Мальчики и папы выстраиваются двумя командами.
Мальчики.
Мы сегодня на зарядку
Вышли дружно, по‑порядку.
И с особым наслажденьем
Выполняли упражненья!
Ведь сегодня день особый
Для мальчишек и мужчин –
День защитника Отечества
Знает каждый гражданин!
Чтоб здоровье крепкое
Было у ребят.
Ведь мальчишка – это
Будущий солдат!
Чтобы быть выносливым
В учении и в бою,
Защищать любимую
Родину свою!
Л. Чадова
Ведущая. Посмотрите, какая дружина собралась сегодня в нашем зале. Да, не перевелись еще на волжской земле богатыри! Сойдутся они сейчас в поединке честном, покажут удаль молодецкую, смелость да смекалку. А судить эти состязания мы пригласили мудрейших – наших дедушек. (Представляет судей.) А помогать им будет наша Наталья Премудрая. Жюри прошу занять свои места.
Да, в дружине нашей народ удалой,
Сильный и смелый, хотя молодой.
А мы состязания будем судить.
Ну, молодцы! Не подводить!
Правила быстро все уясняйте,
И без ошибок их выполняйте!
А если случится их нарушать,
Очки за ошибки мы будем снимать!
Провести сегодняшние состязания мы попросили педагога по физическому воспитанию Ирину Геннадьевну.
Состязания, ребятки,
Мы начнем сейчас с зарядки!
Если кто‑то от зарядки
Убегает без оглядки, –
Он не станет нипочем
Настоящим силачом!
Проводится разминка для пап (приседания с ребенком на плечах), разминка для мальчиков.
Ведущая.
Ну что же, разминка успешно прошла!
Команды готовы сражаться!
В бою побеждает наверняка
Тот, кто умеет за друга держаться!
Проводятся состязания: эстафета «Переправа» (папы переносят по очереди свою команду «через реку»); эстафета «Бесшумные разведчики» (мальчики пролезают через тоннель).
Ведущая. Много сил потратили добры молодцы, можно и передохнуть немного. А мы посмотрим, как мамы поддержат свои команды.
Проводится музыкальный конкурс для мам «Угадай мелодию». Задание – узнать песни военных лет, песни о войне («Катюша», «На Мамаевом кургане тишина», «В землянке», «На безымянной высоте», «День Победы»),
Затем проводится соревнование пар «Тяпи‑толкай»: дети, взявшись за руки, перетягивают друг друга через линию, папы – уперевшись спинами, выталкивают друг друга за линию, и соревнование «Меткие стрелки»: участники должны попасть мячами в мишень.
Ведущая. Ну что же, окончены соревнования, пора нам подводить спортивный итог. А пока жюри совещается, ребята споют.
Дети исполняют песню «Мы защитники», музыка Н. Лукониной, слова Л. Чадовой.
Жюри объявляет результаты состязаний.
Ведущая. Наши состязания окончены. Мы увидели, какие богатыри у нас подрастают. Спасибо папам, которые показали хороший пример нашим ребятам, спасибо всем, кто пришел на наш семейный праздник. А теперь пора подкрепиться. Давайте пойдем к нам в группу и отведаем блюда богатырские.
Праздник продолжается в группе.
Семейный театр
Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей и педагогов детского сада, созданное при участии педагогов и работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров, и развитие воспитательного потенциала семьи.
Семейный театр является: творчески воссозданным средством развития воспитательного потенциала семьи; приобщения к миру театра, художественным ценностям, характеризующимся интегративными особенностями. Он объединяет традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащеиия и дальнейшего развития театрального искусства. Семейный театр является специфической формой передачи опыта предшествующих поколений, и особым педагогическим способом, охватывающим накопленную веками мудрость русского народа, создающим определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды.
Домашние театральные постановки на протяжении длительного времени (конец XVIII – начало XX вв.) были одной из ведущих форм проведения семейного досуга в России. Расцвет и всплеск интереса к «домашнему театру» приходится на конец XIX – начало XX вв.
В представлениях домашнего театра, по свидетельствам историков, искусствоведов и педагогов, участвовали все члены семьи: дети, родители, бабушки, дедушки и другие родственники. Организовывались эти представления для показа в семейном кругу и являлись неотъемлемой частью проведения совместного досуга.
Домашние театральные постановки пользовались большим успехом в дворянских семьях. В помощь родителям с 1885–1904 гг. издавалось ежемесячное приложение к журналу «Родина» – «Домашний театр», в котором печатались пьесы, рассказы, режиссерские комментарии.
Дмитрий Иванович Писарев, известный литературный критик, журналист и писатель, в раннем детстве получил домашнее воспитание. Большое влияние на формирование его личности оказала матушка – Варвара Дмитриевна Писарева, знавшая несколько языков и тяготеющая к различным искусствам. По ее инициативе в доме Писаревых часто устраивались театральные представления, в которых участвовали и все домашние, в том числе и маленький Дима[12].
С благодарностью вспоминала театрализованные игры, организованные отцом и его друзьями дома и за городом, на отдыхе Н. И. Сац. В книге «Новеллы моей жизни» она рассказывает об этом так: «Папа в разные игры и со взрослыми играть любил. А ребята! Они готовы были весь день стоять около нашей входной двери в надежде, что папа с ними сегодня поиграет. Когда папа писал „Синюю птицу“, он особенно много был с ребятами. Однажды купил для всех детей нашего двора билеты на поезд, еду всякую, и мы все вместе на целый день поехали на станцию Фирсановка, пошли в лес, играли там в „Синюю птицу“[13].
Театр может с самого раннего детства развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность и формировать творческую активность, способствовать гармонизации детско‑взрослых отношений, объединению семей, сокращению «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.
Семейный театр – особая конструктивная форма взаимодействия ДОУ с семьей, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов, способствующая: повышению уровня ответственности взрослых за воспитание ребенка; взаимодействию ДОУ и учреждений культуры с семьей; приобщению воспитывающих взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях; повышению эстетического уровня детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства; познанию истории и культуры нашей Родины.
В процессе театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами образовательных учреждений (участие родителей и педагогов в изготовлении костюмов, ширм, подготовка к театральным представлениям и т. д.), являющиеся хорошим примером для детей.
Развитие воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра разворачивается поэтапно.
I этап. Организационно‑исследовательский.
Позиции участников совместной театральной деятельности: педагог – руководитель, находится в активной субъектной позиции. Дети и родители – непосредственные участники – занимают объектную позицию.
Формы и методы решения задач. Изучение семьи ребенка, детско‑взрослых отношений, определение исходного уровня развития воспитательного потенциала семьи с использованием комплексной диагностики. Знакомство с образовательной программой «Чудо по имени театр» (театральные гостиные, индивидуальные занятия с детьми и взрослыми, игры и упражнения на развитие творческих способностей участников совместной театральной деятельности).
II этап. Поддерживающе‑развивающий.
Позиции участников совместной театральной деятельности: педагог – руководитель семейного театра, взрослые и дети – соучастники совместной театральной деятельности; родители переходят с объектной на субъектную позицию.
Формы и методы решения задач. Развитие воспитательного потенциала семьи в процессе реализации программы «Чудо по имени театр». Систематические занятия в театральных мастерских в детском саду, встречи с творческими коллективами, театральными студиями, режиссерами и актерами театров; посещение театральных спектаклей, семейных воскресных абонементов; совместная исследовательская деятельность детей и взрослых, этнографические экспедиции; совместные творческие проекты, включающие изготовление декораций, сценических костюмов, масок, кукол; организацию театральных постановок с участием детей, родителей, педагогов в детском саду, а также домашних представлений.
III этап. Конструктивно‑рефлексивный.
Позиции участников совместной театральной деятельности: триада «дети – родители – педагоги», соучастники совместной театральной деятельности. Родители самостоятельно управляют процессом развития воспитательных способностей.
Формы и методы решения задач. Рефлексия, анализ совместных достижений в театральной деятельности, семейные праздники, спектакли, самостоятельные творческие проекты семей, возрождение традиций домашних театральных постановок.
Семейный театр изменяет детско‑взрослые отношения в семье, а также отношение родителей к детскому саду. Приведем примеры таких изменений.
Семья Светы П. Занятия и участие в программе «Чудо по имени театр» помогло родителям изменить позицию по отношению к педагогам ДОУ, участвующим в реализации данной программы. Знания, получаемые во время занятий в мастерских, посещения театральных гостиных, мастер‑классов помогли им выработать единые требования к ребенку и умело реализовать советы по воспитанию своего ребенка.
Мама – Наталья Петровна и папа – Евгений Викторович проявили активность и смогли оказать посильную помощь в подготовке к театральным представлениям. Наталья Петровна оказалась умелой швеей и с удовольствием приняла предложение быть дизайнером театральных костюмов для детей и взрослых. Евгений Викторович изготовил ширму для кукольного театра, экраны для театра теней, а оказавшийся однажды под рукой фотоаппарат сделал его участником всех представлений в роли фотокорреспондента. Взаимоотношения в семье перешли на более высокий уровень, появилось больше доверия друг к другу; родители смогли увидеть мир с позиции ребенка, узнать его сильные и слабые стороны и учитывать их в воспитании. В семье появились совместные увлечения, родители стали прямыми участниками игры ребенка, научились планировать совместный семейный досуг, учитывая при этом мнение дочери.
Семья Тани Б. Мама – Елена Александровна – несколько скептически отнеслась к участию в занятиях театральных мастерских. Первые занятия не посещала, но не ограничивала ребенка в увлечении театром.
Елена Александровна способствовала приобретению театральных костюмов, готовила пригласительные билеты. К сожалению, на первых премьерах спектаклей с участием дочери она не присутствовала, но увидев фотовыставку, организованную педагогами с помощью родителей, была приятно удивлена открывшимся талантом девочки. Елена Александровна стала больше интересоваться увлечениями, занятиями ребенка. И постепенно, от простого «проживания» рядом с дочерью перешла к новому мироощущению – «быть вместе» с ней, почувствовать себя единым целым. Елена Александровна помогла ДОУ приобрести несколько наборов театральных кукол, выступила инициатором идеи дизайн‑проекта «Театральное платье эпохи Возрождения».
Занятия в театральных мастерских, близкое общение с другими родителями способствует переосмыслению отношения родителей к ребенку и пониманию смысла слов «совместный семейный досуг».
Приложение 1
Дата: 2019-11-01, просмотров: 244.