ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра трудового и экологического права
ОДОБРЕНО: Руководитель ОП ___________________ А.И. Бибиков (подпись) «_____»________________20____ г. |
Рабочая программа дисциплины
Философия права
Уровень высшего образования: | магистратура |
Квалификация выпускника: | магистр |
Направление подготовки: | 40.04.01 Юриспруденция |
Направленность (профиль) образовательной программы: | Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц как участников гражданских правоотношений |
Тип образовательной программы: | программа прикладной магистратуры |
Иваново
1. Цели освоения дисциплины
Учебная дисциплина «Философия права» направлена на достижение двух основных целей:
- гносеологическая: сформировать у студентов знание базовых понятий, основных теоретических положений философии права как науки и учебной дисциплины, а также закрепить и расширить знания о современном праве и государстве;
- прикладная: выработать у студентов навыки использования полученных знаний в научной и практической деятельности, в т.ч. для разрешения нестандартных государственно-правовых ситуаций.
2. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Философия права» входит в базовую часть общенаучного цикла ООП и является обязательной дисциплиной.
Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких базовых общенаучных дисциплин, как философия, а также базовых юридических дисциплин, как теория государства и права. Дисциплина имеет в первую очередь теоретическую направленность, подготавливая студентов к решению профессиональных задач в правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности на более высоком научном уровне.
Для освоения данной дисциплины студент должен:
- знать: основные философско-юридические понятия и категории;
- уметь: грамотно употреблять юридическую терминологию; применять правила, приемы, средства юридической техники; давать юридическую квалификацию юридическим фактам и правозначимым обстоятельствам;
- владеть: навыками использования теоретических знаний для решения правозначимых ситуаций.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
3.1. Компетенции, формированию которых способствует данная дисциплина:
Общекультурные компетенции:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
- компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с формируемыми компетенциями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные юридические понятия и юридические конструкции (ОК-1);
- источники, принципы права (ОК-2);
- культурологические и аксиологические аспекты права (ОК-1, ОК – 2);
- основные методы и подходы к анализу и оценке правовой реальности (ОК-1, ОК-2);
- основные детерминанты развития права и государства (ОК-1, ОК-2, ОК-3).
Уметь:
- анализировать спорные правовые ситуации (ОК-1, ОК-2);
- толковать нормативно-правовые акты (ОК-1);
- давать юридическую квалификацию фактам нарушения прав, гарантируемых государством (ОК-1, ОК-2);
- давать юридические заключения и консультации по различным правовым вопросам (ОК-1, ОК-2).
Владеть:
- понятийным аппаратом в сфере правовых и государственных явлений (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5);
- навыками организации и выполнения научно-теоретической работы (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5);
- навыками устных выступлений и умением участвовать в научной полемике (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5).
4. Объем и содержание дисциплины
Объем дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов).
4.1. Содержание дисциплины по разделам (темам), соотнесенное с видами и трудоемкостью занятий лекционно-семинарского типа
Объем иной контактной работы и самостоятельной работы обучающегося по дисциплине указан в учебном плане образовательной программы.
№ п/п |
Разделы (темы) дисциплины | Семестр | Виды занятий, их объем (в ак.часах, по очной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости (по очной форме обучения)
Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинар-ского типа | ||||
1. | Предмет, методология и функции философии права | 1 | 2 | 2 | опорный конспект участие в дискуссии |
2. | Право и мировоззрение | 1 | 4 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
3. | Мораль и право | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
4. | Лицо в праве | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
5. | Правовая реальность | 1 | 4 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
6. | Правовой идеал | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
7. | Государство и народ: проблемы взаимной ответственности | 1 | 2 | 2 | опорный конспект; выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций |
8. | Демократия, справедливость и гражданская активность в современной России | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
9. | Философские проблемы современного российского права и государства | 1 | 2 | 4 | опорный конспект; выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций |
10 | Проблемы правопонимания | 1 | 4 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
Итого за семестр: | 6 | 32 | |||
Итого по дисциплине: | 6 | 32 | Экзамен |
Заочная форма обучения
№ п/п |
Разделы (темы) дисциплины | Курс | Виды занятий, их объем (в ак.часах, по очной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости (по очной форме обучения)
Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинар-ского типа | ||||
1. | Предмет, методология и функции философии права | 1 | 2 | Опорный конспект | |
2. | Право и мировоззрение | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
3. | Мораль и право | 1 | |||
4. | Лицо в праве | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
5. | Правовая реальность | 1 | |||
6. | Правовой идеал | 1 | |||
7. | Государство и народ: проблемы взаимной ответственности | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
8. | Демократия, справедливость и гражданская активность в современной России | 1 | |||
9. | Философские проблемы современного российского права и государства | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
10 | Проблемы правопонимания | 1 | |||
Итого за семестр: | 2 | 8 | |||
Итого по дисциплине: | 2 | 8 | Экзамен |
4.2. Развернутое описание содержания дисциплины по разделам (темам)
Тема 3. Мораль и право
Мораль и право как нормативно-ценностные системы в единстве регулирующих (нормативных) и ориентирующих (аксиологических) функций. Мораль и право как мера свободы. Мораль и право как формы существования свободы: право как объективная форма свободы, а мораль – как субъективная форма свободы. Нормы морали – как дополняющие, конкретизирующие правовые нормы. Противоречия морали и права.
И.Кант о морали и праве: идея автономии или «самозаконности» человеческого поведения. Характер как родовой признак человека. Категорический императив права. Категорическое подчинение власти основному закону права. Нравственность как критерий гуманизма права. «Абсолютная теория наказаний» Канта. Применение принципа формального равенства в решении проблемы смертной казни.
«Автономность, императивность права и правосознания в философии права И.Ильина.
Мораль и право с позиций юридического позитивизма (Кельзен) и «правового морализма» (Радбрух).
Мораль и право с позиций ситуационной этики (Хедли Булл, Георг Шварценбергер). Проблема становления нравственных универсалий.
Вл.Соловьев о праве и морали: право как минимум морали.
Значение нравственности права для современного российского государства
Тема 4. Лицо в праве
Человек как субъект права. Субъект как юридическая фикция или конструкция. Субъектность как способность к деятельности и как ценность. Субъект права и субъект обязанности. Нравственный и юридический субъект. Условия и границы юридической дееспособности. Дееспособность юридических лиц.
Тема 5. Правовая реальность
Обоснование и смысл нормативизма в современных теориях. Кельзен о праве как о системе норм. Юридическая норма и факт. Факт как существующее. Временные и конкретные факты. Позитивное право как сфера обладающих смыслом фактов. Нормативность как объективное свойство фактов.
Государство как исторический факт. Государство как целостность. Государство и другие нормативные факты.
Первичные и вторичные источники права. Объективное и субъективное право: смысл противопоставления. Динамичность и статичность права.
Понятие правонарушения и его отношение к фактам нормативно-безразличным и фактам нормативным. Имманентный смысл идеи правонарушения. Смысл принуждения в праве.
Нормативные факты с точки зрения реальности. Реальность правовых установлений. Социальная реальность положительного права. Метафизика и диалектика права.
Тема 6. Правовой идеал
Общественный, политический и правовой идеал. Общественный идеал и право. Государственный и политический идеал. Власть политическая и власть государственная. Неправовые способы политического властвования. Политический идеал и право.
Правовой идеал. Преувеличение роли права в жизни общества. Динамика усовершенствования правовой жизни и проблемы современной правовой реальности. Аксиологический подход к праву: личность как основная правовая ценность или государство как основная правовая ценность. Справедливость и правопорядок.
Образовательные технологии
Для достижения целей дисциплины и формирования предусмотренных программой компетенций используется сочетание репродуктивной, диалогической, творческой, игровой, компьютерной, проектной, технологии смешанного обучения, технология развития критического мышления, мультимедиа технологии, интерактивные информационные технологии и иных технологий активного/интерактивного обучения. Выбор технологий обусловливается формами аудиторных занятий (лекции, практические занятия) и необходимостью организации и контроля самостоятельной работы студентов.
Основными видами аудиторной работы являются лекции, в т.ч. «лекция-презентация», «лекция-дискуссия», лекция проблемного характера, «мозговой штурм».
Особое место в учебном процессе занимают практические занятия, чей удельный вес превышает количество лекций. При проведении практических занятий студентам предлагаются проблемные ситуации, обсуждение и решение которых требует нестандартного мышления и глубокого проникновения в материал. При рассмотрении отдельных тем используются такие образовательные технологии, как «круглый стол», групповая дискуссия, выступление с эссе, тренинги и др.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине: технологии смешанного обучения.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа студентов предполагает работу с соответствующим учебным и нормативным материалом при подготовке к практическим занятиям и экзамену. Задачами самостоятельной работы студентов выступают: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий; самостоятельное овладение новым учебным материалом; развитие профессиональных умений, а также умений и навыков самостоятельного умственного труда; развитие самостоятельности мышления, интереса к юридической литературе, практической юридической и педагогической деятельности. В ходе самостоятельной подготовки обучаемый приобретает устойчивые навыки работы с электронными ресурсами (www.biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека онлайн»; СПС «КонсультантПлюс»), с сайтами российских и зарубежных библиотек, международных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и общественных правозащитных структур. Необходимое для самостоятельной работы студентов учебно-методическое и информационное обеспечение указано в Разделе 8 Программы и в Приложении 1.
Формами организации самостоятельной работы по данной учебной дисциплине выступают: составление планов-конспектов вопросов практических занятий; написание рефератов и эссе, подготовка докладов-презентаций; подготовка текста лекции, решение ситуационных задач, подготовка к лабораторному занятию (свободное владение СПС «КонсультантПлюс»).
7. Характеристика оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Текущий контроль: устный опрос на семинаре, проверка подготовленных рецензий на научную литературу, защиты проектов, проверка рецензии, подготовленной на проект, проверка содержания списка вопросов, подготовленных студентом к преподавателю (по содержанию изученной литературы).
Форма промежуточной аттестации по данной дисциплине – экзамен (накопительная оценка).
Оценочные средства для экзамена:
Рецензии могут быть написаны на рекомендуемые работы из списка публикаций для рецензирования.
Оценочное средство:
Содержание
Написание и устная презентация индивидуального информационного проекта.
Студентам предлагается следующий вид проекта:
Информационный проект – представляет собой небольшое теоретическое исследование оригинального и самостоятельного характера. Его цель - углубленное изучение конкретной проблемы (вопроса) дисциплины, основанное на анализе современных научных источников. Выполнение данного вида проекта позволяет проверить знание студентов актуальных проблем современной философии права, умение делать теоретические обобщения, аргументировано излагать собственное мнение по спорным вопросам, владение навыками сбора, обработки и анализа научной информации, методикой проведения научных политико-правовых исследований, навыками ведения дискуссии.
Подготовка проекта предполагает:
постановку цели проекта; 2) поиск научных источников, их изучение, анализ; отбор материала; выделение главных идей, различных позиций, их осмысление; 3) выработку рекомендаций, предложений, формулировку выводов; 4) построение логики выступления; составление текста выступления; 5) подготовку презентации к защите проекта.
Проект после защиты сдается руководителю ОП «Социальное государство – проблемы теории и юридической практики».
Проект должен содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть,
заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости).
7.3. Оценочное средство: вопросы для экзамена
Вторым этапом промежуточной аттестации студента является устный экзамен.
Критерии получения студентом экзамена: экзамен по учебной дисциплине студенту выставляется, если он получил положительную оценку за подготовку и презентацию индивидуального проекта (рецензии, аннотации), а также за устный ответ на вопросы билета.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1. Завьялова Г. Философия права: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2013. 120 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=259351&sr=1
2. Назарова, В.С. Философия права : учебное пособие / В.С. Назарова. - Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2015. - 83 с. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461981
3. Ромашов Р. А., Пеньковский Е. В. Философия права и преступления: монография. СПб: Издательство Алетейя, 2015. 344 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=363312&sr=1
Дополнительная литература:
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
Система электронной поддержки образовательного процесса «Мой университет» https://uni.ivanovo.ac.ru
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы:
ЭБС «Университетская библиотека онлайн» www.biblioclub.ru
Электронная библиотека ИвГУ http://lib.ivanovo.ac.ru
Электронный каталог НБ ИвГУ http://lib.ivanovo.ac.ru/index.php/ek
СПС «КонсультантПлюс»
Программное обеспечение: операционная система Microsoft Windows, пакет офисных программ Microsoft Office, интернет-браузер Yandex Browser.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебные аудитории 8-ого учебного корпуса:
- для проведения занятий лекционного типа с комплектом специализированной учебной мебели и техническими средствами обучения, служащими для предоставления учебной информации большой аудитории;
- для проведения занятий семинарского типа, консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации с комплектом специализированной учебной мебели и техническими средствами обучения;
- для проведения занятий семинарского типа, консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, выполнения курсовых работ (проектов) с комплектом специализированной учебной мебели и техническими средствами обучения.
Лаборатория (ауд. 408, корпус 8), оснащенная лабораторным оборудованием, комплектом специализированной учебной мебели и техническими средствами обучения и учебный Зал судебных заседаний.
Помещение компьютерного класса 8-го корпуса для самостоятельной работы, оснащенное комплектом специализированной учебной мебели, компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в ЭИОС.
Демонстрационное оборудование и учебно-наглядные пособия для занятий лекционного типа, обеспечивающие тематические иллюстрации (демонстрационное устройство, видеоматериалы).
Фонд библиотеки ИвГУ (читальные залы 1-ого и 8-го учебных корпусов).
Автор рабочей программы дисциплины: зав. кафедрой трудового и экологического права, руководитель ОП магистратуры «Социальное государство: проблемы теории и юридической практики», д.ю.н., доцент О.В. Родионова.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры
«_____» _____________________ 20___г., протокол № _______
Программа обновлена
протокол заседания кафедры № _______ от «_____» ______________20 __ г.
Согласовано:
Руководитель ОП ___________________ А.И. Бибиков
(подпись)
Программа обновлена
протокол заседания кафедры № _______ от «_____» ______________20 __ г.
Согласовано:
Руководитель ОП ___________________ А.И. Бибиков
(подпись)
Программа обновлена
протокол заседания кафедры № _______ от «_____» ______________20 __ г.
Согласовано:
Руководитель ОП ___________________ А.И. Бибиков
(подпись)
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра трудового и экологического права
ОДОБРЕНО: Руководитель ОП ___________________ А.И. Бибиков (подпись) «_____»________________20____ г. |
Рабочая программа дисциплины
Философия права
Уровень высшего образования: | магистратура |
Квалификация выпускника: | магистр |
Направление подготовки: | 40.04.01 Юриспруденция |
Направленность (профиль) образовательной программы: | Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц как участников гражданских правоотношений |
Тип образовательной программы: | программа прикладной магистратуры |
Иваново
1. Цели освоения дисциплины
Учебная дисциплина «Философия права» направлена на достижение двух основных целей:
- гносеологическая: сформировать у студентов знание базовых понятий, основных теоретических положений философии права как науки и учебной дисциплины, а также закрепить и расширить знания о современном праве и государстве;
- прикладная: выработать у студентов навыки использования полученных знаний в научной и практической деятельности, в т.ч. для разрешения нестандартных государственно-правовых ситуаций.
2. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Философия права» входит в базовую часть общенаучного цикла ООП и является обязательной дисциплиной.
Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких базовых общенаучных дисциплин, как философия, а также базовых юридических дисциплин, как теория государства и права. Дисциплина имеет в первую очередь теоретическую направленность, подготавливая студентов к решению профессиональных задач в правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности на более высоком научном уровне.
Для освоения данной дисциплины студент должен:
- знать: основные философско-юридические понятия и категории;
- уметь: грамотно употреблять юридическую терминологию; применять правила, приемы, средства юридической техники; давать юридическую квалификацию юридическим фактам и правозначимым обстоятельствам;
- владеть: навыками использования теоретических знаний для решения правозначимых ситуаций.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
3.1. Компетенции, формированию которых способствует данная дисциплина:
Общекультурные компетенции:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
- компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с формируемыми компетенциями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные юридические понятия и юридические конструкции (ОК-1);
- источники, принципы права (ОК-2);
- культурологические и аксиологические аспекты права (ОК-1, ОК – 2);
- основные методы и подходы к анализу и оценке правовой реальности (ОК-1, ОК-2);
- основные детерминанты развития права и государства (ОК-1, ОК-2, ОК-3).
Уметь:
- анализировать спорные правовые ситуации (ОК-1, ОК-2);
- толковать нормативно-правовые акты (ОК-1);
- давать юридическую квалификацию фактам нарушения прав, гарантируемых государством (ОК-1, ОК-2);
- давать юридические заключения и консультации по различным правовым вопросам (ОК-1, ОК-2).
Владеть:
- понятийным аппаратом в сфере правовых и государственных явлений (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5);
- навыками организации и выполнения научно-теоретической работы (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5);
- навыками устных выступлений и умением участвовать в научной полемике (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5).
4. Объем и содержание дисциплины
Объем дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов).
4.1. Содержание дисциплины по разделам (темам), соотнесенное с видами и трудоемкостью занятий лекционно-семинарского типа
Объем иной контактной работы и самостоятельной работы обучающегося по дисциплине указан в учебном плане образовательной программы.
№ п/п |
Разделы (темы) дисциплины | Семестр | Виды занятий, их объем (в ак.часах, по очной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости (по очной форме обучения)
Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинар-ского типа | ||||
1. | Предмет, методология и функции философии права | 1 | 2 | 2 | опорный конспект участие в дискуссии |
2. | Право и мировоззрение | 1 | 4 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
3. | Мораль и право | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
4. | Лицо в праве | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
5. | Правовая реальность | 1 | 4 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
6. | Правовой идеал | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
7. | Государство и народ: проблемы взаимной ответственности | 1 | 2 | 2 | опорный конспект; выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций |
8. | Демократия, справедливость и гражданская активность в современной России | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
9. | Философские проблемы современного российского права и государства | 1 | 2 | 4 | опорный конспект; выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций |
10 | Проблемы правопонимания | 1 | 4 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
Итого за семестр: | 6 | 32 | |||
Итого по дисциплине: | 6 | 32 | Экзамен |
Заочная форма обучения
№ п/п |
Разделы (темы) дисциплины | Курс | Виды занятий, их объем (в ак.часах, по очной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости (по очной форме обучения)
Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинар-ского типа | ||||
1. | Предмет, методология и функции философии права | 1 | 2 | Опорный конспект | |
2. | Право и мировоззрение | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
3. | Мораль и право | 1 | |||
4. | Лицо в праве | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
5. | Правовая реальность | 1 | |||
6. | Правовой идеал | 1 | |||
7. | Государство и народ: проблемы взаимной ответственности | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
8. | Демократия, справедливость и гражданская активность в современной России | 1 | |||
9. | Философские проблемы современного российского права и государства | 1 | 2 | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |
10 | Проблемы правопонимания | 1 | |||
Итого за семестр: | 2 | 8 | |||
Итого по дисциплине: | 2 | 8 | Экзамен |
4.2. Развернутое описание содержания дисциплины по разделам (темам)
Тема 1. Предмет, методология и функции философии права
Философия права – особое направление исследования на стыке философии и теории права. Определение философии права: история вопроса (Г.Шершеневич, Н.Коркунов, И.Михайловский, П.Редкин, Л.Петражицкий, Р.Йеринг).
Сущность философии права. Позитивистская концепция. Либертарная концепция. Философия права и теория права – общее и отдельное.
Философия права как часть социальной философии. Герменевтика, ее связь с юридической наукой.
Философия права как методология и логика права. Общая теория правотворчества, теория правореализации, законности и правопорядка – фундаментальные проблемы современной философии права.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 173.