Обеспечение деятельности судов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обеспечение деятельности судов.

Оказание юридической помощи населению.

Задачи ПОД:

Раскрытие преступлений и установление преступников.

Розыск преступников.

Разведка, т.е. получение информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Надзор за процессом правоприменения.

Оказание юридической помощи населению.

Правильное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных, административных, уголовных дел.

Регулирование порядка отбывания наказаний.

2. Понятие правоохранительных органов в РФ, их система и общая характеристика.

ПОО – такие госорганы, которые обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина РФ, обеспечивают законность, правопорядок и безопасность гос-ва и применяют для этого соответствующие правовые меры гос. воздействия.

Система ПОО:

Государственные ПОО: суд, прокуратура, ФСБ, ФОГО, органы внешней разведки, расследования, внутренних дел, юстиции, гос. нотариат, таможня, налоговая.

Негосударственные ПОО: адвокатура, частный нотариат, третейские суды, предприятия частной детективной и охранной деят-ти.

Виды государственных правоохранительных органов

1. Органы, относящиеся к судебной власти:

а) Верховный суд РФ.

б) Высший арбитражный суд РФ.

в) Конституционный суд РФ.

г) Нижестоящие суды.

Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.

а) Министерство внутренних дел.

б) Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН).

в) Министерство юстиции РФ.

г) Федеральная служба охраны (ФСО).

Прокуратура РФ.

Органы юридической помощи.

Критерии, которым должен соответствовать государственный орган для отнесения его к правоохранительным:

– правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления этой деятельности;

– правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юридическая ответственность;

– в процессе своей деятельности правоохранительные органы, используя властные полномочия, имеют право применять государственное принуждение;

– законные и обоснованные решения правоохранительных органов подлежат обязательному исполнению, их неисполнение влечет дополнительную юридическую ответственность.

3. Предмет, задачи и система уч. Дисциплины.

Предметом учебной дисциплины "Правоохранительные органы" является изучение компетенции уполномоченных государством правоохранительных органов, их организационной структуры, основных направлений деятельности, их взаимодействия между собой и с другими органами государственной власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

В особенной части рассматриваются вопросы организации и деятельности конкретных правоохранительных органов в отдельности: их место в системе правоохранительных органов, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, основные направления деятельности, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в правоохранительных органах, правовой статус работников правоохранительных органов.

Система учебной дисциплины - взаимосвязанное расположение ее разделов, которое зависит от составных частей предмета данной науки или дисциплины.

Система курса «Правоохранительные органы РФ»:

- Общие понятие о дисциплине Правоохранительные органы РФ

- Общее понятие о правоохранительной деятельности.

- Судебная система РФ

- Прокуратура РФ и прокурорский надзор

- Органы исполнительной власти РФ, осуществляющие правоохранительную деятельность.

- Негосударственные организации, осуществляющие правоохранительную деятельность.

В первом разделе изучаются вводные сведения об учебной дисциплине "Правоохранительные органы", а именно: понятие, задачи, система данной дисциплины и ее взаимосвязь с другими юридическими науками и дисциплинами, а также законодательные и иные правовые акты о правоохранительной деятельности и правоохранительных органах, являющиеся источниками этой дисциплины. Во втором разделе изучаются судебная власть и судебная система, а также организационное и иное обеспечение деятельности судов и органы юстиции, в том числе понятие и сущность судебной власти, судебная система и ее звенья, принципы правосудия, статус судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей. Третий раздел учебной дисциплины "Правоохранительные органы" посвящен прокурорскому надзору и органам прокуратуры. В четвертом разделе изучаются иные государственные правоохранительные органы (полиция) в РФ. Этот раздел посвящен органам внутренних дел и внутренним войскам, органам государственной безопасности, федеральным органам налоговой полиции, таможенным органам, уголовно-исполнительной системе, органам предварительного расследования. В пятом разделе изучаются негосударственные правоохранительные структуры - адвокатура и частные детективные и охранные предприятия.

Задачи:

1)Изучение законодательных и иных нормативных актов о правоохранительной деятельности и правоохранительных органах, вопросов взаимодействия правоохранительных органов и т. д.

2) Изучение и разъяснение основных юридических терминов, связанных с ПОД и ПОО.

3) Призвана дать первоначальное общее представление об особенностях службы или работы в государственных правоохранительных органах, об адвокатской, нотариальной, частной детективной и охранной деятельности, что в некоторой степени может предопределить выбор будущей юридической профессии

5. Понятие и основные признаки судебной власти. Ф-ции.

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

Признаки:

1. Судебная власть – разновидность гос власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется судами (ст.11 К РФ). Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных народных и арбитражных заседателей.

3. Независимость, самостоятельность, обособленность СВ. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в деятельность суда в какой бы то ни было форме в целях воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет за собой уголовную ответственность. Судебная власть неделима, решение суда не требует дополнительного утверждения. Суды образуют обособленную систему, организационно никому не подчиненную.

4. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

5. Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

Функции:

Осуществление правосудия.

Осуществление контроля за соответствием ФЗ, НПА всех уровней.

Реализуются в форме: рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод. Разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики. Обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений.

РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, ИХ ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Виды решений

1. Постановления, т.е. итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов.

2. Заключение, т.е. итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запр

выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

3. Определения - все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Принятие решения

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от числа действующих судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Изложение решения

В решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:

1) наименование решения, дата и место его принятия;

2) состав Конституционного Суда Российской Федерации, принявший решение;

3) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;

4) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, согласно которым Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассматривать данный вопрос;

5) требования, содержащиеся в обращении;

6) фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом Российской Федерации;

7) нормы Конституции Российской Федерации, которыми руководствовался Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения;

8) аргументы в пользу принятого решения

9) формулировка решения;

10) указание на окончательность и обязательность решения;

11) порядок вступления решения в силу

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.

Юридическая сила решения

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Гарнизонные военные суды.

4) Мировые судьи.

Система судов общей юрисдикции

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

2) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

3) военные суды

4) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции

Суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

Никакой суд не может быть упразднен, если дела, которые рассматривал суд, не завершены.

Общая численность судей судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете.

Общая численность мировых судей и количество судебных участков определяются федеральным законом по законодательной инициативе субъекта Российской Федерации или по инициативе Верховного суда РФ

Осуществление правосудия судами общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Состав районного суда

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Для приближения правосудия месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ, КРАЕВОЙ. ОБЛАСТНОЙ СУД, СУД ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, СУД ВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, СУД АВТОНОМНОГО ОКРУГА: СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по административным делам;

4) судебной коллегии по уголовным делам.

Для приближения правосудия месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Компетенция:

1. суд рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций

2. суд обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Президиум суда образуется в составе председателя, заместителя председателя суда и других судей в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

2. Состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда

Порядок работы президиума

1. Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц.

2. Заседание президиума суда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума суда.

3. Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда

Судебные коллегии суда

1. Судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по административным делам и судебная коллегия по уголовным делам суда формируются из числа судей соответствующего суда в составе его председателя и членов соответствующей судебной коллегии.

Председатель суда

1. Председатель суда назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет

2. По истечении срока полномочий председатель суда может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

4. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя суда его полномочия осуществляет один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - один из судей этого суда.

Апелляционная коллегия

1. Апелляционная коллегия действует в составе председателя, заместителя председателя и десяти членов Апелляционной коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации

1. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации формируются в составе заместителей Председателя Верховного Суда

Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и судей этих коллегий.

3. В судебных коллегиях формируются судебные составы

4. Судебные составы формируются Председателем сроком на три года.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

1. Председатель назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет

2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно.

Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации

1. Первый заместитель Председателя, заместители Председателя - председатели коллегий назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет

Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно.

6. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации его права и обязанности осуществляет один из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Система военных судов

1. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

1. Президиум рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и окружных (флотских) военных судов.

2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих

4. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает в апелляционной инстанции дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

6. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных (флотских) военных судов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОКРУГА (АРБИТРАЖНЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД): СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ.

Федеральные арбитражные суды округов — среднее звено ветви арбитражных судов (10 шт)

В своей деятельности федеральный арбитражный суд округа осуществляет следующие полномочия:

— проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях;

— пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

— обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

— изучает и обобщает судебную практику;

— подготавливает предложения по совершенствованию законов иных нормативных правовых актов;

— анализирует судебную статистику.

В состав федерального арбитражного суда округа входят:

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

§ судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;

§ президиум суда.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ (УСТАВНЫЙ) СУД СУБЪЕКТА РФ: ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ.

Конституционный (Уставный) суд субъекта РФ - это суд, который создаётся для проверки соответствия с законом нормативный правовых актов, законов субъекта РФ, конституции или устава этого субъекта.

Конституционные (уставные) суды не образуют единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Конституционный Суд РФ не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом конституционные (уставные) суды входят в судебную систему России, то есть на судей этих судов распространяются все гарантии и требования.

В пленарном заседании рассматриваются вопросы:

О соответствии Конституции Рф конституций республик и уставов субъектов Рф

О толковании конституции РФ

О даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президента в гос.измене

О посланиях конституционного суда

О выступлении с законодательной инициативой

Остальные вопросы рассматриваются палатами . Их 2. В одну входят не более 10 судей, в другую не более 6. Обновляются раз в 3 года.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СУДЬЕ

судьей может быть гражданин Российской Федерации:

• имеющий высшее юридическое образование;

• не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

• не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

• не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

• не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

• не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.

Обеспечение деятельности судов.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 204.