Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Процесс социализации длится в течение всей сознательной жизни человека и тесно связан с понятием социальной адаптации – вовлечением человека в условия социальной среды.
В ходе социализации на человека оказывают воздействие определенные люди или организации, отвечающие за процесс усвоения норм – агенты социализации.
Существуют два вида социализации:
1. Первичная социализация происходит на ранних этапах жизни человека. Здесь происходит приобретение индивидом начальных представлений о мире и обществе. Агенты: семья, друзья, ближайшее окружение, связанное с человеком тесным личным контактом.
2. Вторичная социализация. Овладение человеком более конкретных и специальных навыков успешного функционирования в социальной структуре; интеграция в систему разделения труда. Агентами являются учреждения формального характера – школа/учителя, СМИ, институт/преподаватели.
Ресоциализация – приспособление к новым моральным и культурным нормам и ценностям по причине смены общественного окружения. Например, заключение в тюрьму.
Десоциализация – процесс, обратный социализации, то есть утрата человеком социального опыта и представлении о поведении в обществе, и, как следствие, утрата возможности самореализоваться.
Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия нравственных, этических норм и правил, знаний и умений.
13. Социальная структура общества. Виды структур. Особенности сетевой структуры.
Социальная структура общества — это устойчивая связь субъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания доходом, властью, престижем, образованием.
В широком смысле ‑ это система основных социальных сфер (экономической, политической, духовной)
Основные компоненты социальной структуры: индивид, общность, социальный институт.
Виды соц структур:
1. Профессионально-образовательная (директор, служащие, рабочие, ученики, младший обслуживающий персонал.)
2. Социально-классовая (классы отличаются местом в системе производства, отношением к средствам производства, ролью в организации труда, размером доходов);
3. Этническая структура - разделение людей по национальному признаку.
4. Демографическая структура определяется составом по возрасту и полу.
5. Социально-психологическая структура формируется по общности интересов, ценностных ориентаций, увлечений.
6. Поселенческая (сельские и городские)
Общество сетевых структур - понятие, введенное испанским социологом и политологом Кастельсом
Сетевая структура — это децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев, что придает сети гибкость и динамичность. Яркими примерами являются сети интернета, финансовых потоков, СМИ, мафиозных структур.
Сетевое общество — это общество, в котором ключевые социальные структуры и деятельность его членов организованы вокруг сетей электронных коммуникаций
Именно сети составляют новую соц структуру современных обществ, а не индивиды, группы и институты
Главный ресурс - информация
Главная особенность сетевых структур состоит в том, что власть в таких обществах больше не является монополией институтов государства и политический партий — она распространяется по глобальным сетям богатства, информации и имиджей, которые циркулируют и видоизменяются.
Только тот, кто способен подключить свою сеть к СМИ, став владельцем одного из информационных каналов, обзаводится рычагом власти, способным формировать общество и манипулировать им.
14. Социальный институт. Определение, типологии и функции. Формальные и неформальные, тотальные, дисциплинарные институты.
Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение человеческих потребностей.
Типология по Спенсеру:
1) семейные или домашние (брак, семья)
2) обрядовые (обычаи, традиции, привычки, этикет)
3) государственно-политические
4) церковные
5) профессиональные
6) промышленные
Типология Норта:
1) формальные – институты, деятельность которых закреплена формально в законах и других НПА
2) неформальные – деятельность не установлена формальными правилами (общепринятые условности и кодексы поведения)
Типология Эльстера:
1) внешние, жесткие: создаются и поддерживаются властью
2) внутренние: «культурный цемент», связывающий группу вместе.
Функции:
Тотальные институты (Гофман) – закрытые сообщества, обитатели которых вырваны из большого общества на значительный период времени и ведут закрытый, формально регулируемый образ жизни, находясь под жестким контролем. (монастыри, тюрьмы, казармы, концлагеря, интернаты, лепрозории)
Дисциплинарные институты (Фуко) – больницы, армии, школы, колледжи
Дата: 2019-11-01, просмотров: 199.