Правящий класс в работах Г. Моски.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гаэтано Моска сформулировал свою теорию элиты в работах "Основы политической науки" и "История политических доктрин"

Идея: "Во всех обществах существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым".

Власть не могут осуществлять ни один человек, ни все граждане сразу. "Политическое руководство в самом широком смысле слова осуществляется организованным меньшинством".

Меньшинство управляет большинством, потому что оно организовано. Групповая сплоченность и единомыслие обеспечиваются благодаря наличию у политического класса организации, структуры. Благодаря им правящий класс сохраняет власть.

Г. Моска заметил, что "господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством неизбежно... Эти согласованно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия".

Развитие любого общества направляется руководящим классом.

Сам правящий класс неоднороден, он состоит из двухслоев: очень малочисленной группы "высшего начальства" и более многочисленной группы "начальников среднего звена".

Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей, дающими им определенное материальное, интеллектуальное или даже моральное превосходство.

Есть две тенденции в развитии правящего класса: аристократическая (правящий класс становится закрытым и у общества ослабевают способности к развитию) и демократическая (правящий класс является открытым, происходит быстрое его обновление, но возникает опасность нарастания нестабильности).

Методы социологических исследований: типологии.

Метод — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.

Качественные методы социологии позволяют социологу понять суть какого-либо социального явления, а количественные - понять насколько массово это социальное явление и насколько оно важно для общества.

1) По глубине анализа:

· Пилотажное (разведывательное);

· Описательное;

· Аналитическое.

Пилотажное исследование – пробное, перед основным, исследование. Оно предназначено для проверки качества основного исследования.

Описательное исследование более сложное, т.к. по своим целям и задачам предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении.

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа. Его целью является выявление причин, лежащих в основе процесса и обусловливающих его специфику.

2) По цикличности:

· Точечные

· Повторные.

3) По методам сбора информации:

· Опрос

· Анализ документов;

· Наблюдение;

· Эксперимент.

Опрос– сбор первичной вербальной (словесной) информации. Его сущность заключается в том, чтобы на основании мнений нескольких сотен людей судить о мнениях тысяч и миллионов.

Наблюдение– преднамеренное, целенаправленное, систематическое, непосредственное восприятие и регистрация социальных фактов.

Эксперимент– метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

4) по характеру добываемого социологического знания:

- теоретические исследования (макросоциология)

- эмпирические (микросоциология)

5) по сферам общественной жизни,
- социально-экономические,
- социально-политические,
- социально-педагогические,
- социально-психологические





Дата: 2019-11-01, просмотров: 233.