Задачи ПОД:
Раскрытие преступлений и установление преступников.
Розыск преступников.
Разведка, т.е. получение информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Надзор за процессом правоприменения.
Оказание юридической помощи населению.
Правильное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных, административных, уголовных дел.
Регулирование порядка отбывания наказаний.
2. Понятие правоохранительных органов в РФ, их система и общая характеристика.
ПОО – такие госорганы, которые обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина РФ, обеспечивают законность, правопорядок и безопасность гос-ва и применяют для этого соответствующие правовые меры гос. воздействия.
Система ПОО:
Государственные ПОО: суд, прокуратура, ФСБ, ФОГО, органы внешней разведки, расследования, внутренних дел, юстиции, гос. нотариат, таможня, налоговая.
Негосударственные ПОО: адвокатура, частный нотариат, третейские суды, предприятия частной детективной и охранной деят-ти.
Виды государственных правоохранительных органов
1. Органы, относящиеся к судебной власти:
а) Верховный суд РФ.
б) Высший арбитражный суд РФ.
в) Конституционный суд РФ.
г) Нижестоящие суды.
Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.
а) Министерство внутренних дел.
б) Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН).
в) Министерство юстиции РФ.
г) Федеральная служба охраны (ФСО).
Прокуратура РФ.
Органы юридической помощи.
Критерии, которым должен соответствовать государственный орган для отнесения его к правоохранительным:
– правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления этой деятельности;
– правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юридическая ответственность;
– в процессе своей деятельности правоохранительные органы, используя властные полномочия, имеют право применять государственное принуждение;
– законные и обоснованные решения правоохранительных органов подлежат обязательному исполнению, их неисполнение влечет дополнительную юридическую ответственность.
3. Предмет, задачи и система уч. Дисциплины.
Предметом учебной дисциплины "Правоохранительные органы" является изучение компетенции уполномоченных государством правоохранительных органов, их организационной структуры, основных направлений деятельности, их взаимодействия между собой и с другими органами государственной власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.
В особенной части рассматриваются вопросы организации и деятельности конкретных правоохранительных органов в отдельности: их место в системе правоохранительных органов, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, основные направления деятельности, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в правоохранительных органах, правовой статус работников правоохранительных органов.
Система учебной дисциплины - взаимосвязанное расположение ее разделов, которое зависит от составных частей предмета данной науки или дисциплины.
Система курса «Правоохранительные органы РФ»:
- Общие понятие о дисциплине Правоохранительные органы РФ
- Общее понятие о правоохранительной деятельности.
- Судебная система РФ
- Прокуратура РФ и прокурорский надзор
- Органы исполнительной власти РФ, осуществляющие правоохранительную деятельность.
- Негосударственные организации, осуществляющие правоохранительную деятельность.
В первом разделе изучаются вводные сведения об учебной дисциплине "Правоохранительные органы", а именно: понятие, задачи, система данной дисциплины и ее взаимосвязь с другими юридическими науками и дисциплинами, а также законодательные и иные правовые акты о правоохранительной деятельности и правоохранительных органах, являющиеся источниками этой дисциплины. Во втором разделе изучаются судебная власть и судебная система, а также организационное и иное обеспечение деятельности судов и органы юстиции, в том числе понятие и сущность судебной власти, судебная система и ее звенья, принципы правосудия, статус судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей. Третий раздел учебной дисциплины "Правоохранительные органы" посвящен прокурорскому надзору и органам прокуратуры. В четвертом разделе изучаются иные государственные правоохранительные органы (полиция) в РФ. Этот раздел посвящен органам внутренних дел и внутренним войскам, органам государственной безопасности, федеральным органам налоговой полиции, таможенным органам, уголовно-исполнительной системе, органам предварительного расследования. В пятом разделе изучаются негосударственные правоохранительные структуры - адвокатура и частные детективные и охранные предприятия.
Задачи:
1)Изучение законодательных и иных нормативных актов о правоохранительной деятельности и правоохранительных органах, вопросов взаимодействия правоохранительных органов и т. д.
2) Изучение и разъяснение основных юридических терминов, связанных с ПОД и ПОО.
3) Призвана дать первоначальное общее представление об особенностях службы или работы в государственных правоохранительных органах, об адвокатской, нотариальной, частной детективной и охранной деятельности, что в некоторой степени может предопределить выбор будущей юридической профессии
5. Понятие и основные признаки судебной власти. Ф-ции.
Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.
Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.
Признаки:
1. Судебная власть – разновидность гос власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.
2. Судебная власть осуществляется судами (ст.11 К РФ). Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных народных и арбитражных заседателей.
3. Независимость, самостоятельность, обособленность СВ. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в деятельность суда в какой бы то ни было форме в целях воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет за собой уголовную ответственность. Судебная власть неделима, решение суда не требует дополнительного утверждения. Суды образуют обособленную систему, организационно никому не подчиненную.
4. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
5. Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.
Функции:
Осуществление правосудия.
Осуществление контроля за соответствием ФЗ, НПА всех уровней.
Реализуются в форме: рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод. Разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики. Обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 268.