Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все рассмотренные модели поведения фирм на рынке явно или неявно предполагают, что цены фирм в выравниваются в долгосрочном периоде. Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценами.

Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:

§ тайные соглашения;

§ молчаливое соглашение, или сознательный параллелизм (в том числе в форме ценового лидерства);

§ передачу информации о ценах через средства массовой информации и т.д.

Вместе с тем существуют факторы, препятствующие координации цен на монополистически высоком уровне:

§ вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцами и покупателями;

§ нестабильность отраслевого спроса;

§ технические нововведения, изменяющие издержки отдельных фирм;

§ изменение долей рынка, которыми владеют отдельные фирмы;

§ крайняя дифференциация продукции;

§ частое изменение продукции;

§ появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.

В этих условиях фирмы стремятся не использовать понижение цен для привлечения новых покупателей, делая акцент на неценовую конкуренцию.

 

К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:

§ усиление дифференциации продукции;

§ рост качества обслуживания покупателей;

§ качество и технические характеристики самого изделия;

§ условия кредита;

§ стиль и дизайн;

§ долговременность использования и срок гарантии;

§ реклама и стимулирование сбыта;

§ расширение номенклатуры продукции.


Глава 2. Максимизация прибыли фирмой на примере рынка метизов.

Предприятие ХХХХХ (далее Фирма 1) – одна из 8 крупных фирм города Новосибирска, работающих на рынке метизов. Так как металлические изделия существенно различаются по физическим характеристикам, так и по стоимостным, для определенности анализа в дальнейшем будем рассматривать более узкий рынок, а именно рынок наборов инструментов. На основе наблюдения за рынком установлены следующие данные.

 

Таблица 1.

 

Цена

Количество произведенной продукции

Количество проданной продукции

Фирма 1

410

764

677

Фирма 2

540

600

283

Фирма 3

700

590

362

Фирма 4

500

580

580

Фирма 5

400

820

669

Фирма 6

500

740

615

Фирма 7

350

850

828

Фирма 8

530

740

300

 

 

В связи с трудностью получения достоверной информации о себестоимости продукции и общих затратах фирм - конкурентов, предположим для определенности, что рентабельность каждой фирмы 35%, налоги и прочие отчисления в сумме составляют 40% от выручки. 

 


Таблица 2.

 

Цена

Количество проданной продукции

Выручка

Выручка - Отчисления

Затраты

Фирма 1

410

677

277570

166542

123364,4

Фирма 2

540

283

152820

91692

67920

Фирма 3

700

362

253400

152040

112622,2

Фирма 4

500

582

291000

174600

129333,3

Фирма 5

400

669

267600

160560

118933,3

Фирма 6

500

615

307500

184500

136666,7

Фирма 7

350

828

289800

173880

128800

Фирма 8

530

300

159000

95400

70666,67

 

Модель Курно

 

Для удобства анализа объединим все фирмы – конкуренты в одну большую фирму 2' . Таким образом, на рынке оперируют две фирмы.

Постоянные затраты фирмы 1 составляют F1 = 54107, 3 руб. Средние переменные затраты – с1 = 102,3 руб.. Постоянные и переменные издержки объединенной фирмы 2'  найдем методом наименьших квадратов:

 

Таблица 3.

 

Объем производ-ства, шт.

(Q)

 

Q -

Затраты, руб.

(C)

C -

(Q - )*

( Q - )

(C - )*

( Q - )

Фирма 2

283

-236,9

67920

-41357,5

56121,61

9797591,75

Фирма 3

362

-157,9

112622,2

3344,7

24932,41

-528128,13

Фирма 4

582

62,1

129333,3

20055,8

3856,41

1245465,18

Фирма 5

669

149,1

118933,3

9655,8

22230,81

1439679,78

Фирма 6

615

95,1

136666,7

27389,2

9044,01

2604712,92

Фирма 7

828

308,1

128800

19522,5

94925,61

6014882,25

Фирма 8

300

-219,9

70666,67

-38610,8

48356,01

8490521,52

Всего:



3639

0

764942,2

0

259466,9

29064725,3

 

Средний объем производства ( ): 3639 / 7 =519,9 (шт.); средние затраты 764942,2 / 7 = 109277,5

средние переменные затраты фирмы 2' ;

с2 = 29064725,3 / 259466,9 = 112 (руб.);

переменные затраты фирмы 2':  V =с Q; V = 112*3639 = 407568

постоянные затраты фирмы 2': F = ТС – V;

F2 = 764942,2 - 407568 = 357374,2

 

Используя данные таблицы 1, построим график спроса и аппроксимируем спрос линейной функцией:

Таблица 4.

Фирма

Цена

Количество проданной продукции

Величина спроса

Фирма 3

700

362

362

Фирма 2

540

283

645

Фирма 8

530

300

945

Фирма 6

500

615

1560

Фирма 4

500

582

2142

Фирма 1

410

677

2819

Фирма 5

400

669

3488

Фирма 7

350

828

4316

 

Уравнение линии аппроксимации: P = 600 – 0,06 Q

 

Совокупный объем производства двух фирм Q=Q1+Q2

Фирма 1 стремится к максимизации прибыли, исходя из неизменности объема выпуска конкурента, независимо от того какой объем выберет она сама (другими словами, объем выпуска конкурента принимается как заданная величина). Так как возможный объем выпуска второй фирмы будет больше нуля, то фирма1 скорректирует свой выпуск исходя из остаточного спроса (рыночный спрос минус спрос на продукцию второй фирмы).

Подставим в уравнение рыночного спроса уравнение совокупного объема производства двух фирм и получим P=600-0,06(Q1+Q2).

Выразим прибыли фирм как разность между совокупными доходами и совокупными издержками каждой из них:

ТП1=TR1- отчисления - TC1= TR1- 0,4TR1 - TC1=0,6PQ1-c1Q1- F 1

ТП2=TR2- отчисления - TC2= TR2- 0,4TR2 – TC2=0,6PQ2-c2Q2 – F 2

где с1, с2 - средние краткосрочные издержки соответственно фирмы 1 и фирмы 2’.

Подставим в правые части полученных уравнений развернутое значение Р и получим

ТП1=0,6{600-0,06(Q1+Q2)}Q1-102.3Q1-54107,3=360Q1-0,036Q12-0,036Q2Q1-102.3*Q1-54107, 3

ТП2=0,6{600-0,6(Q1+Q2)}Q2-112Q2-357374,2=360Q2-0,036Q22-0,036Q2Q1-112*Q2-357374,2

Условие экономического равновесия предполагает невозможность прироста прибыли в точке оптимума или, другими словами, равенство предельной прибыли нулю:

ТП1`(Q1)=0

ТП2`(Q2)=0,

или

Перепишем эти уравнения следующим образом:

360-0.072*Q1- 0.036*Q2 – 102,3 = 0

360-0.072*Q2- 0.036*Q1 – 112 = 0

 

Выразив объем выпуска одной фирмы через объем выпуска другой фирмы, мы получим уравнения кривых реакции:

Q 1=(360-102,3)/0,072 - 0,5* Q 2

Q 2=(360-112)/0,072 - 0,5* Q 1.

Совокупность точек на кривой реакции показывает, какой будет реакция одной из фирм при выборе объема своего выпуска на решение другой фирмы относительно величины своего выпуска.

 

 

Точка пересечения кривых реакции обоих фирм, совмещенных на единых координатных осях, показывает равновесные объемы выпуска в условиях некооперируемой олигополии и называется точкой равновесия Курно.

Решая систему уравнений, а так же используя тот факт, что мощность первой фирмы 764 шт., получим:

 

Фирма 1 будет производить продукцию в объеме 760 штук, и предлагать к продаже по цене 390, получая прибыль 46 тысяч рублей.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 222.