Методы учета затрат и калькулирования себестоимости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основные требования к учету затрат и калькуляции себестоимости задаются технологией производства и объектами производства. Технология производства определяет производственные процессы (технологические операции), точки возникновения затрат (участки, цеха и т.п.), периодичность выпуска готовых изделий, оказания услуг, выполнения работ (производственный цикл) и прочие важные параметры. Таким образом, технология производства напрямую влияет на порядок группировки и степень детализации статей и элементов затрат в бухгалтерском учете. Среди существующих методик принципиально разные подходы к группировке затрат применяются в попроцессном и позаказном методах учета затрат и калькуляции себестоимости. Попроцессный метод учета затрат предлагает группировку затрат по технологическим процессам или участкам, а при позаказном методе учета затраты группируются по заказам (договорам с заказчиками на выполнение работ или поставку продукции). Отдельно можно выделить Activity Based Costing (АВС) – метод учета затрат и калькуляции себестоимости активно используемый в зарубежных компаниях. В данном методе используется принципиально другой подход к группировке производственных затрат и калькуляции себестоимости.

В процессе производства можно выделить затраты, не зависящие от объемов производства (постоянные затраты), зависящие от объемов производства (переменные затраты) и смешанные затраты. В результате возникают разные подходы к порядку распределения постоянных производственных затрат между периодами, для которых рассчитывается себестоимость. Эта разница в подходах к распределению постоянных затрат отражена в расчете себестоимости методом полных затрат - Absorption Costing и методом прямых затрат - Direct Costing.

Простой (попроцессный) метод определяет расчет себестоимости продукции (работ, услуг) путем распределения прямых производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих затрат отчетного периода на выпущенную продукцию (работы, услуги) в равных долях.

Таким образом, в течение отчетного периода прямые производственные затраты учитывают по принятым в организации статьям и элементам затрат, видам деятельности и при необходимости по подразделениям (участкам, процессам). Общепроизводственные и общехозяйственные затраты учитывают по статьям затрат и подразделениям.

В конце отчетного периода все накопленные затраты делятся на количество изделий, произведенных за этот период. В результате получают среднюю себестоимость единицы продукции. При расчете себестоимости работ (услуг) можно распределять затраты пропорционально суммам реализации по видам работ (услуг).

Если процесс производства продукции состоит из нескольких технологических участков (процессов) результатом работы которых являются полуфабрикаты, прямые производственные затраты в течение отчетного периода учитываются обособленно по каждому участку (процессу). Общепроизводственные и общехозяйственные затраты в конце периода можно распределить на технологические участки пропорционально прямым производственным затратам. В результате, получим обособленные затраты каждого технологического процесса и далее, поделив эти затраты на количество выпущенной продукции (полуфабрикатов), получим составляющую средней себестоимости продукции (полуфабрикатов) для каждого процесса.

Данный метод учета затрат и расчета себестоимости применяется в случаях, когда невозможно связать (сопоставить) затраты с единицей производимой продукции из-за непрерывного характера технологии производства (например, производство каких либо жидкостей или электроэнергии).

Позаказный метод учета затрат и калькуляции себестоимости продукции, работ и услуг. Применительно к производственным организациям заказ это предложение покупателя, потребителя изготовить и поставить ему продукцию определенного вида и качества или выполнить определенную работу, оказать услуги. Заказ должен содержать сведения о запрашиваемой продукции и услугах (количество, свойства), сроках его выполнения, виде и величине оплаты.

Таким образом, если специфика производственной деятельности организации связана с позаказной работой, и для эффективного управления необходим контроль продуктивности, прибыльности и прочих показателей по каждому выполненному заказу, рекомендуется при учете производственных затрат воспользоваться позаказным методом.

При позаказном методе учет прямых производственных затрат в отчетном периоде осуществляется по заказам. Заказ является уникальным объектом учета затрат, т.е. если различные заказы предусматривают выполнение одинакового перечня работ, учет затрат все равно ведется обособленно, по каждому заказу в отдельности.

Позаказный метод учета затрат часто применяется в строительно-монтажных организациях.

Новый заказ между заинтересованными сторонами оформляется договором или дополнительным соглашением. Также, на заказ может составляться смета, которая определяет плановый объем материалов, работ и в конечном итоге денежных средств, необходимых для выполнения как заказа в целом, так и отдельных его этапов (итоговая смета составляется на основании поэтапных смет).

В течение отчетного периода материалы, необходимые для выполнения заказа, отпускаются материально-ответственным лицам в соответствии с установленными в сметах лимитами. Отпуск материалов со склада оформляется стандартным набором документов. По мере расходования материалов, при выполнении заказа, составляются акты списания материалов (в строительстве это акты по форме № КС-2 и № КС-3).

Учет трудовых ресурсов по заказу осуществляется посредством табелей учета рабочего времени. Применительно к строительству, когда бригады рабочих часто переводятся с объекта (заказа) на объект, целесообразно заводить табель учета рабочего времени не на бригаду, а на объект (заказ).

Для целей бухгалтерского учета фактических производственных затрат на каждый заказ заводится объект аналитического или синтетического учета. Таким образом, все прямые затраты учитываются в разрезе заказов, статей затрат и при необходимости подразделений (участков, цехов).

Пока заказ или этап заказа не принят заказчиком (не подписаны акты приемки передачи), все прямые затраты, относящиеся к заказу, учитываются как затраты незавершенного производства. После принятия работ (отгрузки продукции) по заказу все накопленные затраты относятся на себестоимость выполненного заказа.

Общепроизводственные и общехозяйственные затраты учитывают по статьям затрат и подразделениям в течение отчетного периода. В конце отчетного периода эти расходы распределяются по заказам в соответствии с принятыми в организации пропорциями (например, пропорционально прямым затратам отчетного периода).

Применение того или иного метода учета затрат зависит от специфики организации производства (технологических процессов), а также задач, поставленных учредителями, и рассматривается индивидуально для каждого предприятия. Также допускается использование различных сочетаний приведенных методик.

Метод АВС основан на том, что затраты образуются в результате выполнения определенных операций, и использует следующие определения:

· затраты — расходы предприятия, выраженные в денежной форме. Все затраты аккумулируются по статьям затрат и объединяются в группы затрат;

· операции — действия, выполняемые для создания или обслуживания объектов затрат (управление компанией, закупка товара, складская переработка);

· ресурсы — носители определенных функций, то есть «то, что выполняет операции» и «те, кто выполняют операции» (производственное оборудование, персонал);

· объект затрат — любая учетная единица (подразделение, контракт, канал сбыта, вид выпускаемой продукции и т. д.), расходы на которую требуется определять отдельно;

· драйвер затрат — параметр, пропорционально которому затраты переносятся на стоимость ресурсов. Например, арендная плата (затраты) распределяется на конкретных сотрудников (ресурсы) пропорционально занимаемой ими площади помещения (драйвер затрат);

· драйвер ресурса — параметр, пропорционально которому стоимость ресурса переносится на стоимость операции. Например, стоимость работы кладовщиков (стоимость ресурса) распределяется между операциями приемки, хранения, обеспечения сохранности и отгрузки товара пропорционально человекочасам, необходимым для выполнения этих операций (драйвер ресурсов);

· драйвер операций — параметр, пропорционально которому стоимость операций переносится на объекты затрат. Например, стоимость хранения продукции (стоимость операции) распределяется на себестоимость продуктов «А» и «Б» (объекты затрат) пропорционально хранящемуся на складе объему этих продуктов (драйвер ресурсов).

Процесс расчета себестоимости производимой продукции (работ, услуг) с применением Activity based и предполагает калькуляцию затрат в три этапа.

На первом этапе стоимость косвенных затрат на предприятии переносится на ресурсы пропорционально выбранным драйверам затрат. На втором этапе разрабатывается структура операций, необходимых для создания продукции (работ, услуг). После этого стоимость ресурсов, рассчитанная на предыдущем этапе, переносится на операции пропорционально выбранным драйверам ресурсов. На третьем этапе стоимость операций «поглощается» объектами затрат пропорционально драйверам операций. Результатом этого является рассчитанная себестоимость объектов затрат, например продукции.

Этап 1. Распределение затрат на ресурсы

Для того чтобы рассчитать стоимость ресурсов, рекомендуется, во-первых, определить структуру ресурсов, а также перечень затрат, направляемых на обеспечение деятельности каждого ресурса, а во-вторых, распределить затраты на ресурсы.

Как правило, выделяют следующие виды ресурсов: персонал, оборудование и транспорт, помещения (земля). Обязательным ресурсом является персонал. При определении его полной стоимости учитываются заработная плата сотрудников, налоговые отчисления из фонда оплаты труда, социальные выплаты, амортизация персонального (офисного) оборудования, затраты на поддержание условий труда, доставка сотрудников к месту работы, расходы на обучение и т. д.

Оборудование и транспорт в перечень ресурсов могут не входить. Если при выполнении своих функций сотрудник всегда применяет только данное оборудование, которое используется только им, то целесообразно объединить стоимость ресурса «Оборудование» со стоимостью ресурса «Сотрудник». Например, если конкретный автомобиль использует только один водитель и все свое рабочее время этот водитель эксплуатирует только данный автомобиль, то стоимость ресурса «Водитель» целесообразно объединить со стоимостью ресурса «Автомобиль».

Стоимость ресурса «Помещение», как правило, переносится на стоимость ресурсов «Персонал» или «Оборудование» в зависимости от того, для кого (чего) постоянно используется это помещение.

После того как перечень ресурсов составлен, нужно распределить на них косвенные затраты. В большинстве случаев затраты однозначно переносятся на ресурсы, например сумма заработной платы коммерческого директора относится на ресурс «Коммерческий директор». Однако часто один вид затрат может переноситься на несколько ресурсов. К примеру, арендная плата офисных помещений должна быть разнесена на стоимость ресурса «Сотрудники», чьи рабочие места находятся в данном помещении. Для переноса затрат на ресурсы используются драйверы затрат. Сначала определяется стоимость единицы драйвера затрат (для помещения — стоимость 1 кв. м), а затем сумма затрат, переносимая на данный ресурс, рассчитывается исходя из количества потребляемых единиц драйвера — площади помещения, занимаемой конкретным сотрудником

Этап 2. Перенесение стоимости ресурсов на операции

Как уже отмечалось, стоимость ресурсов переносится на операции пропорционально драйверам ресурсов. Чаще всего используют такие драйверы, как рабочие часы (для персонала), машинное время (для оборудования) и т. п. Определив стоимость использования единицы драйвера ресурсов (стоимость одного часа работы сотрудника, оборудования) и количество единиц драйвера, потребляемых каждой операцией, можно рассчитать стоимость данного ресурса, переносимую на конкретную операцию. \

Отнесение затрат к прямым или косвенным зависит от того, что рассматривается в качестве объекта затрат. Например, при калькуляции затрат по покупателям объектами затрат могут быть канал сбыта, группа клиентов, клиент, заказ. А при калькуляции затрат по производимым продуктам возможны следующие объекты затрат: товарная группа, товар, партия товара, единица продукции.

Таким образом, при калькуляции себестоимости единицы продукции определенного товара затраты на заработную плату менеджера, осуществляющего закупки, будут признаны косвенными, поскольку менеджер занимается закупкой и других товаров этой же товарной группы. Вместе с тем зарплата этого же менеджера для объекта затрат «Товарная группа» будет расцениваться как прямые затраты. Однако возможны и другие подходы.

Следует отметить, что операция может выполняться не одним сотрудником, то есть на нее будет перенесена стоимость нескольких ресурсов. Так, например, операция «Управление складской переработкой» выполняется коммерческим директором и начальником торгового склада, поэтому имеет два ресурса — источника, которые переносят часть своей стоимости на названную операцию.

Однако впоследствии стоимость не всех операций возможно распределить между объектами затрат. Дальнейшее распределение операций зависит от их типа. В рамках метода АВС все операции классифицируются следующим образом:

· основные — операции, непосредственно создающие объекты затрат (обычно снабжение, производство, сбыт); их стоимость можно прямо отнести на объекты затрат;

· обслуживающие — операции, создающие условия для нормального функционирования ресурсов определенного вида (обеспечение информационными технологиями, управление персоналом и т. д.); их стоимость переносится на обслуживаемые ими ресурсы;

· управляющие — операции, осуществляющие управление как основными, так и обслуживающими операциями; их стоимость переносится на все операции участка управления. К примеру, стоимость операции «Управление цехом» переносится на стоимость всех операций, выполняемых цехом.

Прежде чем переходить к третьему этапу — распределению стоимости операций на объекты затрат, — нужно разнести стоимость обслуживающих и управляющих операций. При этом на практике почти всегда возникают циклические зависимости, то есть ситуации, когда стоимость нескольких операций переносится друг на друга.

Этап 3. Распределение стоимости основных операций на объекты затрат

На последнем этапе стоимость основных операций распределяется на объекты затрат. По аналогии с предыдущими этапами это распределение осуществляется пропорционально драйверам. В качестве драйверов операций выступают количественные характеристики самих объектов затрат, например объем продаж или объем производства в денежном или натуральном выражении.

Как уже отмечалось, объекты затрат могут быть различными, так как каждая компания выбирает их самостоятельно исходя из своих целей. На практике наиболее распространенными объектами затрат являются «Покупатели» и «Продукты».

Результаты использования метода АВС. Как уже отмечалось, метод АВС позволяет предприятию с высокой степенью достоверности определять стоимость и производительность операций, оценивать эффективность использования ресурсов и вычислять себестоимость продукции (работ, услуг). Часто данные, полученные таким методом, радикально отличаются от результатов традиционных методов калькуляции.

Таким образом, метод АВС позволяет принимать обоснованные решения в отношении:

· снижения издержек. Реальная картина издержек дает возможность точнее определять виды затрат, которые необходимо оптимизировать;

· ценовой политики. Точное отнесение издержек на объекты калькуляции позволяет определить нижнюю границу цен, дальнейшее снижение которых относительно такой границы ведет к убыточности продукта;

· товарно-ассортиментной политики. Реальная себестоимость позволяет разработать программу действий по отношению к тому или иному продукту — снять с производства, оптимизировать издержки или поддерживать на текущем уровне;

· оценки стоимости операций. Можно решить, целесообразно ли передавать те или иные операции подрядчикам или необходимо проводить организационные преобразования

Однако стоит сказать и о проблемах, которые могут возникнуть при внедрении этой методики. В первую очередь это высокая трудоемкость и значительные затраты на внедрение метода АВС на предприятии. Эти показатели взаимосвязаны: как правило, при минимизации затрат на внедрение трудоемкость процесса повышается, и наоборот. Кроме того, понадобятся определенные временные затраты: в крупных компаниях на внедрение методики может потребоваться около года, в небольших компаниях с относительно несложными процессами внедрение может проходить гораздо быстрее.

Таким образом, только при взвешенной оценке, как преимуществ использования метода, так и проблем, с которыми может столкнуться компания, финансовый директор и руководитель могут решить, целесообразно ли внедрять этот метод в компании в настоящее время.

Метод полных (поглощенных) затрат Absorption Costing заключается в калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) путем отнесения всех производственных затрат текущего периода на выпущенную в этом же периоде продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). Это наиболее широко используемый подход к калькулированию себестоимости, применяемый в бухгалтерском учете, а так же соответствующий требованиям налогового учета.

В себестоимость выпускаемой продукции по методу полных затрат Absorption Costing включаются прямые производственные затраты (счет учета 20 «Основное производство») и общепроизводственные затраты (счет учета 25 «Общепроизводственные расходы»). Общехозяйственные затраты (счет учета 26 «Общехозяйственные расходы») относятся на себестоимость реализации (счет учета 90.2) готовой продукции в текущем периоде без подразделения на виды продукции (работ, услуг).

В состав прямых производственных затрат, включают: материальные затраты, направленные на производство продукции; затраты на оплату труда работников, участвующих в производстве; услуги сторонних организаций, относящиеся непосредственно к производству продукции (работ, услуг). Прямые производственные затраты обычно относятся к конкретному виду выпускаемой продукции в момент отражения в учете по счету 20 «Основное производство». Общепроизводственные затраты складываются и делятся между объектами учета пропорционально базе распределения. В качестве базы распределения чаще всего используются:

· производственные показатели:

· продолжительность труда производственных рабочих (человеко-часы);

· продолжительность работы основного оборудования (машино-часы);

· объем выпущенной продукции (в натуральных единицах);

· количество оказанных услуг (количество операций) и т.д.;

· экономические показатели:

· фонд оплаты труда производственных рабочих;

· выручка от реализации выпущенной продукции;

· прямые затраты и т.д.

Метод полных (поглощенных) затрат Absorption Costing с точки зрения управления затратами имеет ряд недостатков и может использоваться для нужд налогового учета и в случае, когда доля общепроизводственных затрат в себестоимости невелика (не более 10%). Это связано с тем, что метод полных затрат Absorption Costing достаточно сильно искажает объем постоянных затрат в себестоимости отдельного вида продукции и, самое главное, не позволяет определить места и причины возникновения этих затрат в себестоимости отдельного вида продукции. Эта непрозрачность возникновения косвенных затрат в себестоимости конкретной номенклатуры выпускаемой продукции не позволяет принимать выверенные управленческие решения по оптимизации издержек производства.

Метод прямых затрат - Direct Costing заключается в несколько ином подходе к включению затрат в себестоимость выпускаемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). При данном методе учета все производственные затраты подразделяются на постоянные, то есть не зависящие от объема выпуска продукции, и переменные - меняющиеся в связи с изменениями объема выпуска продукции.

В себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) по методу прямых затрат (Direct Costing) включаются только переменные производственные затраты (счет учета 20 «Основное производство»). Постоянная часть общепроизводственных затрат (счет учета 25 «Общепроизводственные расходы»), а также общехозяйственные, управленческие и прочие административные затраты (счет учета 26 «Общехозяйственные расходы») относятся к себестоимости продаж текущего периода (счет учета 90.2) без распределения по видам выпускаемой продукции. Это объясняется тем, что постоянные затраты больше зависят от периода времени, чем от объемов производства (например, расход энергии в летний и зимний период).

При использовании метода прямых затрат Direct Costing нужно четко понимать природу происхождения постоянных и переменных затрат и то, как эти затраты влияют на себестоимость продукции и финансовый результат с привязкой к периоду времени.

Согласно методу Direct Costing, учет производственных затрат осуществляется в следующих аналитических разрезах:

1. По видам затрат. Задачей этого аналитического учета является классификация затрат по видам расходуемых ресурсов и целям использования этих ресурсов. Как правило, в организациях выделяют следующие основные цели расходования ресурсов: материальные затраты, затраты на оплату труда, затраты на ремонт оборудования, затраты на энергию, налоги. Приведенный перечень целевого использования производственных ресурсов может изменяться в зависимости от технологии производства и требований к организации учета в организации.

2. По местам возникновения затрат. Данный вид аналитического учета играет важную роль в методе Direct Costing поскольку обеспечивает связь видов затрат с точками их возникновения, т.е. с конкретными технологическими процессами и соответственно с номенклатурой выпускаемой продукции. Такая детализация в учете позволяет с большой точностью определить зависимость величины затрат от объемов производства, т.е. выявить состав затрат, относящийся непосредственно к себестоимости выпускаемой продукции и общепроизводственные постоянные затраты. Кроме того организация учета по местам возникновения затрат предоставляет возможность анализа состава затрат конкретных технологических процессов и принятия своевременных решения по оптимизации этих технологических процессов.

3. По номенклатуре выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ). По методу прямых затрат Direct Costing к себестоимости выпускаемой продукции относят затраты технологических процессов, так называемые переменные затраты, т.е. зависящие от объемов производства. Распределения общепроизводственных затрат на номенклатуру выпущенной продукции не происходит. Эти затраты относятся на себестоимость реализации текущего периода (периода возникновения постоянных затрат).

Учет финансовых результатов по методу Direct Costing рассчитывается за период, с детализацией по объектам затрат.

Альтернативным методом калькулирования себестоимости, при котором постоянные затраты включаются в себестоимость продукции путем распределения пропорционально некоторой базы является метод полных затрат - Absorption Costing. Однако, для эффективного управления предприятием важно не валить все затраты в одну кучу, многочисленно распределяя и перераспределяя, а наоборот, детализировать их с достаточной степенью, подразделяя затраты по целевому назначению, по местам возникновения, по отношению к объектам затрат (продукции, работам, услугам). Все это позволяет выявить взаимосвязь между объемом производства (объемом продаж), затратами и прибылью путем проведения маржинального анализа в управлении затратами и себестоимостью продукции (работ, услуг)

Еще одним важным критерием, влияющим на методику калькулирования себестоимости, является степень неизменности (стабильности) технологии производства. При редко изменяющихся, устоявшихся технологических процессах для расчета себестоимости можно применять нормативный метод калькулирования себестоимости - Standard Costing. В своей основе он содержит нормативные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции (работ, услуг). Таким образом, текущий выпуск готовой продукции (выполнение работ, оказание услуг) отражается в учете по плановой (нормативной) себестоимости и отдельно учитываются отклонения от норм, которые показывают, как соблюдаются технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. Фактическая себестоимость рассчитывается по данным отклонений и нормативной себестоимости. К плюсам данного метода относят:

· возможность контроля затрат в точках их возникновения (на участках) путем разработки нормативных калькуляций по изделиям и технологическим участкам и сопоставления фактических значений с нормативными;

· возможность выявления и анализа мест, причин и виновников возникших отклонений фактических затрат от нормативных;

· возможность оперативного принятия мер в ходе производственного процесса, а не в конце отчетного периода.

В реальной жизни, когда идет постоянное усовершенствование технологий, когда закупочные цены на материальные ресурсы регулярно изменяются, эффективность использования этого метода зависит от степени автоматизации и согласованности всех служб и подразделений предприятия. Иначе процесс изменения нормативных калькуляций затягивается, что приводит к увеличению отклонений фактической себестоимости от нормативной, что неприемлемо при современных требованиях к управлению производством.

В основе нормативного метода лежат технически, технологически и экономически обоснованные величины затрат рабочего времени и материальных ресурсов на единицу выпускаемой продукции (оказанных услуг).

Основными требованиями к учету производственных затрат нормативным методом является:

· составление нормативных (плановых) калькуляций для каждого изделия с учетом изменений норм затрат на начало отчетного периода;

· раздельный учет фактических производственных затрат по нормам и отклонениям от норм;

· учет изменений плановой себестоимости изделий и отражение этих изменений в нормативных калькуляциях.

В реальной жизни раздельный учет фактических производственных затрат по нормам и отклонениям от норм трудно реализуем из-за сложности организации учетных процессов. Поэтому в течение отчетного периода прямые производственные затраты отражаются в учете без разделения на нормы и отклонения от норм.

Базой для расчета нормативной (плановой) себестоимости является: технологический процесс изготовления изделия, маршрутные, технологические карты, ведомости расхода материалов, составляемые на каждое изготавливаемое изделие. На основании тарифов оплаты труда, применяемых в организации, и рыночной стоимости материальных ресурсов осуществляется расчет нормативной (плановой) себестоимости выпускаемой продукции.

На основании плана выпуска готовой продукции, технологических процессов и ведомостей расхода материалов формируют лимиты расхода материалов для каждого подразделения (цеха) на отчетный период времени. Весь отпуск материальных ресурсов в цеха осуществляется на основании лимитов. Аналогичным образом для каждого подразделения рассчитывается объем собственных трудовых ресурсов и услуг сторонних организаций, необходимый для выпуска запланированного количества готовой продукции.

В течение отчетного периода выпуск продукции осуществляется по нормативной (плановой) себестоимости и отражается в бухгалтерском учете организации.

Учет фактических производственных затрат в отчетном периоде осуществляется по статьям затрат, видам деятельности и подразделениям (участкам, цехам). Привязки фактических затрат к единицам выпускаемой продукции, как правило, не происходит из-за трудоемкости учетных процессов.

Для окончательного расчета фактической производственной себестоимости определяется объем затрат, относящийся к незавершенному производству.

Общепроизводственные и общехозяйственные затраты учитывают по статьям затрат и подразделениям.

Таким образом, на конец отчетного периода в организации формируется прямая производственная и общепроизводственная (общехозяйственная) себестоимость по каждому подразделению (цеху, участку).

На основании расчетных нормативов и полученных фактических данных определяется величина отклонений фактической себестоимости от нормативной (плановой) по каждому подразделению (цеху, участку).

Величина отклонения, приходящаяся на единицу продукции, определяется путем распределения общей суммы отклонения на объем выпущенной в отчетном периоде продукции, пропорционально нормативной (плановой) себестоимости.

Фактическая себестоимость единицы продукции исчисляется путем прибавления к нормативной (плановой) себестоимости или вычета из нее выявленных в отчетном периоде отклонений.

Полученные отклонения анализируются, и по результатам анализа, при необходимости, выполняется изменение нормативной (плановой) себестоимости выпускаемой продукции на следующий период.

При калькулировании однотипных, но разных по качеству изделий применяется параметрический метод. Он заключается в установлении закономерностей изменения издержек производства в зависимости от качественных характеристик продукции. Так определяют себестоимость изделия на основании стоимости одного килограмма, одной тонны конструктивного веса аналогичных машин и оборудования. Могут применяться и другие показатели, наиболее характерные для данной продукции. Этим же методом можно рассчитывать и дополнительные затраты на улучшение качественных характеристик продукции.

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 198.