Тема 2. Рынок и рыночное равновесие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Вопросы для подготовки к занятию по теме 2
2.1. Товар как объект рынка. 2.2 .Рынок и рыночный механизм. 2.3. Рыночное равновесие. 2.4 Инфраструктура рыночной экономики
Базовые понятия по теме 2

Рынок - первоначально под рынком понималось конкретное место, где встречались продавцы и покупатели, современная теория более широко трактует рынок, как систему отношений между субъектами рынка по поводу купле-продажи материальных благ и ресурсов, основанную на взаимодействии базовых законов рынка.

Рыночный механизм – совокупное действие законов рынка: закона спроса, предложения, равновесной цены, закона конкуренции, закона стоимости, закона денежного обращения

Товар - созданное трудом материальное благо, способное удовлетворять какие-либо потребности и предназначенное для эквивалентного обмена на рынке

Индивидуальный спрос - спрос одного лица, характеризующийся его величиной, обозначающей количество товара, которое каждый конкретный покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени

Рыночный спрос - совокупность индивидуальных спросов всех покупателей на рынке

Закон спроса – характеризует обратные зависимости между величиной спроса и его ценой, другими словами: чем выше цена, тем меньше спрос

Неценовые факторы спроса – группа факторов, не связанных непосредственно с ценой, но определяющих желание и способность покупателей приобрести какой-либо товар. К ним могут быть отнесены: полезность блага, доходы потребителей, а также мода, сезон, наличие в избытке (недостатке) данного товара, традиции и т.п.

Эффект дохода - это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения

Эффект замещения - изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.

Эластичность спроса - относительный показатель, отражающий чувствительность величины спроса на товары к изменению цен на них. Эластичность рассчитывается как отношение (в процентах, долях) изменения величины спроса при изменении, как правило, увеличении цены на один процент.

Предложение - это количество товаров и услуг, которое производитель выставляет на рынок с целью продажи

Закон предложения - характеризует прямые зависимости между величиной предложения и его ценой, другими словами: чем выше цена, тем в большей мере растет предложение товаров и услуг со стороны продавцов

Неценовые факторы предложения - группа факторов, не связанных непосредственно с ценой, но определяющих желание и способность продавцов выставить на продажу какой-либо товар. К ним можно отнести: конкуренцию на рынке, цены на ресурсы, проводимую государством политику, влияние мировой конъюнктуры и т.п.  

Эластичность предложения - относительный показатель, отражающий чувствительность величины спроса на товары к изменению цен на них. Эластичность рассчитывается как отношение (в процентах, долях) изменения величины спроса при изменении, как правило, увеличении цены на один процент.

Равновесная цена - цена товара, устанавливающаяся на рынке при уравновешивании спроса и предложения на этот товар, другими словами: это та цена, за которую покупатели согласны купить, а продавцы продать какой-либо товар.

Равновесный объем - количество товара, формируемое на рынке при уравновешивании спроса и предложения на этот товар, другими словами: это то количество какого-либо товара, которое покупатели согласны купить, а продавцы - продать.

Антимонопольное регулирование - комплекс мер органов государственной власти административного и экономического характера, направленных на нивелирование негативных тенденций развития несовершенной конкуренции реализуют

Закон стоимости - отражает следующие зависимости: производитель заинтересован в снижении затрат на производство товаров и услуг для максимального увеличения разницы между их стоимостью и рыночной ценой

Инфраструктура рыночной экономики - это система профессиональных посредников, функционирующих на рынке, выполняющих различные функции в зависимости от их групповой принадлежности

Примеры решения задач по теме 2

Задача 2.1. На основании данных об индивидуальном спросе на товар Х QdA = 180-2 P , QdB = 120-2 P , Qdc = 210-3 P . Определите объем рыночного спроса при цене товара, равной 70 ДЕ.

Для решения необходимо уточнить, что рыночный спрос представляет совокупность индивидуальных спросов потребителей.

Таким образом, объем рыночного спроса имеет следующую функцию

Поэтому далее для количественного определения величины спроса подставим в найденную функцию заданные параметры цены (70 ДЕ).

Объем рыночного спроса = 7*70 = 20

Задача 2.2. Известны функции спроса на товар двух потребителей PdA= 45- Q, PdB= 60-2 Q. Найдите функцию их рыночного спроса, определите, по какой максимальной цене потребители готовы приобрести 4 шт., 12 шт. товара

Для решения необходимо уточнить, что рыночный спрос представляет совокупность индивидуальных спросов потребителей.

Таким образом, объем рыночного спроса имеет следующую функцию

Поэтому далее для количественного определения максимальной цены подставим в найденную функцию заданные параметры объема (4 и 12 шт.).

При  Pd= 105 – 3*4 = 93 ДЕ

При  Pd= 105 – 3*12 = 69 ДЕ

Задача 2.3. На рынке на товар Х имеется 100 покупателей с одинаковыми индивидуальными функциями спроса QdA = 10-0,1 P и 50 продавцов с одинаковыми индивидуальными функциями предложения QsA = 2+ 0,1 P . Найдите рыночное равновесие, а также определите объем продаж каждого продавца.

Для решения необходимо рассчитать величину рыночного спроса.

Далее необходимо рассчитать величину рыночного предложения:

Для определения равновесного объема необходимо найти равновесную цену, для чего приравняем обе функции ( ):

1000 – 10Р = 100 +5Р;

900 – 15Р, Р = 60

Поэтому далее для количественного определения равновесного объема подставим в функции спроса и предложения, найденное значение равновесной цены (Р= 60):

Задача 2.4. Заданы функции рыночных спроса и предложения на товар Х Qd = 2250 - 30 P , Qs =60 P - 3150. Найдите рыночное равновесие, а также величину избытка (дефицита) при цене 65 ДЕ и 55 ДЕ.

Для определения равновесного объема необходимо найти равновесную цену, для чего приравняем обе функции ( ):

2250 - 30P = 60P - 3150;

5400 – 90Р, Р = 60

Поэтому далее для количественного определения равновесного объема подставим в функции спроса и предложения, найденное значение равновесной цены (Р= 60):

Для определения величины избытка (дефицита) необходимо рассчитать объемы спроса и предложения:

При

При

Дата: 2019-11-01, просмотров: 1218.