Торстейн Веблен «Теория праздного класса»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самое первое разделение в обществе начинается тогда, когда здоровые мужчины начинают использовать женский труд в своих целях, то есть, когда потребление здоровых мужчин основано на труде женщин. Далее, к категории женщин-тружениц добавляются дети и рабы, тоже, как производящий класс, потребление которых суть не потребление, а только лишь средство, благодаря которому возможно продолжать труд. В это время уже праздный класс (который живёт за счёт чужого труда) ограничивает потребление других членов общества, награждая ту или иную пищу или те или иные напитки символическим значением (употребление их связано с принадлежностью к праздному классу (их потребление – статусный символ). Именно так в обществе закрепляется штамп: непроизводственное потребление почётно как знак доблести и необходимое условие сохранения человеческого достоинства.

Пьянство и наркотики с самого начала были потребляемы только благородными мужчинами и только если эти блага были дороги. Таким образом, именно так складывается уважение и благоговение перед дорогостоящими пороками, выражать которые может только верхушка общества.

Даже «благородные» женщины не имели права потреблять наркотики и алкоголь, потому что воспринимались обществом как рабы своих мужей. Следовательно, они должны потреблять только то, что иллюстрирует, показывает благородство, богатство господина, то бишь мужа. Наркотики и алкоголь, которые доставляют сами по себе удовольствие не относятся к таким благам, потребление которых может восхвалить господина, следовательно, их не могут употреблять даже женщины из благородных семей.

На начальной стадии развития общества всё потребление свыше прожиточного минимума – это потребление, которое доступно только праздному классу. Праздный класс постоянно стремится потреблять товары лучшего качества, лучшей моды, поэтому отказ от этого стремления будет порицаться высшим обществом. Несостоятельность в потреблении товаров должного качества и в необходимом количестве есть признак низкого положения.

Потребление товаров должного качества и в должном объёме ведёт к необходимости выстраивать те или иные блага в стратификацию, то есть иерархию. Более того, появляется необходимость умелого пользования этими благами – манеры поведения, умение танцевать и так далее. Люди, входящие в праздный класс, теперь нуждаются в умении вести праздную жизнь.

Демонстративное потребление становится средством достижения уважения. Однако, возрастающее количество средств в руках господина, приводит к тому, что один он не может потребить все материальные блага, дабы показать своё могущество (а ведь надо постоянно показывать, как ты всё более и более праздно живёшь, останавливаться нельзя!). Именно так возникает необходимость в «пирах на весь мир», то есть не самоличное употребление благ, а «мусорение» своими деньгами (смотрите, мне не жалко столько денег потратить!).

Постепенно происходит расслоение и внутри праздного класса. Люди, которые оказываются ниже в иерархии, стремясь восполнить свой почёт или увеличить своё праздное потребление, становиться демонстративными потребителями благ своего господина, за прославление которого они и получают возможность потреблять праздно при нём. К тому же, они помогают своему господину показать своё могущество (Посмотрите, я могу содержать такое большое количество придворных (шутов, слуг, поэтов и так далее)!).

Нужно же, чтобы все твои слуги показывали и прославляли именно твою праздность, верно? Верно. А как же так сделать, чтобы это реализовать? Одеть всех с иголочки в фирменную одежду данного господина, взглянув на которую все сразу бы понимали, чьё могущество этот конкретный человек представляет. Демонстративное потребление в этот момент становится не только потреблением определённой еды, напитков, определённого количества слуг и разнообразием этих слуг, но и перекидывается на одежду.

За счёт выполнения той или иной роли, слуги тоже разделяются на различные уровни праздности, так как различные роли определяют различный статус слуги. Так, например, статус фрейлины очень высок, ровно, как и статус солдата данного господина, тогда как статус крестьянина – ну, не очень.

Постепенно с уничтожением рабства демонстративное потребление перестаёт осуществляться через большой корпус людей, потребление которых прославляет именно тебя. Сокращение количества данного корпуса слуг приводит к тому, что праздность выходит из употребления, однако тем не менее в низших слоях среднего класса жена продолжает демонстративно потреблять. Так, ситуация при которой жена может позволить сидеть дома, не работая, повышает статус мужчины в данной семье. Женщина дома, не работает у станка – достижение мужчины, повод для гордости, повод для того, чтобы повысить его в глазах общества.

Так, мужчина начинает работать и трудиться, в то время как в самом начале всё было наоборот – женщина трудилась во имя праздности мужчины. Тем не менее, подобная смена не означает изменения нравов: женщина до сих пор считается рабой мужчины.

Люди, стремясь в более высокий класс, вынуждены своё поведение подчинять тому, как ведёт себя класс, выше их в иерархии. Таким образом, мода на то или иное поведение, потребление и так далее, уравнивает более-менее все классы в обществе (они начинают вести себя по-одинаковому), что приводит к единению норм и ценностей в обществе, по крайней мере, единению внешнему.

Праздность и демонстративное материальное потребление остаются средством показания своей денежной силы. От него отказываются только под давлением ужасной нищеты. Использование как одного, так и второго способа обеспечения своей почтенности связано с элементом расточительства (лишняя трата денег, материальных благ, времени, сил). В связи с дифференциацией общества праздность уходит на второй план, а на первый план выходит именно демонстративное потребление. Правильно, все ведут себя по-одинаковому, как ещё демонстрировать, что ты – круче?

Все мы знаем, что уменьшается возможность близких контактов индивидов друг с другом с развитием общества из-за слишком большого количества людей вокруг, однако необходимо всё-таки как-то показать свою праздность, верно? Да, следовательно, мы ищем способы наиболее эффективного, быстрого указания на свой статус. В этом как раз лучше справляется демонстративное потребление, а не праздность. Кстати, именно поэтому центра демонстративного потребления – города, где очень высока подвижность индивидов, но низкий уровень социальных контактов.

Даже среди городских ремесленников высок уровень демонстративного потребления, который проявляется в соре деньгами (угостить друга за кружкой пива).

Позже, нарочито бесполезная праздность начинает осуждаться в обществе. Это означает, что наметилось изменение демонстративного потребления, но не по существу, а по форме. Компромисс между праздностью и предельной её бесполезностью достигается обращением к несерьёзной детальности. То есть вроде это и деятельность, на что-то направленная, но никакой экономической пользы она всё равно не несёт. Это выражается в частности тем, что женщина начинает заниматься домашними обязанностями по дому (хотя экономической выгоды данная деятельность не несёт).

Расточительство в употреблённом выше значении не несёт негативного посыла. Если индивид предпочитает расточительство разумному расходованию средств, значит это более полезно для него субъективно. В рубрику демонстративного расточительства не следует включать ничего, кроме потребления на почве завистнического денежного сопротивления. Предмет может быть расточительным и полезным.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 236.