Возникновение ГАТТ связано с попытками создать Международную торговую организацию (МТО). Это было связано со стремлением многих стран после второй мировой войны искоренить протекционизм во внешней торговле. Новый внешнеторговый режим должен был основываться на либерализации и сотрудничестве между странами.
30 октября 1947 г. в Женеве 23 страны подписали предварительное соглашение под названием «Cteneral Agreement Tarif and Тгаdе» (ГАТТ). В нем были определены принципы действия этой международной торговой организации. 24 марта 1948 г. был подписан заключительный акт – Гаванский устав Международной торговой организации. Этот документ должен был вступить в силу через 2 месяца после ратификации большинством (более половины) стран, подписавших заключительный акт. Но этот устав в силу не вступил. Большинство стран, подписавших Гаванский устав, выжидали, какую позицию займут США. В США взяли верх сторонники протекционизма и устав МТО так и не был ими ратифицирован. Так как МТО не появилась на свет, страны, подписавшие ГАТТ, решили применять его принципы.[9]
Таким образом, ГАТТ – это порожденная текущим ходом событий организация. Аппарат ГАТТ ограничен – он включает в секретариат в Женеве, совет, состоящий из представителей стран-участниц. Механизм выработки и принятия решении в рамках ГАТТ представляет периодические длительные переговоры-раунды, которые длятся несколько лет.
ГАТТ исходит из следующих основных принципов:
1. Многосторонность внешней торговли.
2. Применение общего режима наибольшего благоприятствования
3. Снижение таможенных тарифов и других (нетарифных) препятствий.
4. Взаимность уступок.
5. Ведение внешней торговли на основе частного права. В ГАТТ установилась практика, в соответствии с которой все ограничения разбиты на «допустимые», попадающие под исключения, и «остаточные», подлежащие отмене. Эти особенности исходят из того факта, что ГАТТ в строго юридическом смысле является международным соглашением, а не организацией. На примере ГАТТ хорошо видно, что международные организации вырастают из многосторонних конференций. В случае ГАТТ этот процесс не доведен до конца с формальной точки зрения, то есть в системе ООН ГАТТ рассматривается как специализированное агентство де-факто.
В настоящее время в деятельности ГАТТ в тех или иных формах участвуют более 150 стран, в том числе и Россия. За время действия ГАТТ было проведено 8 многосторонних торговых переговоров-раундов (МТП). На первых пяти конференциях-раундах согласовывалось снижение тарифов но принципу «уступка за уступку». Было согласовано 67 тысяч взаимных уступок, затрагивающих более 21 миллиарда долл. годового экспорта в мировой торговле. В 1964–1967 годах был проведен шестой раунд, известный под названием «Кеннеди-раунд». В результате сложных переговоров было достигнуто соглашение о снижении таможенных пошлин до конца 1971 года в среднем на 35%.
Восьмой, «Уругвайский раунд» переговоров ГАТТ открылся в 1986 г. Впервые в истории ГАТТ в повестку дня переговоров были включены вопросы регулирования мировой торговли услугами (транс-порт, страхование, банковские операции), торговые аспекты защиты интеллектуальной собственности. Также впервые в истории ГАТТ было признано необходимым увязать переговоры с урегулированием мировых валютно-финансовых конфликтов, включая внешнюю задолженность.
По итогам «уругвайского раунда» была создана Всемирная торговая организация (ВТО). После официального начала функционирования ВТО с 1 января 1995 г. ГАТТ стало ее составной частью.[10]
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
Как отмечают многие экономисты, глобальные экономические проблемы выдвигают перед мировым сообществом новые и сложные задачи. Их успешное решение зависит от согласованных усилий всех стран. В этой связи роль ООН в решении глобальных экономических проблем возрастает.
Одна из целей ООН – организация многостороннего сотрудничества в решении международных проблем экономического характера (п. 3 ст. 1 Устава). За пятьдесят лет механизм экономического сотрудничества в ООН претерпел определенные изменения. Одним из важнейших событий было создание в 1964 г. Конференции ООН но торговле и развитию (ЮНКТАД). Она получила статус постоянного органа Генеральной Ассамблеи ООН.
Главные задачи ЮНКТАД:
формирование принципов и политики международной торговли,
разработка рекомендаций в этой области,
подготовка многосторонних юридических актов в области международной торговли.
В круг ведения ЮНКТАД входят проблемы торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфабрикатами, морской транспорт и страхование, коммерческие аспекты передачи технологии, вопросы экономической интеграции между развивающимися странами.
Основными органами ЮНКТАД являются конференция (следует различать два понятия: «конференция» как наименование самой организации и как название ее высшего органа) и Совет по торговле и развитию. Конференция собирается на Сессии раз в 4 года (как правило, на уровне министров н глав правительств). Членство в Совете открытое и устанавливается на основе пожелания каждого государства. В качестве вспомогательных органов Совета действуют 7 специализированных комитетов: по сырьевым товарам, промышленным товарам, невидимым статьям (услугам) и финансированию, но морским перевозкам, по преференциям, по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, по передаче технологии. [11]
Сессии ЮНКТАД можно рассматривать как многосторонние экономические форумы под эгидой ООН. Большинство решении ЮНКТАД не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. Но это не лишает их определенного правового значения, свойственного рекомендательным нормам международного нрава. В целом ЮНКТАД оказала определенное влияние на решение проблем мировой торговли. Под эгидой ЮНКТАД были продлены или обновлены международные товарные соглашения (МТС) но олову, сахару, кофе, какао, пшенице, по натуральному каучуку. В рамках ЮНКТАД было принято соглашение о создании «Общего фонда» для сырьевых товаров. Деятельность ЮНК-ТАД повлияла на принципы ГАТТ, в частности был введен более благо-приятный торговый режим для развивающихся стран. ЮНКТАД была основоположником недискриминационных льгот в системе международной торговли. Несомненен вклад ЮНКТАД в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков. Сегодня нельзя представить системы международных экономических организации без ЮНКТАД, без ее вклада в концепцию мировой торговли и раз-вития, без ее исследований и многочисленных совещаний экспертов. Сегодня ЮНКТАД объединяет 168 стран.[12]
Международный валютный фонд
Учреждение МВФ связано с созданием Бреттон-Вудской валютной системы в 1944 г. и он был неотъемлемой частью этой системы. Но крах Бреттон-Вудского валютного порядка не привел к ликвидации МВФ. Этот факт показывает, что МВФ является необходимым институтом регулирования международных валютных отношений.
Цель МВФ заключается в поддержании стабильности в международных валютных отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и обеспечить высокий уровень занятости и доходов. Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе «кодекс поведения», который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей по текущим операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств-участников.[13]
МВФ имеет значительные технические и финансовые возможности для помощи государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежных балансов. Он может обеспечить займы в конвертируемой валюте. Эти займы предоставляются в поддержку экономических программ оздоровления, одобренных фондом. Таким образом, МВФ располагает финансовым рычагом, который позволяет отклонять в нужную сторону экономическую политику стран, Испытывающих трудности в урегулировании сальдо платежных балансов. Некоторые страны Европы прибегли к его помощи вследствие «нефтяных шоков». С начала 80-х годов помощь МВФ сосредоточена в странах, испытывающих проблемы структурной задолженности, то есть на большинстве развивающихся стран.[14]
Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна-участница представлена управляющим и его заместителем, назначаемым на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит внедрение изменений в Статьи Устава, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии 1 раз в год.
МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. В соответствии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных голосов» независимо от величины взноса в капитал я дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его киоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам – «специальным большинством» 70% или 85% голосов. В современном уставе МВФ выделены 53 подобных вопроса. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают: США – 17,7%, Германия – 5,5%, Япония – 5,5%, Великобритания – 4,9%, Франция -4,9%, Саудовская Аравия – 3,4%, Италия – 3,1%, Россия – 2,9%, Доля стран ЕС-26, 2%. Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда. В середине 1994 г. членами Фонда были 178 государств.[15]
Дата: 2019-11-01, просмотров: 193.