Страховой рынок является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Понятие страхового рынка трактуется в экономической литературе в двух аспектах. Во-первых, как сфера экономических денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает особый товар — страховая защита (страховые услуги) и где формируются спрос и предложение на нее; рынок обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхователем. Во-вторых, как сложная интегрированная система страховых и перестраховочных организаций, осуществляющих страховую деятельность. Функционирование страхового рынка подчиняется законам стоимости и спроса и предложения.
Основными условиями функционирования страхового рынка являются следующие:
• потребность в страховых услугах и страховщиках, способных удовлетворять эти потребности;
• наличие страхового законодательства;
• разработка концепции страхования, включающей методологию формирования резервов, страховых тарифов, инвестиционной деятельности и т.д.;
• признание страхования в качестве инструмента управления экономикой;
• достаточно высокая страховая культура населения.
Обеспечение первых двух условий обязательно.
В развитии страхового рынка можно выделить три наиболее существенных этапа, повторяющихся в большинстве стран.
Для первого этапа характерно функционирование монополистического, или регулируемого, рынка, в рамках которого конкуренция не развивается или имеет минимальную степень развития. Страхователям предлагается ограниченный объем страховых продуктов, а деятельность страховщиков на жестко регулируемом рынке ограничена директивными указаниями (в том числе и о размере тарифов).
В условиях монополии платежеспособность страховщиков невысока, что создает негативное отношение к ним со стороны потенциальных клиентов.
На втором этапе растет число страховых компаний, расширяются страховые продукты, улучшается их качество, ослабевает регулирование и одновременно совершенствуется контроль финансовой стабильности страховщиков. Именно в этот период страховщики расширяют предложение разнообразных услуг, а для привлечения большего количества клиентов наращивают инвестиции в сервис.
Третий этап характеризуется наличием развитого страхового рынка, замедлением роста количества страховых компаний, полной свободой в выборе тарифов и видов страхования. Основной задачей страховщиков становится повышение качества страховых продуктов и их удешевление.
Участниками страховых отношений на страховом рынке являются страховщики (страховые компании), продающие страховые услуги, и страхователи (физические и юридические лица), нуждающиеся в страховой защите. В условиях рынка возрастает заинтересованность потенциальных страхователей в страховании всевозможных рисков: ответственности предпринимателей и работодателей перед наемными работниками, финансовых гарантий при потере рабочих мест, а также банкротстве предприятий, банков и т.д.
В качестве посредников между продавцами страховых услуг (страховщиками) и их покупателями выступают страховые агенты и брокеры, деятельность которых способствует расширению и развитию страховых отношений.
Специфическим товаром на страховом рынке выступают страховые услуги, которые постоянно расширяются и совершенствуются. Цена страховой услуги выражается в страховом тарифе. Она складывается на конкурентной основе под воздействием спроса и предложения. Нижняя граница цены подчиняется принципу равенства между поступлением страховых взносов и выплатами страховых возмещений и обеспечений. Верхняя граница определяется потребностями страховщика, однако при чрезмерно высокой цене он рискует потерять покупателей и не выдержать конкуренции.
Государство может участвовать в рыночных отношениях через государственные страховые организации и оказывать регулирующее воздействие на функционирование страхового рынка различными нормативно-правовыми и законодательными актами, дополняя рыночный механизм страхования.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 213.