Тема 8. Демократия, справедливость и гражданская активность в современной России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гражданская активность: взаимоотношения индивида и общества.

Гражданская активность в рамках советского общества: общественно-политическая активность и номенклатурный статус; общественная активность в официально санкционированных формах. Первооснова советского социалистического общества – коллектив, а не личность. Коллективизм и индивидуализм в советском обществе.

Формы справедливости по Аристотелю: распределительная и уравнительная справедливость. Распределительная форма справедливости как единственная форма справедливости советского общества. Советская форма общественного самовыражения индивидов как противоречивый исторический феномен.

Демократизация советского общества периода перестройки и постсоветского общества периода Ельцина. Нравственно-психологический фактор демократизации. Понимание демократии как пространства социальной и политической свободы, демократизация как либерализация общества. Отсутствие проекта политико-правовой реорганизации общества как основной фактор и причина негативных явлений в постсоветской России. Правовые условия деятельности человека в демократическом обществе (Алексис де Токвиль). Смена социально-репрессивных форм контроля за человеком на рестриктивно-позитивные формы контроля как критерий демократизации общества. «Порядок» как отрицание демократии и демократического принципа.

Неприятие демократии как формы социально-политического устройства на базе распространившейся точки зрения о несовместимости западных демократических ценностей и российских традиций. Законность сильной власти и сила власти закона. Нравственно-психологическая проблема отождествления права на уровне обыденного правосознания с ограничением и отрицанием личной свободы; отождествления закона как чуждой внешней силы, а не как гарантированного государством и обществом права человека.

Политика государства в сфере ценообразований (январь 1992г.) и рост социально-экономической активности граждан   России. Проблемы социальной адаптации населения.

Трансформация общественных движений в общественно-политические как массовое явление. Проблемы восстановления постсоветской государственности. Регионально-локальная власть на уровне субъектов федерации как власть авторитарная. Обусловленность неразвитости правосознания индивидов отсутствием гарантированных местных, «муниципальных» прав, «несуверенностью» местной администрации; отсутствием реальных правовых гарантий. Идеологизированность универсальной проблемы прав человека, как следствие перенесения ее в этнический контекст. Отсутствие механизмов воздействия избирателей на своих представителей в органах власти как характерный признак неразвитой демократии.

Возможные пути развития института демократии в современной России.

 

Тема 9. Философские проблемы современного российского права и государства

Альтернативы постсоциалистического государства. Диалектика права и свободы. Цивилизм как русская идея в контексте всемирной истории. Государственно-правовые преобразования в России. Конституционное правопонимание: права человека, правовой закон, правовое государство. Перспективы развития российского права и государства: конституционные положения и реальность.

 

Тема 10. Проблемы правопонимания

Основные типы правопонимания. Юснатурализм. Юридический позитивизм. Нормативизм Г. Кельзена. Либертарное правопонимание В.С. Нерсесянца. Теория правового диалога. Коммуникативное правопонимание.

Образовательные технологии

Для достижения целей дисциплины и формирования предусмотренных программой компетенций используется сочетание репродуктивной, диалогической, творческой, игровой, компьютерной, проектной, технологии смешанного обучения,  технология развития критического мышления, мультимедиа технологии, интерактивные информационные технологии и иных технологий активного/интерактивного обучения. Выбор технологий обусловливается формами аудиторных занятий (лекции, практические занятия) и необходимостью организации и контроля самостоятельной работы студентов.

Основными видами аудиторной работы являются лекции, в т.ч. «лекция-презентация», «лекция-дискуссия», лекция проблемного характера, «мозговой штурм». 

Особое место в учебном процессе занимают практические занятия, чей удельный вес превышает количество лекций. При проведении практических занятий студентам предлагаются проблемные ситуации, обсуждение и решение которых требует нестандартного мышления и глубокого проникновения в материал. При рассмотрении отдельных тем используются такие образовательные технологии, как «круглый стол», групповая дискуссия, выступление с эссе, тренинги и др. 

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине: технологии смешанного обучения.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа студентов предполагает работу с соответствующим учебным и нормативным материалом при подготовке к практическим занятиям и экзамену. Задачами самостоятельной работы студентов выступают: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий; самостоятельное овладение новым учебным материалом; развитие профессиональных умений, а также умений и навыков самостоятельного умственного труда; развитие самостоятельности мышления, интереса к юридической литературе, практической юридической и педагогической деятельности. В ходе самостоятельной подготовки обучаемый приобретает устойчивые навыки работы с электронными ресурсами (www.biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека онлайн»; СПС «КонсультантПлюс»), с сайтами российских и зарубежных библиотек, международных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и общественных правозащитных структур. Необходимое для самостоятельной работы студентов учебно-методическое и информационное обеспечение указано в Разделе 8 Программы и в Приложении 1.

Формами организации самостоятельной работы по данной учебной дисциплине выступают: составление планов-конспектов вопросов практических занятий; написание рефератов и эссе, подготовка докладов-презентаций; подготовка текста лекции, решение ситуационных задач, подготовка к лабораторному занятию (свободное владение СПС «КонсультантПлюс»).

7. Характеристика оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Текущий контроль: устный опрос на семинаре, проверка подготовленных рецензий на научную литературу, защиты проектов, проверка рецензии, подготовленной на проект, проверка содержания списка вопросов, подготовленных студентом к преподавателю (по содержанию изученной литературы).

Форма промежуточной аттестации по данной дисциплине – экзамен (накопительная оценка).

       Оценочные средства для экзамена:

  1. Написание рецензий на научный материал.
  2. Защита индивидуального информационного проекта.
  3. Ответ на вопросы билета.

 

Рецензии могут быть написаны на рекомендуемые работы из списка публикаций для рецензирования.

 

Оценочное средство:

Дата: 2019-11-01, просмотров: 215.