Неоценимое значение в развитии отношений с семьей имеют разные формы переписки.
Беседы воспитателей с родителями (другими членами семьи) чаще всего проводятся в утренние и вечерние часы, когда ребенка приводят и забирают из детского сада. Но такое общение малоэффективно и значительно уступает письменной форме диалога, поскольку у родителей мало времени (утром – спешат на работу; вечером – торопятся домой, чтобы приготовить ужин, проверить уроки у старших детей), а воспитателя постоянно отвлекают вновь приходящие дети, да и родители, нуждающиеся в консультации, не всегда решаются при посторонних завести разговор о своем ребенке.
Кроме того, многие специалисты (психолог, логопед, медсестра) заканчивают свой рабочий день раньше, чем некоторые родители могут забирать своего ребенка из детского сада. В таких условиях единственной возможностью общения со специалистами становится письменная форма диалога. Письмо, записка педагога или логопеда – это не просто исписанный лист бумаги, а руководство к действию для родителей, постоянно находящееся под рукой. Письменное обращение гарантирует конфиденциальность информации о проблемах семьи. Ответ педагога при этом более точен и конкретен, обращен к конкретной семье. Родители, воспользовавшись письменной формой, могут прояснить сложные аспекты воспитания своего ребенка в семье, а при необходимости и лично обратиться с просьбой к специалисту.
При использовании письменного варианта общения важно придерживаться следующих правил:
– ориентироваться на особенности каждой семьи;
– не заменять перепиской живое общение с родителями;
– сочетать письменные формы общения с семьей с другими формами общения (как индивидуальными, так и коллективными).
Записка – это письменное сообщение, выраженное в краткой, лаконичной форме. Записка‑просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о любимых занятиях, отношениях со сверстниками и другую важную информацию.
Личный блокнот (тетрадь) – это письменная форма ежедневного обмена информацией между детским садом и семьей. Такие блокноты (тетради) могут каждый день курсировать между детским садом и семьей. В них родители могут сообщать воспитателям об успехах ребенка в разных сферах деятельности, особых семейных событиях (поездках, дне рождении, посещении театра) и др.
Письмо – это повествование о трудностях и достижениях в воспитании и обучении ребенка, о месте и роли родных и чужих взрослых в его развитии. Письмо позволяет передать собственное эмоциональное отношение к тому, что происходит в жизни конкретного ребенка, связанного с миром семьи и детского сада; поделиться радостями и заботами, посочувствовать, обратиться за помощью.
Благодарственное письмо – это обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких‑либо мероприятий в детском саду (экскурсий, праздников, акций, конкурсов, мастер‑классов), а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей.
Открытка – это форма письменного поздравления с достижениями ребенка, а также с праздниками (в том числе семейными) и профессиональными успехами родителей воспитанников.
Такое разнообразие форм письменного общения воспитывающих взрослых предоставляет обеим сторонам (семье и детскому саду) возможность затронуть различные стороны жизни ребенка в детском саду и дома. Письменное сообщение воспитателя может быть прочитано дома в семейной обстановке. В его обсуждении принимают участие все члены семьи, проживающие с ребенком; это позволит эффективно влиять на установление единых требований к дошкольнику дома, а также согласовать их с требованиями общественного воспитания.
«Почтовый ящик». Переписку невозможно себе представить без почтового ящика, в который складывают вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, обучения, развития детей. По мере наполняемости почтового ящика, воспитатели группы знакомятся с поступившей в адрес специалистов детского сада информацией и определенным образом реагируют на нее. Например, на поступившие от родителей вопросы воспитатели группы отвечают сами или адресуют их: заведующему, методисту, медсестре, психологу. Ответы на вопросы могут быть также оформлены на стенде для родителей.
Выставки
Выставка – это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов и др.), расположенных для обозрения детей и взрослых.
Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Как правило, они устраиваются для каждой возрастной группы. Работы детей должны быть подписаны или расположены в индивидуальных ячейках, чтобы каждый родитель мог легко найти работу, выполненную его ребенком. Тематические выставки («Как воспитать здорового ребенка», «Досуг в семье», «Домашнее чтение», «Игры детей», «Общение с детьми» и др.) позволяют познакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, вопросами теории и практики воспитания и обучения детей, пропагандировать лучший опыт семьи, в доступной наглядной форме представить демонстрационный материал.
Большой оклик вызывает у родителей и детей предложение презентовать семью в форме семейной газеты, журнала. В семейном журнале, оформленном родителями вместе с ребенком, можно рассказать о дне рождения семьи, ожидании и рождении ребенка, о любимых занятиях и играх детей и взрослых (работа на дачном участке, туристические поездки, посещение музея, домашний театр и т. д.).
Важно не только предлагать, но и поддерживать желание родителей презентовать собственный опыт воспитания детей в детском саду, например, опыт семейного взаимодействия с природой родного края в фотографиях и картинах.
Если выставка оформляется детскими фотографиями, нужно постараться, чтобы как можно больше родителей нашли изображение своего ребенка. Оформляя выставку нужно помнить, что ее цель состоит не только в том, чтобы заинтересовать родителей обилием и разнообразием фотографий их детей, но и в том, чтобы донести до них содержание и значимость того или иного вопроса.
Тематические выставки могут быть организованы как для родителей ребят одной группы, так и для родителей воспитанников всего детского сада. В зависимости от этого в оформлении и подборе материалов принимают участие воспитатели данной группы или весь педагогический коллектив.
Медиатека
Информация хранится не только в книгах, но и на дисках, аудио‑, видеокассетах. Молодые родители (особенно папы) все чаще обращаются к воспитателям с просьбой познакомиться с медиапособиями по воспитанию детей; проявляют интерес к образовательным порталам и сайтам в Интернете.
Для того чтобы детский сад стал для родителей источником информации о ребенке, о развитии детско‑родительских отношений, о новых формах совместной познавательной и коммуникативной деятельности в триаде «ребенок‑родитель‑педагог» можно оборудовать в ДОУ семейную медиатеку (как в самостоятельном помещении, так и в методическом кабинете).
Термины «медиа», «медиатека» впервые прозвучали в отечественной методической и педагогической литературе в 1991 г. «Медиа» (лат. media – мн. число от medium – средство, посредник) – это не только аппаратные устройства, но и носители информации, которые хранятся и распространяются отдельно от аппаратных устройств, а кроме того, собственно информация[9].
Медиатека может стать важной составляющей общей системы образовательного и информационного пространства дошкольного учреждения. Более того, взаимодействуя с региональными, городскими, районными детскими и взрослыми библиотеками, музеями, учебными заведениями, научными организациями и прочими источниками информации, медиатека активизирует процессы интеграции, координации и кооперации необходимых ресурсов.
В состав семейной медиатеки могут быть включены:
• мультимедийные материалы к занятиям с детьми и взрослыми;
• мультимедийные энциклопедии, словари;
• развивающие и обучающие программы;
• собрание медиа‑объектов (аудио‑, видео‑, мультимедиа‑ресурсы и др.);
• коллекция проектов и итоговых мультимедийных презентаций, выполненных педагогами и родителями.
Основа семейной медиатеки – фонд документов, включающий электронные копии печатных изданий (книг, периодики), аудио– и видеоматериалы и пр. Создавая фонд, необходимо помнить, что он должен удовлетворять интересы детей и воспитывающих взрослых (родителей, педагогов); содержать хрестоматии по семейной педагогике и психологии, психологии детства; педагогические и психологические энциклопедии, словари, монографии, методические и учебно‑методические пособия и материалы, художественную литературу для семейного чтения и другие документы (см. Приложения 4, 5).
Пользуясь медиатекой, дети и взрослые с помощью старшего воспитателя (социального педагога, психолога) выбирают необходимую литературу, видеокассеты с записями художественных, учебных фильмов и мультфильмов, диски с электронными развивающими играми и пр.
В случае, когда информационного поля ДОУ оказывается недостаточно, специалисты направляют семью в детскую районную (городскую) библиотеку, музей и другие учреждения культуры, научные организации или рекомендуют посетить сайты в Интернете.
Агентство «Детский отдых» – http://www.baby.ru
Библиотека классической русской литературы – http://www.klassi‑ka.ru/
«Век образования» – http://biblio.narod.ru/gyrnal/vck/sod_vse_ tabl.htm
Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Уиганского – http://www.gnpbu.iip.net
Государственная Третьяковская галерея – http://www.tretyakov.ru
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина– http://www.museum.ru/gmii
Государственный Русский музей – http://www.rusmuseum.ru
Детский развлекательно‑образовательный портал «Солнышко» – http://www.solnet.ee
Журнал «Семья и школа» – http://www. parent.fio.ru
Сайт для учителей и родителей «Интер‑педагогика» – http://www.inter‑pedagogika.ru
Интернет‑система «Мир семьи» – http://www.fw.ru
Клуб многодетных семей – http://www.8ya.ru
Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ – http://www.duma.gov.ru
Министерство науки и образования РФ – http://www.informika.ru /text/goscom
Мир энциклопедий – http://www.encyclopedia.ru «Орфей».
Музыкальное образование и культура в сети Интернет – http://www.math. rsu.ru/orfey
Популярная психология – www.alenkin.narod.ru
Портал «Семейное воспитание» – http://www.sciteclibrary.com/family
Психологический словарь – http://www.psycho.lgg.ru
«Родительское собрание» – http://www.rodsobr.narod.ru
Семь Я – http://www.7ya.ru
Ученые – детям – http://www.kids.genebee.msu.su
Образование родителей
Не только просвещение, по и образование родителей становится сегодня значимым для семьи, которая сталкивается с проблемой воспитания детей в меняющемся современном мире.
Как готовить детей к жизни в условиях перемен и социально‑экономической нестабильности? Какой стиль взаимодействия с ребенком выбрать? Какими ценностями руководствоваться? Воспитывающие взрослые стихийно, на уровне здравого смысла, реагируют на происходящие перемены, что не всегда оказывается достаточным. Прежний опыт не помогает решать проблемы, а социально‑педагогическим анализом жизненных ситуаций родители не владеют.
Идея недостаточности традиционных форм передачи опыта семейного воспитания от поколения к поколению и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательных учреждений осознается сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами. Подготовка родителей к воспитанию детей названа ЮНЕСКО важнейшим направлением деятельности по оздоровлению семьи и полноценному развитию детей, способных в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества.
Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе (участие в разного рода родительских объединениях и видах активности).
Образование родителей должно строиться на принципе личностной центрированности, а не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, поскольку родители воспитанников – взрослые люди с развитым самосознанием, отражающим личностное мировосприятие, переживания, уровень удовлетворенности своим положением и жизнью в целом, идеалы, планы, стремления.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми привыкли взаимодействовать специалисты детского сада. Во‑первых, они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решения. Обучение в «школе для родителей», «родительском университете» выступает для него как самообразовательная деятельность, в которую он включается по собственному решению. Во‑вторых, на обучаемость взрослого влияет возраст, с увеличением которого возрастает и количество времени, необходимое на усвоение и воспроизведение учебного материала. В третьих, на характер и темп обучаемости взрослого влияет опыт – как опыт учебной деятельности, так и жизненный, профессиональный опыт. В четвертых, взрослые проявляют робость, неуверенность, осторожность при необходимости дать быстрый ответ (повышенную чувствительность). И наконец, при восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями своей практической деятельности; при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью, особенно в знакомых им сферах знаний.
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия с субъектами, обеспечивающими их образование (социальным педагогом, психологом, группой родителей и пр.); право на участие в планировании и формировании содержания образовательных программ. Программы образования родителей должны разрабатываться, а в последующем реализовываться исходя из следующих принципов:
• целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;
• адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
• доступности – учета возможностей родителей воспитанников в освоении предусмотренного программой учебного материала;
• индивидуализации – модификации содержания, методов обучения и темпов освоения курса в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей, осваивающих его;
• участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.
Для «родительских школ и университетов» характерны: работа по учебному плану, наличие примерной программы, постоянный состав слушателей. Занятия обычно проводятся с сентября по июнь один раз в месяц. На занятиях родителям читаются лекции; проводятся семинары, беседы, практические занятия, устраиваются конференции.
Примерные образовательные программы для родителей, имеющих детей раннего возраста:
• Мама или детский сад. Адаптация ребенка к детскому саду
• Физическое развитие и воспитание малыша
• Психологические особенности детей раннего возраста
• Педагогика раннего детства
• Воспитание мальчика и девочки в семье.
Примерные образовательные программы для родителей, имеющих детей дошкольного возраста:
• Здоровый дошкольник
• Психологические особенности дошкольника
• Семейная педагогика и домашнее воспитание детей дошкольного возраста
• Игры в семье
• Готовность к школе.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 265.