Под проектированием понимается идеальное промысливание и практическое воплощение того, что должно быть[10]. Каждому человеку приходится в своей жизни намечать какие‑либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов. Эти процессы не зависят от сферы деятельности, поскольку представляют собой культурно‑исторический феномен.
Проектирование позволяет взращивать новые формы общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка как в семье, так и детском саду.
Проектирование меняет роль специалистов (руководителей, воспитателей) в управлении детским садом, развитии партнерских отношений с семьей: они выступают активными участниками процесса, способными решать актуальные задачи дошкольного воспитания. У педагогов и родителей вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания детей, умение выбирать способы и виды деятельности для достижения поставленной цели.
Проектирование помогает им научиться работать в «команде»: от изучения реальной обстановки до реализации проекта; овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое развитие субъектов образовательного процесса; освоить алгоритм создания проекта, основанного на потребностях детей; достигнуть позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям; объединить усилия педагогов, родителей, детей для реализации проекта.
Процесс проектирования включает в себя следующие этапы:
– выдвижение идеи,
– разработка проекта реализации идеи,
– реализация проекта,
– рефлексия опыта реализации проекта.
Идеями к проектам могут выступать любые предложения, направленные на улучшение, изменение качества отношений в системах «детский сад‑семья», «педагоги‑родители‑дети» и др.
Рассмотрим в качестве примера организацию летнего отдыха детей.
Лето – особенное время в жизни ребенка, широко открывающее дверь в мир природы, дающее малышу и воспитывающим его взрослым уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общения. Лета ждут и дети, и взрослые. Мы едины в стремлении получать новые впечатления, но в то же время отличаемся друг от друга смыслом и ценностями своей жизнедеятельности. Взрослые имеют большой опыт летнего отдыха в городе и на даче, на берегу реки или моря, на турбазе, в пансионате, в санатории. Малыши, напротив, такого опыта не имеют и ждут повторения прошлого или новых идей от взрослых: воспитателя в детском саду, родителей в семье.
Опрос дошкольников, проведенный социологами, показывает, что дети мечтают проводить лето так, как видели и «пробовали»[11].
Им радостно отдыхать как на юге, где есть море и можно загорать, купаться, играть с водой, так и на даче или в деревне с родителями или бабушкой и дедушкой: «В отпуск лучше всего купаться в море», «Отпуск лучше всего проводить на даче», «На даче. Играть. Ягоды срывать».
Дети, проводящие лето в городе, ждут разнообразных развлечений – посещения цирковых представлений, детских спектаклей, аттракционов в парке: «Хотелось бы поиграть в интересную игру», «Гулять в парке…», «Мне нравится больше на каруселях кататься, на таких высоких».
Как бы ребенок ни проводил каникулы, он воспринимает это как лучший способ отдохнуть. К счастью, дети обладают достаточной фантазией, чтобы найти себе занятие и не скучать.
Опрос родителей воспитанников детского сада № 59 г. Волжского, рассматривавший организацию летнего отдыха детей как идею к проектированию, показал, что 87 % родителей стремятся провести летний отпуск вместе с детьми, семьей без детей – 4,5 %, в одиночестве – 3,5 %, с друзьями – 1,4 %, другие варианты – 4,5 %. Отдыхать в дальних поездках полагают 50 % семей, в живописных местах отдыха родного края–33,6 %, в городе – 10,7 %, другие варианты – 13,6 %. С природой связывают свой отдых 93,5 % родителей. Из этого числа 86,4 % выбирают отдых «на воде» (на море –37 %, на реке – 43 %, на озере – 6,4 %).
Знание приоритетов в организации и проведении отдыха с дошкольниками позволило педагогам при поддержке родителей создать и предложить семьям примерные проекты летнего отдыха, открытые для обсуждения и коррекции.
Среди факторов, оказавших влияние на процесс проектирования летнего отдыха детей, можно назвать:
– готовность педагогического коллектива образовательного учреждения к коллективной деятельности по определению комплекса мероприятий, вносящих изменения в организацию летнего отдыха детей, как в условиях общественного учреждения, так и в семье;
– участие руководства муниципального управления образования, образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования (детско‑юношеского центра, станции юных туристов и др.), культуры в организации и поддержке проектов;
– привлечение семей воспитанников, ориентированных на партнерские отношения с детским садом, к участию в проектировании летнего отдыха дошкольников;
– учет особенностей экосистемы края, богатства видов флоры и фауны.
На приглашение принять участие в реализации проектов летнего отдыха с детьми откликнулось немало родителей, а также старшее поколение – бабушки, дедушки. В течение месяца с начала учебного года родители и дети обменивались яркими впечатлениями от общения друг с другом; открытий природного и культурного наследия города, края, России. В качестве примера приведем рассказ Е. П. Соиной об участии в акции «Зеленая аптека».
Моя аптека
Нынешнее лето мы с семьей все выходные проводили на даче. Конечно, брали, с собой и нашего малыша, Сашу. Для него всегда эти поездки – праздник. Он очень любит ездить на машине, да еще и папа дает ему «порулить».
Дачей мы называем дом в деревне, в пойме; там живет наш дед. У Саши с дедом уже свои сложившиеся взаимоотношения. Они вместе идут проведать собаку Фильку, трех кошек с котятами, петуха и курочек. А потом катаются на трехколесном велосипеде, который является реликвией в нашей семье.
На огороде у нас растет много полезных лекарственных трав. Они дикорастущие, но мы их оставляем, не удаляем, зная, что они целебны, другие же сажала наша бабушка, она хорошо знала их свойства. К сожалению, бабушка умерла, но ее травы продолжают расти. У нас растут крапива, спорыш, пустырник, чистотел, лопух.
Когда я собираю травы, мой сынок всегда рядом. Сашок с большим удовольствием поможет мне собирать золотые головки ноготков, называет их «солнышком». Мы насушили этих цветочков, так как они очень полезны. Мы завариваем и пьем отвар из ноготков как чай, а можно полоскать рот при стоматите, при болях в горле. А также применяем этот настой как общеукрепляющее средство для поднятия иммунитета, улучшения работы внутренних органов. Я всегда собираю семена, и в этом мне помогает Саша. Семена очень красивой, интересной формы, и их не спутаешь ни с какими другими. Мы с Сашей с удовольствием отнесли семена в детский сад. Очень хотим, чтобы эти яркие оранжевые головки – «солнышки» цвели на газонах нашего детского сада с весны и до самых заморозков, а также с удовольствием поможем посадить эти цветы.
Кроме ноготков мы заготавливаем ромашку и мяту. Ромашка у нас растет по краям всех дорожек. Срезали ее в пору цветения до обеда в сухую солнечную погоду, потом разложили на сквознячке в тени, где она и высохла. Считаю, что ромашка – очень полезное растение. Настои из нее обладают противовоспалительными, антисептическими свойствами, налаживают работу желудочно‑кишечного тракта при различных расстройствах и дизбактериозах. Отвары из ромашки я добавляю в ванну, когда купаю деток (особенно при «потничке», аллергических проявлениях на коже).
А мята растет у нас на отдельной грядочке. Вся семья любит по вечерам пить чай с мятой. Аромат чудесный! Лечит даже аромат – благотворно, успокаивающе действует на нервную систему. Мяту мы сушим обязательно каждое лето. Веточки срезаем, когда они молодые, нежно‑зеленые, до цветения или во время начала цветения и обязательно в сухую солнечную погоду, тогда лучше всего сохраняется ее аромат. Мята – очень полезное растение, особенно она незаменима при ингаляциях для лечения простудных заболеваний.
С удовольствием откликнулись на акцию «Аптека», проводимую в детском саду, отнесли сухие травки – ромашку и мяту. Пусть детки будут всегда здоровы!
Благодаря проектированию была найдена удачная форма отражения результатов разнообразной совместной деятельности взрослых и детей – семейные дневники, необходимые не только для сбора информации об окружающем мире, но и для последующего совместного обсуждения приобретенного опыта, анализа событий, рефлексии, а также последующего проектирования. Приведем примеры содержания таких семейных дневников.
Лето на даче
1. Наша дача.
Представление семьей дачного домика и участка при активном сотрудничестве с ребенком (в рисунке, прозе, поэзии и пр.).
2. Удивительное рядом.
Описание всего необычного, привлекшего внимание детей и взрослых на даче (встречи с насекомыми, птицами; появление на огороде овощей необычной формы и т. д.).
3. Мой огород.
Представление первого опыта выращивания овощей ребенком. Зарисовка стадий детского труда в природе при поддержке членов семьи (посев семян – появление ростка – рост – цветение – плодоношение – сбор урожая – приготовление блюд – хранение (консервирование, сушка).
4. События лета.
Описание происходящих на даче событий; отражение их в рисунках, рассказах.
Фоторепортаж.
Лето на Волге
1. Город на Волге.
Совместный с ребенком сбор, накопление и представление информации о великой русской реке Волге. Описание событий из прошлого и настоящего семьи, связанных с рекой.
2. Познаем, чувствуем, творим…
Фотохроника семейных исследований реки. Выполнение аппликаций, поделок, рисунков на «речную тематику». Описание переживаний, связанных с отдыхом на Волге (радость, восторг от овладения ребенком навыками плавания; прогулки на теплоходе и пр.). Сбор пословиц, поговорок, песен о реке и конкретно о Волге.
3. Незабываемые встречи.
Описание встреч с интересными людьми. Рассказ о флоре и фауне Поволжья.
Фоторепортаж.
Наше летнее путешествие
1. Выбираем маршрут.
Совместное с ребенком определение и обсуждение маршрута летнего путешествия. Поиск маршрута по карте области (России, мира). Сбор рюкзака юного туриста. (Ребенку могут пригодиться в путешествии материалы для творчества: альбом, фломастеры или карандаши для зарисовок, цветная бумага, клей, ножницы.)
2. Дорога к морю (в горы, новый город, страну).
Фотохроника семейного путешествия по выбранному маршруту. Отражение впечатлений о путешествии к месту отдыха в семейных рассказах, стихах, детских рисунках.
3. Мы вместе.
Описание совместных переживаний, связанных с семейным отдыхом вдали от дома (прогулки по вечернему городу, к морю, в горы и т. д.).
4. Встречи с прекрасным.
Описание объектов природы и культуры, поразивших детей и взрослых красотой форм, гармонией. Фоторепортаж.
5. Наша коллекция.
Представление коллекции растений, камней, открыток, игрушек и других интересных предметов, рассказывающих об удивительном природном и культурном наследии края (России, мира).
Идеи к проектам могут представлять и дети. Их участие в проектировании имеет особое развивающее значение. Сталкиваясь с различными проблемами, дошкольники при поддержке педагогов и родителей, сверстников, а также старших детей учатся сомневаться, критически мыслить. Решая различные задачи познавательно‑практической, художественно‑образной, социально значимой направленности, дети получают новые знания о разных сферах окружающей действительности; у них пробуждается и развивается интерес к разнообразной деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний и к проверке имеющихся.
Рассмотрим в качестве примера возникновение идеи к проекту «Волжские богатыри».
Тип проекта: информационно‑творческий; по содержанию – «ребенок, общество и его культурные ценности»; детско‑взрослый, где ребенок – субъект проектирования; открытый (в детском саду и за его пределами: проспект Металлургов, памятник М. Паникахе); фронтальный; средней продолжительности.
Проблема: «Кто такие богатыри и кого можно назвать богатырем?»
Цель‑результат: при поддержке взрослых (специалистов и родителей) дети старшего возраста знакомятся с героями русских былин и сказаний, эпизодами Великой Отечественной войны, семейными воспоминаниями; узнают, что во все времена на защиту русской земли вставали и встают настоящие защитники‑богатыри.
Материал: литература по теме для чтения и рассматривания, магнитофон, спортивный инвентарь, аудиозаписи.
Предшествующая работа: на занятиях дети знакомятся с былинами, сказаниями, рассматривают иллюстрации, делятся информацией с родственниками, рисуют, играют в сюжетно‑ролевые игры.
Содержание практической деятельности по реализации проекта День 1. Рождение проблемы.
В группе появляется новая книга – книга И. К. Пименовой «Рождение Руси». Дети, рассматривая иллюстрации, делятся своими впечатлениями и просят педагога почитать книгу. После прочтения у детей возникает спор о том, было ли то, что в ней описано на самом деле, кто такие богатыри и кого можно назвать богатырем. Мнения детей различны.
Данил Ф. Это все в сказках было, не по‑настоящему.
Настя С. Как же не по‑настоящему, когда ведь и князь Игорь, и князь Олег на самом деле жили, и у них были богатыри в дружинах. Они защищали землю от врагов.
Воспитатель предлагает детям подумать, кого еще можно назвать богатырями, спросить об этом у своих родственников и вернуться к этому разговору завтра.
Маша Щ., Сергей К., Женя А. на прогулке придумали былину и попросили воспитателя записать ее.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 213.