План
Введение. 3
1. Международные экономические организации в системе международных экономических отношений. 5
1.1 Сущность и основные этапы развития международных экономических организаций. 5
1.2 Классификация международных организаций. 9
1.3 Основные международные экономические организации. 12
1.3.1 Всемирная торговая организация (ВТО) 13
1.3.2 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 15
1.3.3 Международный валютный фонд. 17
1.3.4 Международный банк реконструкции и развития (МБРР) 18
1.3.5 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 20
2. Взаимодействие России с международными экономическими организациями 21
2.1 Сотрудничество Российской Федерации с МВФ.. 21
2.2 Россия и МБРР. 22
2.3 Анализ последствий присоединения России к ВТО.. 23
Заключение. 35
Список использованной литературы.. 36
Введение
В современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от экономики других стран. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, миграцию рабочей силы, научно – технический обмен.
Международные экономические организации представляют собой прежде всего специфическую форму проявления и организации экономического сотрудничества между различными странами. При этом необходимо отметить, что на современном этапе общественного развития пределы действия международного права, характер международных организаций, а также их возможности играть относительно активную роль в становлении международного сотрудничества представляют собой как бы равнодействующих двух объективных тенденций.
Объект исследования является международные экономические организации и их роль в развитии экономики России. Интерес к данной теме связан с возросшим влиянием экономических организаций на мировую экономику и в частности на Россию.
Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в экономики России.
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
дать классификацию международных экономических организаций;
показать взаимоотношения России с основными международными организациями;
дать анализ процесса присоединения России к ВТО;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Международные экономические организации в системе международных экономических отношений
Основные международные экономические организации
К числу основных международных экономических организаций следует отнести те структуры, которые оказывают существенное влияние на «правила игры» в мировой экономике.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
Как отмечают многие экономисты, глобальные экономические проблемы выдвигают перед мировым сообществом новые и сложные задачи. Их успешное решение зависит от согласованных усилий всех стран. В этой связи роль ООН в решении глобальных экономических проблем возрастает.
Одна из целей ООН – организация многостороннего сотрудничества в решении международных проблем экономического характера (п. 3 ст. 1 Устава). За пятьдесят лет механизм экономического сотрудничества в ООН претерпел определенные изменения. Одним из важнейших событий было создание в 1964 г. Конференции ООН но торговле и развитию (ЮНКТАД). Она получила статус постоянного органа Генеральной Ассамблеи ООН.
Главные задачи ЮНКТАД:
формирование принципов и политики международной торговли,
разработка рекомендаций в этой области,
подготовка многосторонних юридических актов в области международной торговли.
В круг ведения ЮНКТАД входят проблемы торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфабрикатами, морской транспорт и страхование, коммерческие аспекты передачи технологии, вопросы экономической интеграции между развивающимися странами.
Основными органами ЮНКТАД являются конференция (следует различать два понятия: «конференция» как наименование самой организации и как название ее высшего органа) и Совет по торговле и развитию. Конференция собирается на Сессии раз в 4 года (как правило, на уровне министров н глав правительств). Членство в Совете открытое и устанавливается на основе пожелания каждого государства. В качестве вспомогательных органов Совета действуют 7 специализированных комитетов: по сырьевым товарам, промышленным товарам, невидимым статьям (услугам) и финансированию, но морским перевозкам, по преференциям, по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, по передаче технологии. [11]
Сессии ЮНКТАД можно рассматривать как многосторонние экономические форумы под эгидой ООН. Большинство решении ЮНКТАД не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. Но это не лишает их определенного правового значения, свойственного рекомендательным нормам международного нрава. В целом ЮНКТАД оказала определенное влияние на решение проблем мировой торговли. Под эгидой ЮНКТАД были продлены или обновлены международные товарные соглашения (МТС) но олову, сахару, кофе, какао, пшенице, по натуральному каучуку. В рамках ЮНКТАД было принято соглашение о создании «Общего фонда» для сырьевых товаров. Деятельность ЮНК-ТАД повлияла на принципы ГАТТ, в частности был введен более благо-приятный торговый режим для развивающихся стран. ЮНКТАД была основоположником недискриминационных льгот в системе международной торговли. Несомненен вклад ЮНКТАД в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков. Сегодня нельзя представить системы международных экономических организации без ЮНКТАД, без ее вклада в концепцию мировой торговли и раз-вития, без ее исследований и многочисленных совещаний экспертов. Сегодня ЮНКТАД объединяет 168 стран.[12]
Международный валютный фонд
Учреждение МВФ связано с созданием Бреттон-Вудской валютной системы в 1944 г. и он был неотъемлемой частью этой системы. Но крах Бреттон-Вудского валютного порядка не привел к ликвидации МВФ. Этот факт показывает, что МВФ является необходимым институтом регулирования международных валютных отношений.
Цель МВФ заключается в поддержании стабильности в международных валютных отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и обеспечить высокий уровень занятости и доходов. Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе «кодекс поведения», который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей по текущим операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств-участников.[13]
МВФ имеет значительные технические и финансовые возможности для помощи государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежных балансов. Он может обеспечить займы в конвертируемой валюте. Эти займы предоставляются в поддержку экономических программ оздоровления, одобренных фондом. Таким образом, МВФ располагает финансовым рычагом, который позволяет отклонять в нужную сторону экономическую политику стран, Испытывающих трудности в урегулировании сальдо платежных балансов. Некоторые страны Европы прибегли к его помощи вследствие «нефтяных шоков». С начала 80-х годов помощь МВФ сосредоточена в странах, испытывающих проблемы структурной задолженности, то есть на большинстве развивающихся стран.[14]
Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна-участница представлена управляющим и его заместителем, назначаемым на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит внедрение изменений в Статьи Устава, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии 1 раз в год.
МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. В соответствии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных голосов» независимо от величины взноса в капитал я дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его киоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам – «специальным большинством» 70% или 85% голосов. В современном уставе МВФ выделены 53 подобных вопроса. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают: США – 17,7%, Германия – 5,5%, Япония – 5,5%, Великобритания – 4,9%, Франция -4,9%, Саудовская Аравия – 3,4%, Италия – 3,1%, Россия – 2,9%, Доля стран ЕС-26, 2%. Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда. В середине 1994 г. членами Фонда были 178 государств.[15]
Россия и МБРР
Россия стала членом М БРР 16 июня 1992 г. В 1992–1998 гг. МБРР предоставил России кредиты на 11,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта (по состоянию на конец 1998 г. освоено 5,4 млрд. долл.). В 1998 г. Россия стала крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и Центральной Азии. За 1997–1998 финансовый год она получила кредиты на 1,63 млрд. долл. (в мировом списке получателей Россия занимает пятое место).
В 1997 г. Россия впервые участвовала в сессии Всемирного банка и МВФ (в Гонконге) как полноправный член и заявила о своей прямой и полной заинтересованности в обсуждении мировых финансовых проблем.
В августе 1998 г. на заседании Совета директоров Всемирного банка был утвержден проект кредитования России на сумму 1,5 млрд. долл. Срок погашения – семь лет с трехлетним льготным периодом. Выделение кредита предусмотрено тремя траншами: 300 млн. долл. (немедленно), 500 (в декабре 1998 г.) и 700 млрд. долл. (в июне 1999 г.). Став членом МБРР, Россия вступила и в Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).[22]
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. – Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. №1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. №832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.[33]
К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ); законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ); «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. №139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002–2006 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.
Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.[34]
В течение 2001-2007 годов свыше 205 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – начало 2007 года Министерство провело обучение госслужащих в 39 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).
В результате интенсификации переговорного процесса в 2003–2007 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. На сегодняшний день в основном завершены двусторонние переговоры со странами-членами РГ по доступу на рынок товаров и услуг (результаты договоренностей были опубликованы на сайте Минэкономразвития России 24 ноября 2006 г.).[35]
Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами продолжается практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
Заключение
Усиление интернационализации хозяйственной жизни, усложнение характера вопросов, подлежащих решению в повседневной международной хозяйственной жизни, обусловливает необходимость их оперативного решения при помощи институционального, постоянно действующего механизма. Таким механизмом и призваны быть международные экономические организации.
Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.
Под международными правительственными экономическими организациями здесь понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права / обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, права на заключение договоров, на привилегии, иммунитета и т.д.). К таковым относятся: Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.
Список использованной литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения – М.: Юристъ, 2006.
2. Арсюхин Е. Что-то вроде Евросоюза в Азии // Рос. газета. – 2005. – 7 октября. – С. 5.
3. Беккер А. МВФ – абсолютное оружие США // Известия. – 1998. – 4 марта. – С. 2.
4. Бобин М.В. Межгосударственные финансово-экономические организации Европы: Правовые аспекты учреждения и деятельности. – М., 2001. – 176 с.
5. Богачева Е. ВТО на грани кризиса // Финанс. – 2003. – №25. – С. 23.
6. Бородулина Л.П. Международные экономические организации: учеб. пособие / Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. – М.: Экономистъ, 2005. – 298 с.
7. Вардомский Л.Б. Евразийское экономическое сообщество: особенности и проблемы развития / Вардомский Л.Б., Кузьмина Е.М., Шурубович А.В. // Проблемы прогнозирования. – 2005. – №6. – С. 116–131.
8. Всемирная торговая организация // Конкурс. – 2002. – №3. – С. 2–12.
9. Гавриков Д. Европейский Союз как территория противоречий // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2004. – №12. – С. 88–95.
10. Глазьев С. МВФ и разрушение экономики России // Диалог. – 2000. – №1. – С. 46–50.
11. Гулейнов Р.А. Международный валютный фонд и глобальные кризисы // Сиб. финанс. школа. – 2004. – №4. – С. 117.
12. Гутник В. Европейский экономический и валютный союз: предварительные итоги и перспективы развития // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2005. – №5. – С. 3–15.
13. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. – М., 2003. – 95 с.
14. Денисов А. МВФ: как прожить бывшему кредитору? // Россия в глобальной политике. – 2007. – Т.5, №5. – С. 80–87.
15. Доронина Н.Г. Всемирная торговая организация: история становления и правовые аспекты вступления / Доронина Н.Г., Лавренов В.С. // Журн. рос. права. – 2004. – №11. – С. 81–97.
16. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. – М.: Экономика, 2003. – 271 с.
17. Зимнин С. Россия и ЕС в мировой торговле: соперники или партнеры? // Власть. – 2005. – №12. – С. 31–35.
18. Зуева К. СБСЕ / ОБСЕ: вчера, сегодня, завтра // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2005. – №4. – С. 39–46.
19. Кузнецова И.П. ВТО: история, основы функционирования, проблемы // ЭКО. – 2005. – №5. – С. 2–18; №6. – С. 2–17.
[1] Бородулина Л.П. Международные экономические организации: учеб. пособие / Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. - М.: Экономистъ, 2005. – С. 12
[2] Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: пер. с англ. - М., 2001. - С.761
[3] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения – М.: Юристъ, 2006 – С. 136
[4] Мировая экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2003. – С. 264
[5] Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: пер. с англ. - М., 2001. - С.762
[6] Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2003. – С. 267
[7] Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: пер. с англ. - М., 2001. - С.763
[8] Бородулина Л.П. Международные экономические организации: учеб. пособие / Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. - М.: Экономистъ, 2005. – С. 22
[9] Всемирная торговая организация // Конкурс. - 2002. - N 3. - С.2
[10] Богачева Е. ВТО на грани кризиса // Финанс. - 2003. - N 25. - С.23
[11] Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: пер. с англ. - М., 2001. - С.763
[12] Кузнецова И.П. ВТО: история, основы функционирования, проблемы // ЭКО. - 2005. - N 5. - С.2-18; N 6. - С.2
[13] Денисов А. МВФ: как прожить бывшему кредитору? // Россия в глобальной политике. - 2007. - Т.5, N 5. - С.80
[14] Кюн Иг Сон. МВФ как субъект мировой политики и интересы России // Власть. - 2004. - N 3. - С.64
[15] Денисов А. МВФ: как прожить бывшему кредитору? // Россия в глобальной политике. - 2007. - Т.5, N 5. - С.80
[16] Школяр Н. Международные банки развития и Россия // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2003. - N 12. - С.81
[17] Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: пер. с англ. - М., 2001. - С.764
[18] Школяр Н. Международные банки развития и Россия // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2003. - N 12. - С.81
[19] Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: пер. с англ. - М., 2001. - С.764
[20] Саркисянц А. МВФ и Россия в меняющемся мире // Независимая газета. - 2000. - 15 февр. - С.9
[21] Кюн Иг Сон. МВФ как субъект мировой политики и интересы России // Власть. - 2004. - N 3. - С.64
[22] Школяр Н. Международные банки развития и Россия // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2003. - N 12. - С.81
[23] Кузнецова И.П. ВТО: история, основы функционирования, проблемы // ЭКО. - 2005. - N 5. - С.2-18; N 6. - С.2
[24] Полуэктов А.Б. ВТО как инструмент экономической политики стран-членов // Конкурс. - 2006. - N 6. - С.14
[25] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. - М.: Экономика, 2003. – С. 34
[26] О ходе переговоров по присвоению России к ВТО// Интернет-ресурс/ http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
[27] Богачева Е. ВТО на грани кризиса // Финанс. - 2003. - N 25. - С.23
[28] Всемирная торговая организация // Конкурс. - 2002. - N 3. - С.2
[29] Доронина Н.Г. Всемирная торговая организация: история становления и правовые аспекты вступления / Доронина Н.Г., Лавренов В.С. // Журн. рос. права. - 2004. - N 11. - С.81
[30] О ходе переговоров по присвоению России к ВТО Интернет-ресурс www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
[31] О ходе переговоров по присвоению России к ВТО Интернет-ресурс www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
[32] Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. - М., 2003. – С. 41
[33] Богачева Е. ВТО на грани кризиса // Финанс. - 2003. - N 25. - С.23
[34] О ходе переговоров по присвоению России к ВТО// Интернет-ресурс www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
[35] О ходе переговоров по присвоению России к ВТО// Интернет-ресурс www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
План
Введение. 3
1. Международные экономические организации в системе международных экономических отношений. 5
1.1 Сущность и основные этапы развития международных экономических организаций. 5
1.2 Классификация международных организаций. 9
1.3 Основные международные экономические организации. 12
1.3.1 Всемирная торговая организация (ВТО) 13
1.3.2 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 15
1.3.3 Международный валютный фонд. 17
1.3.4 Международный банк реконструкции и развития (МБРР) 18
1.3.5 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 20
2. Взаимодействие России с международными экономическими организациями 21
2.1 Сотрудничество Российской Федерации с МВФ.. 21
2.2 Россия и МБРР. 22
2.3 Анализ последствий присоединения России к ВТО.. 23
Заключение. 35
Список использованной литературы.. 36
Введение
В современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от экономики других стран. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, миграцию рабочей силы, научно – технический обмен.
Международные экономические организации представляют собой прежде всего специфическую форму проявления и организации экономического сотрудничества между различными странами. При этом необходимо отметить, что на современном этапе общественного развития пределы действия международного права, характер международных организаций, а также их возможности играть относительно активную роль в становлении международного сотрудничества представляют собой как бы равнодействующих двух объективных тенденций.
Объект исследования является международные экономические организации и их роль в развитии экономики России. Интерес к данной теме связан с возросшим влиянием экономических организаций на мировую экономику и в частности на Россию.
Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в экономики России.
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
дать классификацию международных экономических организаций;
показать взаимоотношения России с основными международными организациями;
дать анализ процесса присоединения России к ВТО;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Международные экономические организации в системе международных экономических отношений
Дата: 2019-11-01, просмотров: 217.