«Дашков и Ко», 2004

7. «Экономика предприятия» под ред. Н.А. Сафронова-М.:

Юристъ, 2002

8. «Экономика предприятия» под ред. С.Г. Фалько-М.:

Дрофа, 2003

ВВЕДЕНИЕ

 

    Предприятие – это самостоятельный организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, создающийся предпринимателем или группой предпринимателей для производства продукции (оказания услуг, выполнения работ) с целью удовлетворения общечеловеческих потребностей и получения прибыли.

    Главная цель любого коммерческого предприятия – получение прибыли. А для расчёта прибыли необходим расчёт себестоимости продукции. Ведь оптимизация прибыли требует постоянного анализа не только внешних факторов, таких как цена, спрос и конъюнктура рынка, но и внутренних – формирование затрат на производство и уровень рентабельности.

    Актуальность исследуемой темы выражается в том, что себестоимость продукции в условиях рынка является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений и важнейшим показателем экономической эффективности производства. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Снижение себестоимости является важнейшим фактором развития экономики хозяйствующего субъекта, основой соизмерения доходов и расходов.

    При анализе себестоимости продукции дается общая оценка выполнения плана по снижению себестоимости продукции, вскрываются причины невыполнения принятых заданий по снижению уровня затрат и выявляются имеющиеся резервы организации по дальнейшему снижению уровня затрат за счет повышения технического уровня производства, улучшения самого производственного процесса и процесса труда, эффективности использования оборудования, роста производительности труда, экономного расходования сырья и материалов, топлива и энергии, ликвидации или сокращения потерь и непроизводительных расходов.

    Расчёт себестоимости необходим для определения целесообразности производства той или иной продукции, так как если себестоимость выпускаемой продукции выше рыночной цены, то и нет смысла её выпускать.

    Чем ниже себестоимость продукции, тем выше конкурентоспособность предприятия, так как выше получаемая прибыль. Поэтому в сегодняшних условиях конкурентной борьбы все предприятия стараются максимально снизить себестоимость своей продукции.

    Цель работы: изучить понятие себестоимости продукции и её состав,

а также определить степень влияния себестоимости на технико-экономические показатели деятельности предприятия.

    Задачи работы:

- раскрыть понятие себестоимости продукции и её состав;

- рассчитать себестоимость выпускаемой продукции;

- рассчитать технико-экономические показатели деятельности предприятия.

 

Понятие и состав себестоимости продукции

 

    Себестоимость продукции – это стоимостная оценка используемых в производстве данной продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и сбыт.

    Расчёт себестоимости необходим для того, чтобы решить вопрос о целесообразности изготовления тех или иных изделий. Без определения себестоимости бессмысленно начинать производство.

    Виды себестоимости:

1) По способу просчёта:

- плановая;

- нормативная;

- фактическая.

2) В зависимости от места возникновения затрат:

- цеховая;

- производственная;

- полная.

    Прямые расходы - это расходы, которые можно прямым образом отнести на себестоимость продукции. Данные расходы зависят от количества выпускаемой продукции и определяются по формуле:

Пр.расх. = Пр.расх.ед.  ВП,

где Пр.расх.ед – это прямые расходы на единицу продукции,

ВП – выпуск продукции.

    Косвенные расходы – это расходы, которые на отдельные виды продукции распределяются косвенным образом, пропорционально какой-либо базе, чаще всего основной зарплаты производственных рабочих. Данные расходы рассчитываются по формуле:

К расх.ед. = Осн.зп.пр.ед  К распр,

где Осн.зп.пр.ед. – основная зарплата зарплата производственных рабочих на единицу продукции,

К.распр. – коэффициент распределения, который рассчитывается по формуле:

К распр. = К расх.  Осн.зп.пр,

где К.расх – сумма косвенных расходов за месяц,

Осн.зп.пр. – основная зарплата производственных рабочих за месяц.

Правильность расчёта косвенных расходов можно проверить по формуле:

К расх. = К расх.ед.пр.   ВП

 

Расчёт материальных затрат.

 

    Материальные затраты – часть издержек производства, затрат на производство продукции, товаров, услуг, в которую включаются затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию и другие затраты, приравниваемые к материальным. Материальные затраты (расходы) образуют часть себестоимости продукции.

    Материальные затраты являются прямыми, простыми и переменными.

    Затраты на материальные ресурсы определяются следующим образом:

З мат = Н расх.   Цена,

где Н расх. – норма расхода материалов на единицу продукции.

 

Таблица 1- расчёт затрат на материалы.

 

Наименование материалов Производственная программа, шт Расход на единицу продукции, кг Расход на месяц, кг Цена за 1 кг, руб. Стоимость за месяц, руб.
Основные материалы, кг а) б) в)     820   3,81 4,15 2,80   3124,2 3403 2296   46,30 35,20 44,54   144650,46 119785,60 102263,84
Итого         366699,90
Энергия технологическая кВт-ч 820 32 26240 4,46 117030,40

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 212.