Важным средством глубокого изучения курса «Правоведение» является решение практических задач и казусов, которые составляются по материалам судебной практики. Решение задач и анализ правовых ситуаций является основным содержанием практического занятия. Систематическое решение задач поможет студентам научиться верно, применять нормы права и теоретические положения к конкретным ситуациям, возникающим в судебной практике и в жизни, а также понять практическое значение основных правовых институтов.
Прежде чем приступить к решению практических задач и казусов, целесообразно изучить лекционный материал по соответствующей теме, ознакомиться с конкретными разделами учебных пособий и учебников. Только после этого можно приступить к решению задач, используя для этого рекомендованные к теме нормативные правовые акты, а при необходимости и материалы судебной практики. Ввиду объемности нормативного материала студентам рекомендуется решать задачи письменно с указанием использованных нормативных источников и собственных выводов. Такие выводы следует аргументировать анализом конкретных обстоятельств правовой ситуации, указанной в задаче, в призме соответствующих норм права. Причем эти решения не должны быть чрезмерно краткими.
Приступая к решению, студент должен изучить содержание задачи и выяснить, на какие вопросы по её условиям нужно ответить, исходя из конкретной темы занятия. Ответы на вопросы, поставленные в задачах, следует подробно мотивировать, а не ограничиваться указанием на правильность или ошибочность действий компетентных органов. При этом нужно обращать внимание на тот момент, при котором были допущены нарушения норм материального или процессуального права. Решая задачи, следует руководствоваться соответствующими нормами материального и процессуального права, ссылаться не только на один нормативный акт, но и другие законы. Ссылки на статьи закона должны быть точными, в случае необходимости указывать часть и пункт статьи.
Этот вид упражнений может быть использован в качестве домашних заданий или в качестве активных видов работ на семинарском занятии. Выполнение задач может быть как индивидуально, так и определённой группой, но при этом её размер не должен превышать двух человек. Полученные результаты могут устно обсуждаться в аудитории или являться предметом домашнего задания.
Активное участие студентов в обсуждении теоретического материала при решении задач в значительной степени помогает им в усвоении спорных, сложных в теоретическом и практическом плане вопросов тем, способствует привитию навыков публичного выступления, которые будут так необходимы в будущем.
Проведение проверочной или контрольной работ
Проведение проверочных или контрольных работ направлено на умение формулирования собственных выводов студентов путём ответа на открытые вопросы, имеющие дискуссионный характер в науке и на практике, по указанным вариантам.
Проверочная или контрольная работа является активным видом работ на семинарском занятии. Работать над поставленными вопросами студент может только индивидуально, без использования какого-либо материала.
Прежде чем приступить к ответу на контрольные вопросы необходимо предварительно изучить вопросы раздела или темы пройденного лекционного материала. Немаловажным будет обратить внимание на уяснение используемых в законодательстве и в теории основных понятий и определений, их соотношение. Это окажет неоценимую помощь для умения грамотно формулировать свои мысли.
Проведение тестирования
Тестирование позволяет студентам продемонстрировать знания теоретического и практического характера, а также обеспечивает выявление и развитие познавательных и профессиональных их качеств. С помощью тестирования студенты могут осуществлять самоконтроль своих знаний.
Тестирование проводится в письменной форме в соответствии с указаниями, обозначенными в нём. Задания, предложенные в тесте, могут, носить разноплановый характер. Таким образом, отвечая на вопрос, следует обратить внимание на тип вопроса: либо это альтернативный тип вопроса, требующий утвердительного или отрицательного ответа, либо это выборочный одинарный тип вопроса, требующий только единственный верный ответ, либо это выборочный множественный тип вопроса, которому соответствует несколько правильных вариантов ответа. Также необходимо отметить, что некоторые задания предусматривают заполнение таблиц и схем. Анализ преподавателем правильных и неправильных ответов на вопросы теста может показать степень усвоения отдельных разделов темы и, тем самым, способствовать улучшению распределения времени на различные вопросы.
Подготовка научных сообщений и докладов
Научное сообщение позволяет студентам продемонстрировать творческий подход к решению различных задач, казусов и собственное видение результата. Такого рода задания помогают не просто научиться применять на практике приобретённые знания, но и отстаивать свою точку зрения, формируя активную позицию оратора. Это мотивирует студентов к развитию собственного мышления, выражению позиции по определенному вопросу, служит хорошей подготовкой к выполнению других задач.
Основой научного сообщения служит подробный правовой анализ, как законодательной базы, так и позиций теоретиков по исследуемой тематике, с выдвижением собственных выводов. Тема выбирается студентом из числа тем, указанных в перечне, предоставляемом преподавателем. Выбрав тему научного сообщения, студент должен согласовать план и сроки подготовки доклада.
К содержанию научного сообщения предъявляются требования, главными из которых являются: тщательное изучение специальной литературы по избранной проблеме и соответствующего нормативного правового материала, творческий подход к рассмотрению вопросов темы, вызывающих научные споры; определение собственной четко аргументированной позиции по ним; умение делать конкретные выводы по рассматриваемым вопросам.
Требования предъявляются и к оформлению научного сообщения: объем работы не должен превышать 10 страниц текста; точное оформление титульного листа, а также следует правильно оформлять сноски (постраничные) и библиографию. Страницы научного сообщения должны быть пронумерованы (титульный лист, оглавление не нумеруются). При оформлении титульного листа в верхней его части указывается Федеральное агентство по образованию РФ, далее – название вуза, факультета и кафедра, на которую студент сдаёт своё сообщение. В середине листа заглавными буквами оформляется название темы научного сообщения. Ниже от названия темы в правой стороне листа указывается информация о студенте, выполняющем научное сообщение (курс, факультет, Ф.И.О.) и о преподавателе (с указанием степени, звания, Ф.И.О.). В нижней части листа указываются место и год выполнения научного сообщения.
За титульным листом следует оглавление, включающее в себя следующие элементы: введение, параграфы, заключение, библиография. Во введении обосновывается актуальность избранной темы, структура работы, раскрывается цель исследования. В заключении подводятся итоги исследования, в обобщенном виде излагаются выводы и предложения автора по совершенствованию законодательства. В конце работы должен быть оформлен список использованной литературы (библиография), включающий в себя: нормативные правовые акты, специальную литературу (составляется в алфавитном порядке), судебную практику. Изучение судебной практики позволит докладчику прийти к обоснованным выводам, выявить пробелы в законодательстве, наметить пути его совершенствования.
Выполненное в соответствии с указанными требованиями научное сообщение необходимо защитить в установленные сроки на семинарском занятии и, опять же, с соблюдением определённой процедуры, состоящей из следующих элементов:
A. краткое (не более 5-8 минут) сообщение докладчика об основном содержании работы, существующих коллизиях, своих выводах и предложениях по совершенствованию законодательства;
B. вопросы к докладчику со стороны преподавателя и аудитории по интересующим либо не понятным моментам;
C. ответное слово докладчика.
После ответного слова преподаватель учитывая всю полноту раскрытия темы, стиля изложения, степени использования материалов, а также способа подачи, оглашает полученные баллы.
Перечень примерных тем научных сообщений и докладов
1. Теория разделения властей: история и современность.
2. Государство и право – продукт общественного развития.
3. Роль права в социально-экономическом развитии.
4. Процессуальный аспект применения иностранного права.
5. Правовые системы современности.
6. Правовой обычай в современном российском праве.
7. Дипломатическое и консульское право.
8. Тенденции развития трудового права в современный период.
9. Правовое регулирование занятости и трудоустройства в России.
10. Юридическая ответственность по трудовому законодательству России.
11. Проблемы международного регулирования труда.
12. Правовое регулирование нотариальной деятельности.
13. Услуга: экономический и правовой аспект.
14. Роль вещного права в сфере услуг.
15. Права потребителя: теория и практика.
16. Правовые проблемы охраны земель.
17. Правовые проблемы охраны вод.
18. Правовые проблемы охраны лесов.
19. Правовые проблемы охраны животного мира.
20. Международно-правовая охрана окружающей среды.
Проведение деловой игры
В последние годы проявляется повышенный интерес к проведению занятий в форме деловой игры. Любая игра обладает свойством увлекательности и состязательности. Исполняя те или иные роли на деловой игре, студент имеет возможность в игровой форме выразить своё отношение по обсуждаемой проблеме и главное показать свои действия при таких обстоятельствах.
Основными целями деловой игры является приобретение студентами навыков работы при разрешении разного рода жизненных ситуаций, а также с нормативными правовыми актами, судебной практики и другими документами; закрепление знаний по нормам материального и процессуального права; навыков публичных выступлений.
Основой деловой игры служит специально разрабатываемый сценарий. Деловая игра должна протекать в точном соответствии с ним, содержащим подлежащую разрешению жизненную ситуацию в виде искового заявления или иного правового акта, примерный состав участников игры, процедуру совершения тех или иных действий, а также процедуру разбора итогов игры.
Проведению деловой игры предшествует тщательная подготовка к ней. Начальным этапом этой подготовки является её обстоятельный разбор в учебной аудитории. Для начала преподаватель представляет студентам сценарий игры. Далее доводит до студентов цели проведения предстоящей деловой игры, разъясняет существо ситуации, поясняет особенности правового статуса, касается процедурных вопросов и при возникновении вопросов у студентов отвечает на них. После этого наступает процедура распределения ролей. Получив роль, необходимо понять и осознать, что требует эта роль (какие знания, навыки, умения и т.д.). В задании по подготовке студентов к деловой игре преподаватель перечисляет необходимый нормативный материал и учебную литературу, с которым необходимо будет ознакомиться.
При участии в деловой игре студентам следует проявлять активность и находчивость, участвовать в дискуссии с другими участниками, а также задавать вопросы.
По окончании игры предоставляется слово экспертам, а далее подводится итог проведённого занятия с объявлением соответствующих баллов всем участникам деловой игры.
Подготовка проектов правовых и процессуальных актов
Практические занятия по данной дисциплине имеют целью формирование у студентов навыков составления проектов правовых и процессуальных актов. На основе умения работать с нормативной базой студенты должны самостоятельно составлять свои проекты исковых заявлений и договоров, аргументированных заключений об их соответствии законодательству и формулировать новые положения закона, если в таковых, по их мнению, есть необходимость. Это также способствует ознакомлению со спецификой работы того или иного должностного лица или хозяйствующего субъекта.
Умение составлять правовые или процессуальные акты является важной и ответственной частью любой деятельности. Так как одним из важнейших профессиональных навыков любого специалиста является правильная письменная речь, строгий стиль и умение грамотно излагать свои мысли.
Составление кроссворда
Расширение сферы правового регулирования, обновление и усложнение действующего законодательства требует новых методологических подходов к его изучению, новых способов подачи материала, а также пересмотра традиционных форм контроля полученных студентами знаний. Составление кроссворда по определённой теме может послужить такой формой контроля, которая будет обеспечивать выявление и развитие основных профессиональных качеств студента, а также умение ориентироваться в имеющихся материалах.
Составление кроссворда может быть активным видом работ на семинарском занятии либо предметом домашнего задания. Работать над поставленными вопросами студент может только индивидуально, но с использованием любого материала. Кроссворд по заданной тематике должен содержать 30 вопросов, 15 из которых по горизонтали и 15 по вертикали, а также соответствующую схему изложения. Требования к оформлению не предъявляются.
Словарь основных терминов
Сложность в изучении курса «Правоведение» предопределяется наличием специфической терминологии. Успешно овладеть им поможет ведение словаря основных терминов, в который надо заносить их и давать понятие с краткой характеристикой.
Словарь основных терминов оформляется по усмотрению студента. Для удобства использования его можно подразделить на разделы и части в соответствии с программой курса.
Примерный словарь основных терминов
1. Апатриды – лица, не имеющие права гражданства в каком-либо государстве.
2. Брак – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
3. Гимн Государственный – торжественная песня программного характера, являющаяся официальным гимном государства.
4. Демократия – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти.
5. Иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого субъективного права.
6. Консенсус – принятие решения или текста договора на основе общего согласия участников без проведения формального согласования.
7. Наказание – особая мера государственного принуждения за совершенное преступление, применяемая только судом от имени государства к лицам, совершившим преступление.
8. Наследование – переход прав и обязанностей умершего (наследодателя) к его наследникам.
9. Пакт – вид международного договора или соглашения.
10. Сецессия – выход из состава государства какой-либо его части.
2. Методические указания по организации самостоятельной работы
Лекционный материал излагается по основным, наиболее сложным и в значительной степени проблемным темам курса. Ряд тем в лекциях в виду недостаточности часов и объемности материала либо вообще не излагается, либо преподносится не в полном объеме. В силу чего в течение учебного семестра акцент делается и на самостоятельную работу студентов.
Основой самостоятельной работы является подборка и анализ материалов, которые необходимо изучить в процессе подготовки к каждому семинарскому занятию, включающие разделы работ классиков цивилистических наук, научные статьи, статьи из справочно-энциклопедических изданий, монографий, учебных пособий, а также анализ последних изменений законодательства и судебной практики.
Приступая к работе с учебным материалом, студенту необходимо получить полное представление о теме. Для этого следует изучить заданную тему в нескольких источниках. При этом следует учитывать, что существует множество учебных пособий, в которых излагаются противоположные друг другу точки зрения исследователей. Поэтому для лучшего понимания темы рекомендуется ознакомиться с максимальным количеством учебного материала, сопоставить их между собой, выделить основные точки зрения.
Акцент в самостоятельной работе студентов следует уделить на изучении ниже следующих вопросов, которые соответствуют определённой в программе курса теме и разделу:
Раздел 1 - Тема 1:
– Проблема понимания государства.
– Типология государств.
– Возникновение и развитие идеи правового государства.
– Аппарат государственной власти и его структура.
– Естественно-правовая концепция правопонимания.
Раздел 1 - Тема 2:
– Система права и система законодательства.
– Законотворческий процесс в субъектах Российской Федерации.
– Правотворческая техника.
– Коллизии права и их преодоление.
– Правовое регулирование общественных отношений.
Раздел 2 - Тема 3:
– Институт отзыва и его развитие в российском законодательстве.
– Конституционная ответственность.
– Правовой статус Уполномоченного по правам человека.
– Депутатская неприкосновенность и ее пределы.
– Конституционный контроль: виды и формы.
Раздел 2 - Тема 4:
– Обеспечение безопасности в Российской Федерации.
– Административно-правовые основы управления внутренними делами.
– Административно-правовые основы обороны.
– Административно-правовые основы таможенного дела.
– Государственное управление в области экономики.
Раздел 2 - Тема 5:
– Организационные отношения в предмете гражданского права.
– Методология науки гражданского права.
– Конкурсное производство.
– Приватизация жилых помещений.
– Теории причинной связи в науке гражданского права.
Раздел 2 - Тема 6:
– Формы брака: гражданская и церковная.
– Неправовые аспекты брачного договора: социологический, психологический, этический.
– Презумпция отцовства.
– Последствия ограничения родительских прав.
– Обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер.
Раздел 2 - Тема 7:
– Соотношение системы трудового права с системой трудового законодательства, системой науки и курса трудового права.
– Законодательство о праве трудящихся на объединение в профессиональные союзы.
– Правовое регулирование высвобождения работника.
– Ограничения трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров.
– Понятие заработной платы и её отличие от иных вознаграждений.
Раздел 2 - Тема 8:
– Окружающая природная среда как объект экологического права.
– Понятие и особенности права собственности на природные ресурсы.
– Осуществление экологического контроля за использованием и охраной окружающей среды.
– Правовая охрана окружающей среды в поселениях.
– Правовая охрана окружающей среды и энергетике и военной деятельности.
Раздел 2 - Тема 9:
– Возраст и вменяемость субъекта преступления.
– Преступные последствия, причинная связь и их значение.
– Условия правомерности необходимой обороны.
– Условно-досрочное освобождение от наказания и его значение.
– Отличие преступного легкомыслия от косвенного умысла и преступной небрежности от невиновного причинения вреда.
Раздел 2 - Тема 10:
– Принципы гражданско-процессуального права.
– Третейское разбирательство гражданских дел.
– Арбитражный процесс.
– Уголовное преследование.
– Уголовно-процессуальная наука и ее задачи в современных условиях.
Раздел 3 - Тема 11:
– Правовой режим сведений о боевом применении образцов вооружения и военной техники.
– Правовой режим сведений о финансовой политике в отношении иностранных государств.
– Правовой режим сведений о методах и средствах защиты секретной информации.
– Правовой режим сведений о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное значение.
– Правовой режим сведений о разработке и производстве ядерных боеприпасов.
Раздел 3 - Тема 12:
– Тайна как конституционное право граждан.
– Юридическое оформление информации.
– Правовая защита тайны.
– Правовой режим аудиторской тайны.
– Правовой режим личной тайны.
Список рекомендуемой литературы
3.1. Основная литература
1. Административное право России. Ч.1.: учеб. / под ред. А.П. Алехина. М.: Зерцало, 2009.
2. Гражданское право: учеб.: В 3 т / под общей ред. Е.Ю. Валявиной. М.: Проспект, 2008.
3. Конституционное право: учеб./ под ред. А.Е. Постникова. М.: Проспект, 2008.
4. Правоведение: учеб. пособие / под общей ред. В.И. Шкатуллы. М.: Академия, 2008.
5. Трудовое право: учеб. / под ред. В.И. Казанцева. М.: Академия, 2008.
3.2. Дополнительная литература
1. Административное право России. Ч.2.: учеб. / под ред. А.П. Алехина. М.: Зерцало, 2009.
2. Александров Н.Р. Трудовое правоотношение. / Н.Р. Александров. М.: Проспект, 2009.
3. Гражданское право: учеб. для вузов / под общей ред. С.С. Алексеев. М.: Велби, 2008.
4. Гражданское право (общая часть): учеб. / под общей ред. Ю.В. Виниченко. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008.
5. Гражданское процессуальное право: учебное пособие / под общей ред. Л.В. Тумановой. М.: Проспект, 2008.
6. Кирилловых А.А. Защита прав потребителей: новеллы правового регулирования / А.А. Кирилловых // Право и экономика. – 2008. – № 4. – С. 19-23.
7. Матюшева Т.Н. Конституционное право человека и гражданина на образование в Российской Федерации: становление и развитие понятия / Т.Н. Матюшева // Современное право. – 2009. – № 1. – С. 13-18.
8. Правоведение: учеб. для вузов / под общей ред. В.М. Шумилова. М.: Проспект, 2008.
9. Семейное право: учеб. для вузов / под ред. С.А. Муратовой. М.: Закон и право, 2009.
10. Трудовое право: учеб. для вузов / под ред. В.И. Миронова. СПб.: Питер, 2009.
Учебно-методическое издание
Учебно-методический комплекс по дисциплине
« ПРАВОВЕДЕНИЕ »
Программа и методические указания по изучению курса
Составитель Романова Юлия Александровна
Издается в авторской редакции
ИД № 06318 от 26.11.01.
Подписано в печать 10.12.09. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 2,9. Тираж 100 экз. Заказ _______.
Издательство Байкальского государственного университета
экономики и права.
664003, Иркутск, ул. Ленина, 11.
Отпечатано в ИПО БГУЭП.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 219.